"Школа Творчества"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сырова Валерия Владимировна

 

Цель этой программы - обеспечить максимально возможное развитие личностного потенциала ребенка и сделать процесс его вхождения в школьную жизнь психологически комфортным.

 

Работа в маленьких группах, состав которых постоянно меняется, обеспечивает решение сразу нескольких задач на первом этапе обучения. Во-первых, это психологическая адаптация ребенка к школе. В микроколлективе детям легче познакомиться, привыкнуть друг к другу. Так, в конце первой четверти 1 класса они не только зрительно знают друг друга, но и знают друг друга по именам, получают установку на совместную работу, работу в коллективе. Это очень важно, т.к. в ходе обычного, школьного учебного процесса ребенок, в основном, находится в ситуации узкого, замкнутого круга общения (сосед по парте, старые знакомые) и ориентирован на самого себя, на свои успехи в учебе. Занятия в ТС формируют с самого начала у ребенка навык коллективной ответственности. Уже в 1 классе, через полгода занятий, дети готовят программу «Азбука», где они должны продемонстрировать умение работать вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_doklada.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы доклада (полный вариант).

Сырова В.В.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КЛАСС: ОПЫТ РАБОТЫ И ЖИЗПИ.

С 1991 года в 282 средней школе с углубленным изучением французского языка Кировского района, совместно с театральной студией «На Счастливой» (в дальнейшем - ТС) при Дворце детского и юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга, проходит обучение детей в начальной школе по программе «Школа творчества». За этот период было выпущено 4 театральных класса (в дальнейшем - ТК). В данный момент по этой программе обучаются 3 класса. В этом году выпускники ТК 2005 г. стали Лауреатами Фестиваля детских театральных коллективов «Начало» в номинации «Лучший спектакль на иностранном языке».

Целью обучения ребенка по программе «Школа творчества» не является специальная артистическая подготовка. Это принципиально важно. Цель этой программы - обеспечить максимально возможное развитие личностного потенциала ребенка и сделать процесс его вхождения в школьную жизнь психологически комфортным.

Опыт работы

Все начинается с организации учебного процесса. Один день в неделю дети занимаются на базе ТС. Класс делится на группы, по 8-10 чел, в каждой. Группы занимаются параллельно по следующим дисциплинам: общешкольным (математика, русский язык) и специальным – палитра-гимнастика чувств, теофизтренаж, мнемотехника, художественное слово.

Работа в маленьких группах, состав которых постоянно меняется, обеспечивает решение сразу нескольких задач на первом этапе обучения. Во-первых, это психологическая адаптация ребенка к школе. В микроколлективе детям легче познакомиться, привыкнуть друг к другу. Так, в конце первой четверти 1 класса они не только зрительно знают друг друга, но и знают друг друга по именам, получают установку на совместную работу, работу в коллективе. Это очень важно, т.к. в ходе обычного, школьного учебного процесса ребенок, в основном, находится в ситуации узкого, замкнутого круга общения (сосед по парте, старые знакомые) и ориентирован на самого себя, на свои успехи в учебе. Занятия в ТС формируют с самого начала у ребенка навык коллективной ответственности. Уже в 1 классе, через полгода занятий, дети готовят программу «Азбука», где они должны продемонстрировать умение работать вместе.

Во-вторых, в маленькой группе педагог может осуществить индивидуальный подход к ребенку. Школьная система, опять-таки в основном, ориентирована на среднего ученика. В ТС появляется возможность давать дифференцированные задания в соответствии с уровнем усвоения каждым учеником материала, возможно индивидуальное объяснение, индивидуальная беседа с учеником. Одним словом, при работе в маленькой группе учителю легче выявить проблемы ребенка в учебе и реально возможно их устранить. Показателем успешного обучения является рейтинг успеваемости ТК: средний балл учащихся 4,5 - 4,6.

Существенным плюсом программы «Школа творчества» является возможность расширения кругозора учащихся. Специальные предметы ТС ориентированы не только на дополнительную информацию, не входящую в обычную школьную программу (например, сведения по истории театра, дополнительный круг текстов по чтению и т.п.), но и, в первую очередь, на взаимодействие различных методов в освоении материала школьной программы. Основной акцент здесь ставится на учитывании психовозрастных особенностей ребенка, т.е. на характерной для этого возраста установке на конкретнообразное мышление, а именно: на способности ребенка представить, изобразить, почувствовать, «протанцевать», «продвигаться» изучаемый материал.

