Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Тарасова Людмила Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Искусство" в соответствии ФГОС      Программа "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_muzyke_4_klass_2012-2013.docx85.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

ГБОУ лицей № 590 г. Санкт – Петербург

Рассмотрено:                                                                    Согласовано:                                                                                                  Утверждаю:

на  заседании  методического                                      Заместитель  директора  по                                                                     Директор  ГБОУ лицей № 590

объединения                                                                       УВР  Харланова Н.Н.                                                                                  Каменский А.М.

Протокол №  ________________

от  “____”  августа  2012 г.                                                от  “____”  августа  2012г.                                                                   от  “____”  августа  2012г.

Руководитель  МО:___________

               

                                                                    Рабочая  учебная  программа

                                                                                    по музыке

                                                                                для  4  класс

                                                                   1 час в неделю (всего 34 часа)

                                                                                                               

                                                                                                             

                                                                         Составитель:

                                                                      учитель музыки

                                                           Тарасова Людмила Алексеевна,

                                                ГБОУ лицей № 590 г. Санкт – Петербурга                                                                                                    

                                                                   2012-2013 учебный год

                                                                Пояснительная   записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4-го  класса разработана на основе  примерной  программы начального общего образования и программы «Музыка 1-4 классы», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2010. Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».     Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального  общего образования 2004 года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса,М., Просвещение, 2007.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М.,Просвещение, 2008.
  3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2004;
  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.4 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2009)
  5. Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по музыке.

Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  1. формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  2. воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  3. освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  4. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  5.  овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

    Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

   Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.  

 Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие

 Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы «Музыка. 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 с.1- 45.

Календарно – тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год, с распределением – 1 час в неделю.

                            Учебно-тематический план  предмета  «Музыка»

                                                             4 класс.

                                                     Темы

Кол-во часов

1

Россия – Родина моя.

1

2

Мелодия. Концерт для фортепиано с оркестром.

1

3

Меццо-сопрано, хор, оркестр.

1

4

Святые земли русской.

1

5

Родной обычай старины. Пасха.

1

6

Лирика в поэзии и музыке. День полный событий.

1

7

Пастораль. Лирика в поэзии и музыке.

1

8

Выразительность. Изобразительность.

1

9

Музыкальная живопись.

1

10 -11

Регистры. Тембры.

2

12

Жанры народной музыки: хоровая, плясовая, песни.

1

13

Обработка русской народной песни.

1

14

Романс. Дуэт. Ансамбль.

1

15

Народные песни. Музыка в народном стиле.

1

16

Музыкальные инструменты России.

1

17

Оркестр русских  народных инструментов.

1

18

Народные праздники. Обычаи. Обряды.

1

19

Музыкальные инструменты. Струнный квартет.

1

20

Музыкальная форма: вариации. Штрихи.

1

21

Сюита. Старинная музыка.

1

22

Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано.

1

23

Симфонический оркестр. Дирижер. Увертюра.

1

24

Мазурка. Вальс. Песня. Формы музыки.

1

25

Музыкальный жанр: соната.

1

26

Кирилл и Мефодий.  Праздники народов Севера.

1

27

Праздников праздник, торжество из торжеств. 

1

28

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

29

Народные праздники. Троица.

1

30

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

1

31

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).

1

32

В каждой интонации спрятан человек.

1

33

Музыкальный сказочник.

1

34

Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.

1

итого

34

Содержание  программы

 предмета «Музыка» 4 класс.

Урок 1. Россия – Родина моя.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Урок 2 . Мелодия. Концерт для фортепиано с оркестром.

 Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»).  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

.

Урок 3. Жанры народных песен. Меццо-сопрано, хор, оркестр.

Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Урок 4. Святые земли русской.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.

Патриотическая тема в русской классике.  Образы защитников  Отечества.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).

Урок 5. Родной обычай старины.

 Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 6. Лирика в поэзии и музыке. День полный событий.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).

Урок 7. Пастораль. Лирика в поэзии и музыке.

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Урок 8. Выразительность. Изобразительность. 

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского -  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).

Урок 9. Музыкальная живопись.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.

Урок 10 - 11.  Регистры. Тембры. Жанры народной музыки: хоровая, плясовая,песни.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности. 

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.

Урок 12. Обработка русской народной песни.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 13.Романс. Дуэт. Ансамбль.

Народная и профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика

Урок 14. Народные песни. Музыка в народном стиле.

 Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Музыкальные инструменты России.

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16.  Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

Урок 17. Народные праздники. Обычаи. Обряды.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Урок 18. Музыкальные инструменты. Струнный квартет.

Различные виды музыки:  инструментальная.

 Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

 Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 19. Музыкальная форма: вариации. Штрихи.

 Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 20. Сюита. Старинная музыка. 

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

Урок 21. Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано.

 Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Урок 22. Симфонический оркестр. Дирижер. Увертюра.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Урок 23. Мазурка. Вальс. Песня. Формы музыки.

 Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 24. Музыкальный жанр: соната.

 Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

.

Урок 25. Жанры камерной музыки: романс, баркарола

. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлов

Урок 26.  Симфонический оркестр. Дирижер. Увертюра.

 Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 27. Опера. Музыкальный образ. Танцы.

 Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Урок 28. Музыкальная драматургия. Контраст. Ария. 

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва

Урок 29. Вариации. Оркестровые тембры.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Урок 30. Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл. Вальс.

 Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл.

 Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Урок 32. Театр музыкальной комедии. Оперетта. Мюзикл. 

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

 Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Урок 33. Развитие музыкального образа. Музыкальный жанр – этюд. 

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 34. Авторская песня. Музыкальная живопись. Симфоническая картина. 

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Выразительность и изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

 

Требования   к   уровню  подготовки   учащихся  

4        класс.

  1. расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  2. выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  3. воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  4. развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  5. формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  6. формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;
  7. развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  8. расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  9. совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса

обучающиеся должны уметь:

  1. узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  2. продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  3. продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  4. высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  5. продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  6. эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  7. показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  8. выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  9. передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
  10. охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  11. определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  12. использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  13. исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Примерный музыкальный материал.

IV КЛАСС (34

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

А  мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места   Ю. Антонов, слова М. Пляцковско

В деревне. М. Мусоргский.

Осенняя  песнь.   (Октябрь).   Из  цикла  «Времена года» П. Чайковский.

Пастораль.   Из   Музыкальных   иллюстраций   к   повести А.Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Зимняя дорога  В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога  Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе) Салтане». Н. Римский-Корсаков.

Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин».

П. Чайковский.

Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлов

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская)  1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманин

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Камаринская; Мужик на гармонике играет. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

Ты воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни

Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из Щ действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка

Колыбельная; Танец с саблями. Из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.

Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский,

Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6.  В концертном зале (6ч)

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

 (Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковск        

Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.

Ф.Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.

Песня Сольвейг; Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народные песни.

Пастушка, французская народная песня

Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыка Б. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, слова Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

                                             КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  4 класс

  №

Урока

Тема раздела урока

Кол-во

Часов

Тип/форма

урока

Планируемые результаты

Обучения

Виды и

Формы

контроля

Дата проведения

(план)

Освоение

Предметных

                знаний

УУД

Слушание

1.

Россия – Родина моя.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Знать название изученного произведения и автора, понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных жанров, певческие голоса

-демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки,

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении.

Организация самостоятельной работы; соблюдение норм поведения в окружающей среде; воспринимать информацию; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; умение отвечать на вопросы; работать с рисунками; составлять рассказ по рисунку; определять общие свойства и признаки предметов (по результатам наблюдения, объяснений учителя);

вводный

05.09

- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

Главная мелодия 1-й части, С. Рахманинов

- «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня

«Песня о России» В. Локтев

- «Вокализ» С. Рахманинов.

2.

Мелодия. Концерт для фортепиано с оркестром.

1

Комбинированный урок

Знать жанры народных песен. Уметь демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкально-творческой деятельностью; Исполнять народные песни, подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусства.

Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведения и различных видов искусства;

-владение умениями совместной деятельности;

-согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Текущий

12.09

- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.

Главная мелодия 1-й части, С. Рахманинов

3

Жанры народных песен.

1

Комбинированный урок

Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Выявлять общность истоков и особенности  народной и профессиональной музыки. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Исполнять народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Тематический устный опрос

19.09

-«Ты, река ль, моя -реченька»

-«Солдатушки, бравы ребятушки»

-«Милый мой хоровод»

-«А мы просо сеяли»

4

Святые земли русской.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Знать названия изученных произведений и автора, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Периодический фронтальный опрос

26.09

- Кантата С. Прокофьева «Александр Невский» фрагменты

- Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М. Глинки.

5.

Родной обычай старины.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального

искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в  ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

текущий

03.10

Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

6.

День полный событий.

1

Комбинированный

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Текущий,

10.10

- Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

- У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

- Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

7.

Лирика в поэзии и музыке.

1

Комбинированный

Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.

Знать и понимать понятие музыкальная живопись, выразительность и изобразительность музыкальной интонации, названия изученных произведений и их авторов;

Текущий, устный опрос

17.10

- Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский.

- У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

- Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни.

8.

Выразительность. Изобразительность.

1.

Комбинированный

Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»  

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и

обряды), названия изученных произведений и их авторов. Уметь показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

-выражать художественно-образное  содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем.

Решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Самостоятельная организация учебной деятельности;

Сравнивать  

характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;

Текущий, устный опрос

24.10

- Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковский.

- «Девицы-красавицы».

- «Уж как по мосту, мосточку»,

- «Детский альбом» П. Чайковского.

- «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»

- Вступление к опере «Борис Годунов»

М. Мусоргский

-( Девицы,красавицы;

 Уж как по мосту, мосточку, хоры) из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

- Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

9.

Музыкальная живопись.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.

- Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении,

- передача музыкальных впечатлений учащихся.

Знать определение понятия романс, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Понимать особенности построения (форм) музыкальных и литературных произведений.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности

Тематический тест

31.10

- Романс «Венецианская ночь» М. Глинка.

10.

Регистры. Тембры.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы

Знать названия изученных жанров: опера, полонез, мазурка, музыкальный образ, музыкальная драматургия, контраст;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения;

Формирование монологической речи учащихся;

Умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

Выделять их признаки и свойства;

Текущий

Устный опрос

групповая

14.11

- интродукция

- танцы из 2 действия

- хор из 3  действия

11.

Жанры народной музыки: хоровая, плясовая, песни.

1

Комбинированный урок

Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: ария, речитатив;

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения.

Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

Текущий

Устный опрос

21.11

- Светит месяц, русская народная песня-пляска.

- Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

12.

Обработка русской народной песни.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных  композиторов.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: песня-ария, куплетно-вариационная форма.

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Текущий

Устный опрос

28.11

- Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М.Мусоргский.

- Песня Марфы («Исходила младешенька»);

13.

Романс. Дуэт. Ансамбль.

1

Комбинированный урок

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).  

Уметь выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов.

Тематический

Устный опрос

групповая

05.12

. С.Рахманинова (романс «Сирень»

14.

Народные песни. Музыка в народном стиле.

1

Комбинированный урок

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Знать названия изученных произведений и их авторов, понимать определение: музыка в народном стиле.

Уметь: определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах.

Работать с рисунками, составлять рассказ по рисунку, выполнять творческие задания в творческой тетради; формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация); владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по тексту;

Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок;

Оценивание своих учебных достижений.

Текущий

(самостоятельная работа)

12.12

Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

- Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

-Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

- Аисты, узбекская народная песня.

- Колыбельная, английская народная песня.

- Колыбельная, неаполитанская народная песня песня.

- Санта Лючия, итальянская народная песня,

- Вишня, японская народная песня, и др.

- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

15.

Музыкальные инструменты России.

1

Комбинированный урок

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов.

Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

Тематический

Устный опрос

19.12

- Светит месяц, русская народная песня-пляска.

- Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

16.

Оркестр русских народных инструментов.

1

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Знать названия музыкальных инструментов, состав оркестра русских народных инструментов.

