Программа коррекционной работы.
методическая разработка на тему

Попова Галина Васильевна

Программа коррекционной работы разработана  в соответствии с требованиями ФГОС в рамках ООП НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionnoy_raboty.docx37.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  коррекционной работы.

Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с трудностями в обучении и воспитании, с  ограниченными возможностями здоровья  в освоении образовательной программы; коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальной адаптации.

Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать  особенности психо-физиологического развития детей и  особые образовательные возможности и потребности детей посредством психолого-медико-педагогического сопровождения образовательной деятельности.

Задачи:

  •  своевременное выявление детей с трудностями;
  • определение индивидуальной траектории развития и обучения, разработка и реализация индивидуальных учебных планов;
  • организация психолого-педагогического сопровождения;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям;
  • обеспечение систематического анализа и коррекции работы с данной категорией детей.

Структура коррекционной работы:

  1. Выявление детей с трудностями в обучении и воспитании и с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Создание  условий для обучения и воспитания учащихся.
  2. Система коррекционно-развивающей, консультативной и информационно-просветительской работы.
  3. Анализ результатов работы - Мониторинг.

п/п

Направление работы

Мероприятия

Ответственные

1.

Выявление детей:

-с трудностями в обучении;

- с трудностями в воспитании;

- с трудностями в обучении и воспитании;

- с ограниченными возможностями здоровья.

Обследование

Диагностика

Классные руководители

Психолог

Логопед

Соц.педагог

Мед.работник

2.

Создание условий

Определение формы получения образования:

  • Очная -общеобразовательный класс;

ШПМПк

 - специальный (коррекционный) класс VIII вида;

 - обучение на дому – индивидуальная программа обучения, дистанционное обучение.

ТПМПК

Использование технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения на уроках

Учителя

Индивидуальная, групповая работа

Учитель

Психолог

Логопед

Соц.педагог

Работа с родителями

Учитель

Психолог

Логопед

Соц.педагог

Зам.директора

Взаимодействие со специальными службами школы и города: реабилитационный центр, поликлиника.

Администрация

Соц.педагог

3.

Психолого-медико-логопедическое, педагогическое сопровождение

Мероприятия по плану работы на учебный год. (Приложение 4.)

Председатель ПМПконсилиума

4.

Анализ результатов работы за учебный год, корректировка.

Справка

Зам.директора

Программа  коррекционной работы на ступени начального общего образования позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психоло-педагогическое сопровождение ребёнка и включает в себя взаимосвязанные модули. Данные модули отражают её основное содержание.

        Программа включает в себя четыре модуля: диагностико–консультативный, коррекционно–развивающий, лечебно–профилактический, социально–педагогический.

I. Диагностико–консультативный модуль:

Программа медико–психолого–педагогического изучения ребенка

Изучение

ребенка

Содержание работы

Где и кем выполняется

работа

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации (история развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды).

Физическое состояние учащегося; изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.); нарушения движений (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения); утомляемость; состояние анализаторов.

Школьный медицинский работник, педагог, логопед.

Наблюдения во время занятий, в перемены, во время игр и т. д. (педагог).

Обследование ребенка врачом.

Беседа врача с родителями

Психологическое

Обследование актуального уровня психического развития, определение зоны ближайшего развития.

Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность.

Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.

Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания; индивидуальные особенности; моторика.

Школьная адаптация.

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время. (учитель, психолог)

Методики Ясюковой Л.А., Р.Амтхауэра, МЭДИС, Методика сочинения Е.И.Афанасьева и Васильева Н.Л. (психолог).

Консультации с ребенком, с родителями(психолог, педагог).

Изучение письменных работ (учитель).

Методика Александровской Е.А., Ковалёвой М.В.