Так, например, в течение всех лет обучения, и особенно в первом классе, идет большая работа по технике речи. Это и пропевание гласных, выработка навыков различения букв и звуков, разучивание скороговорок, отработка четкости произношения, мелодика и интонирование речи (что важно для обучения выразительному чтению), техника дыхания. Акцент ставится на взаимодействии речи и движения: сложные для детей артикуляционные движения заучиваются на базе гимнастических упражнений. Эти занятия важны и для физического развития детей, которые - что не секрет - ведут в наше время в основном малоподвижный образ жизни. С другой стороны, гимнастический комплекс упражнений наиболее естественен для этого возраста и помогает легче усвоить сложную информацию. И, наконец, взаимодействие речи и движения влияет на успешное развитие навыков коммуникации. Всем нам хорошо знаком типаж ученика, отвечающего урок или читающего стихотворение «по стойке смирно», или же, напротив, не знающего, «куда деть руки». Занятия в ТС помогают ребенку не чувствовать себя скованным, учат естественным движениям в процессе говорения. Так решается одна из самых сложных для обычного школьного обучения проблем - развитие навыка естественной речи.

Кроме того, занятие в ТС значительно повышают у учеников осознанность изучаемого материала. Например, во 2 классе на уроках литературного чтения дети знакомятся с разными типами устного народного творчества. Конечно, основным школы, после школы и т.п., а является частью обязательной школьной жизни. Благодаря ТС, у ребенка возникает образ школы, которая умеет быть разной - и серьезной, и веселой; школы, в которой взрослые (родители, ученики) и дети - не по разные стороны баррикад, а члены одной команды. Иными словами, открывается возможность избежать одной из самых главных проблем - двуполярной картины мира, свойственной, к сожалению, сознанию современного человека. И обычная школа, опять-таки, к сожалению, становится первым этапом в формировании именно такого типа сознания. Мир ребенка делится надвое - школу и не-школу, когда полдня, т.е. полжизни, ребенок проводит в мире, где все роли распределены и поведение стереотипически задано, где изо дня в день, на всех предметах он играет одну и ту же роль - роль ученика. И естественно, самое позднее, к концу начальной школы, теряет к ней интерес. А вот вторые полдня, вторую половину жизни, ребенок проживает совсем иначе: там нет готового сценария и нет заданных ролей. Там - притягательная и неосознаваемая опасность свободы. Практика ТК противостоит этой бинарности, разрушая однотипность школьного процесса. И здесь важна каждая мелочь. Даже, например, то, что дети занимаются один день в неделю в другом помещении - не в школе, а в ДДЮТе. Смена обстановки уже способствует психологической разгрузке ребенка. Отсутствие обычных школьных оценок и принципиально иная структура и организация урока задает другую систему мотивации. Занятия в ТС соответствует детскому стремлению к игровым коллективным формам общения, которые отсутствуют в современной школе. У нас сейчас нет детских организаций, а потребность в них у ребят есть. Кружки не способны восполнить эту лакуну, т.к. в них главная задача - обучающая. В ТС общение-жизнь разыгрывается, и игра становится частью жизни. Поэтому ТК делает более естественной, органичной и вне учебную жизнь ребят, к которой все стремятся и которую всегда так трудно организовать: новогодние праздники, выпускной вечер, совместные поездки и т.п.

Нам часто говорят, что эти дети воспитанные, что в ТК лучше дисциплина на уроках. Возможно, потому, что у ребят вырабатывается чувство коллективной ответственности, навык «видеть» другого, умение поставить себя на его место.

