Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Левагина Елена Васильевна

Рабочая программа по музыке 4 класс по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._4_klass.doc243.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано

Руководитель МО

__________ _____________


Протокол №___ от

«__» ___________20___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР


____________ О.А. Филянина


«___» _____________ 20___г.

Утверждаю

Директор МОУ-ООШ № 7

_____________А.А. Долгов


Приказ №_____ от

«___» ____________20___г.

Рабочая программа

по  музыке в 4 классе

учитель

Левагина Елена Васильевна

                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                        педагогического совета

                                                                протокол № 1  от

                                                                           30.08.2012 г.

2012 – 2013 учебный год

        Пояснительная записка

     Рабочая программа по музыке в 4 классе  составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке, с учетом авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. М.:«Просвещение», 2007 –128 с. 4 кл.-с.15-19.)

 Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса    начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Рабочая тетрадь для учащихся 4  класса начальной школы – М.: Просвещение, 2010.
  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004;
  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс».
  5.  Уроки музыки. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;

 

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).

         Предмет музыка в 4 классе начальной школы  имеет целью формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 - воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

-  освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

         В календарно-тематическое планирование  внесены следующие изменения  при  распределении часов:

- 2 четверть: «Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти» - 1 час.

         Формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-концерты др.         Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, тестирования.

         Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями  к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме итоговых тестов и уроков-концертов  в конце каждой четверти  и в форме  заключительного урока-концерта в конце учебного года  (1 четверть – 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти.  Заключительный  урок – концерт»).

     Домашнее задание: слушание музыки, работа в рабочих тетрадях,  творческие задания.

Учебно-тематический план   (34 часа)


п/п


п/ч

Тема  урока

Кол-во

часов

1  четверть

9 ч.

Тема раздела: «Россия – Родина моя»

3 ч.

1.

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»                                          

1

2.

2.

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась музыка?»

1

3.

3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

1

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

1 ч.

4.

4.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

1

Тема раздела: «День, полный событий»

5 ч.

5.

5.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

6.

6.

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

1

7.

7.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

8.

8.

«Приют, сияньем муз одетый…»

1

9.

9.

Обобщающий  урок 1 четверти.

1

2  четверть

7 ч.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2 ч.

10.

1.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

11.

2.

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка).

1

Тема раздела: «В концертном зале»

5 ч.

12.

3.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо

1

13.

4.

Старый замок. Счастье в сирени живет…

1

14.

5.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

15.

6.

Патетическая соната. Годы странствий.

1

16.

7.

Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти.

1

3  четверть

10 ч.

Тема раздела: «День, полный событий»

1 ч.

17.

1.

Зимнее утро. Зимний вечер.

1

Тема раздела: «В музыкальном театре»

6 ч.

18.

2.

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

1

19.

3.

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

1

20.

4.

Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

1

21.

5.

Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.

1

22.

6.

Балет «Петрушка»

1

23.

7.

Театр музыкальной комедии.

1

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

3 ч.

24.

8.

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

25.

9.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

26.

10.

Обобщающий  урок 3 четверти.

1

4  четверть

8 ч.

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм»

3 ч.

27.

1.

Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».

1

28.

2.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

29.

3.

Кирилл и Мефодий.

1

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1 ч.

30.

4.

Народные праздники. «Троица».

1

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

4 ч.

31.

5.

В интонации спрятан человек.

1

32.

6.

Музыкальный сказочник.

1

33.

7.

Рассвет на Москве-реке.

1

34.

8.

Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт.

1

Итого:

34

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ урока

в разделе

класс

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элемент

содержания

Требования к уровню

достижений

Контрольно-оценочная

деятельность

Средства

обучения

План

Факт

Вид

Форма


1 четверть  (9 часов). Раздел: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

1

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

Урок изучения и первичного закреп

ления новых знаний

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.


 - Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.ч1 С.Рахманинов.

- «Ты, река ль, моя – реченька»  

- «Песня о России» В.Локтев

- «Вокализ» С.Рахманинов.

Знать/понимать: название изученного произведения и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса   

Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

входной

Устный опрос

2

2

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»


Комби

ниро

ванный урок.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Интонация – источник элементов музыкальной речи.


- «Ты, река ль, моя – реченька»  

- Солдатушки, бравы ребятушки,

- Милый мой хоровод,

- А мы просо сеяли.

Знать/понимать:  жанры народных песен.

Уметь:  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью;

понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

текущий

Устный опрос

3

3

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!

Урок закреп

ления знаний.

Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.


- Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»

- Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка

Знать/понимать: название изученного произведения и автора,  выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

 Уметь:  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.




тематический

Устный опрос

 

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.)                                          

4






1






























Святые земли Русской. Илья Муромец.






Комби

нированный урок






Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.

 

-«Земля русская». Стихира русским святым – напев Киево-Печорской Лавры.(песнопения)

-«Богатырская симфония» А.Бородина (фрагмент)

-«Богатырские ворота» М.Мусоргского. (фрагмент).


