рабочая программа по музыке в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_v_1_klasse_2013-2014_uch.g.odt46.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2

Кантемировского муниципального района Воронежской области

«Утверждаю»

Директор школы                        /Толбин Ю.Н./

Приказ №          от «       »                            2013 г.

                             

                             

« Согласовано»

Зам.директора по УВР

 

                  /Бутурлакина Н.Н./

« Рассмотрено»

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол №       от                       2013 г.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   МУЗЫКЕ

В 1 КЛАССЕ

(система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Разработала:

учитель начальных классов

Плужникова С.К.

2013-2014 учебный год

1.Пояснительная записка

к развернутому тематическому планированию по музыке

Рабочая программа учебного предмета «Музыка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки  № 373 от 6 октября 2009 года),  примерной программы по учебному предмету «Музыка » (Москва «Просвещение» 2011 год)  и на основе авторской программы  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак  «Музыка» ( М.: Дрофа, 2008), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 20/80 (Федеральный перечень учеников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/ 2012 учебный год).

  Примерная программа  по музыке по музыке разработана с учетом  специфики  данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников  умения учиться.

   Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих  освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона  образа жизни всего человечества. опыт эмоционально - образно–о восприятия музыки , знания и умения, приобретенные при  ее изучении, начальное овладение  различными видами музыкально –творческой деятельности  обеспечат  понимание неразрывной  взаимосвязи  музыки и жизни, постижение  культурного  многообразия мира. Музыкальное искусство  имеет  особую значимость  для духовно – нравственного  воспитания  школьников, последовательного расширения  и укрепления их  ценностно –смысловой сферы,  формирования способности  оценивать и  сознательно выстраивать  эстетические  отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

  Предмет музыка в 1 классе начальной школы  имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

2 Общая характеристика курса

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. 

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение «Музыки » в 1 классе  отводится 29 часов : в первой четверти  по 0,5 часа в неделю со второй четверти по  1 часу в неделю. Из них  неурочной формы деятельности 11 часов.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и  планомерное  формирование учебной деятельности способствует  личностному развитию  учащихся: реализации творческого  потенциала, готовности выражать своё отношение  к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания,  позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

  Приобщение учащихся  к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному  музыкальному творчеству – направленно на формирование  целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного  воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и  социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются  духовно – нравственные  основания, в том числе  воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному  наследию  и  мировоззрению разных народов, развиваются способности  оценивать и  сознательно  выстраивать  отношения  с другими людьми.

  Художественная эмпатия, эмоционально – эстетический отклик на музыку обеспечивает  коммуникативное развитие:  формирует умения  слушать,  способность стать на позицию  другого человека, вести диалог,  участвовать в  обсуждении  значимых для человека  явлений жизни и искусства, продуктивного сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, коммуникативное, познавательное развитие учащихся обуславливается характером  организации их музыкально – творческой  деятельности и  предопределяет решение  основных педагогических задач.

5. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения  учебного  предмета.

Личностные результаты:

 -   Укрепление  культурной ,этнической и гражданской идентичности в соответствии с    духовными  традициями семьи и  народа;

  -наличие эмоционального  отношения к искусству, эстетического  взгляда на мир в его целостности, художественном  самобытном разнообразии;

  - формирование личностного  смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

  - приобретение начальных навыков социокультурной  адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

  -развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного  музицирования;

  - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

  -  развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к историко – культурным  традициям других народов.

 

Метапредметные результаты:

  -наблюдения за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики эстетического многообразия;

  - ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

  - овладение  способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем  поискового характера;

  - применение  знаково – символических и речевых средств для решения  коммуникативных и познавательных задач;

  - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение,  синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

  - планирование , контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение  корректировать свои действия;

  -  участие в совместной  деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

  - умение воспринимать окружающий мир во всем его  социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные  результаты:

  -развитие художественного  вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально –творческой деятельности;

  -развитие художественного  восприятия,  умение оценивать  произведения разных видов  искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

  -  общее понятие  о роли музыки  в жизни человека и его духовно –нравственное развитие, знание особых закономерностей музыкального искусства;

  -  представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения  историко – культурной, этнической, региональной самобытности  музыкального искусства разных народов;

  - использование элементарных умений и навыков  при воплощении художественно – образного содержания музыкальных  произведений и учебно – творческой деятельности;

  - готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного  культурного  досуга во внеурочной деятельности;

  - участие в создании театрализованных и музыкально – пластических композиций. Исполнение  вокально – хоровых  произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.

6. Содержание учебного предмета.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Тематическое планирование по предмету «Музыка» максимально скоординировано с содержанием программ и учебников для 1 класса по предметам гуманитарно-эстетического цикла — в первую очередь, с такими, как «Чтение», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир» (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»). Имеются в виду множественные интегративные связи, затрагивающие различные содержательные и методические аспекты. Это и общность в выборе содержательных тематических блоков («Природа в литературе и искусстве», «Сказочные образы», «Календарные праздники»), и использование конкретных литературных и изобразительных произведений (поэзия А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева; картины И. Левитана, В. Поленова, И. Грабаря). Это, наконец, некоторые вопросы и задания, направленные на формирование умения грамотного знакомства с музыкальными произведениями, узнавание музыкального образа по иллюстрациям, инсценирование музыкальных игр-эпизодов под руководством учителя.

Межпредметные связи просматриваются через  взаимодействие музыки с литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»), а также  изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов).

В  1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно  раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Музыкальный материал программы составляют: произвед

ения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением детских музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут

      Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Интонация — источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее

эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.

Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков.

Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

        

7. Тематическое планирование  с определением  основных видов  учебной деятельности обучающихся.

                                 Учебно –тематический план

 п/п

Содержание  программного материала    

Количество часов

1

Музыка в жизни человека

11

2

Основные закономерности музыкального  искусства

8

3

Музыкальная картина мира

10

Итого:  

29 часов

                                 Неурочные формы деятельности по музыке

п/п

урока

Дата

Тема урока

Формы деятельности

план

факт

1.

4(1)

21.10

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».

Мини-проект  «Портрет композитора

2.

9(1)

Русские народные музыкальные инструменты.

Мини-проект «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

3.

12(2)

«Детский альбом» П.И.Чайковского.

Мини-исследовательский проект «Рейтинг любимых композиторов»

4.

13(2)

Волшебная страна звуков.

В гостях у сказки.

Мини-исследовательский проект «Рейтинг любимых музыкальных клипов»

5.

14(2)

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…».

Ролевой мини-проект «Инсценирование детских песен»

6.

17(2)

«Кто-кто в теремочке живет?».

Ролевой мини-проект «Инсценирование фрагментов сказки»

7.

22(3)

Природа просыпается.

Информативно-исследовательский мини-проект «Изучение биографии композитора»

8.

24(3)

Мелодии и краски весны.

Информативно-исследовательская работа «Как создавалась опера»

9.

26(3)

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Информативно-исследовательская работа «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

10.

27(3)

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Практико-ориентированный мини-проект «Создание музыкальной игры»

11.

29(3)

«Но на свете почему-то торжествует доброта…» (музыка в мультфильмах).

Исследовательская работа «Создание музыкальной картотеки»

Итого:

11 часов

 

Содержание

курса

п/п

Дата

Тема урока

Возможные виды

деятельности

учащихся

Планируемые предметные

результаты

Стр.

план

факт

Предметные

метапредметные

личностные

Музыка в жизни человека

(11 часа)

Истоки возникновения музыки.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека

1(1)

9.09

«Нас в школу приглашают задорные звонки…».

Беседа

«Звуки окружающего мира».

Хоровое пение

Г. Струве, ст. В. Викторова. «Веселая песенка».

Беседа

«Звуки окружающего мира».

Хоровое пение

Г. Струве, ст. В. Викторова. «Веселая песенка».

Знать:

-Музыкальные термины: НАСТРОЕНИЕ – радостное, веселое, торжественное, серьезное.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека.

Применять:

Разучить песню, петь плавно, связно.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Установка на здоровый образ жизни.

4-5

Истоки возникновения музыки.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека

2(1)

23.09

«Музыка, музыка всюду нам слышна…».

 Знать:

- Музыкальные термины: ПЕСНЯ, ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.

-Определение музыкального термина: ПАУЗА.

