Рабочая программа по музыке. 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Калиничева Екатерина Владимировна

Рабочая  программа по  музыке для  4 -го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  на основе авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2011.
  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011
  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;
  • Е.Д.Критская «Музыка 4  класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_4_klass.docx99.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЬРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                          ЗАЛЕСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

              Согласовано:                                                                                                            Утверждаю:

             Заместитель директора по УВР                                                                              Директор МБОУ Залесовская СОШ

            Третьякова Е. М. ___________                                                                                 Акимов В. М. ___________________

            От __________________ 2012 г.                                                                               От ______________________ 2012 г.

                                     

4  класс

                                                                   

                                                       

                                                                                       Пояснительная   записка

       Рабочая  программа по  музыке для  4 -го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  на основе авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010.

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2011.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2011
  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;
  4. Е.Д.Критская «Музыка 4  класс»1 СD, mp 3, Фонохрестоматия, М., Просвещение, 2009 г.

         Изучение музыки  в 4 классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  2. воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  3. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  4. совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  5. расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью
  6. активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  7. накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

      Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

         Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся  2 класса начальной школы в форме итоговых тестов  в конце каждой четверти/

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  1. Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. Метод эмоциональной драматургии;
  3. Метод создания «композиций»;
  4. Метод игры;
  5. Метод художественного контекста.

                                       Общая характеристика учебного предмета.

       Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

       В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

    Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

      Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

     Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования,  музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

    Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

     В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

    Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

     В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

                                                               Описание места учебного предмета в учебном плане.

     В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается в 4 классе по одному часу в неделю (всего 34 часа). 

                                             Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Российская музыкальная культура  одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания  гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.

                                               Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных  результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4 классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные,  учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно- познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4 классе являются формирование следующих умений.

  1. наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных  инструментах, участие в импровизации, музыкально - пластическое движение, участие в музыкально - драматических спектаклях);

*  умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;

*  владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно), динамики (громко - тихо);

*  узнавание  по изображениям  некоторых  музыкальных  инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа),  а также народных  инструментов  (гармонь,  баян,  балалайка);

* проявление навыков  вокальнохоровой  деятельности  (вовремя начинать и заканчивать пение,уметь  петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять  музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова  при исполнении, понимать дирижерский жест).

Метапредметные результаты:

  1. умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме  (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
  2. умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  3. умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки  и изобразительного искусства;
  4. наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)  со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  5.  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

                                                 Основные виды учебной деятельности школьников 

Слушание музыки. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкальнослуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. 
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокальнохоровых умений и навыков для передачи музыкально - исполнительского замысла, импровизации. 
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). 
Музыкальнопластическое движение.  Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуальноличностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкальнопластических композиций. Танцевальные импровизации. 
Драматизация музыкальных произведений.    Театрализованные формы музыкальнотворческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. 
Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств. 
 Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности

                В  процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам; работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи. Дети решают творческие задачи  на уровне импровизаций ( музыкальной, танцевальной, пластической), учатся проявлять самостоятельность и оригинальность при их решении, разыгрывать воображаемые ситуации, самостоятельно планировать свои действия в исполнительской деятельности, осуществлять учебное сотрудничество в хоровом пении, ансамблевом музицирован

                                 Содержание  программы  предмета «Музыка» 4 класс.

«Россия-Родина моя»

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

«День, полный событий»

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

                                                                                  «В музыкальном театре»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

                                                                           «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

                                                                                          «В концертном зале»

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

«В музыкальном театре»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

                                                                  «О России петь – что стремиться в храм»

Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов

Народные музыкальные традиции Отечества.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

                                                                            «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

 «Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

                                                                                      Учебно-тематический план

п/п

Тематический блок

Количество

часов (в год)

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”

4 ч.

II.

Тема №2. “День, полный событий”

5 ч.

III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

4 ч.

IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

4 ч.

V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.

VI.

Тема №6. “В концертном зале”

6 ч.

VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, такнадобно уменье”

5 ч.

Итого

34 ч.

