Технология деятельностного метода. Теоретические основы
статья

Материал содержит описание основных особенностей технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tdm.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода обучения


Одной из технологий системно-деятельностного подхода является технология деятельностного метода обучения.  Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем, дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС.

 В дидактической системе деятельностного метода выделены следующие типы уроков деятельностной направленности:

- уроки освоения нового знания (ОНЗ);

- уроки рефлексии;

· уроки развивающего контроля;

· уроки построения системы знаний.

Подробнее остановлюсь на уроках открытия нового знания (ОНЗ).

 Уроки ОНЗ имеют следующую структуру:

1)  Мотивация к учебной деятельности.

На данном этапе учащиеся имеют возможность   тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;  используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»:

1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»);

3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).

    2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном  действии.

Основной целью  данного этапа  является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).

3)  Выявление места и причины затруднения.

Необходимо организовать пошаговый анализ пробного действия, зафиксировать место затруднения, выявить причину, сформулировать проблему.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся под руководством учителя:

1) ставят цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

2) предлагают  тему урока (учитель  может ее уточнить);

3) определяют способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;

4) составляют  план реализации поставленной цели.

5)  Реализация построенного проекта.

Основной целью этапа  является построение учащимися нового знания и определение области его применения. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:

1)  реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение);

2)  зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона);

3)  соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.);

4)  зафиксировали преодоление затруднения;

5)  уточнили общий характер нового знания и область его применения.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся должны усвоить новое знание

. Для этого необходимо:

1) выполнить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на применение нового знания в типовых ситуациях;

2) при этом проговаривать вслух выполненные шаги и  обосновывать их с помощью эталона.

 

      7)  Самостоятельная работа с самопроверкой.

 Учащиеся выполняют типовые задания на новое знание, выполняют самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;

8)  Включение в систему знаний и повторение.

Основной целью этапа  является выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9) Рефлексия учебной деятельности.

 На данном этапе необходимо организовать:

1) вербальную фиксацию цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке;

2) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;

3) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).

Таким образом, уроки ОНЗ дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.

После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.

На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.

Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе, построенный на основе технологии деятельностного метода

Конспект урока составлен по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих" по материалам учебника  Бунеевых из ОС "Школа 2100" в технологии деятельностного метода....

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"

Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ  как  одной из ведущих технологий обучения  при реализации ФГОС НОО....

Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).

Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...

Технология деятельностного метода - методологическая основа ФГОС

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, ...