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

Периодический индивидуальный

26.12

-«Ты, река ль, моя -реченька»

-«Солдатушки, бравы ребятушки»

-«Милый мой хоровод»

-«А мы просо сеяли»

17

Народные праздники. Обычаи. Обряды.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатление в пении, игре или пластике. - уметь переносить знания,;

- умения в новую ситуацию для решения проблем;

 - подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

- самостоятельная организация учебной деятельности;

- сравнивать характер, настроение

Тематический

Устный опрос

09.01

  1. «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  2.  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.
  3. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов. «Не шум шумит» - пасхальная народная песня.
  4.  Сюита для двух фортепиано. С.Рахманинов.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

18

Музыкальные инструменты. Струнный квартет.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Различные виды музыки:  инструментальная.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах. выразительности в музыкальных произведениях

- уметь переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем;

- выполнять творческие задания в творческой тетради;

- формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация);

- формирование монологической речи учащихся;

 - умение рассматривать предметы в соответствии с предложенной целью;

-  выделять их признаки и свойства.

Текущий

 Устный опрос

16.01

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

  1. Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

19

Музыкальная форма: вариации. Штрихи.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Выразительность и изобразительность в музыке.  Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

Знать  названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Текущий

Устный опрос

23.01

Вариации.

20

Сюита. Старинная музыка.

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух и трехчастные, куплетные.

Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. Выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

Текущий

Устный опрос

30.01

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена.

  1. Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

21

Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано.

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты Л.Бетховена.

.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: соната.

Уметь демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах,  эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления.

Тематический

устный опрос

06.02

  1. Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  1. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

22

Симфонический оркестр. Дирижер. Увертюра.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Особенности звучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

 Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Знать названия групп симфонического оркестра, музыкальные инструменты, входящие в каждую из групп.

Текущий

Устный опрос

13.02

Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра

Из оперы «Руслан и Людмила».

М. Глинка. Увертюра.

23

Мазурка. Вальс. Песня. Формы музыки.

1

Комбинированный урок

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя.

Знать названия изученных жанров  музыки.

Тематический

Устный опрос

групповая

20.02

24

Музыкальный жанр: соната.

1

Комбинированный урок

Особенность музыкального жанра: соната.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Текущий

Устный опрос

27.02

  1. Соната № 8 («Патетическая»). Финал. Для фортепиано Л. Бетховен.
  1. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.

25

Жанры камерной музыки: романс, баркарола.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Особенность камерной музыки.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык профессионального музыкального творчества. – подбирать  ассоциативные  ряды к художественным произведениями различных видов искусства;

Тематический

Устный опрос

06.03

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

П.И. Чайковский. Баркарола.

26

Симфонический оркестр. Дирижер. Увертюра.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Роль увертюры в музыкальном спектакле.

Роль дирижера в симфоническом оркестре.

Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу музыкального творчества.

- сопоставлять выразительные особенности языка музыки

Текущий

устный опрос

13.03

Опера «Иван Сусанин» М. Глинка. Увертюра.

Опера «Руслан и Людмила». М. Глинка. Увертюра.

27

Опера. Музыкальный образ. Танцы.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

 

Опера как синтетический вид искусства.

Уметь  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык профессионального музыкального творчества.

Текущий

устный опрос

20.03

Опера «Иван Сусанин» М. Глинка.

- сцена из 4 действия

28

Музыкальная драматургия. Контраст. Ария.

1

Урок обобщения и систематизации

Музыкальная драматургия. Что это значит?

 Знать,  что такое музыкальная драматургия, уметь определять контраст

Текущий

устный опрос

03.04

29

Вариации. Оркестровые тембры.

1

Комбинированный урок

Состав музыкальных инструментов в оркестре.

Уметь узнавать тембры различных музыкальных инструментов

Текущий

устный опрос

10.04

30,31,32

Театр музыкальной комедии.

Оперетта. Мюзикл.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Развитие музыкального образа.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров –  оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Знать и понимать названия изучаемых жанров и форм музыки; названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – музыкальный образ.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение,

- аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.

Текущий

устный опрос

17.04

  1. Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
  2. Сцена. Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
  3. Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

33

Развитие музыкального образа. Музыкальный жанр – этюд.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Тематический

Фронтальный опрос

15.05

  1. Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
  2. Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен. Этюд   №    12    («Революционный»)    для    фортепиано.
  3. Ф.Шопен.

34

Авторская песня. Музыкальная живопись. Симфоническая картина.

1

Урок-концерт.

Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.  Мастерство известных исполнителей

Уметь исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях, сочинять мелодии на поэтические тексты.

 - импровизировать на заданные тексты.

22.05

  1. Пожелания    друзьям;    Музыкант.    Слова    и    музыка Б. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...