Проектная деятельность младших школьников
проект (1 класс) на тему

Описаны основные аспекты проектной деятельности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx40.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная деятельность младших школьников


Оглавление

Введение        3

I Глава. Теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников        5

1.1.        Проектные умения младших школьников        5

1.2. Место проектной деятельности в современных УМК        9

Вывод по I главе        14

II Глава. Способы и подходы к организации проектной деятельности        15

2.1. Подходы к организации проектной деятельности        15

2.2 Способы диагностики проектных умений        19

Вывод по II главе        23

Заключение        24

Список использованной литературы        26


Введение

В современном мире информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, и у школьников появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.

В связи с этим школе необходимо искать новые способы и формы обучения современных детей. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.

Наиболее эффективной технологией для этого является введение проектной деятельности. Анализ практики показывает, что некоторые учителя не осознают в полной мере полезность данного вида деятельности, а, следовательно, не желают отступать от консервативных методов образования и воспитания, что может привести к различного рода проблемам, начиная со снижения мотивации учащихся к обучению и заканчивая отсталостью уровня знаний учащихся от современных требований.

Большинство источников определяют проектную деятельность как форму организации совместной деятельности обучающихся, а также совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели [9].

Все вышеперечисленное определяет актуальность темы данной работы: для того, чтобы вовлечь современных детей в образовательный процесс, необходимо знать и уметь применять инновационные формы обучения, в том числе и метод проектов.

Цель работы – изучение особенностей проектной деятельности младших школьников.

Объект работы - проектная деятельность.

Предмет работы - проектная деятельность младших школьников.

В связи с целью работы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить проектные умения младших школьников;

2. Выявить место проектной деятельности в современных УМК;

3. Изучить подходы к организации проектной деятельности;

4. Описать способы диагностики проектных умений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме изучения особенностей проектной деятельности младших школьников, метод синтеза информации.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.


I Глава. Теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников

  1. Проектные умения младших школьников

Исследователи не могут прийти к единому и универсальному определению проекта. Например, А.В. Хуторской понимал под проектом особую форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени [1].

Евдокимова Е.С. называет проектом комплексную деятельность детей, которые с помощью взрослых осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственной, личной, социально- политической.

Проектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности [11]. Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Проектная деятельность характеризуется следующими факторами [10]:

- наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;

- наличие чёткой структуры и выделения этапов проектирования;

- реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Метод мозгового штурма скорее является не методом, а технологией коллективного интуитивного поиска решения задач путем мысленных проб, использующей приемы активизации мышления в условиях повышенной состязательности, эмоционального возбуждения, стимулирующего проявление инсайта. Однако по установившейся традиции мозговой штурм включается в систему эвристических методов поиска новых решений творческих задач. Он применяется на начальном этапе решения задачи, заданной с недостаточной входной информацией. Главной целью метода является получение как можно большего числа предложений по требующей решения задаче в условиях коллективной творческой работы [19].

Проектная деятельность осуществляется с помощью метода проектов.

Метод проектов - это такая система обучения, которая является гибкой моделью организации всей учебы. Она направлена на развитие творчества и самореализации учеников, раскрытие их физических и интеллектуальных потенциалов, совершенствование волевых качеств. Все это происходит непосредственно в процессе создания нового продукта при содействии и под контролем учителя [21].

Согласно теории Дж. Дьюи, основоположника метода проектов, условиями успешности обучения с использованием данного метода являются:

1. Познавательная активность ученика;

2. Проблематизация преподаваемого учебного материала;

3. Тесная связь жизненного опыта ребенка и этапов его обучения;

4. Организация всего процесса обучения как игровой или трудовой деятельности [13].

Можно сказать, что метод проектов стимулирует истинное учение, так как:

- этот метод преследует педагогические цели в аффективной, когнитивной и психомоторной областях;

- он личностно ориентирован;

- метод использует различные дидактические подходы;

- проектная деятельность самомотивируема, то есть по мере выполнения работы вовлеченность в нее и интерес возрастают;

- приносит удовлетворение от продуктов своего труда [19].

В результате проектной деятельности формируются проектные умения.

