Рабочая программа по музыке 2-4 класс
рабочая программа по музыке по теме

Тимонина Наталья Сергеевна

Рабочая программа по музыке 2-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4klass.docx42.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования и программы начальной школы для общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д.,  Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2011г., в соответствии со стандартами второго поколения.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы, Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,  Шмагина Т.П.

В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34учебных часов (1 час в неделю).

Цели и задачи изучения предмета:

Изучение музыки  во 2 классе начальной школы направлено на  формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.  Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы                                                            2класс

  • развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
  • понимание содержания музыки простейших жанров (песня, танец, марш),  а так же  более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
  • развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
  • накопление сведений из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса                                обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  •  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  •  передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
  •  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, музыкально-компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Тематическое планирование 2 класс.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности  учащихся

Раздел 1. Россия – Родина моя (4ч.)

Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта в русской музыке. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России: Гимн – главная песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности. Художественные символы России(Московский кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр )

Мелодия. М.П.Мусоргский опера «Хованщина».Композиторская и народная музыка.(1 ч.)                    Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя!», Г.Струве «Моя Россия». (1 ч.)                            Моя Россия. Музыкальные образцы родного края. Музыка о родном крае. Композиторская и народная.(1 ч.)                                                            Гимн России – главная песня нашей Родины. Символ Росии. Столица. (1ч.)                          

Размыщлять об отечественной музыке, о ее характере и средствах выразительности.  Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове. Пластике. Рисунке и др.                       Знать особенности исполнения Гимна России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своего города, школы.      Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.                 Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. 

Раздел 2. День, полный событий (5ч.)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.Чайковского и С.Прокофьева.   Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и  эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальные  инструменты – фортепиано; его выразительные возможности. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты – фортепиано(1ч.)                               Природа и музыка. Прогулка (1ч.) Танцы, танцы, танцы…(1ч.)            Эти разные марши. Звучащие картины(1ч.)                                  Расскажи сказку. Колыбельные. Мама (1ч.)

Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.               Определять жизненную основу музыкальных произведений.               Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение). Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.        Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного иузыкального произведения и в исполнительской деятельности.             Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.                            Понимать выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.                      Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкальных произведений. Различать особенности построения музыки (двухчастная, трехчастная, формы) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев). Инсценировать песни и пьесы программного характера.

Раздел 3.О России петь, что стремиться в храм (4 ч.)

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Народные песнопения, кантата. Жанры молитвы. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

Великий колокольный звон. Звучащие картины (1ч.)              Святые земли русской: Александр Невский, Сергий Радонежский (1ч.)     Жанры молитвы (1ч.)                                С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике. (1ч.)

Понимать характер исполнения народных песен и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.                       Передавать в пластике движений, в игре на детских музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни.                               Выражать свое эмоциональное отношение в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, игра на детских элементарных музыкалтных инструментах, художественное движение, пластическое интонирование и др.)

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло (4 ч.)

Фольклор - народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводф зимы(Масленица), встреча весны.

Русские народные инструменты (1ч.) Плясовые наигрыши. Разыграй песню(1ч.)                                         Музыка в народном стиле. Сочини песенку(1ч.)                                          Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны(1ч.)

Разыгрывать народные песни, и гровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы. Общаться  и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.   Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок. Попевок, закличек.                         Исполнять выразительно, интонационно осмысленно русские народные песни. Танцы, инструментальные наигрыши.                       Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.                        Знать особенности традиционных народных праздников.                     Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.              Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Раздел 5. В музыкальном театре (6ч.)

Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера. Художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектакля. Увертюра. Музыкальные темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр: опера, балет (2ч.).                                                     Театры оперы и балета. Волшебная палочка дирижера (2 ч.). Опера «Руслан и Людмила». «Какое чудное мгновенье!» Сцены из оперы. Увертюра. Финал (2 ч.).

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно  исполнять темы действующих лиц опер и балетов.                    Участвовать  в ролевых играх(дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Знать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.                             Выявлять особенности развития образов.  Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Раздел 6. В концертном зале (3ч.)

Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка С.Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Музыкальная живопись. Выразительность и изобразительность образов музыки В. –А.Моцарта, М.Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура. Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева (1ч.).             Картинки с выставки. Музыкальное впечатление (1ч.).                                Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра (1ч.).

Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов «партитура», «увертюра», «сюита» и др.               Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, ролевые игры, драматизации).        Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.  Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.                          Передавать свои музыкальные впечатления в рисунках.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (8ч.)