Логопедическое

Обследование речевого развития:

  • исследование сенсомоторного уровня речи (проверка состояния фонематического восприятия, артикуляционной моторики, звукопроизношения, сформированности звуко-слоговой структуры слова);
  • исследование навыков языкового анализа;
  • исследование сформированности грамматического строя речи (повторение предложений, верификация предложений, составление предложений из слов в начальной форме, добавление предлогов в предложение, образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах);
  •  исследование словаря и словообразовательных процессов (образование существительных, обозначающих детёнышей животных, существительных в уменьшительной форме, прилагательных от существительных);
  • Исследование сформированности связной р  ечи.

Методики фронтального и индивидуального обследования: Ефименковой Л.Н. – письменная речь,

Ястребовой А.В,

Мазановой Е.В.,

Иншаковой О.Б.,

Филичевой Т.Б.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников  Т.А.Фотековой.

Наблюдения за речью ребенка на занятиях и в свободное время.

Изучение письменных работ.

Консультирование родителей (логопед)

Социально–педагогическое

Семья ребенка: состав семьи, условия воспитания.

Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом.

Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.

Эмоционально–волевая сфера: преобладание настроения ребенка; наличие аффективных вспышек; способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.

Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения; наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома;

взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка.

Посещение семьи ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения во время занятий, изучение работ ученика (педагог, психолог).

Анкетирование по выявлению школьных трудностей (учитель).

Опросник мотивации Н.Г.Лускановой (психолог).

Тест Люшера(психолог).

Консультации с родителями и учителями–предметниками. (психолог, педагог).

Тест Тэммл, Дорки, Амен (психолог).

Социометрическое исследование Джона Морено (педагог, психолог).

Анкета для родителей и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

МетодикаДембо – Рубинштейна (психолог).

На основе диагностических данных заполняются психологическая, педагогическая характеристики, выписка из анамнеза, речевая карта, предоставляемые на ШПМПк, где ребёнку назначаются сопровождающие специалисты (ведущие) по коррекционной работе; даются рекомендации родителям и педагогам.

II. Коррекционно–развивающий модуль:

        Условием успешного обучения детей с трудностями в обучении,  с ограниченными возможностями здоровья является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу в классе и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся.

Занятия строятся с учетом основных принципов коррекционно–развивающего обучения.

Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах.

  1. Началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития (совместно с психологом).
  2.  Реализация коррекционно- развивающей работы требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет вовремя вносить коррективы в коррекционно-развивающую работу.

Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа создаёт оптимальные возможности для индивидуализации развития.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия. Их преодоление  способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно – механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом и психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допускается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     либо из–за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Учет индивидуальных занятий (логопед, психолог, соц.педагог) осуществляется в специальном журнале. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).

Основа  организации коррекционных занятий - возможности ребенка: задание подбирается  в зоне умеренной трудности, но доступно, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается  пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

III. Лечебно–профилактический модуль:

Направление

содержание

Ответственный

Лечебно–профилактические мероприятия

Осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм во время организации учебного процесса, режима дня, питанием ребенка.

Педагог

Мед.работник

Соц.педагог

Зам.директора

Лечебно–профилактические действия

ЛФК; физминутки; пальчиковая, дыхательная, кинесеологическая, релаксационная, артикуляционная гимнастики; гимнастика для глаз

Педагоги

 Психолог

 Логопед

IV. Социально–педагогический модуль

 Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование  

Ознакомление педагогов  с психологическими, логопедическими  возрастными особенностями, нарушениями физического здоровья и развития, по проблемам  воспитания и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Логопед  Психолог  

Мед.работник

Семинары, тренинги, консилиумы,

лектории

Обучающие тренинги и семинары с педагогами по взаимодействию с детьми с ОВЗ, участие в педсоветах, консилиумах по вопросам обучения и воспитания, лектории по образовательному подходу к ребенку с ОВЗ, обучение приёмам и методам коррекционной и диагностической работы

Курсы повышения квалификации, психолог, логопед

Одним из условий успешной реализации коррекционной программы является организация

повышения психолого- педагогической компетентности родителей.

Цель: приобщение родителей к созданию единого образовательного и  воспитательного пространства для детей, требующих коррекционно-развивающей работы.