-Определения характера музыки: ЗАДОРНО, ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, ЗВОНКО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Размышлять о звуках окружающего мира.

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?).

Применять:

Разучить песню, петь в подвижном, задорном характере, точно вступая после паузы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вывод

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе.

6-7

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл

3(1)

7.10

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…»

«Краски осени».

Беседа

«Продолжение разговора: Звуки окружающего мира».

Хоровое пение

Г. Струве, ст. Н. Соловьевой.

«Так уж получилось».

Беседа

«Осень глазами художников».

Хоровое пение

-В. Иванников, ст. Т. Башмаковой. «Осенняя сказка».

-А. Филиппенко, ст. В. Кукловской.

«Мы на луг ходили» (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Определения характера музыки: СПОКОЙНО, НЕЖНО, ЗАДУМЧИВО, ЯРКО, ЗВОНКО, РАДОСТНО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Размышлять о звуках окружающего мира, включаться в поисковую деятельность (Можно ли увидеть музыку? Где можно её увидеть? Что нужно для того, чтобы услышать музыку природы? Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников?).

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?).

Применять:

Разучить песню, петь в подвижном темпе, передавать в своем исполнении различные настроения в каждом куплете.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

8-11

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл

4(1)

21.10

«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?».

Беседа

«Музыкальное настроение».

Слушание музыки

П. Чайковский. Ноктюрн, соч. 19

№ 4. Фрагмент

Хоровое пение

-В. Николаев, ст. И. Сусидко. «Песенка об осеннем солнышке» (пение, музыкально-ритмические движения).

-В. Николаев, ст. Н. Алпаровой. «На прогулку под дождем» (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Определения характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ЖАЛОБНО, УНЫЛО, ВЕСЕЛО.

Уметь:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

-Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, с каким настроением её нужно исполнять? Изменяется ли настроение в музыке припева? Каким оно становится?).

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличается осень на рисунках от осени, изображения которой мы рассматривали на прошлом уроке (ранняя осень, поздняя осень)? Как звучит мелодия: напевно, протяжно или отрывисто? Можете ли вы назвать песню, у которой был бы такой же характер?).

Применять:

-Разучить песню «Песенка об осеннем солнышке», исполнять в подвижном темпе, изменяя настроение (грустно, радостно).

-Прохлопать ритм мелодии песни об осени.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

первоначальная ориентация на оценку результатов собственной

предметно-практической деятельности;

 интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;

16-17

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость.

5(1)

Музыкальное эхо.

Беседа

«Где можно услышать эхо?».

Хоровое пение

-Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой. «Эхо» (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

-Е. Поплянова, ст. В. Татаринова. «Камышинка-дудочка» (пение, импровизация).

Знать:

-Определения динамики музыки: ГРОМКО, ТИХО.

Уметь:

-Определять динамику музыкального произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать эхо? Где его можно услышать? Как отвечает эхо: громко или приглушенно, тихо?).

Применять:

-Разучить шутливую песню «Эхо», исполнять бодро, правильно передавать в своем исполнении звучание эха, сопровождать пение двумя хлопками в ладоши, по коленям.

-Разучить песню «Камышинка-дудочка», петь только повторяющиеся звуки «ду-ду», импровизировать.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл

6(1)

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться».

Беседа

«Что такое КАНИКУЛЫ?»

Слушание музыки

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из цикла «Картинки с выставки».

Хоровое пение

Г. Струве, ст. В. Викторова. «Переменка».

Знать:

-Определение и происхождение слова КАНИКУЛЫ.

-Определения темпа музыки: ТЕМП, БЫСТРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах, сопоставлять качества героев, нарисованных на картинках с качествами личности ребят из класса.

-Определять темп музыкального произведения.

-Рассказывать о прослушанном произведении (Кого из персонажей на рисунках напоминает музыка? В каком темпе написана музыка?).

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как думаете, в каком темпе звучала бы музыка, изображающая шаг черепахи, - быстром или медленном?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять задорно, в темпе польки, соблюдая ударения, выделенные в тексте.

-Закрепить знания, умения и навыки по теме.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию.

20-22

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл

7(1)

«Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…».

Беседа

«Что такое ТАНЕЦ?»