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты – орган. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И. –С.Баха, М.Глинки, В.-А.Моцарта, Г.Свиридова. Д.Кабалевского. Жанры музыки. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад - цвет). Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.Прокофьева, П.Чайковского.

Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты – орган. И все это – Бах!(2ч.).                           Все в движении Попутная песня(1ч.).                                         Музыка учит людей понимать друг друга (1ч.). Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла (1ч.).                                      Первый международный конкурс имени П.И.Чайковского (1ч.). Мир композитора Могут ли иссякнуть мелодии? (1ч.). Заключительный урок – концерт (1ч.).

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.                     Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.                      Узнавать изученные на уроках музыки сочинения и называть их авторов. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.             Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям. Составлять афишу и программу заключительного урока – концерта.

        

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  начального общего образования и авторской программы начальной школы общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2007г., в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандартами   общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,

В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34 учебных часов (1 час в неделю)

Цель и задачи изучения предмета:

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

 - воспитание  интереса, эмоционально-ценностного  отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

         - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

 - развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших  образцов моровой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

 - накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных  знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, элементы технологии проблемного обучения, музыкально-компьютерные, здоровьесберегающие технологии .

Содержание обучения:

         

 «Россия – Родина моя» (5ч):Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.  

«День, полный событий» (4ч):  Жизненно-музыкальных впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковского. С. Прокофьева, М. Мусоргского, Э. Грига).  

«О России петь – что стремиться в храм» (4ч): Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход  Господен в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любви, добра.  

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч):  Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.  

«В музыкальном театре» (6ч): Путешествие в музыкальный театр.(Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки. Особенности музыкального языка, манеры исполнения.    

«В концертном зале» (5ч):  Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте. Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

          «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7ч): Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходства и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство ХХ века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфонджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр  литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 3 класс:

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка. Творческого почерка русских и зарубежных композиторов;

-накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным миром музыкальных образов;

- совершенствование представлений о триединстве (копозитор – исполнитель - слушатель);

- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительного исполнения песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара;

- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях; развитие навыков «свободного дирижирования»;

- освоение музыкального языка средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

- развитие умения восприятия различных явлений музыкального искусства

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы  начального общего образования и авторской программы начальной школы общеобразовательных учреждений п/р Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» Москва «Просвещение» 2007г., в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандартами   общего образования.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: авторы Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,

В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета отводится 34 учебных часов (1 час в неделю)

Цель и задачи изучения предмета:

Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

 - воспитание интереса, эмоционально-ценностного  отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

 

-  воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших  образцов моровой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

 - накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных  знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

 Образовательные технологии: развивающие, технология использования игровых методик, интегрированное обучение, элементы технологии проблемного обучения, музыкально-компьютерные, здоровьесберегающие технологии .

Содержание обучения:

          «Россия – Родина моя» (6ч): Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народной песни: колыбельная, плясовая, лирическая. Хороводная, и др.; особенности интонаций, ритмов. композиционного строения, манера исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова ( инструментальный концерт. вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).  

«День, полный событий» (6ч): Один день с А.С.Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.  

«О России петь – что стремиться в храм» (3ч): Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма исполнения. Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.  

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4ч): Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России6 балалайка, гармонь, баян и др. Мифы, легенды, предания, сказки  о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.  

«В музыкальном театре» (5ч):  События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линия драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.  

«В концертном зале» (5ч): Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной инструментальной  и симфонической музыки. Особенности музыкальной драматургии. Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5ч):  Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей.  Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы  гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова.  Образы Родины в музыке М. Мусоргского.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 4 класс:

- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в  сравнении с музыкой других народов и стран;

- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержания, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разной музыкально-практической деятельности;

- расширение представления о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке ПНШ 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа". Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС (по Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В.)...

Рабочая программа по музыке для 1 класса, основанная на программе Критской, Сергеевой

Рабочая программа  по музыке для 1 класса по ФГОсу. Составлена на основе программы Критской, Сергеевой. Имеет приложение в виде тестов для контрольно-обобщающих уроков....

Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Планета Знаний"

      Рабочая программа по музыке составлена на основе  Примерной основной  образовательной программы начального общего образования по музыке М.:АСТ Астрель, 2009 г.,...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XX века"...

Рабочая программа по музыке для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по музыке для 1 класса по программе "Гармония"...

Рабочая программа по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа XXI в"

       Рабочая программа по музыке для 2  класса составлена на основе:- федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования...