Технологическая карта к уроку "Музыка и движение" в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс)

Вылегжанина Вера  Вениаминовна

Тема урока: "Координация и ритм в движениях и музыке"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyka_i_dvizhenie.docx50.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

____________________________________                                          _________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                               8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02

Интегрированный урок физической культуры и музыки в 1 классе.

Учитель: Вылегжанина В.В.

Учитель: Ольская И.В.

Класс: 1а и 1б

Дата: 20.02. 2019г.

Тема урока: «Координация и ритм в движениях и музыке».        

Цель

: Развитие координаций движений, повторение и закрепление  знания о маршевой музыке; развитие музыкального слуха.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

Создать условия для формирования знаний у учащихся в области физической культуры, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, изучения техники выполнения упражнений на равновесие;

Обучать способам музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки), закрепить знания о маршевой музыке;

Развивать чувства ритма, координацию движений;

  1. Коррекционно -развивающие:

Развивать двигательные способности, координацию движения, вестибулярный аппарат; профилактика нарушения осанки;

Выявлять индивидуальные способности и возможности учащихся;

Развивать познавательные способности в области музыки;

  1. Коррекционно-воспитательные:

Способствовать воспитанию коммуникативных навыков обучающихся, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, формированию умения общаться со сверстниками, умение работать группами.

Способствовать формированию у школьников устойчивого интереса к физической культуре, осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями;

Обогащать опыт учебно-творческой музыкальной культуры;

Содействовать развитию личности школьника, воспитанию духовных и волевых личностных качеств, воспитание  патриотизма, любови к Родине.

  1. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей путем чередования различных видов деятельности и упражнений, укрепление дыхательной мускулатуры, защитных сил организма, двигательных умений и физических качеств.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок.

Используемые методы: игровой, наглядный, словесный, групповой, поточный.

Технологии: - личностно - ориентированного обучения; учебно - игровой деятельности; - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Оборудование:  гимнастическая скамейка, обручи, скакалка, мягкие модули, танк, деревянный автомат, мешочки с песком.

Музыкальное оформление: медиапроектор,  аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений, (2010 г. автор - М. Кушнир)

Планируемые результаты:

1. Предметные БУД:

- освоение техники физических упражнений при передвижениях по гимнастической скамейке для развития координационных способностей.

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры и т.д.);

2. Метапредметные БУД:

   Познавательные:

- умение делать простейшие сравнения на наглядном материале,

- классифицировать умения обобщать знания.

Коммуникативные:

- установление контакта и работа в коллективе (учитель-ученик, учение-ученик, ученик-класс);

- способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;

Регулятивные:

- умение понимать цель деятельности и произвольно включаться в нее, выполнять предложенный план и работать в общем темпе;

- активное участие в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников;

3. Личностные БУД:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Технологическая карта интегрированного урока

по физической культуре и музыке

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся БУД

Организационный. Вход детей в

спортивный зал под

музыку

«Марш

Преображенского

полка».

Развивать

координационные

способности

развивать

музыкальный

слух; коммуникативные навыки

1.Построение, приветствие, сообщение задач урока

2.Строевые упражнения: повороты направо, налево.

Активно использует проектно-коммуникативную деятельность

Учитель физической культуры организует обучающих для дальнейшей работы. Проводит построение и строевые упражнения.

Учитель музыки включает музыку «Марш Преображенского полка», показывает образец ритма маршевых действий.

Входят в спортивный зал под музыку «Марш Преображенского полка». Выполняют команды учителя физической культуры: Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь!», «Направляющий, сдать рапорт!»,

Выполняют строевые упражнения.

Регулятивные БУД

Личностные БУД

Познавательные БУД

Мотивация

Воспитывать

патриотизм, любовь к Родине.

Прослушивание стихотворения и мелодий, посвященных празднику.

Словесный

Учитель музыки «Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолётов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье!»

- О каком празднике

говорится в стихотворении?

( 23 февраля - День защитника Отечества)

Отвечают на вопросы.

Регулятивные БУД

Классифицируют элементы и ритм в маршевой музыке.

Познавательные БУД

Постановка темы и цели урока

Развитие

мотивации

достижения и

готовности к

преодолению

трудностей

Вводно-подготовительная

часть:

1.Ходьба различными способами:

-на носках, руки в стороны, вверх;

-на пятках, руки за голову, за спину;

-на внешней стороне стопы, руки на пояс.

2.Бег равномерный, правым боком приставными шагами, левым; спиной вперед.

3.Ходьба на восстановление дыхания.

I. Комплекс общеразвивающих упражнения

1.И.П. – стойка, руки на пояс

1-руки вверх, правую назад на носок

2-И.П.

2. И.П. – стойка, руки к плечам

1-поворот головы вправо

2-поворот головы влево

3-наклон головы вперед

4-наклон головы назад

3.И.П. – тоже

1-согнутые руки вверх

2-И.П.

4.И.П. – стойка, руки вверх

1-4 круговые движения рук вперед

5-8 тоже назад

5.И.П. – стойка, руки на пояс

1-наклон вправо

2-наклон

3-наклон влево

4-И.П.

6.И.П. – стойка ноги врозь

1-4 круговые движения в тазобедренном суставе вправо

5-8 круговые движения в тазобедренном суставе влево

7.И.П. - стойка ноги врозь, руки вперед

1-правую ногу вперед к левой руке

2-И.П.

3-левую ногу вперед к правой ноге

4-И.П.

8.И.П. - стойка, руки в сторону

1- 4 стока на правой ноге (нога согнута в коленном суставе) руки в сторону

5-8 стойка на левой ноге.

9.И.П. - стойка, руки на пояс

1-8ходьба на месте

Фронтальный, вводный

Для

укрепления

мышц рук,

плечевого

пояса,

укрепление

мышц

туловища.

Учитель физической культуры сообщает цели и задачи:

-Ребята, наш зал сегодня превратился в военный полигон - место для боевых учений. Вы докажете сами себе, что через несколько лет из вас получатся отважные, ловкие, смелые солдаты. И вы будете настоящими защитниками Отечества. Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского полководца А. Суворова «Тяжело в ученье, легко в бою». Готовит обучающихся к основной части урока, готовит организм для разогрева связок, мышц, суставов.

Слушают установку учителя.

Познавательные БУД

 Выполняют комплекс ОРУ. Под руководством учителя физической культуры учащиеся выполняют круговые движения руками, повороты, наклоны туловища, встают на носочки, сравнивают движения учителя и свои.

Регулятивные БУД

Основная

часть

«Полоса

препятствий».

Способствовать

развитию

силы,

быстроты,

вынослив

ости,

гибкости, смелости

и

решительности

Учиться ориентироваться в пространстве

Улучшить

функции

вестибулярного

аппарата

1) «Переправа» -

1.И.П. – ходьба по гимнастической скамейке;

2.И.П. – ходьба по гимнастической скамейке с высоким подниманием прямых ног;

3.И.П. – ходьба по скамейке со сменой направления

4.И.П. – ходьба с приседанием на скамейке;

5.И.П. – ходьба с подъемом предмета со скамейке

6.И.П. – рисуем, сравниваем, классифицируем ритмические полосы

4)«Тоннель» - прохождение сквозь обручи. Обращая внимания на цвета обручей

Поточный, учебно- игровой

Учитель физической культуры

- дает задания обучающимся, страхует их при прохождении по гимнастической скамейке.

- по завершению преодоления полосы препятствий подводит итог и определяет самых ловких и быстрых

Учитель музыки организует музыкальное сопровождение.

2) «Болото» - пройти по «кочкам» (мягким модулям, следам (подготовленные учителем изобразительного искусства)).

3)«Паутина»- ползание по-пластунски под натянутой скакалкой.

Преодолевают полосу препятствий, контролируют и оценивают свои действия при прохождении полосы препятствий. Выполняют упражнения поточным методом (для детей с нарушением ОДА с помощью учителя или сопровождающегося),

Регулятивные БУД называют и проговаривают цвета обручей,

Личностные БУД

Учатся различать форму и цвет предмета.

Познавательные БУД

Восстановление (отдых)

«Привал» Слушание

марша

Агапкина

«Прощание

Славянки».