Слушание музыки

-Д.Шостакович. «Вальс-шутка».

-А. Спадавеккиа, ст. Е. Шварца. «Добрый жук». Песенка-танец.

Хоровое пение

Потанцуй со мной, дружок». Немецкая народная песня (пение, музыкально-ритмические движения).

Гусята». Немецкая народная песня.

Знать:

-Музыкальные термины: ТАНЕЦ, ВАЛЬС, ТИХО, НЕЖНО, ПЛАВНО, ГРОМКО, БЫСТРО, ПОЛЬКА, КАРНАВАЛ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять танцевальный жанр (вальс, полька), характеристики танца.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Почему у вальса Д. Шостаковича есть второе название – «шутка»? Какая из картин художников более всего схожа по настроению с этой музыкой? Какой характер у музыкального произведения? Как под эту музыку лучше танцевать: одному, вдвоём или всем вместе?).

Применять:

-Исполнять песню «Потанцуй со мной, дружок» с игровыми движениями.

-В песне «Гусята» изобразить в пении маленьких гусят и важно шагающего сапожника. Использовать для этого тихое и более громкое звучание своего голоса.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Адекватная мотивация учебной деятельности

24-27

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов

8(1)

«Ноги сами в пляс пустились».

Беседа

«Что такое ХОРОВОД и ПЛЯСКА?»

Слушание музыки

-П. Чайковский. «Камаринская» (в исполнении русских народных инструментов).

Во поле береза стояла». Русская народная песня (в сольном исполнении).

Хоровое пение

Во поле береза стояла». Русская народная песня.

Музыкально-ритмические движения

Ах вы, сени». Русская народная песня (музыкально-ритмические движения, игра на бубне).

Знать:

-Музыкальные термины: ХОРОВОД, ПЛЯСКА, ВЕСЕЛО, БЫСТРО, ЗАДОРНО.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять танцевальный жанр (хоровод, пляска), характеристики танца.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какой изображена русская народная пляска на картине художника? Как звучит Камаринская пляска? Что означает: водить хоровод? Чем отличается хороводная музыка от плясовой?).

Применять:

-Разучить песню.

-Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Адекватная мотивация учебной деятельности

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов

9(1)

Русские народные музыкальные инструменты.

Беседа

«Русские народные музыкальные инструменты».

Слушание музыки

Светит месяц». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов).

Во поле береза стояла». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов).

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

-Музыкальные инструменты: ГАРМОШКА, БАЯН, БАЛАЛАЙКА, БУБЕН, СВИРЕЛЬ, РОЖОК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ЛОЖКИ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять и называть музыкальные инструменты.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах? Звучание каких инструментов слышится в музыке?

Как думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь? Как понимаете слова из стихотворения про народный оркестр: «То он плачет, то хохочет…»?).

Применять:

-Находить на рисунках русские народные инструменты, отмечать их знаком.

-Разучить песню.

-Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Умение использовать адекватные выразит. средства при общении.

32-35

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов

10 (1)

Оркестр русских народных музыкальных инструментов.

Беседа

«Русские народные музыкальные инструменты».

Слушание музыки

Светит месяц». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов).

Во поле береза стояла». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов).

Музыкально-ритмические движения

«Коробейники». Русская народная песня.

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

-Музыкальные инструменты: ГАРМОШКА, БАЯН, БАЛАЛАЙКА, БУБЕН, СВИРЕЛЬ, РОЖОК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ЛОЖКИ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять и называть музыкальные инструменты.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах? Звучание каких инструментов слышится в музыке?

Как думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь? Как понимаете слова из стихотворения про народный оркестр: «То он плачет, то хохочет…»?).

Применять:

-Находить на рисунках русские народные инструменты, отмечать их знаком.

-Разучить песню.

-Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Умение участвовать в диалоге,  вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения музыкантов

36-37

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов

11(1)

Марш деревянных солдатиков.

Беседа

«Что такое МАРШ?»

Слушание музыки

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».

Хоровое пение

«Встанем в круг». Английская народная песня (пение, музыкально-ритмические движения)

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: МАРШ.

-Музыкальные инструменты: БАРАБАН, ТРУБА, ТАРЕЛКИ.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Определять и называть музыкальные инструменты.