Проектные умения - это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. Специфическими признаками проектных умений являются:

- применяемость в различных видах учебно-познавательной и трудовой деятельности;

- преобладание интеллектуальных компонентов, благодаря чему проектные умения легко переносятся из одной области деятельности в другую;

- вариативная адекватность способов достижения цели по отношению к изменяющимся условиям деятельности.

Характеристикой основных проектных умений, формируемых в результате проектной деятельности, являются:

- Умение использовать знаково-символические средства для решения задач. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам, а также самоанализ, самооценка.

- Умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам.

- Умение проектной, в том числе учебно-исследовательской деятельности. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам; собеседование, наблюдение; самоанализ, самооценка.

- Умение планировать информационный поиск. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам, собеседование [5].

- Умение самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета. Критериями оценки их развития являются: собеседование, наблюдение, проектная деятельность, учебно – исследовательская деятельность.

- Умение преобразовать информацию в другие формы. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам, собеседование.

- Умение структурировать тексты, информацию. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам, собеседование.

- Умение выполнять задания выходящих за рамки стандартных ситуаций. Критериями оценки их развития являются: проекты, творческие работы, учебно – исследовательские работы, практикумы, конкурсные мероприятия.

- Умение использовать современные компьютерные технологии при работе с информацией. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам [7].

- Умение публично представлять свои результаты с использованием компьютерных технологий. Критериями оценки их развития являются: целенаправленное наблюдение с фиксацией проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам [14].

1.2. Место проектной деятельности в современных УМК

В УМК «Школа России» проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы [2].

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение обучающихся в данный вид деятельности. Например:

 1 класс – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов

2 класс – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.

3 класс – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта

4 класс – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя [8].

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

Подробно опишем, какие проекты изучаются в УМК «Школа России» С 1 по 4 класс:

Проекты в 1 классе.

Русский язык.

1). «Скороговорки».

2). «Сказочная страничка».

Литературное чтение.

1). «Составляем сборник загадок».

2). «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

Математика.

1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)

2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Окружающий мир.

1). «Моя малая Родина».

2). «Моя семья».

Проекты во 2 классе.

Русский язык.

1). «И в шутку и всерьёз».

2). «Пишем письмо».

Литературное чтение.

1). «О чём может рассказывать школьная библиотека».

2). «Мой любимый детский журнал».

3). «Мой любимый писатель - сказочник».

Математика.

1). Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

2). «Оригами».

Окружающий мир.

1). «Родной город (село)».

2). «Красная книга», или «Возьмём под защиту».

3). «Профессии».

4). «Родословная».

5). «Города России».

6). «Страны мира».

Проекты в 3 классе.

Русский язык.

1). «Рассказ о слове».

2). «Семья слов».

3). «Тайна имени».

4). «Зимняя» страничка».

5). «Имена прилагательные в загадках».

Литературное чтение.

1). «Сочиняем волшебную сказку».

2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского»

3). «Праздник поэзии».

Математика.

1). «Математические сказки».

2). «Задачи – расчёты».

Окружающий мир.

1). «Богатства, отданные людям».

2). «Разнообразие природы родного края».

3). «Школа кулинаров».

4). «Кто нас защищает».

5). «Экономика родного края».

6). «Музей путешествий».

Проекты в 4 классе.

Русский язык.

1). «Говорите правильно!»

2). «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

Литературное чтение.

1). «Создание календаря исторических событий».

2). «Природа и мы».

3). «Они защищали Родину».

Математика.

1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».

2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Окружающий мир.

1). Презентация проектов (по выбору).

2). Презентация проектов (по выбору).

УМК «Перспектива».

Отметим положительные стороны организации проектной деятельности в УМК «Перспектива». Эта образовательная программа направлена на развитие познавательных и творческих возможностей личности. Основная особенность программы заключается в её целостности. Она проявляется в единых ценностных приоритетах; в единстве дидактических подходов; в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; в единстве сквозных линий типовых заданий; в единой навигационной системе. Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический, методический аппарат учебников в УМК «Перспектива» направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов — сформировать положительную мотивацию к получению знаний [16].

Отметим отрицательные стороны организации проектной деятельности в УМК «Перспектива»:

- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

-не всегда умение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;

- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.


Вывод по I главе

Проект – это такая независимая, самостоятельная творческая работа, при которой ученики продолжают сами совершенствовать и расширять свои умения и знания. Такая работе обязательно должна соответствовать возрасту ученика.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Метод проектов - это такая система обучения, которая является гибкой моделью организации всей учебы. Она направлена на развитие творчества и самореализации учеников, раскрытие их физических и интеллектуальных потенциалов, совершенствование волевых качеств. Все это происходит непосредственно в процессе создания нового продукта при содействии и под контролем учителя.

С помощью проектно-исследовательской деятельности ученики могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты.

Универсальные учебные действия (УУД) – это такие действия, которые могут обеспечить изучение основных компетенций, из которых состоит умение обучаться новому [4]. Также можно сказать, что в широком смысле «универсальные учебные действия» обозначают самосовершенствование и саморазвитие, способ которого – это активное усвоение социального опыта. Можно выделить четыре этапа формирования УУД обучающихся: первичный опыт; освоение выполнения УУД; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль сформированности УУД.


II Глава. Способы и подходы к организации проектной деятельности

2.1. Подходы к организации проектной деятельности

Методически возможно планировать проектную деятельность учащихся следующим образом: выполнять творческие проекты в конце учебного года, во второй половине учебного года или с начала изучения программы, совмещая работу над проектом с изучением новых теоретических сведений, выполняя упражнения по освоению нового оборудования, изучению унифицированной технологии, изучению свойств материалов и способов работы с ними.

Теперь остановимся на требованиях к методу учебного проекта.

Во-первых, необходима социально значимая проблема или задача. Она может быть любой – практической, исследовательской или информационной. Вся работа над проектом – это решение этой задачи. Поиск такой значимой, интересной ученику, но в то же время выполнимой и реальной проблемы – одна из самых трудных задач для совместной деятельности ученика и учителя. Зачастую ученики ставят перед собой интересные им, но трудновыполнимые задачи, и роль учителя здесь – подсказать, направить школьника таким образом, чтобы выбранная им проблема имела конкретное выполнимое решение.

На первом этапе работы происходит постановка задач и предметное указание на тему проекта, которые могут быть игровыми и сюжетными. Дети должны вникнуть и вжиться в роли сюжета или игры и по-своему доразвить тему, задачи и способы реализации. Так будет проявляться их исследовательская активность и самостоятельность в готовности к принятию решений.

Далее, работа над проектом начинается с четного пошагового планирования действий, то есть – с проектирования самого проекта, с продумывания каждого шага.

Любой проект требует исследовательской работы ученика. Можно сказать, что отличительная особенность работы методом проекта – это самостоятельный поиск информации по проблеме исследования [15]. На этом этапе учитель оказывает помощь в формировании детьми образных решений задач. Группа детей делится на подгруппы с требуемым количеством игроков и распределяют между собой, кому какая роль отведена в проекте.

Дальше дети начинают реализовывать проект с помощью уже имеющихся у них умений и навыков. Учитель играет роль координатора и старшего помощника, его советы оказывают значительное влияние на формирование у детей готовности к проектной деятельности.

Конечным результатом работы является продукт. То есть это то, что разработали участники проектной группы для решения поставленной проблемы. Продукт может быть материальным, а может быть чисто информационным [20].

В основном учитель является просто наблюдателем. Дети должны сами развивать свои навыки. По итогам готовности проекта, его реализации, учитель вместе с детьми делает презентацию для всеобщего обозрения, показа родителям способностей, обретённых детьми в ходе выполнения проекта. В этом процессе идет формирование презентационных умений у школьников.

Тематика любого проекта может быть совершенно различная: от игрового, творческого до информационного, или исследовательского. Результаты могут реализовываться множеством всевозможных способов. Этапы проектов: выбор цели проекта, разработка, выполнение, подведение итогов – всего четыре этапа.

Школьник должен уметь формулировать задачи и находить способы решения, выявлять проблемы, с которыми он сталкивается, и устранять их.  Этого требует от него современное общество. Жизнь не стоит на месте. Знания, которые мы получаем в школе, устаревают до того, пока мы её закончим. Поэтому важно заниматься самообразованием. Необходимо не только выполнять то, что сказали по алгоритму, а уметь думать, анализировать, делать выводы, вносить предложения по рационализации.