Создать

условия

для

восстановительного

процесса

организма

Формировать

основу общекультурной и российской

гражданской

идентичности как чувства гордости за свою Родину

Прослушиваем и стараемся повторить знакомое музыкальное произведение.

Марш – это один из трех китов в музыке.

Словесный

Учитель музыки - задаёт вопросы:

Какую музыку вы слушали?

Какая она - весёлая или грустная?

Кто исполняет? Объясняет:

На уроке слушали русский

патриотический марш В.И. Агапкина «Прощание Славянки» в исполнении оркестра. Марш необходим для организации общения большой массы людей (проводы в армию, на фронт, парад войск), общения не простого, а эмоционального.

Выбор этого марша определился событиями истории Родины, его популярностью в России. Это не просто «музыка для марширования» - это форма выражения патриотических чувств.

Слушают

марша Агапкина

«Прощание Славянки».

Познавательные БУД

Анализируют прослушанное

Регулятивные БУД активно участвуют в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников Обобщают и дают характеристику мелодии марша.

Личностные БУД

Первичное закрепление нового материала. Самопроверка. «Боевые

учения».

Освоение способа проверки. Осознание каждым обучающимся степени овладения способом выполнения упражнений Совершенствовать

технику

двигательных

действий

Собери пазл «Город-герой!»

«Снайперы» - бег, попадание мешочком с песком в танк (подготовленный совместно с учениками и учителями).

«Переноска пострадавшего» - переноска кукол на носилках.

Учебно -

игровой;

групповой

Учитель физической культуры

Делит учащихся на две равные команды, (отряды) и проводит соревнования.

Учитель музыки организует музыкальное сопровождение.

 совместно с обучающимися собирают из заранее нарисованных букв название города.

Планируют общую цель и пути её достижения;

Регулятивные БУД распределяют функции и роли в совместной деятельности

Личностные БУД

Знакомятся с военной атрибутикой.

Познавательные БУД

Заключительный этап. Подведение итогов. «Привал»

Подготовить

организм

к

расслаблению

Рефлексия. Взять красный обруч – урок не понравился, желтый- есть проблемы, зеленый – отлично..

Словесный,

индивидуальный

Учитель помогает выбирать обручи

 Учитель музыки.Исполнение песни «Бравые солдаты»

Выполняют задания учителя под музыкальное сопровождение.

Регулятивные БУД

Коммуникативные БУД

Активно выражают свое эмоциональное состояние по средством выбора цвета и прослушивания мелодии.

Личностные БУД



Анализ технологической карты

 План-конспект интегрированного урока по физической культуре и музыке в 1 классе для учащихся с умственной отсталостью.

Учебники:

«Музыка» авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.;

«Физическая культура» авторы: Лях В.И., Зданевич А.А.:

Тема: «Координация и ритм в движениях и музыке» (Технологическая карта изучения темы)

Тема

Тема: «Координация и ритм в движениях и музыке».

Цель темы

Развивать координацию движений, повторить знания о маршевой музыке;

развивать музыкальный слух;

воспитывать патриотизм, любовь и к Родине.

Планируемый результат

Предметные БУД:

освоение техники физических упражнений при передвижениях по гимнастической скамейке для развития координационных способностей.

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры и т.д.);

Метапредметные БУД:

Познавательные:

умение делать простейшие сравнения на наглядном материале,

классифицировать умения обобщать знания.

Коммуникативные:

установление контакта и работа в коллективе (учитель-ученик, учение-ученик, ученик-класс);

способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;

Регулятивные:

умение понимать цель деятельности и произвольно включаться в нее, выполнять предложенный план и работать в общем темпе;

активное участие в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников;

Личностные БУД:

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных роле;

Основные понятия

Физическая культура: понятия «равновесие», «стойка», «исходное положение»

Музыка: понятия «марш», «ритм», «размер»

Межпредметные связи

Физическая культура, музыка, окружающий мир,  чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

«Музыка» авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П.;

«Физическая культура» авторы: Лях В.И., Зданевич А.А..