-Определять типы марша: спортивный, военный, игрушечный.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать марши? Где их слышали?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять с танцевальными движениями.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Основные закономерности музыкального искусства

(8  часов)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые.

Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)        

12

(2)

«Детский альбом» П.И.Чайковского.

Беседа

«Знакомство с «Детским альбомом»».

Слушание музыки

П. Чайковский. «Болезнь куклы»; «Новая кукла».

Из «Детского альбома».

Хоровое пение

Г. Струве, ст. В. Семернина. «Маленькая мама».

(пение, импровизация)

Знать:

-Музыкальные термины, их значение и определение: КОМПОЗИТОР.

-Характеристики определения музыкального настроения, характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ГОРЕСТНО, РАДОСТНО, ВОСТОРЖЕННО.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличаются пьесы «болезнь куклы» и «Новая кукла»? Какие в них выражены чувства? Какой танец исполняет новая кукла?).

Применять:

-Разучить песню, исполнять в умеренном темпе. Попытаться придумать свои слова в запеве песенки о маме, спеть их любимой игрушке.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые.

Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

13(2)

22,01

Волшебная страна звуков.

В гостях у сказки.

Беседа

«Знакомство со сказочными образами на примере музыкальных и живописных произведений».

Слушание музыки

-А.Лядов. «Музыкальная табакерка».

-Р. Шуман. «Дед Мороз». Из цикла «Альбом для

юношества». Фрагмент.

Хоровое пение

-Г. Струве, ст. Н. Соловьевой. «Пестрый колпачок».

(пение, импровизация)

-Г. Вихарева. «Елочка любимая» (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Музыкальные термины: ЗАКЛИЧКА, ПРИБАУТКА.

-ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИМЕЕТ СВОЙ МЕХАНИЗМ. НУЖНО БЕРЕЖНО С НИМ ОБРАЩАТЬСЯ!

 Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Оценивать и сравнивать музыкальные характеристики.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Назвать обитателей волшебного городка. Почему в табакерке звучала музыка? Какой представляете себе сказочную музыкальную табакерку? Похож ли Дед Мороз на картинке художника на Деда Мороза из музыкальной пьесы?).

Применять:

-Разыграть песню «Пестрый колпачок»: придумать движения, передающие содержание. Исполнить эти движения во вступлении, после каждого куплета и в заключении.

-Разучить песню «Ёлочка любимая». Исполнять в подвижном темпе, в хороводе.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Развивать способность к самооценке.

16-49

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые.

Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)        

14(2)

29.01.14

«Новый год! Новый год! Закружился хоровод…».

Беседа

«Новый год – любимый праздник!».

Слушание музыки

П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент.

Хоровое пение

-Г. Струне, ст. Н. Соловьевой. «Новогодний хоровод» (пение, музыкально-ритмические движения).

-Г. Вихарева. «Дед Мороз» (пение, музыкально-ритмические движения).

Знать:

-Музыкальные инструменты: ЧЕЛЕСТА.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Герои каких музыкальных и литературных произведений пляшут в новогоднем хороводе? Что представляется при слушании музыки из балета «Щелкунчик»?).

яПрименять:

-Выучить новогоднюю песню «Новогодний хоровод», исполнять в новогоднем хороводе.

-Выучить песню «Дед Мороз», исполнять в новогоднем хороводе.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Проявлять интерес к новому учебному материалу.

54-55

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые.

Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)        

15(2)

05.02.14

Зимние игры.

Беседа

«Зимние игры детей».

Слушание музыки

П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев». Из балета «Щелкунчик». Фрагмент.

Хоровое пение

-Н. Перунов. «Белый пух»; «Мороз, мороз». Попевки (пение, импровизация).

-М. Красев, ст. С. Вышеславцевой. «Зимняя песенка».

Знать:

-Зимние игры детей.

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как кружатся снежинки? Показать это движением. Можно ли «увидеть» в музыке кружение снежинок?).

Применять:

-Разучить или придумать свой ритм к стихотворению «Белый пух», показать движением рук паузу на слове «пух».

-Хлопками исполнить ритм стихотворения «Мороз, мороз», делать правильные ударения.

Разучить песню, исполнять весело, правильно выполняя ударения.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор -  исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

16(2)

12.02.14

«Водят ноты хоровод…».

Беседа

«Нотный стан».

Слушание музыки

В. Герчик, ст. Н. Френкель. «Нотный хоровод».

Хоровое пение

-В. Герчик, ст. Н. Френкель. «Нотный хоровод».

А. Островский, ст. З. Петровой. «До, ре, ми, фа, соль...».

Знать:

-Музыкальный термин: НОТЫ.

-Названия и расположение нот на нотном стане.

-Сколько всего существует нот ( 7).

Уметь:

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах.

-Находить ноты на нотоносце.

Применять:

-Разучить и петь песню «Нотный хоровод», называя ноты.

-Петь песню «До, ре, ми, фа, соль...».

-Записать знакомые ноты на нотоносце в рабочей тетради, подписать их.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Развивать способность к самооценке.

58-61

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор -  исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

17(2)

19.02.14

«Кто-кто в теремочке живет?».

Беседа

«Знакомство с русской народной сказкой «Теремок»».

Хоровое пение

«Теремок». Русская народная песня (пение, театрализация).

Знать:

-Сюжет  русской народной сказки «Теремок».

-Музыкальные инструменты: ПОГРЕМУШКИ, КАСТАНЬЕТЫ, БУБЕН, ТРЕУГОЛЬНИК, ДУХОВАЯ ГАРМОНИКА, МЕТАЛЛОФОН, АККОРДЕОН.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять характер.

-Рассказывать о прослушанном произведении.

-Подобрать каждому герою сказки свой музыкальный инструмент, находить его изображение на рисунке.

Применять:

-Разучить песню, включаться в театрализацию.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Развивать способность к самооценке.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор -  исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

18(2)

05.03.14

Веселый праздник Масленица.

Беседа

«Обряд и традиции русского народного праздника Масленица».

Слушание музыки

И. Стравинский. «Русская». Из балета «Петрушка». Фрагмент.

Хоровое пение

Едет Масленица дорогая». Русская народная песня.

Мы давно блинов не ели». Попевка (пение, импровизация).

Перед весной». Русская народная песня.

Знать:

-Обряд и традиции русского народного праздника Масленица.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять характер.

-Внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать, как веселились на масленицу.

-Рассказывать о прослушанном произведении, определять характер музыки, сравнивать характер музыки с характером картин художников.

Применять:

-Попытаться сочинить собственную песенку на народные масленичные стихи.

-Разучить попевку «Мы давно блинов не ели», придумать ритмический аккомпанемент к песне.

-Петь песню «Перед весной» энергично, радостно. Обратить внимание на распевы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формировать мотивацию учения.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор -  исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

19(2)

12.03.14

Веселый праздник Масленица.

Беседа

«Обряд и традиции русского народного праздника Масленица».

Слушание музыки

И. Стравинский. «Русская». Из балета «Петрушка». Фрагмент.

Хоровое пение

Едет Масленица дорогая». Русская народная песня.

Мы давно блинов не ели». Попевка (пение, импровизация).

Перед весной». Русская народная песня.

Знать:

-Обряд и традиции русского народного праздника Масленица.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять характер.

-Внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать, как веселились на масленицу.

-Рассказывать о прослушанном произведении, определять характер музыки, сравнивать характер музыки с характером картин художников.

Применять:

-Попытаться сочинить собственную песенку на народные масленичные стихи.

-Разучить попевку «Мы давно блинов не ели», придумать ритмический аккомпанемент к песне.

-Петь песню «Перед весной» энергично, радостно. Обратить внимание на распевы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формировать мотивацию учения.

Музыкальная картина мира

( 10 часов  )

Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.

Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)

20(3)

19.03.14

Где живут ноты?

Беседа

«Сказка «Песенка»».

Хоровое пение

Г. Струне, ст. Н. Соловьевой. «Песенка о гамме».

Знать:

-Музыкальные термины, их значение: НОТЫ, НОТОНОСЕЦ, НОТНЫЙ СТАН.

-Где нужно записывать ноты.

Уметь:

-Внимательно слушать сказку, рассказывать о содержании, отвечать на вопросы учителя.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность.

