открытый урок
методическая разработка по музыке (2 класс)

открытый урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_muzyki_2_klass.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕРХНЕ - ИВОЛГИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Открытый урок по музыке во 2 классе:

«Путешествие в музыкальную страну

Симфонический оркестр»

(Знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов)

Разработала:

учитель музыки

Шагжина Туяна Баировна

  март

   2013 г.

Конспект урока по музыке во 2 классе

Шагжина Туяна Баировна,

учитель музыки

МОУ «Верхне-Иволгинская

средняя общеобразовательная школа»

Тема четверти: «О чем говорит музыка?».        

Тема урока: «Путешествие в музыкальную страну Симфонический оркестр», (знакомство с семейством Струнно-смычковых инструментов).

Цель:   

1. Познакомить учащихся с понятием «оркестр», «дирижёр», с тембрами струнно - смычковых инструментов.

2. Развить внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение работать в группе, умение переключаться с 1-го вида деятельности на другой.

3. Расширить кругозор учащихся.

4. Познакомить учащихся с бурятским народным инструментом -  хур.

Задачи:

Образовательные:

  1. Ознакомление детей с понятиями «симфонический оркестр», «дирижёр», группы инструментов;
  2. Развитие умения различать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать названия и звучания данных инструментов;
  3. Развить музыкальную память;
  4. Расширить кругозор и словарный запас детей.

Воспитательные:

  1. Воспитать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления учащихся;
  2. Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: активное слушание музыкальных фрагментов, ознакомление с музыкальными понятиями, словесный-беседа, наглядный–мультимедийная презентация, музыкальный инструмент –хур, сопереживание - размышления о музыке, контрастных сопоставлений, физкультминутка.

Музыкальный материал:

1. Песенка «У жирафов» Е. Железнова.

2. Аудио фрагменты звучания оркестра, струнно-смычковых инструментов.

3. Э. Григ «Утро» в исполнении симфонического оркестра.

4. Игра-разминка «Буги-Вуги» 

Оборудование: фортепиано, доска, магниты, слова терминов, бурятский народный инструмент – хур, задания на листочках, раскраски.

Мультимедийное оборудование: ноутбук,  мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальный центр.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Проверка домашнего задания.

4. Объяснение нового материала.

5. Физкультминутка.

6. Проверка усвоения нового материала

7.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

8. Подведение итогов урока, оценивание учащихся.

9. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

 У. – Здравствуйте, ребята! (I-II-III-IV-V-V)

 Д. – Здравствуйте! (V-III-I)

У: - Кто дежурный в классе? Кого сегодня нет на уроке?

II. Повторение пройденного материала.

 У.- Молодцы, садитесь! Ребята давайте с вами вспомним слова-термины, который мы проходили на прошлом уроке?

 (вывешивание карточек на доске) - солист, дуэт, трио, квартет?          (Ответы детей).

III. Проверка домашнего задания:

а) дыхательные упражнения,                  

б) распевание,

в) исполнение песенки «У жирафов» с элементами танцевальных движений.  

IV. Объяснение нового материала

У: - солист, дуэт, трио, квартет  - так называют группы музыкантов, с небольшим количеством участников.

- А если исполнителей гораздо больше – 15, 20, 30?

- Для этого в музыке тоже есть специальное название. Но прежде чем я вам его скажу, ответьте мне на вопрос?

 У.- Вы любите путешествовать? (Ответы детей) Предлагаю вам сегодня совершить удивительное путешествие в музыкальную страну, где мы узнаем много интересного…….

У. – А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре. Согласны? Рассаживайтесь  по удобнее. Все готовы? Тогда  в  путь!

Звучит музыка Э. Грига «Утро»

Уплывает земля из-под ног,

Открываются дальние дали.

И на  детских  лицах восторг:

Мы летим на воздушном шаре!

Прикоснусь к облакам  я  рукой!

А внизу речка лентою вьется,

Как  прекрасен наш  в  сказку  полет!

Где  оркестр симфонией льется!

У: - Вот мы с вами прибыли в музыкальную страну, скажите пожалуйста, какие инструменты вы знаете?

У: - А когда мы летели на воздушном шаре, какую вы слышали мелодию? Много ли инструментов звучало? Какие? (Ответы детей)

- Да, правильно, называется он так – оркестр, это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

У: - Самый полный и совершенный по звучанию – симфонический оркестр, теперь мы узнали, в какую музыкальную страну мы прилетели……      

Инструменты настроены, и музыканты начинают разыгрываться

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Но почему же оркестр не начинает играть?

А чтобы это нам узнать нам нужно отгадать загадку

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это………..дирижёр.

У. – Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть красивые композиции??

(Ответы детей)

У.- Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

Игра «Поиграем в дирижёра и оркестр ».

У: - А теперь представьте, что наш класс – оркестр.

Весь класс хлопает в ладоши, а тот на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает:

 «Я солист, пою  один, сам себе я господин».

У: - В страну под названием «Симфонический оркестр».

У. – А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр.

В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.