                                                 КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.  ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Тема №2. “День, полный событий” Обобщающий урок по теме

1

2

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” Тестирование

1

3

Тема №5. “В музыкальном театре” Обобщающий урок по теме

1

4

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” Тестирование

1

              ИТОГО                                                                                                                                                   4

                                                                      Система оценки достижений учащихся.

На основе существующей системы пятибалльных  оценок и экспертной оценки процесса и результата творчества, можно

представить следующие соответствия:

Отметку "5" – Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает

свои суждения,

применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его

 устный ответ в общем

соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный

ответ).

Отметку "3" –Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно

его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор

грубых и негрубых ошибок и недочётов.  Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный

ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке,  правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик

обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" – Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ

частично соответствуют   т     требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов

учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный

                                                Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,  стр.3-28.

  1. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.
  2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4  класс», М., Просвещение, 2001г.
  3. фонохрестоматия для  4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
  4. учебник-тетрадь «Музыка 4  класс», М., Просвещение, 2010г.
  5. Рабочая тетрадь для  4  класса, М., Просвещение, 2010г.

 

                                                                       MULTIMEDIA – поддержка предмета

1 . Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры»

2  . Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

3  Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

4  Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

5. .Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6. Обучающе – развивающая программа «Музыка и живопись для детей» «Алиса»

7. «Коллекция классической музыки» (МР 3)

8. «Калинка – малинка» РНмелодии в исполнении на гуслях

                                                              Список научно-методической литературы.

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  2. М.  Давыдова «Музыкальные вечера в школе» М., «Айрис Пресс» 2001 г.
  3. М. Давыдова «Уроки музыки1 -4 классы» М., «Вако» 2010 г.
  4. Е. Гульянц «Детям о музыке» М., «Аквариум» 1996 г.
  5. Г. Стюхина «Музыка 1 – 4 классы» В., «Учитель» 2010 г.
  6. Е. Арсенина «Музыка 1 -4 классы. Анализ произведений» В., «Учитель» 2010 г.
  7. Т. Курушина «Музыка 1 -6 классы. Творческое развитие учащихся» В., «Учитель» 2009 г.
  8. Т. Затямина «Современный урок музыки» М., «Глобус»2010 г.
  9. Ю. Булучевский «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Л., «Музыка» 1989 г.
  10. Л. Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 -8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М., Глобус, 2008 г.
  11. Песенные сборники.

                                                                                                 Печатные пособия

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

                                                                             Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Синтезатор, детские музыкальные  инструменты

№ урока

Дата

план

Дата  факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-оценочная деятельность

ИКТ средства

обучения

специальные

общеучебные

                                 

             

«Россия-Родина моя» - 4ч.

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                   

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

  1. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов
  2. «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня
  3.  «Песня о России» В.Локтев
  4. «Вокализ» С.Рахманинов.

 Знать название изучен-ного произведения и авто-ра, понимать выразитель-ность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса  

- демонстрировать лично-стно-окрашенное эмоции-онально-образное восприя-тие музыки,

 - эмоционально отклика-ться на музыкальное прои-зведение и выражать свое впечатление в пении.

- организация самостоятельной работы;

- соблюдение норм поведения в окружающей среде;

- воспринимать  информацию;

- оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

- умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли;

- умение отвечать на вопросы;

- работать с рисунками;

 -составлять рассказ по рисунку;

- определять общие свойств и  признаки предметов (по результатам наблю-дения, объяснений учителя);

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- владение умениями совместной деятельности:

- согласование и координация

деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

входной

устный опрос

Видео-презентация песни «Родные места»   диск «Музыкальный мир»

2

Как сложили песню. Звучащие картины. Комбинированный урок. 

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина  «Полдень».

  1. «Ты, река ль, моя – реченька»  

Знать жанры народных песен.

Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных  видов искусства.

текущий

устный опрос

Видео-презентация «Русские народные песни»

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

 нрк. Комбинированный урок. 

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.  Ненецкие песни и их жанры.