Применять:

-Петь знакомые семь нот, двигаясь вверх и вниз по ступеням гамы.

-Исполнить песню в неспешном, неторопливом темпе.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

4-7

Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.

Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)

21(3)

Весенний вальс

Беседа

«Женский день».

Хоровое пение

-А. Филиппенко, ст. Т. Волгиной. «Весенний вальс».

-Е. Соколова. «Сегодня мамин день».

Знать:

-Традиции праздника, посвященного Международному женскому дню.

-Музыкальные инструменты: ПИАНИНО, РОЯЛЬ.

Уметь:

-Внимательно слушать песню в исполнении учителя, рассказывать о содержании и характере музыкального произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность, сравнивать, сопоставлять (Как лучше исполнять вальс?).

Применять:

-Разучить песню «Весенний вальс», петь песню плавно, ласково, выразительно.

-Петь песню «Сегодня мамин день».

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

8-9

Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.

Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)

22(3)

Природа просыпается.

Беседа

«К весне в гости».

Слушание музыки

П. Чайковский. «Песня жаворонка». Из «Детского

альбома».

Хоровое пение

Ой, бежит ручьем вода». Украинская народная песня.

Веснянка». Украинская народная песня.

Знать:

-Картины о весне «Мартовское солнце» К.Юона, «Розовый вечер» Н.Ромадина.

-Музыкальные произведения о весне.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины, определять настроения картин.

-Сравнивать настроения картин с настроением музыкальных произведений (схожесть и различия).

-Подбирать характеристики к определению настроения музыкального произведения.

Применять:

-Разучить песню «Ой, бежит ручьем вода», исполнять весело, в подвижном темпе.

-Разучить песню «Веснянка», исполнять призывно и звонко.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Развивать способность к самооценке.

10-13

Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов.

Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD)

23

(3)

В детском музыкальном театре.

Беседа

«Путешествие в Музыкальный театр».

Слушание музыки

И. Стравинский. «У Петрушки». Из балета «Петрушка». Фрагмент.

Хоровое пение

И. Брамс. «Петрушка».

Знать:

-Музыкальные термины: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, АРТИСТЫ, ОРКЕСТР, ДИРИЖЕР.

-Правила поведения в театре.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины художников, рассказывать о содержании картин.

-Рассказывать и выполнять правила поведения в театре.

Применять:

-Разучить песню, исполнять, сопровождая пение игрой на бубне.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

14-17

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские.

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов

24(3)

Мелодии и краски весны.

Беседа

«В гости к весне».

Слушание музыки

-И Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная».

-В. А. Моцарта, ст. Кр. Овербека. «Тоска по весне».

-П. Чайковский. «Старинная французская песенка». Из «Детского альбома».

Хоровое пение

-В. Николаев, ст. Н. Алпаровой. «Песня ручья».

-Я. Дубравин, ст. Е. Руженцева. «Капли и море».

Знать:

-Музыкальные термины: МЕЛОДИЯ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ.

-Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛЫЕ МЕЛОДИИ, РАДОСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ГРУСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ПЕЧАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ.

Уметь:

-Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Если бы ты был композитором, какими мелодиями выразил бы весеннее настроение? А осеннее? Что напоминает движение мелодии?).

Применять:

-Показать рукой или нарисовать линией движение мелодии в «Песне ручья».

-Раскрасить «весеннюю» картинку. Определить цвета для передачи весеннего настроения.

-Разучить песню «Капли и море», исполнять спокойно, в неторопливом темпе

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе

18-21

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские.

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов

25(3)

Мелодии дня.

Беседа

«Мелодии дня».

Слушание музыки

-Р. Шуман. «Май, милый май, скоро ты вновь настанешь!». Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент.

-В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Колыбельная».

-С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами». Из цикла «Детская музыка».

Хоровое пение

Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой. «Песенка про двух утят».

Знать:

-Название времени суток, природные явления в различное время суток.

-Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛО, ЛАСКОВО, РАДОСТНО, ЗВОНКО, СПОКОЙНО, ТИХО, ТАИНСТВЕННО, ЗАГАДОЧНО.

Уметь:

-Внимательно рассматривать картины художников, определять основные цвета и тона.

-Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения.

-Соотносить настроение картин художников с настроением музыкальных произведений.