Но главное, конечно, в том, что меняется модель поведения и ребенка, и взрослого, и вся иерархическая, как правило, система их коммуникативных отношений. Обычная для ученика роль исполнителя, воспроизводителя знаний, слушателя и обычная для взрослого роль учителя (во всех смыслах этого слова) и говорящего сменяются равным статусом участников коллективного действия, призванных, по условиям игры, исполнять разные роли совместно с другими. На уроке ребенок занимает эгоистическую позицию, где результатом его индивидуальной работы является его индивидуальная оценка. Здесь же материалом являются сказки. ТС не только позволяет ввести дополнительный материал - расширить круг чтения детей - но и понять фольклор как бы «изнутри». На разных занятиях дети рисуют сказочных и других фольклорных персонажей, разучивают прибаутки, частушки (отрабатывая одновременно технику речи), пытаются сочинять их сами. В результате, проживая, исполняя, протанцовывая фольклорные тексты, ребенок встает на путь осознанного воспроизведения образа и, в итоге, открывает для себя мир эстетической реальности. Эта позиция активного участника-создателя эстетического мира (а не просто «зрителя-читателя») призвана, в идеале, решать глобальную задачу - формировать у ребенка творческое и со-творческое отношение к жизни как таковой. И здесь важен, в конечном счете, не результат, а сам процесс формирования этой позиции. Ребенок должен почувствовать и понять возможность такого пути, а значит, получить базу для развития своей личности в будущем. Эта работа по «вживанию» в изучаемый текст и шире - любой материал - продолжается в течении всех лет обучения. 'В 3 классе - на примере произведений Чуковского, в 4 классе - басен. В результате к концу обучения, т.е. к 4 классу, дети способны справится с анализом уже очень сложных литературных текстов. (Андреев и Гарин-Михайловский, Пушкин, Сент-Экзюпери). Отчасти этот опыт был представлен в открытых уроках по литературному чтению («Сравнительный анализ сказок В. А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица» 2003-2004 уч. г., «Зорко одно лишь сердце...» (По сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»), «Музыка в жизни и творчестве лицеистов» 2004-2005 уч.г.) и получил признание и высокую оценку у независимой взрослой профессиональной аудитории. В прошлом, 2005 году, наши ученики стали победителями районных олимпиад (1 место) по русскому языку и по литературному чтению.

В средней школе учителя отмечают, что у выпускников ТК хорошо развита образная речь, они легко справляются с творческими работами, коммуникабельны, активны на уроках. Для этих ребят характерен интерес к знанию, т.к. они привыкли к постоянному включению в учебный процесс внеклассного материала, любят экскурсии, хорошо слушают и т.п. И еще из них вырастаю хорошие читатели - завсегдатаи библиотек.

... и жизни

Однако ТК - это не только опыт успешной работы, учебы, но и - самое важное - опыт совместной жизни. Опыт жизни и детей, и взрослых - учителей и родителей. Занятия в ТС открывают перед ребенком другой мир, оставаясь частью школьной жизни. Они как бы реализуют извечную мечту о «другой» школе, о том, что учиться может быть весело. При этом ТС не противопоставлена «обычной» школе, не существует как что-то вне

индивидуальная работа возможна только как часть общего дела. От действий каждого зависит успех, да и в принципе существование самого маленького спектакля. А значат, - ребенок постигает, что такое ответственность, не в абстрактной форме оценки за контрольную, а чувствует ее и видит в конкретном, эмоциональном результате. Кроме-' того, перед ребенком встает необходимость умения видеть, слышать, чувствовать другого. Он выходит из существования в сфере «Я» в динамическую реальность «МЫ», т.е. учится и практике, и жизненной необходимости общения во всех смыслах этого слова. Преодоление эгоизма, противопоставления себя чуждости и чужести другой личности, и одновременно утверждение собственной индивидуальности, поиск контакта Человека с Человеком - вот главный урок «Школы творчества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)

Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...

Устное народное творчество -урок во 2 классе по УМК Начальная школа 21 века

Нетрадиционный урок был дан в рамках проведения семинара на муниципальном уровне. Дети на уроке работают фронтально, в группах и индивидуально....

Кружковая деятельность в условиях школы полного дня. Кружок художественного творчества «Умелые руки»

В воспитании чувств и творческого развития ребенка  кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам...

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

Презентация "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество."Литературное чтение 4 класс. УМК "Школа России".

Презентация содержит биографические данные из жизни Л. Н. Толстого....

Школа творчества и доброты

Создание "школы творчества и доброты" основывается на воспитании у школьников толерантности. Сельский музей рассматривается как центр трансляции национального культурного опыта...