Тема: «Ритмические линии», « Маршевость в музыке», «Развитие координационных способностей»

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Результат проделанной работы на уроке

Физическая культура:

- умеют передвигаться с помощью учителя по гимнастической скамейке;

Музыка:

- умеют делать простейшие сравнения на наглядном материале (отличать марш от других мелодий).

ТРУДНОСТИ

Физическая культура:

- не могу самостоятельно подниматься и спускаться с гимнастической скамейки;

Музыка:

- не умеют определять «размер» мелодии;

Литература

Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа по учебному предмету - Физическая культура (1–4 классы);

Учебник Физическая культура. 1-4 классы: под общ. редакцией Ляха В.И.. -5-е изд. М.: 2009г

Рабочие программы по физической культуре./ Сост. Патрикеев А.Ю.. – М.:ВАКО, 2014г;

Муравьев В.А., Созинова Н.А., -Техника безопасности на уроках физической культуры , М. СпортАкадемПресс, 2001г

Поляев Б.А., Иванова Г.Е., -Внедрение системы оздоровительных мероприятий по коррекции нарушений осанки на уроках физической культуры. М. 2007г.

Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятия физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М., 2001

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Шапковой Л. В.. — М.: Советский спорт, 2003.

Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Мультимедийная программа - Искусство. Ключи.

Мультимедийная программа - Музыка в цифровом пространстве.

Мультимедийная программа - Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.

Мультимедийная программа - История музыкальных инструментов

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


Приложение № 1.

Диагностические задания

Задание 1.

Цель: Выявить степень сформированности умения сравнивать друг с другом.

Простейшие танцевальные движения

- шаг с подъемом ноги

- шаг с притопом

Простейшие гимнастические движения

- стойка, на скамейке, руки в стороны;

- стойка, на скамейке, руки в стороны закрытыми глазами.

Детям предлагается:

1). Посмотреть на выполнение педагогом движений

1.Простейшие танцевальные движения

- шаг с подъемом ноги

- шаг с притопом

2.Простейшие гимнастические движения

- стойка, на скамейке, руки в стороны;

- стойка, на скамейке, руки в стороны закрытыми глазами.

2). Повторить за педагогом данное движения, не смешивая их

Задание 2.

Цель: Выявить степень сформирования умения группировать (классифицировать) простейшие движения из области «Гимнастики», «Музыки».

Процедура проведения

1). Детям предлагается для просмотра гимнастические и танцевальные движения;

2). Предлагается повторить их;

3). Задается вопрос: «Назовите, к каким движениям танцевальным или гимнастическим относится это движение».

Оценка выполнения заданий

«0» - отказ;

«1» - низкий уровень с большим количеством неправильных ответов;

«2» - число правильных и неправильных ответов одинаковое;

«3» - правильный ответ.


В результате диагностики дети показали низкий и очень низкий уровень сформированности умений сравнивать и группировать (классифицировать) простейшие движения в физической культуре, музыке.

Приложение 2

С детьми проводилась каждодневная индивидуальная работа по привыканию к школе. В конце первой четверти эти первоклассники хорошо шли на контакт с учителем и одноклассниками, но познавательных, интеллектуальных умений и навыков было недостаточно, так как уровень развития был слишком низок.

Диаграмма 1

Сводная диаграмма прохождения процесса адаптации обучающимися 1 а класса

Как видно из диаграммы, процент успешно адаптировавшихся детей увеличился с 28% до 86%. Что говорит о положительных результатах проделанной работы. Но не все первоклассники этому моменту смогли адаптироваться к новым условиям обучения. Необходимо продолжать  до конца года коррекционно - развивающие занятия с учащимися  до полной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)

Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...

Технологическая карта внеурочного занятия для 1 класса по теме: "Зачем нужно знать правила дорожного движения"

Данный материал создан на основе программы Н. В. Виноградовой "Безопасность дорожного движения"...

Технологическая карта урока "Задачи на движение"

Тема: «Задачи на движение» (урок – обобщение) Учебник: Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина, Е. А. Зверева. Математика. 3 класс.Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):Цел...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока по математике 4 класс. Тема " Решение задач на встречное движение"

Разработка открытого урока по математике по УМК "Перспектива"...