Взаимосвязь всех видов деятельности и участников образовательного процесса в школьном учреждении является важнейшим компонентом в развитии школьника и социализации его личности. При этом задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи. Педагогический процесс в данном случае носит комплексный характер [7].

Теперь опишем закономерности составления технологической карты проекта.

Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:

- Название, тема, задачи, тип проекта. Название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста;

- Постановка проблемы: зависит от темы проекта;

- Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записывается то, что планируется провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;

- Ресурсы для реализации проекта: перечисляется методическая литература, материалы;

- Форма конечного продукта: выставка, презентация, праздник,­ открытое занятие;

- Аналитическая справка: написать анализ проблемы, коротко, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей;

- Этапы реализации проекта;

- Результат проекта – исходит из целей и задач.

Подводя итоги, следует отметить, что ­использование метода проектов как современной эффективной формы познавательного и социального развития детей дошкольного возраста, возможно при соблюдении ряда требований:

- результат, на который сориентирован коллективный проект, должен быть практическим и познавательно значимым для всех его участников;

- работа над проектом должна проводиться в определённой последовательности: работа начинается с обсуждения способов реализации проекта; затем следует обсуждение и выбор методов исследования; далее проводятся сбор, анализ систематизация материалов; завершает работу подведение итогов коллективного проекта и их оформление в соответствии с формой защиты проекта, а также выводы и выдвижение новых идей;

- содержательная часть коллективного проекта должна быть основана на самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста, спланированной ими на подготовительном этапе работы над проектом;

- проект должен быть продуктом сотворчества и сотрудничества учителей, детей и родителей, что обуславливает коллективную разработку плана действия в проекте [12].

Способы мотивации в проекте:

1. диагностические (учет ожиданий ребенка от учения, познавательных мотивов, социометрии в классе);

2. Соревновательные (конкурс, рейтинг, экспертная оценка, награждение дипломами);

3. эволюционные (показ развития отдельного ребенка в проектной технологии, анализ анкет, отзывов ребят);

4. эмоциональные (опора на личный опыт, обращение к чувствам);

5. ролевые (создание игровых моментов);

6. демонстрационные;

7. проблемные ситуации;

8. ситуация выбора (формы проекта, состава группы, возможно, содержания, оформления);

9. составление маршрута продвижения в проекте (этапы, станции).

Критерии в проекте предъявляются на подготовительном этапе, могут быть предоставлены в готовом виде или вырабатываться совместно с участниками проекта, может быть количественным или качественным:

1. к содержанию: полнота раскрытия темы, достоверность, наличие фактов, законченность исследования, наличие выводов, степень участия каждого в проекте;

2. к отбору информации: кол-во исп. источников, их научность, форма предоставления информации – таблицы, графики, Point-презентация, библиографический список;

3. к оформлению: эстетичность, удобство­ в представлении, мотивированность в выборе форм;

4. к презентации – соблюдение регламента, сообщение главного, творческий подход, эмоциональность.

2.2 Способы диагностики проектных умений

Несмотря на то, что система оценивания проектных умений учащегося применяется длительное время, ее основные положения недостаточно полно разработаны до сих пор, а именно:

− процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения проектными умениями с эталонными представлениями, описанными в учебной программе;

− констатацию определенной связи между планом и отраженной информацией;

− критерием, которым определяется общественное суждение о школьнике или как развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося.

Условным отражением оценки проектных умений является отметка, обычно выраженная в баллах. Исследования показали, что объективность выставляемых отметок зависит от мастерства учителя. С ростом профессионального самосознания происходит переосмысление сложившихся критериев и норм оценок.

В педагогической литературе предпринимались неоднократные попытки решить проблему необъективности отметок при помощи выделения психологических требований к контролю и оценке уровня усвоения знаний. Например, Л.С. Выготский предлагает оценивать учащихся по двум основным психологическим критериям: IQ и зоне ближайшего развития.

По теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, балльная оценка знаний и умений учащихся должна осуществляться на каждом этапе процесса формирования действий, что позволяет устанавливать состояние познавательной деятельности учащегося, а не фиксировать только ее результат.

Но ни теория Л.С. Выготского, ни теория П.Я. Гальперина в школьном обучении широкого применения не получили. Таким образом, вопрос о психологических критериях оценивания знаний и умений, обеспечивающих объективность отметок, продолжает оставаться открытым.

