Рабочая программа по музыке (4 класс)
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Образцова Ольга Александровна

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по музыке в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx29.28 КБ
Файл kalendarno.docx26.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по  литературному чтению составлена на основе авторской программы  «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной \Издатель-ство «Просвещение», год издания: 2009г и адресована обучающимся 4 класса.

 Программа  соответствует  федеральному  компоненту  государственного стандарта  общего  образования  2004 г.  и  обеспечена  учебником  «Музыка» и тетрадью для  4класса, авторы  Е.Д.Критская, Г. П.Сергеевая, Т.С.Шмагина

Место предмета «Музыка» в базисном учебном плане:

  В федеральном базисном учебном плане на изучение данной дисциплины отводится 34ч, из расчета 1 час в неделю.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности

Цель: воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры

Задачи: 

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования,  хорового исполнительства, необходимых для ориентации  ребенка в музыкальном мире искусства.

Отличительные особенности программы:

В федеральном базисном учебном плане на изучение музыки отводится 34 ч, из расчета 1час в неделю. Авторская программа к курсу «Музыка»  авторы  Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана.

Отличительная особенность данной программы– это охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.

Срок реализации рабочей учебной программы - 1 год.

Методы и формы  обучения:

Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод концентричности организации музыкального материала;
  • метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
  • метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
  •  метод игры;
  • метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

                                        Основная форма: урок.

Технологии обучения:

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;
  • уровневая дифференциация;
  • информационные и коммуникационные;
  • здоровьесберегающие.

Виды  контроля.

  1. Входной, текущий, итоговый.
  2. Фронтальный, комбинированный,  устный.

Формы контроля:

  • устные ответы, слушание музыки ;
  • тестовые задания;
  • хоровое пение и соло.

        Обоснование  выбора  УМК.        

Реализовать данную программу помогает : Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней начальной школы «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. М.: Просвещение, 20011г.

В учебниках и рабочих тетрадях проблемные вопросы и задания нацеливают обучающихся на самостоятельную работу в классе и дома, исполнение песен и основных тем сочинений крупных жанров, дирижирование, музыкальные игры.

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития обучающихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Содержание  учебного  материала.

      Авторская программа к курсу «Музыка»  авторы  Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина принята за основу, так как соответствует количеству часов базисного учебного плана. На изучение данной дисциплины отводится 34 часа, из расчета 1 ч в неделю.

Тематический план.

Название  раздела

Количество часов

Практическая

часть

1

Россия – Родина моя!

2

«О России петь – что стремиться в храм».

3

День полный событий.

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5

В концертном зале.

6

В музыкальном театре.

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Итого:

34ч

11ч

Практическая  часть.

№п\п

№ урока

Название работы

Дата

1 четверть

1

4

Обобщающий урок по теме « Россия-Родина моя»

2

7

Обобщающий урок по теме «О России петь –что стремиться в храм»

3

8

Итоговый тест №1 за 1 четверть

4

12

Обобщающий урок по теме «День, полный событий»

5

15

Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

6

16

Итоговый тест №2 за 2 четверть.

7

23

Обобщающий урок по теме «В концертном зале»

8

24

Итоговый тест №3 за 3 четверть.

9

30

Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре»

10

33

Итоговый  тест №4 за 4 четверть.

11

34

Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки

обучающихся 4 класса:

В результате изучения музыки обучающийся  должен

знать/понимать

  • слова и мелодию Гимна России;
  • смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  • названия изученных жанров и форм музыки;
  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  • названия изученных произведений и их авторов;
  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнения знакомых песен;
  • участия в коллективном пении;
  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

Критерии  оценок  по музыке.

 Слушание музыки.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

                                             Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

  Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                                     

                                    Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Список литературы:

1.Программа  «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г. П.Сергеева, Т.С.Шмагина \Издательство «Просвещение», год издания: 2009г.

2.Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская: Учебник для учащихся 4 кл. четырехлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2011г.

3. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009г.

4.Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 4 кл. М.,2012г.

5. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по музыке в 4 классе

(34 часа из расчета 1 час в неделю)

№ п\п

Название раздела

Тема урока

Использование ИКТ

Кол – во часов

Стр.

Дата

план

факт

1 четверть (9 часов)

Россия – Родина моя

4 часа

1

1

Мелодия «Ты запой мне ту песню»

Д\з  Найти стихи  о родине, родном крае, созвучные этой музыке

Мультимедийная програм-ма «Шедевры музыки» из-дательства  «Кирилл и Мефодий»

8-11

2

2

«Чего не выразишь словами?» Как сложили песню

Д\з  Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта

http://music.edu.ru/

12-17

3

3

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Д\з  Нарисовать рисунок по теме

Мультимедийная програм-ма «История музыкальных инструментов»

18-19

4

4

«Я пойду по полю белому…» «На ве- ликий праздник собралася Русь!»