Направление

Содержание работы

Ответственный

Консультирование

ознакомление с психолого-педагогическими,  физиологическими и возрастными особенностями учащихся, педагогическая и психологическая помощь в решении трудностей в обучении и воспитании

Психолог, логопед, педагог,

соц.педагог.

Мед.работник

Родительские собрания.

Лекции по профилактике школьной дезадаптации, кризисам возрастного развития, по формированию детского коллектива, по возрастным особенностям детей, профилактике девиантного и аддиктивного поведения и проблем школьного обучения, физического развития.

Психолог, логопед, педагог,

соц.педагог.

Мед.работник

Анкетирование

Опрос родителей по вопросам обучения и воспитания.

Администрация  Психолог

Открытые мероприятия

Проведение круглых столов по взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья и открытых занятий и уроков. Приобщение к творческим мероприятиям различного уровня.

Психолог, логопед, педагог,

соц.педагог,

класс.рук-ль

Комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция обучающихся с трудностями в обучении и воспитании, с ограниченными возможностями здоровья.

Направ

ление

Цель

Форма

Содержание

Предполагаемый результат

Педагогическая коррекция

Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей обучения

уроки и внеурочные занятия

Индивидуальная работа

Реализация программ коррекционных занятий на основе УМК программы «Школа России»; программы вспомогательной школы (VIII вид).

Осуществление индивидуального подхода в обучении.

Освоение обучающимися Образовательной программы

Психологическая коррекция

Коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка

коррекционно-развивающие занятия

Реализация коррекционно – развивающих программ и методических разработок

Сформированность психических процессов, необходимых для освоения Образовательной программы

Логопедическая коррекция

Коррекция речевого развития

коррекционно – развивающие  групповые и индивидуальные занятия

Реализация программ и методических разработок  

Сформированность устной и письменной речи для успешного освоения Образовательной программы

Медицинская коррекция

Коррекция физического здоровья обучающегося

оздоровительные процедуры

План оздоровительных мероприятий спортивной и просветительской направленности

Поддержка, улучшение физического здоровья обучающихся

Условия обучения и воспитания учащихся с ОВЗ.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные (коррекционные) классы VIII вида. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет). В данных классах реализуется адаптивная образовательная программа: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 0-4 классов и Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.  

      Цель создания специальных (коррекционных) классов VIII вида – обеспечение воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Учебный план составлен на основании  инструктивно-методического письма Департамента образования и молодежной политики  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.  2015 г. № 8193 «О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РАСПОЛОЖЕННЫМИ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ И РЕАЛИЗУЮЩИМИ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ»

  и направлен на решение следующих задач:

- формирование представлений о себе;

- формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

- формирование коммуникативных умений;

- обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности; обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся.

Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации учащихся с умственной отсталостью.

Учащиеся специальных (коррекционных) классов обучаются в I смену.

Всё обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер.   К коррекционным занятиям  в младших классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные физкультурные занятия – ЛФК, а в старших классах - социально-бытовая ориентировка (СБО). СБО вводится с целью расширения практических умений и навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, способствующих социальной адаптации учащихся.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные логопедические занятия в 0-6 классах и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

С 5 класса вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, по которому проводится итоговая аттестация в конце 9 класса в форме традиционного экзамена.

По окончанию 9 класса выпускникам вручается свидетельство об окончании основного общего образования.

Планируемый результат:

  1.  Освоение учебной программы начальной школы, вспомогательной школы VIII вида учащимися данной категории.
  2. Успешная социализация детей.
  1. Положительная динамика личностного развития с учётом индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Оценка результатов коррекционной работы

педагога и всех специалистов, сопровождающих ребёнка с ОВЗ производится по результатам обучения и развития учащегося  в конце каждого учебного года и по необходимости представления на ТПМПК.  А это: промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, индивидуальная психолого-педагогическая характеристика общего развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Коррекционная программа...

Программа коррекционной работы ФГОС

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...