В процессе проектной деятельности используются два вида диагностики: общая и тематическая.

Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей) [3].

Общую и тематическую диагностику проводится в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).

Начальный этап диагностики проводится в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания [9].

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе проекта. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы проекта, важности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает понять, насколько увлечены дети темой проекта, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников проекта. Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе проекта. Его цели - выявление личностных изменений в процессе работы над проектом: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы над проектом.

Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам проектной деятельности, помогает выстраивать работу по проекту [13].


Вывод по II главе

В процессе проектной деятельности используются два вида диагностики: общая и тематическая.

Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей)

После анализа особенностей использования метода проектов для обучения детей младшего школьного возраста нами была составлена технологическая карта урока по теме «Изготовление кормушки для птиц».


Заключение

Проектная деятельность является познавательным процессом, имеющим основные задачи, принципы их выполнения, оформление и освещение результатов. Итоги таких результатов проектной деятельности остаются в виде альбомов, экспонатов, экспозиций и т.д. и применяются для создания других проектов.

Проект – это такая независимая, самостоятельная творческая работа, при которой ученики продолжают сами совершенствовать и расширять свои умения и знания. Такая работе обязательно должна соответствовать возрасту ученика.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Метод проектов - это такая система обучения, которая является гибкой моделью организации всей учебы. Она направлена на развитие творчества и самореализации учеников, раскрытие их физических и интеллектуальных потенциалов, совершенствование волевых качеств. Все это происходит непосредственно в процессе создания нового продукта при содействии и под контролем учителя. С помощью проектно-исследовательской деятельности ученики могут научиться ставить цели и задачи, находить пути их решения, выполняя различные проекты.

Универсальные учебные действия (УУД) – это такие действия, которые могут обеспечить изучение основных компетенций, из которых состоит умение обучаться новому [4]. Также можно сказать, что в широком смысле «универсальные учебные действия» обозначают самосовершенствование и саморазвитие, способ которого – это активное усвоение социального опыта. Можно выделить четыре этапа формирования УУД обучающихся: первичный опыт; освоение выполнения УУД; тренинг, самоконтроль и коррекция; контроль сформированности УУД.

В начальной школе в учебном плане есть часы, отведённые для занятий по выполнению проектов, а также учебно-исследовательской деятельности. На этих уроках ученики могут выбрать проект по любому понравившемуся разделу и реализовать его.  Особенно актуально использование проектной деятельности стало с внедрением ФГОС второго поколения.

После анализа особенностей использования метода проектов для обучения детей младшего школьного возраста нами была составлена технологическая карта урока по теме «Изготовление кормушки для птиц».


Список использованной литературы

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:  Просвещение, 2013. – 175 с.
  2. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.
  3. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 256 с.
  4. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – 317 с.
  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса. - Самара: Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2006. – 118 с.
  6. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей школьного возраста. – М.: Проф. образование, 2006. – 296 с.
  7. Иванова М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников. - Школа и производство. - 2013. - № 4 – с.3-7.
  8. Карачёв А.А. Метод проектов и развитие учащихся. - Школа и производство. - 2012 - №2 - с.50-55.
  9. Карачёв А.А. современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж.Дьюи. - Школа и производство. – 2011 - № 2- с.3-7.
  10.  Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2012. - 368 с.
  11. Кругликова Г.И. Методика преподавания с практикумом. - М.: «Академия», 2012. - 480 с.
  12.  Морозова Л. Н. Технология. 1-11 классы: проектная деятельность учащихся. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2012. - 204 с.
  13. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. – С. 162-166.
  14. Организация экспериментальной деятельности школьников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2014. – 271 с.
  15. Павлова М.Б. Метод проектов в образовании школьников: Пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2013. – 296 с.
  16. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  17. Ромашко И.В. Проектная деятельность на уроках технологии / И.В. Ромашко // Образование в современной школе. - 2014, No 3. - С. 46-49.
  18.  Рослова Л.О. Проектная деятельность: мода или всерьез и надолго? / Л.О. Рослова// Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - Издательский дом «Первое сентября», 2018. -  No 3. - С. 2 -3.
  19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2016. - 256 с.
  20. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2012. — 80 с.
  21. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. - сост. С.Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...