  1. «Ты, река ль, моя – реченька»  
  1. «Солдатушки, бравы ребятушки»
  2. «Милый мой хоровод»
  3. «А мы просо сеяли»

Выявлять общность истоков и особенности   народной и профессиональной музыки.

Узнавать образцы народного музы-кально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.

Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

тематический

устный опрос

Диск Ненцы»  Модуль -Жанры народных песен.

4

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася  Русь!»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов.

  1. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» ф-ты
  1. Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать  названия изученных произведений и автора,  выразительность и изобра-зительность музыкальной интонации.

Уметь  участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

итоговый

фронтальный опрос

Видео фрагменты  из опер

День, полный событий. – 5 ч.

5

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

  1. «Осенняя песня» П.Чайковский;
  2. «Пастораль» Г.Свиридов;
  3. «Осень» Г.Свиридов.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

- работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

-  импровизировать на заданные тексты;

- выделять главную мысль.

текущий

индивидуальный

6

Зимнее утро, зимний вечер.

Комбинированный

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина,  русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

  1. Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  2. У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
  3. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

текущий

групповая

Видео-презентация «У камелька»

7

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Комбинированный

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Выразительность и изобразительность в музыке.  

  1. Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

Знать и понимать понятие   музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов;

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведе-ниях; демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;  

текущий

устный опрос

Фрагмент из фильма «сказка о царе Салтане»

8

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

Комбинированный

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле Выразительность и изобразительность в музыке.  

  1. Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.
  2. «Девицы, красавицы».
  3. «Уж как по мосту, мосточку»,
  4. «Детский альбом» П.Чайковского.
  5. «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
  6. Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский
  7. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
  8. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

-  Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

- Самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- Оценивать  и
осмыслять резуль-таты своей  деятельности;

текущий

устный опрос

Видео фрагменты их опер. Ф-т мультфильма «Детский альбом»

9

«Приют, сияньем  муз одетый…». Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся.

  1. Романс  «Венецианская ночь» М.Глинка.
  2. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пени.,
  3. передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия  романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Уметь  определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

тематический

тест

«В музыкальном театре» - 4ч.

10

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Комбинированный урок

 Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.

Опера «Иван Сусанин» М.Глинка:

  1. интродукция
  2. танцы из 2 действия
  3. хор из 3 действия

 Знать названия изученных жанров   опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

- формирование монологической речи учащихся;

 -умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

- выделять их признаки и свойства;

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- замечать изменения, происходящие с объектом;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- импровизировать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

групповая

Видео-фрагменты из оперы

11

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

  1. сцена из 4 действия

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального  спектакля.

текущий

устный опрос

Видео-фрагменты из оперы

12

Опера  «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность

  1. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
  1. Песня Марфы («Исходила младешенька»);

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

устный опрос

Видео-фрагменты из оперы

13

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Комбинированный урок.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).

  1.  «Танец с саблями».
  2. Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
  3. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка
  4. Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

 Знать названия изучаемых жанров и форм музыки: восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.

тематический

устный опрос

групповая

Видео-фрагменты из оперы

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

14

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Комбинированный урок.

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

  1. Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
  2. Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
  3. Аисты, узбекская народная песня.
  4. Колыбельная, английская народная песня.
  5. Колыбельная, неаполитанская народная песня.
  6. Санта Лючия, итальянская народная песня.
  7. Вишня, японская народная песня, и др.
  8. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.
  9. Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.
  10. Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

 (на выбор учителя)

 Знать  названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

- работать с рисунками,;

- составлять рассказ по рисунку;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация).

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

 - объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

- определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

- оценивание своих учебных достижений.

текущий

самостоятельная

работа

диск «Русские народные инструменты»

15

Оркестр русских народных инструментов.  нрк.

Комбинированный урок.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.  

  1. Светит месяц, русская народная песня-пляска.
  2. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

 Знать названия  музыкальных инструментов,  состав оркестра русских народных  инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструмента-льное музицирование).