Обобщающий урок по теме « Россия-Родина моя»

Д\з  Выучить текст песни

20-23

О России петь -  что стремиться в храм.

1

5

Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец

Д\з  Нарисовать рисунок по теме

Презентация «Святые земли Русской»

26-29

2

6

Кирилл  и Мефодий

Д\з  Придумать ритмический рисунок

Презентация «Кирилл и Мефодий»

30-31

3

7

Праздник праздников, торжество тор-жеств. «Ангел вопияше». Светлый праздник

Обобщающий урок по теме «О Рос-сии петь –что стремиться в храм»

Д\з  Выучить текст песни

Мультимедийная програм-ма «Энциклопедия класси-ческой музыки» «Коминфо»

32-39

День, полный событий

1

8

Итоговый тест №1 за 1 четверть

Приют спокойствия, трудов и вдохно-вения

Д\з  Вспомнить стихотворения

А. С. Пушкина

42-43

2

9

Зимнее утро. Зимний вечер

Д\з  Нарисовать рисунок по теме

44-47

2 четверть (7 часов)

3

10

Что за прелесть эти сказки! Три чуда!

Д\з Вспомнить сказки А. С. Пушкина

48-51

4

11

Ярмарочное гулянье

Д\з  Вспомнить русские народные песни

52-53

5

12

Святогорский монастырь. Приют, сия-нием муз одетый

Обобщающий урок по теме «День, полный событий»

Д\з  Придумать программу музыкального вечера

Презентация «Монастырь»

54-57

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

1

13

Композитор – имя ему народ. Музы-кальные инструменты России

Д\з  Вспомнить знакомые русские народные песни

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

60-63

2

14

Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей»

Д\з  Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок»

64-67

3

15

Народные праздники. Троица

Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Д\з  Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая»

1

68-71

В концертном зале

1

16

Итоговый тест №2 за 2 четверть.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара)

Д\з  Вспомнить басню

74-75

3 четверть (10 часов)

2

17

Вариации на тему рококо

Д\з  Вариации на тему рококо

Электронный  образо-вательный ресурс нового поколения

76-77

3

18

«Король инструментов – рояль». «Старый замок», М. П. Мусоргский

Д\з  «Король инструментов – рояль». «Старый замок»,

М. П. Мусоргский

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

78-79

4

19

«Счастье в сирене живет»,

 С. Рахманинов

Д\з  Придумать ритмический рисунок

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки».

80-81

5

20

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы

Д\з Выучить текст песни

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

82-85

6

21

«Патетическая соната» № 8, Л. Бетховен

Д\з Вспомнить знакомые произведения

Л. Бетховена

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

86-87

7

22

Годы странствий.  М. И. Глинка

Д\з  Нарисовать рисунок по теме

Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

88-89

8

23

Царит гармония оркестра

Обобщающий урок по теме «В концертном зале»

Д\з  Вспомнить название и авторов знакомых произведений

для симфонического оркестра

Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки».

90-91

В музыкальном театре

1

24

Итоговый тест №3 за 3 четверть.

Опера «Иван Сусанин», М. Глинка.

Бал в замке польского короля (2-е действие)

Д\з  Выучить текст песни

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

 1ч

94-95

2

25

За Русь мы все стеной стоим…»

(3-е действие)

Д\з Нарисовать рисунок по теме

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

96-97

3

26

Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин»,

М. Глинка

Д\з  Придумать ритмический рисунок

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

98-99

4 четверть (8 часов)

4

27

Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина»,

М. П. Мусоргский

Д\з  Выучить текст песни

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

100-101

5

28

Русский Восток. «Сезам, откройся!».

«Восточные мотивы»

Д\з  Нарисовать рисунок по теме

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

102-105

6

29

И. Ф. Стравинский.

Балет «Петрушка»

Д\з  Вспомнить масленичные песни, игры, забавы

106-107

7

30

Театр музыкальной комедии.

Оперетта. Мюзикл

Обобщающий урок по теме «В музы-кальном театре»

Д\з  Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт

108-109

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

1

31

Прелюдия. Исповедь души.

Ф. Шопен «Революционный  этюд»

Д\з  Выучить текст песни

112-117

2

32

Мастерство исполнителя

Д\з  Назвать  известных исполнителей классической музыки

119-123-

3

33

Музыкальный сказочник

Н. А. Римский-Корсаков

Д\з  Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя

и волк»)

Итоговый  тест №4 за 4 четверть.

124-125

4

34

«Рассвет на Москве-реке».

М. П. Мусоргский

Обобщающий урок по теме «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.»

Д\з   Повторить пройденный материал

126-127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...