Знать/понимать: народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции.

Уметь:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

Устный опрос


















Раздел: «День, полный событий» (5 ч.)

5

1

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы.



- «Осенняя песня» П.Чайковский;

- «Пастораль» Г.Свиридов;

- «Осень» Г.Свиридов.

Знать/понимать: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

текущий

Устный опрос

6

2

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда.

Комби

нированный урок

Выразительность и изобразительность в музыке.  



- «Три чуда». Вступление из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский Корсаков.

Знать/понимать: музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  названия изученных произведений и их авторов;

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

текущий

Устный опрос

7

3

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Комби

нированный урок

Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке.  


- Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

«Девицы, красавицы».

«Уж как по мосту, мосточку»,

- «Детский альбом» П.Чайковского.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

- Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский

Знать/понимать: жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).


текущий

Устный опрос

8

4

«Приют, сияньем муз одетый…»

Комби

нированный урок

Выразительность и изобразительность в музыке.  

Музыкально-поэтические образы.





Венецианская ночь» М.Глинка.

Знать/понимать: романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.


текущий

Устный опрос

9

5

Обобщающий урок 1 четверти.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

-Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

 

итоговый

тест

 2 четверть (7 часов). Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)

1

1

Композитор – имя ему народ.

Музыкальные инструменты России.

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты.


- «Ты, река ли моя реченька» - р.н.п.

-«Реченька» - белорусская нар.песня

- «Солнце, в дом войди» - грузинская

- «Вишня» - японская песня

- «Аисты» - узбекская песня 

- Концерт №1 П.Чайковский;

- «Ты воспой, жавороночек» Г.Свиридов.

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов; музыка в народном стиле;

Уметь:  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

текущий

Устный опрос

2

2

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка).

Урок закреп

ления знаний.

Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  

- Русские народные наигрыши;

- Светит месяц – р.н.п.

- Камаринская – П.Чайковский.

- Пляска скоморохов Н.Римский-Корсаков.

- «Волшебный смычок» - норвежская народная песня.

Знать/ понимать: музыкальные инструменты состав оркестра русских народных инструментов;

Уметь:  высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

тематический

Устный опрос

Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)

3

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

Комби

нированный урок

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.


 

- «Ноктюрн» А.Бородин;

П.Чайковский «Вариации на тему рококо»

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки;

Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

текущий

Устный опрос

4

2

Старый замок. Счастье в сирени живет…

Урок закреп

ления знаний.

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. 


-«Старый замок» М.Мусоргский;

-«Сирень» С.Рахманинов.

«Вокализ».

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (песня, романс, вокализ, сюита);

Уметь:  выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Темати

ческий

Устный опрос

5

3

Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы…

Комби

нированный урок

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные.


- Шопен. Полонез №3, вальс №10, Мазурка.

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма);

Уметь: высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.



Темати

ческий

Устный опрос

6

4

Патетическая соната. Годы странствий.

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.

 

- Патетическая соната – Л.Бетховен;

- Венецианская ночь.;

- Арагонская хота М.Глинка.

Знать/ понимать: названия изученных жанров и форм музыки (соната),  

Уметь: продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


текущий

Устный опрос

7

5

Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти.

Урок  контро

ля, оценки  и коррек

ции знаний учащих

ся.

Урок – концерт

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая.



-Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 2 четверть.

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;


Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.












итоговый

тест

3 четверть (10 часов). Раздел: «День, полный событий» (1 ч.)

1

1

 Зимнее утро. Зимний вечер.

Урок закреп

ления знаний.

Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы.



Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковский;

«Зимняя дорога» В.Шебалин;

«У камелька» из «Времен года» П.Чайковский.

-«Зимний вечер» М.Яковлев, А.Пушкин.

- «Зимний вечер» - р.н.п.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

текущий

Устный опрос

Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)

2

1

Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…)

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.

 

-опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

(интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Знать/понимать: названия изученных жанров;  опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

текущий

Устный опрос

3

2

Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу).

Комби

нированный урок

 Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.


-опера «Иван Сусанин». М.Глинка.

(сцена из 4 действия).

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; ария, речитатив;


Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения.

тематический

Устный опрос.

4

3

Исходила младешенька. (Опера М.Мусоргского «Хованщина»).

Комби

нированный урок

Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.


- «Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского.

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки; песня-ария, куплетно-вариационная форма.


Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

Устный опрос

5





4






















Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы.





Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. 


- «Пляска персидок» Мусоргский;

- «Персидский хор» М.Глинка;

- «Танец с саблями».

Знать/ понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

названия изучаемых жанров и форм музыки; восточные интонации, вариации, орнамент, контрастные образы.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

текущий

Устный опрос













6

5

Балет «Петрушка».

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.



- Ярмарка («Петрушка») И.Стравинский.

Знать/ понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: музыка в народном стиле, своеобразие музыкального языка.

