Проектная деятельность младших школьников
статья

Данная статья рассматривает этапы подготовки , создания проекта в начальной школе и результаты его выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_mladshih_shkolnikov.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в младших школьников

      В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

           Важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе. Ведь именно здесь  начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, отсутствует мотивация к получению новых знаний. Ученика  не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Поэтому необходимо использовать в обучении младших школьников проектную деятельность.

          Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем сегодня его относят к педагогическим технологиям  XXI в., так как конечный результат его формирует у учащихся умения адаптироваться в жизни общества.

Актуальными  становятся  методы и методические приемы, которые формируют  у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию,  умения выдвигать гипотезу, делать выводы  и строить умозаключения. Проектная деятельность дает возможность:

- формировать информационную компетенцию;

- утвердить деятельностный подход в обучении.

            При этом ученик переходит от пассивного получения готовых знаний к созданию собственного образовательного продукта.

       Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

      Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
          Использование этого метода в начальной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей основам проектирования. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, при помощи родителей, а отчет о проделанной работе представляется на уроке. 
      Использование метода проекта  применяется на различных этапах урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. 
           
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и технология, и русский язык.
          Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее. На итоговом уроке кроме защиты своих работ, выполненных самостоятельно или под руководством учителя, происходит систематизация и накопление материала для итоговой работы. Большое внимание следует уделить критериям оценивания и рефлексии.

      Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

1. Организация подготовительной работы.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

            В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, прививаю интерес к познавательной деятельности, расширяю кругозор. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. В первом классе проекты были небольшими. Например, «Моя семья», «Мое имя», «Книги – наши друзья», «Прогулки по любимым улицам города». Так же учащиеся приступают к выполнению проектной работы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

           Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной и внеурочной  деятельности.

В рамках занятий использую:

        проблемное введение в тему урока;

        постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

 совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

        групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

        постановку вопроса (поиск гипотезы);

        формулировку предположения (гипотезы);

        обоснованный выбор способа выполнения задания;

        поиск дополнительной литературы;

        подготовку доклада (сообщения);

        самоанализ и самооценку, рефлексию;

        поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

          Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

     - оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

     - классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

     - доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

          На уроках русского языка, дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

      Формирование умений и навыков проектной деятельности нужно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности. 

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

          Темы проектов учащихся начальных классов связываю с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности.

          Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. В связи с этим до начала организации проектной деятельности в ходе анкетирования или индивидуальной беседы выявляются области интересов детей.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся, но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования. Также оказывается помощь в формулировке цели и задач проекта, выводов. При этом помощь должна оказываться ненавязчиво, чтобы  не остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

          Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть под общей темой презентации продукта (например, книга,  викторина, газета, журнал, макет и т.п.). 

3. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом — мотивации.

          Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно  грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

5. Учет возможностей учебных предметов для реализации проектной деятельности.

          Низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

          Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов. Обязательно провожу родительское собрание, посвященное организации проектной деятельности. Ведь родители- главные помощники детей.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Проектная деятельность младших школьников...

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»

Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС  одним из ра...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

Формирование проектных навыков во внеурочной деятельности младших школьников...