 Применять:

-Разучить песню, исполнять, передавая радостное и грустное настроение двух утят.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формировать мотивацию учения.

22-24

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские.

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов

26(3)

Музыкальные инструменты. Тембры-краски.

Беседа

«Музыкальные инструменты. Тембры-краски».

Слушание музыки

-С. Прокофьев. «Тема птички». Из симфонической сказки «Петя и волк».

-К.Дебюсси. «Лунный свет». Из Бергамасской сюиты. Фрагмент.

-Н. Римский-Корсаков. «Тема Шехеразады». Из симфонической сюиты «Шехеразада».

Хоровое пение

-Е. Тиличеева, ст. А. Гангова. «Догадайся, кто поет».

Знать:

-Музыкальные термины: ТЕМБР.

-Музыкальные инструменты: АРФА, ФЛЕЙТА, ПИАНИНО, СКРИПКА.

-Как устроен внутренний механизм пианино.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность ( Знакомо ли вам устройство, изображенное на рисунке в учебнике? В какой сказке вы с ним уже встречались?).

Применять:

-Выразительно исполнять песню «Догадайся, кто поет».

-Быть предельно внимательным, по тембру голоса догадаться, кто поет из друзей.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формировать мотивацию учения.

26-29

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык

27(3)

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

Беседа

Чтение отрывка рассказа Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом».

Хоровое пение

М. Завалишина, ст. И. Андреевой. «Музыкальная семья» (пение, театрализация).

Знать:

-Сюжет рассказа Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом».

Уметь:

-Внимательно слушать учителя, уметь пересказать главную мысль текста.

-Размышлять, включаться в поисковую деятельность, отвечать на вопросы учителя.

-Уяснить главную мысль текста: Чтоб стать музыкантом, нужно много и упорно трудиться.

Применять:

-Разучить и разыграть песню. Передавать в своем исполнении интонации радости, жалости, вопроса, восклицания.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

30-31

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык

28(3)

На концерте.

Беседа

«Правила поведения на концерте».

Хоровое пение

В. Дементьев, ст. В. Векшегоновой. «Необычный концерт».

Знать:

-Музыкальные термины: КОНЦЕРТ, ИСПОЛНИТЕЛЬ.

-Правила поведения на концерте.

Уметь:

-Внимательно рассматривать иллюстрации, определять на каких известных музыкальных инструментах играют участники концерта.

Все ли герои ведут себя на концерте правильно?

 Применять:

-Разучить песню, исполнять, прохлопывая ритм вступления.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

32

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык

29(3)

«Но на свете почему-то торжествует доброта…» (музыка в мультфильмах).

Беседа

«Музыка в детских мультфильмах».

Слушание музыки

-А.Шнитке.«Rondo». Из «Соnсеrto grossо” № 1.

Фрагмент.

-Б. Савельев, ст. А. Хайта. «Неприятность эту мы переживем».

Хоровое пение

-В. Шаинский, ст. Э. Успенского. «Голубой вагон».

Знать:

-Музыку, написанную для мультфильмов.

Уметь:

-Внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов.

-Рассуждать, включаться в поисковую деятельность (Какой мультфильм хотелось бы создать тебе? О чем бы он рассказывал? Какая музыка звучала бы в этом мультфильме?).

Применять:

-Разучить песню, петь легко, оживленно.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Сохранять мотивацию к учебе.

33-40

Итого: 29 часов

8. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.

Наименование объектов и средств  материально – технического обеспечения

количество

примечания

Библиотечный фонд (книгопечатания  продукции)

Примерная  основная образовательная  программа  образовательных учреждений

д

  • Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 «Музыка» под редакцией В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Издательство «Дрофа». Москва – 2008 г.

д

  • Учебники:
  • Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2012г.

к

Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

к

Технические средства обучения

1.Классная доска

д

2.Компьютер

д

Оборудование класса

1.Ученические столы с комплектом стульев

к

2. Стол учительский

к

3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов.

к

4. Подставки для книг

к

 

9. Планируемые результаты изучения  учебного предмета

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
  • проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);
  • воспринимать    музыку  различных   жанров;
  • эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;
  • общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов;
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно)   динамики (громко- тихо);
  • определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...