Уметь:  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


текущий

Устный опрос

7

6

Театр музыкальной комедии.

Урок закреп

ления знаний.

 Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта.


-«Вальс» И.Штраус;

«Я танцевать могу» Ф.Лоу.

- «Звуки музыки» Р.Роджерс;

Знать/ понимать: названия изученных жанров  музыки; оперетта, мюзикл.


Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).




тематический

Устный опрос


Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч.)

8

1

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.


-«Прелюдия№7» С.Рахманинов;

-«Прелюдия» Ф.Шопен.

-«Этюд№12» Ф.Шопен;

Знать/ понимать: названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения.

текущий

Устный опрос

9

2

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

Комби

нированный урок



Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальные инструменты.




- «Шутка» И.Бах

- «Патетическая соната» Л.Бетховен.

- «Утро» Э.Григ.

- «Пожелание друзьям» Б.Окуджава

- «Песня о друге» В.Высоцкий.

Знать/ понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей; музыкальные инструменты (гитара).

Уметь: продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

тематический

Устный опрос

10

3

Обобщающий урок 3 четверти.

Урок  контро

ля, оценки  и коррек

ции знаний учащих

ся.


Урок – концерт

-Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся за 3 четверть.



(Музыкальные фрагменты из опер, балетов, музыкальных произведений разученные песни).

Знать/понимать: названия изученных жанров музыки и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

итоговый

тест

4 четверть (8 часов). Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)

1


1





















Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше».

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний



Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.


-«Ангел вопияше» П.Чесноков –

- «Христос воскресе! (тропарь)

- «Богородице Дево, радуйся!» - С.В. Рахманинов.

 Знать/понимать: народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды), религиозные традиции.

Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.


текущий

Устный опрос













2

2

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Урок закреп

ления знаний.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов.


- «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.

- Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).


тематический

Устный опрос

3

3

Кирилл и Мефодий.

Комби

нированный урок.

Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.


- «Гимн Кириллу и Мефодию». П.Пипков, сл.С.Михайловский

- Величание Мефодию и Кириллу.

Знать/понимать: религиозные традиции, гимн, величание.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

текущий

Устный опрос

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)

4

1

Народные праздники. «Троица».

Урок изуче

ния и первичного закреп

ления новых знаний

Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края.


-«Во поле береза стояла» - р.н.п.

Симфония№4 П.Чайковский

- Троицкие песни.

Знать/понимать: народные  музыкальные традиции родного края.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).


текущий

Устный опрос


Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч.)

5









1

















В интонации спрятан человек.










Комби

нированный урок









Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.


- «Патетическая соната» Л.Бетховен.

- Песня Сольвейг. Э.Григ.

- Песня Марфы.М.Мусоргский.

- «Пастушка» - франц.нар.песня.



Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов


текущий











Устный опрос










6

2




Музыкальный сказочник.

Урок закреп

ления знаний



Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита.


- «Шахерезада» Римский-Корсаков;

- «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

- вступление к опере «Садко».

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий: музыкальная живопись; музыкальная сказка.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

тематический

Устный опрос

7

3

Рассвет на Москве-реке.

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.


- «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский.

Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации, смысл понятий – симфоническая картина.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.



тематический

Устный опрос

8

4

Обобщающий урок 4 четверти.

Заключительный  урок – концерт.

Урок  контро

ля, оценки  и коррек

ции знаний учащих

ся.

Урок – концерт.

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.


 -Исполнение разученных произведений участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.


Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов;

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.




 

итоговый

тест

Требования к уровню подготовки учащихся

4 класс

  1. расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов;
  2. выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  3. воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  4. расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
  5. развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
  6. совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2007.,  стр.3-28.

  1. Уроки музыки». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 207 с.

  1. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  2 класс»
  2. фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
  3. учебник «Музыка 2 класс», М., Просвещение, 2010г.
  4. «Рабочая тетрадь по музыке 2 класс» М., Просвещение, 2010г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

2.. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

3..Мультимедийная программа «Энциклопедия. Музыкальные инструменты»

4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список литературы

  1. Н.Б. Абудеева, Л.П. Карпушина    Музыка. 2-8 классы. Художественно-образное развитие школьников. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  1. Ю.Б. Алиев    Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Е.Н. Арсенина  Музыка. 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. – Волгоград,  «Учитель», 2009.

  1. М.А. Давыдова    Уроки музыки: 1-4 классы, - М.: ВАКО, 2008.

  1. Т.А. Замятина Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль., - М.: ООО «Глобус», 2007.

  1. Л.В. Золина  Уроки музыки  с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением., - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  1. Е.Д.Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина   Программа «Музыка. Начальные классы». , - М., Просвещение, 2007.

  1. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Уроки музыки 1-4 классы, - М., Просвещение, 2009.

  1. Т.А. Курушина  Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся. – Волгоград, «Учитель», 2009.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...