открытый урок
методическая разработка (музыка, 2 класс) по теме
Музыкальные интервалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_solfedzhio_s_uchashchimisya_2.doc | 71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по сольфеджио с учащимися 2-ого класса 7-летнего срока обучения «Музыкальные интервалы. Диссонансы и консонансы. Кто важнее?»
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
Преподаватель теоретических дисциплин Емельянова Любовь Александровна.
Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи урока.
Образовательная: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные интервалы».
Воспитательная: вызвать у учащихся живой интерес к музыкальному искусству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым повышая интеллектуальный и духовно-нравственный уровень развития учеников.
Развивающая: развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах, умение анализировать и сопоставлять элементы музыкального языка.
Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:
- Карточки-попевки «Интервалы»
- Ритмические карточки
- Геометрические карточки «Интервалы»
- Музыкальный кроссворд, ребусы
- Портреты композиторов (И. Ф. Стравинский, В. А. Моцарт)
- Шумовые инструменты
- Фортепиано
- Синтезатор
- Магнитофон
- Телевизор, DVD
Применение педагогических технологий
- Технология проблемного обучения.
Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое интервал?», «Сколько ступеней охватывают интервалы прима, секунда, терция и т.д.?», «Назовите узкие и широкие интервалы?», «Как звучат диссонансы, а как – консонансы?», «Чем отличается звучание б.3 от м.3, б.6 от м.6?» Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух, находим и определяем интервалы в нотных примерах.
- Технология личностно-ориентированного обучения
И. С. Якиманской.
На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.
- Технология индивидуализации и дифференциации.
Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – синтезатор, магнитофон, DVD); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).
- Технология формирования мотивации или игровая технология.
Включение в учебный процесс игровых моментов – музыкальные ребусы, кроссворд, «Угадай-ка!» (определение интервалов на слух, по карточкам, в нотном тексте) – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха»--самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).
- Здоровьесберегающая технология.
На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), фольклорной арт-терапии (исполнение русских народных песен с использованием шумовых инструментов), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).
План урока:
- Организационный момент.
- Теоретическая разминка.
- Проверка домашнего задания. Вокально-интонационная работа. Шумовой оркестр.
- Слуховой анализ.
- Ритмический диктант.
- Постановка проблемы урока. Анализ музыкальных произведений.
- Вывод. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую работу на протяжении всего урока.
- Теоретическая разминка.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Музыкальные интервалы». И начнем мы, как обычно, с разминки. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
К | В | И | Н | Т | А | |||
С | Е | К | У | Н | Д | А | ||
С | Е | К | С | Т | А | |||
Т | Е | Р | Ц | И | Я | |||
П | Р | И | М | А | ||||
О | К | Т | А | В | А | |||
К | В | А | Р | Т | А | |||
Л | А | Д |
После разгадывания кроссворда дети отвечают на вопросы учителя: «Что такое интервал? Основание? Вершина? Назовите все чистые интервалы? Большие и малые? Чем отличается мелодическое звучание интервала от гармонического?»
Разгадывание музыкальных ребусов (на усмотрение преподавателя).
- Проверка домашнего задания. Вокально-интонационная работа. Шумовой оркестр.
Пение по нотам или наизусть (по желанию детей) русской народной песни «Савка и Гришка» с аккомпанементом педагога на синтезаторе.
Учитель: Ребята! Давайте определим тональность, размер и форму песни.
Дети: Тональность C-dur, размер 4/4, форма периода (8 тактов)
Учитель: Прежде, чем исполнять эту песню, давайте распоемся и настроимся на тональность.
Пение гаммы С-dur с гармоническим аккомпанементом преподавателя на синтезаторе. Пение устойчивых ступеней, вводных звуков, разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Учитель: А сейчас разделимся на две команды. Первая команда исполняет 1-ое предложение, а вторая – 2-ое (по желанию детей можно петь сидя или стоя и меняться предложениями, петь со словами или с названием нот).
Учитель: Молодцы! А сейчас под эту музыку мы поиграем в шумовой оркестр (учитель раздает детям простейшие шумовые инструменты: ложки, бубен, трещотки и т. д.)
Варианты исполнения могут быть различны: разделиться на команды или исполнять всей группой; по фразам или предложениям; акцентируя только сильную долю или воспроизводя весь ритмический рисунок и т.д. Дети играют на шумовых инструментах стоя, выполняя элементарные движения.
Учитель: Дети, найдите и назовите такты или границы между тактами, где есть ход мелодии на терцию?
Дети: с 1-ого по 4-ый такты, переход от 5-ого к 6-ому, от 7-ого к 8-ому.
- Слуховой анализ.
Задание №1. Учитель играет интервал в гармоническом и мелодическом звучании. Дети поднимают соответствующую карточку с рисунком, называют интервал и исполняют попевку.
м.2 – «Ой, оса летит, жужжит, нас ужалить наровит»
б.2 – «Ёжик, ёжик, ты хорош, с нами песенки поёшь»
м.3 – «Очень грустный, скучный день»
б.3 – «День весёлый, солнечный»
ч.4 – «Ку-ка-ре-ку! Всех разбужу!»
ч.5 – «Иа, иа. Уши, хвостик, голова» (ослик)
м.6 – «В лесу срубили ёлочку»
б.6 – «В лесу родилась ёлочка»
м.7 – «Я с горки качусь, ничего не боюсь»
б.7 – «В сугроб – бух!»