У: - Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр?

Звучит ____________________

- Да, в симфоническом оркестре много инструментов.

Инструментов знаем много музыкальных,

Голос каждого – особый, уникальный.

Музыканты долго думали: “Как быть?”

И решили всех по группам разделить,

Чтоб не путались в оркестре никогда

И садились сразу на свои места.

Сегодня я вам расскажу, из каких групп состоит симфонический оркестр.

Давайте посмотрим, какие в этой стране проживают семейства?  :

  1. Струнно – смычковые,
  2. Духовые медные,
  3. Духовые деревянные,
  4. Ударные,

А вот здесь проживает самая многочисленная группа, семья струнно-смычковых инструментов, к ним то мы и отправимся в гости

Струнно – смычковая группа особая

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты как надо,

Если смычка рядом нет. (смычок)

У: - Скажите, а почему это группа называется: струнно-смычковая?            (Ответы детей)

-Во главе этого семейства стоит самая огромная по количеству и изящная из всех струнных инструментов, красавица   дочка – Скрипка.

-За певучий и красивый голос скрипку называют «Царицей музыки»!      скрипки находятся слева от дирижёра.

-А как называют музыканта, играющего на  скрипке?  Скрипач

Не можем слушать без улыбки

Чудесный голос нежной скрипки

Достойней всяческих наград

И встрече с нею каждый рад.

Давайте послушаем, как звучит скрипка ________________________

В большом семействе  струнных живет не только скрипка, у нее много родственников.

Давайте познакомимся с ее двоюродным братом.  Его зовут Альт. 

Он очень похож на скрипку, но больше по  размеру.

И голос у него более  глубокий и бархатный. Альт находится справа от дирижёра

Давайте послушаем, как звучит альт ________________________

У: - А как называют музыканта, играющего на  альте? Альтист (карточка)

Интересно, а кто же еще есть в семье струнно – смычковых инструментов?

Она  больше скрипки и альта

На них похожа очень

Госпожа Виолончель

На ней смычком играют тоже.

Виолончель можно назвать мамой скрипки и альта. Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. Давайте послушаем, как она звучит.

Прослушивание звучания виолончели

У:- Догадайтесь, кого композитор изобразил в этом произведении?

У: - Как называют музыканта, играющего на виолончели? Виолончелист.

 В симфоническом оркестре они находятся справа от дирижера.

А вот и папа этой музыкальной семьи большой красивый Контрабас.

Посмотрите,  какой он огромный. Звук у контрабаса очень низкий, Играют на нем стоя.

Как называют музыканта играющего на нём? – контрабасист.

Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.

Прослушивание звучания контрабаса

В симфоническом оркестре контрабас занимает самую заднюю позицию струнно – смычковых инструментов.

У: - Сегодня к нам в сказку пришёл необычный гость, он дальний родственник струнно-смычковых инструментов, это наш бурятский народный инструмент – ХУР.

Сейчас для вас на нём сыграет ученица 6 класса, Доржиева Сэлмэг, которая ходит в «Иволгинскую ДШИ».

У: - Спасибо Сэлмэг!

V. Физкульминутка: «Буги-Вуги»

VI.Проверка усвоения нового материала:

Вот мы и познакомились с семьей струнно – смычковых инструментов.

У: - Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы мне будете помогать вставлять пропущенные слова:

Струнно-смычковых – большая бригада.

Я вам открою секрет:

Не смогут звучать инструменты, как надо,

Если…( смычка)… рядом нет.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.

Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка)

Я больше скрипочки размером. Мой голос ниже – но знай меру!

Меня ты на плечо кладешь и по струне смычком ведешь… (альт)

Звук напряженный, сочный, певучий,

Сладко-таинственный, плавно-тягучий.

Ножкою острой стоит на полу.

Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

Представьте себе великана такого:

Доброго, толстого, очень большого,

Звучит его голос солидно и плавно,

Так густо, насыщенно – право же, славно!

Назвать его имя – заданье для вас.

Зовут музыканты его… (контрабас)

VII.Закрепление изученного материала:

Задание № 1:

У: - Ребята, у вас на столах лежат листочки с рисунками с одной стороны, и названиями с другой стороны, ваша задача – нарисовать правильно стрелочки в правильном направлении.

(Какому инструменту, соответствует рисунок);

Задание № 2: Музыкальная викторина

VIII.Подведение итогов:

Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться обратно. А вот и воздушный шар, отправляемся в путь. Рассаживайтесь поудобнее.

  1. С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?
  2. В состав какого оркестра входят струнно – смычковые  инструменты?
  3. Какой инструмент из этой семьи самый большой?

Вот мы и прибыли в наш любимы класс.

Вам понравилось путешествие?

Кому было интересно побывать в  музыкальной стране, поднимите руку!

Домашнее задание: раскраски с героями мультфильмов с инструментами струнно-смычковой группы.

Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.

Оценки.

Музыкальное прощание.

У: - До свиданья, дети (I-II-III-IV-V-V)

Д: - До свидания!!! (V-IV-III-II-I)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...