Анализ УМК
материал на тему

Ветлугина Наталья Петровна

Памятка для анализа УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uchebno-metod._komplektov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерные вопросы для анализа учебно-методических комплексов

  1. Соответствие материала учебно-методических комплектов (далее УМК) концептуальным положениям программы
  • идее личностно-ориентированного обучения, формирования субъектности,  
  • задачам языкового образования, коммуникативного развития;
  • цели воспитания культуры речи  
  • воспитания гуманных нравственных качеств личности
  1. Связь всех компонентов комплекса  (программы, рекомендаций для учителя, тетрадей на печатной основе и т.д.) как друг с другом, так и каждого средства со всеми остальными 
  2. Реализация принципа научности (научная достоверность и достаточность языкового и теоретического материала, безошибочность научно-теоретических текстов, заданий к упражнениям, полнота и глубина в изложении теории)
  3. Логическая последовательность в изложении тем, способствующая глубине и системности знаний и умений устанавливать внутрипонятийные и межпонятийные связи.
  4. Соответствие сложности заданий возрастным возможностям учащихся.    
  5.  Условия для развития познавательного интереса к изучению русского языка.
  6. Материал для создания проблемных ситуаций.
  7. Материал для включения учащихся в учебный диалог (сквозные персонажи, их диалоги на учебные темы).
  8. Наличие материала для дифференцированного и индивидуального подходов.  
  9. Соотношение теоретического и практического материала.
  10. Условия для развития мышления ( оптимальное соотношение  упражнений, активизирующих различные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизацию).
  11. Иллюстративный материал, схемы, модели, их соответствие возрастным особенностям учащихся, развивающий потенциал.
  12. Ориентированность на детей с различными стилями познавательной деятельности, левополушарными и правополушарными типами восприятия.
  13. Наличие справочных материалов. Их графическое оформление.  
  14. Наличие в учебнике средств управления   учебной деятельностью школьников, организации усвоения ими учебного материала.  

Н.Г. Калашникова выделяет такие средства методического аппарата учебника:

Ориентировочные, направленные на формирование у школьников умений ориентироваться в книге:

Специальные задания, организующие работу ребенка с оглавлением, титульным листом, предисловием, поиск нужной информации;

  • Вопросы и задания к заголовкам учебного текста, темам, требующие формулирования вопросов; объяснения смыслов заглавия; выделения границ своего знаний, умений; предвосхищения содержания и т.д.
  • Организующие совместную работу сверстников по установлению (предположительно), почему именно эти слова вынесены в заголовок; предвосхищению, что из ранее неизвестного может открыться, какой цели можно достичь, изучив текст; зачем следует изучить или почему нет смысла изучить данную информацию.

Средства организации изучения и структурирования информации

-        Задания на постановку цели работы с текстом, планирование ее достижения.

Задания, обеспечивающие организацию ребенком себя на восприятие текста.

Средства и приемы организации деления текста на относительно самостоятельные смысловые части, выделения в них главной мысли (с точки зрения поставленной задачи) и вспомогательного материала, нового и уже знакомого, формулирования вопросов по содержанию и определению смысла текста.

-        Средства актуализации ранее пройденного, жизненного опыта ребенка.

Средства организации совместной работы сверстников по установлению логических и смысловых связей и отношений между мыслями текста, информации, обобщению содержания смысловых частей одним предложением.

  • Задания на оценивание информативной и личностной значимости текстов.
  • Задания, побуждающие на приведение своих примеров в подтверждение или опровержение мысли автоpa текста; на соотнесение результатов изучения текста с поставленными целями, вопросами, с другими источниками по теме, синтез информации.

-        Задания, помогающие ребенку овладевать способами письменной фиксации результатов работы с текстом. Это могут быть задания, вопросы, знаковая система и т.д., побуждающая:

  • самостоятельно составлять план текста (простой или сложный);
  • совместно с одноклассниками представлять изученный текст графически и/ или в таблице, рисунке, составлять «паучок» понятий по теме и др.;
  • представить правило в виде плана действий (алгоритмического предписания);
  • под руководством учителя по тексту определения составлять алгоритм распознавания, подведения под понятие;
  • самостоятельно соотносить план, схему текста и т.д. с самим текстом;
  • под руководством учителя сопоставлять разные тексты по одной теме;
  • самостоятельно формулировать вопросы по предметному содержанию текста.

Учебник ориентирован на освоение школьником умения воспроизводить изученный текст, обсуждать его. Он содержит задания, требующие и формирующие умения:

устно охарактеризовать систему вопросов, освещенных в тексте, высказывании;

кратко излагать основные мысли текста, высказывания;

развернуто излагать содержание текста, изученного материала, пользуясь составленным планом, схемой и т. д.;

-        совместно с одноклассниками составлять творческий пересказ текста от лица персонажа, с позиции критика, «учителя» и т.д., в другом жанре, анализировать содержание и способ изложения; самостоятельно  приводить  примеры,  аналогичные тем, что описаны в тексте;

передавать смысл изученного, включая его в структуру уже имеющихся знаний, способов, образов и т.д.;

запоминать и осознавать наиболее целесообразные приемы  запоминания;

контролировать и оценивать качество своей работы по изучению текста учебника.

  1. Мотивирующий языковое образование характер учебников: увлекательность, стилистическая точность, соответствие дедуктивному методу познания – от общего к частному, конкретизация; проблемность изложения научной информации; возможность для внутрипредметных и межпредметных связей, для формирования у учащихся личностного отношения к образовательным ценностям, способности к самооценке.

        Литература

        Журавлев И. К.. Руководство познавательной деятельностью учащихся средствами учебника // Новые исследования в пед. науках. -1989.-№2, с.31-35.

Калашникова Н.Г. Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности: Учебное пособие для системы повышения квалификации . – Барнаул, 2004. – 259 стр –ISBN – 5 – 88449 – 097


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...