ч.8 – «Жираф большой»
Задание №2. Учитель выставляет перед учащимися ряд геометрических карточек с изображением ступеневой величины интервала. Ряд может быть короче или длиннее в зависимости от уровня сложности и состава группы учащихся. Учитель играет интервалы, намеренно допуская ошибки. Дети должны их найти и исправить. Диссонансы имеют форму треугольника – секунда, септима; у устойчивых консонансов форма квадрата – прима, кварта, квинта, октава; мягкие консонансы имеют форму круга – терция, секста.
- Ритмический диктант.
Перед его написанием учитель проводит ритмическую разминку. Выкладывается ряд карточек с различными несложными ритмическими рисунками (с использованием половинных, четвертных, восьмых и шестнадцатых длительностей – на усмотрение преподавателя). После проигрывания учителем определенного ритма, дети указывают нужную карточку. Затем прохлопывают все вместе этот ритм с ритмослогами. Можно попросить учащихся придумать слова к заданному ритму.
Ритмический диктант лучше писать на доске совместными усилиями всей группы для большей наглядности и активизации работы каждого ученика. Диктант в тональности F-dur в объеме периода (8 тактов) с использованием вышеперечисленных длительностей.
- Дети самостоятельно определяют тональность, размер, ритм и количество тактов.
- Пение диктанта с ритмослогами под аккомпанемент учителя (можно менять жанровую основу: полька, марш и т.д.)
- Пение диктанта с названием нот.
Учитель: Какой тип движения мелодии преобладает в диктанте?
Дети: Поступенное движение.
Учитель: А есть ли в диктанте скачки? На какие интервалы? Назовите такты.
Дети: В 3-ем такте нисходящий скачок на квинту, в 7-ом – на терцию.
- Постановка проблемы урока. Анализ музыкальных произведений.
Учитель: Сегодня мы с вами уже говорили о том, что все интервалы делятся на диссонансы и консонансы. А как вы думаете, кто из них важнее в музыке?
Дети: -- Консонансы!
-- Диссонансы!
Учитель: Итак, мнения разделились. Ну что ж, давайте все вместе разберемся в этом вопросе и вынесем общее решение.
Вернемся к нашей русской народной песне «Савка и Гришка» и напишем к мелодии подголосок сначала в терцию, а потом – в секунду. Послушайте, сравните и выскажите свое мнение.
Учитель вместе с детьми выстраивает подголосок и исполняет полученные варианты.
Дети: Подголосок в терцию звучит благозвучно, красиво, а в секунду – резко.
Учитель: А теперь представьте, что вы композиторы и вам нужно изобразить в музыке народное шумное гулянье на Масленицу, гомон толпы, суету. Какими интервалами скорее всего вы воспользуетесь?
Дети: Диссонансами.
Учитель: А сейчас давайте послушаем, как изобразил в музыке сцену народного гулянья крупнейший русский композитор ХХ века Игорь Федорович Стравинский в своем знаменитом балете «Петрушка» (показ портрета композитора). Балет был любимым жанром композитора.
(Прослушивание и просмотр фрагмента из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского)
Учитель: Смог бы композитор обойтись здесь без диссонансов?
Дети: Конечно, нет.
Учитель: Все вы прекрасно знаете, что секунда – это…?
Дети: Диссонанс!
Учитель: А если я сыграю ее вот так…(Учитель играет м.2 в нисходящем мелодическом движении). Как теперь зазвучала секунда?
Дети: Жалобно. Тоскливо. Печально.
Учитель: Совершенно верно. Молодцы! Сейчас мы обратимся к творчеству еще одного композитора. Это Вольфганг Амадей Моцарт – гениальный австрийский композитор второй половины XVIII века (показ портрета). Сочинять музыку он начал в 4-е года! Композитор писал оперы, симфонии, концерты. А в конце своей жизни он создал Реквием. Это слово в переводе с латинского означает «покой». Реквием исполняли хор, солисты и оркестр. Звучал он в память об умершем человеке, в момент, когда близкие люди скорбят и оплакивают его. В Реквиеме несколько частей. Одна из них называется «Лакримоза», т.е. «Слезная». Как вы думаете, какую интонацию в мелодии Моцарт использовал очень часто?
Дети: Нисходящей секунды.
Учитель: Хорошо. А сейчас давайте послушаем «Лакримозу» и постараемся проникнуться тем настроением, которое хотел передать нам композитор.
(Прослушивание фрагмента Реквиема В. А. Моцарта. Учитель предлагает детям внимательно следить по нотам, отмечая для себя нужные интервалы).
- Подведение итогов урока. Вывод. Домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, наш урок подошел к концу. Какай же вывод мы можем сделать? Кто важнее в музыке: диссонансы или консонансы?
Дети: В музыке важны все интервалы!
- Оценка своей работы на уроке самими учащимися.
- Что нового узнали дети на уроке?
- Домашнее задание: найти и определить интервалы в нотном тексте произведений по специальности.
Список литературы:
- Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф. «Азартное сольфеджио». Москва, 2004 г.
- Калинина Г. Ф. «Музыкальные занимательные диктанты». Москва, 2002 г.
- Лехина Л. Н. «Интервальные сказки». Москва, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...