тематический

устный опрос

диск «Русские народные инструменты»

16

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

 Знать названия  музыкальных инструментов и состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь   высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, эмоционально откликаться  на музыкальное произведение. Выражать свои впечатления в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, в музыкально-пластическом движение.

итоговый

тест;

индивидуальный.

«В концертном зале» - 6ч.

17

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин и П.Чайковский.

  1. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
  1. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
  2. (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский

 Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике.

- уметь переносить знания,;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, класси-фикация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

тематический

устный опрос

ЦОР «Музыкальные инструменты»

18

Старый замок.

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  1. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
  2. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

текущий

устный опрос

Презентация «Музыкальные картинки»

19

Счастье в сирени живет…

Урок  обобщения и систематизации знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

  1. Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки песня, романс, вокализ, сюита.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

текущий

устный опрос

Видео-презентация «Сирень»

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  1. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
  2. Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

текущий

устный опрос

21

Патетическая соната. Годы странствий.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

  1. Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  1. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
  2. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
  3. Арагонская хота. М. Глинка.

 Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

тематический

устный опрос

22

Царит гармония оркестра.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

  1. Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

 Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

текущий

устный опрос

Модуль: «Симфонический орскестр» Презентация.

«В музыкальном театре» - 2ч.

23

Театр музыкальной комедии.

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

  1. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
  2. Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
  3. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
  4. Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

 Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Уметь  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения.

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

- участие в диалоге;

- поиск необходимой информации в словарях;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства.

тематический

устный опрос

групповая

Фрагмент из оперетты «Летучая мышь» .Презентация.

24

Балет «Петрушка»

Комбинированный урок.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. Музыка в народном стиле.

  1. Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка. Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

текущий

устный опрос

Фрагменты  из балета «Петрушка»

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

25

Святые земли Русской. Илья Муромец

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  1. Земле Русская, стихира.
  1. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.
  2. Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.
  3. Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.
  4. Не шум шумит, русская народная песня.

Знать народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- работать с учебным текстом;

- делать простые выводы;

-участие в диалоге;

- формирование учебного сотруд-ничества;

- поиск необходимой информации в словарях;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации,музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

тематический

устный опрос

26

Кирилл и Мефодий. нрк.

Урок изучения и закрепления новых знаний

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  1. Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.
  2. Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
  3. Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев
  4. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Знать и понимать: религиозные традиции, понятия: гимн, величание.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

текущий

устный опрос

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание.

  1. «Христос воскресе! (тропарь)
  2. Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.
  3. Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

 Знать и понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

устный опрос

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  1. «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  2.  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  3. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

 Знать и понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь определять, оценивать, соотносить содержание музыкальных произведений. Понимать значение колокольных звонов  и колокольности в музыке русских композиторов; - сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников;

тематический

устный опрос

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

29

Народные праздники. Троица.

Комбинированный урок.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

  1. Троицкие песни.

 Знать и понимать народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

- импровизировать на заданные тексты.

текущий

устный опрос

Видео рассказ о праздике Троица.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. 

Развитие музыкального образа.

  1. Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  2. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.
  3. Ф.Шопен.
  4. Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.
  5. Пастушка, французская народная песня
  6. Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

устно описывать объект наблюдения,

владение способами контроля и оценки деятельности;

- подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- устно описывать объект наблюдения;

- владение способами контроля и оценки деятельности;

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

текущий

устный опрос

Видео фрагмент из фильма о Шопене.

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Урок закрепления знаний.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей.

  1. Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыкаБ. Окуджавы.
  1. Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

 Знать и  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

тематический

устный опрос

32

В каждой интонации спрятан человек.

Комбинированный урок.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»  

  1. Песня Сольвейг;
  2. Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

 Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

текущий

устный опрос

Видео-презентация «Песня  Сольвейг»

33

Музыкальный сказочник.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

  1. Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

тематический

Фронтальный опрос

Фрагменты из балета  «Шахерезада»

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

  1. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Знать названия изученных произведений и их авторов. Уметь  узнавать изученные музыкальные произведения. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.

итоговый  контроль

групповая

Фрагмент из опреы, «Рассвет на Москве-реке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...