Рабочая программа по музыке 7 класс
методическая разработка по музыке на тему

Рабочая программа по музыке 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_7_klass.doc135.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 

«Согласовано»                                                                                                                      «Утверждаю»        

зам. директора по УВР                                                                                                         Директор школы                                                                                 ___________ /______________./                                                                                              __________/ ____________/        

                         « ___» __________2011 г                                                                                                        Приказ № 83 от 1 сентября 2011г.

 

Рабочая программа

по музыке

для    7   класса

1 час в неделю (всего 35 часа)

Составитель:   учитель   музыки

2011 - 2012 учебный  год

Пояснительная записка

 Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

          При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также  с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.  

        Музыкальное образование  в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

          Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. -  90, [6] с.).                  

Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- воспитывать культуру мышления и речи.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия».  Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения. В уроки включены проблемно-творческие задания, предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению).

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;

- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;

- хоровое и сольное пение.

Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыка кино, современная популярная музыка. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

                                                                    Содержание программы

1. Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. 16 часов)  

Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш.    

Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть;  Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано,  I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди».

Разучивание песен А. Островского  «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой.

2. Форма в музыке.

Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия.

(16 часов)

Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.  

Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»;
С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия;

Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других.

3. Заключение. Формула красоты (2 часа)

(в контексте главной темы года «Содержание и форма в музыке»)

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

- в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия;

- в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 класса;

- в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

- в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса).

Контроль осуществляется в следующих видах:

 входной, текущий, тематический, итоговый, тестирование

Формы контроля:

- самостоятельная работа,

- устный опрос,

- практическая работа,

- взаимоопрос,

- тест,

- музыкальные викторины.

Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Учебно-методический комплект 

1. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.

2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 7 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Музыка. 7 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2005.

4. Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная  литература. – М.: Музыка, 1972.
  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
  1. Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:
  2. 1. Фортепианный цикл П.И.Чайковского «Времена года»
  3. 2. «Восточная сказка» Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада»
  4. 3. Что такое «лирика»?
  5. 4. Что такое «драма»?
  6. 5. Что такое «эпос»?
  7. 6. История создания М.И.Глинкой романса «Веницианская ночь»
  8. 7. История создания М.И.Глинкой романса «Я здесь, Инезилья»
  9. 8. История создания Д.Д.Шостаковичем «Ленинградской» симфонии  
  10. 9. Великий композитор – романтик Ф.Шопен.
  11. 10. О чем рассказывает «Слово о полку Игореве»?

№ п/п

тема урока

Количество часов

Тип урока

нагл.  пособия, тсо

Дата проведения


примечание

План.

Факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

1 четверть

Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр.

1

Единство музыкального произведения

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа.  

Фонохрестоматия

02.09

2

Музыку трудно объяснить словами

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия

09.09

3-4

Что такое музыкальное содержание

2

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

16.09-23.09

5

Каким бывает музыкальное содержание?

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия

30.09

6

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия

07.10

7

Образ ноября в пьесе П.И.Чайковского

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

14.10

8

«Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

21.10

9

Когда музыка не нуждается в словах

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы, викторина

Фонохрестоматия

28.10

2 четверть

10

Лирические образы в музыке

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

11.11

11

Драматические образы в музыке

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

18.11

12

Эпические образы в музыке

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

25.11

13

Память жанра

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

02.12

14

Такие разные песни

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

09.12

15

Такие разные жанры

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

16.12

16

Такие разные марши

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы,

викторина

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

23.12


Форма в музыке. Музыкальная композиция.  (начало)

17

Художественная форма – это ставшее зримым содержание

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, беседа

Фонохрестоматия

30.12

 3 четверть

18

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

20.01

19

От целого к деталям

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия

27.01

20

Какой бывает музыкальная композиция?

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

03.02

21

Двухчастная форма. М.Глинка «Веницианская ночь»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия

10.02

22

Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия

17.02

23

Многомерность образов в форме рондо

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия

24.02

24

Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

02.03

25-26

Музыка в развитии

2

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы,

викторина

Фонохрестоматия

09.03-16.03

27

Музыка в развитии. Контрольный тест.

1

23.03

4 четверть

Форма в музыке. Музыкальная драматургия (продолжение)

28-29

Музыкальный порыв

2

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

06.04-13.04

30

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы.

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки», «Русская опера»

20.04

31

Диалог «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

1

Комбинированный, урок с сообщениями учащихся.

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки», «Русская опера»

27.04

32

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1

Комбинированный, урок-рассказ с элементами беседы

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

04.05

33

Единство формы и содержания музыкального произведения  

1

Урок обобщения и систематизации знаний, подготовка к тесту

Фонохрестоматия,

CD «Шедевры музыки»

11.05

34

Обобщение и проверка знаний

1

Урок обобщения и систематизации знаний, итоговый тест

Фонохрестоматия

18.05

35

Урок- концерт.

1

25.05

ПО ПРОГРАММЕ: 35 ч.

ПО КАЛЕНДАРЮ:   35 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...