рабочая программа по музыке в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2
Кантемировского муниципального района Воронежской области
«Утверждаю» Директор школы /Толбин Ю.Н./ Приказ № от « » 2013 г.
| « Согласовано» Зам.директора по УВР
/Бутурлакина Н.Н./ | « Рассмотрено» На заседании МО учителей начальных классов Протокол № от 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
В 1 КЛАССЕ
(система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Разработала:
учитель начальных классов
Плужникова С.К.
2013-2014 учебный год
1.Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию по музыке
Рабочая программа учебного предмета «Музыка » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по учебному предмету «Музыка » (Москва «Просвещение» 2011 год) и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.Н.Кичак «Музыка» ( М.: Дрофа, 2008), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 года № 20/80 (Федеральный перечень учеников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/ 2012 учебный год).
Примерная программа по музыке по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоения искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. опыт эмоционально - образно–о восприятия музыки , знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально –творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно – нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно –смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
2 Общая характеристика курса
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать в позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение «Музыки » в 1 классе отводится 29 часов : в первой четверти по 0,5 часа в неделю со второй четверти по 1 часу в неделю. Из них неурочной формы деятельности 11 часов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направленно на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально – эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умения слушать, способность стать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивного сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, коммуникативное, познавательное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- Укрепление культурной ,этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально – учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно – нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания, уважительное отношение к историко – культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
-наблюдения за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики эстетического многообразия;
- ориентирование в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково – символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование , контроль, оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально –творческой деятельности;
-развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно –нравственное развитие, знание особых закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко – культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно – образного содержания музыкальных произведений и учебно – творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально – пластических композиций. Исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов.
6. Содержание учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Тематическое планирование по предмету «Музыка» максимально скоординировано с содержанием программ и учебников для 1 класса по предметам гуманитарно-эстетического цикла — в первую очередь, с такими, как «Чтение», «Изобразительное искусство», «Окружающий мир» (темы «Краски осени», «Природа просыпается», «Мелодии и краски весны», «Мелодии дня»). Имеются в виду множественные интегративные связи, затрагивающие различные содержательные и методические аспекты. Это и общность в выборе содержательных тематических блоков («Природа в литературе и искусстве», «Сказочные образы», «Календарные праздники»), и использование конкретных литературных и изобразительных произведений (поэзия А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева; картины И. Левитана, В. Поленова, И. Грабаря). Это, наконец, некоторые вопросы и задания, направленные на формирование умения грамотного знакомства с музыкальными произведениями, узнавание музыкального образа по иллюстрациям, инсценирование музыкальных игр-эпизодов под руководством учителя.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие музыки с литературным чтением (А.О. Морено «Сказка», Л. Лапцуй «Первая песня», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Лунин сказка «Песенка»), а также изобразительным искусством (изобразительный ряд представлен в учебнике ярко образными, доступными по восприятию репродукциями картин русских и зарубежных художников, изделиями мастеров народных промыслов).
В 1 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка, музыка всюду нам слышна». Оно раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребёнка. На протяжении этого года учащиеся узнают, что музыка звучит повсюду – в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:
- хоровое пение;
- слушание музыки и размышление о ней;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмические движения;
- пластическое интонирование;
- импровизация;
- музыкально-драматическая театрализация.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, рабочей тетради, нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произвед
ения композиторов-классиков (преимущественно отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные партитуры с применением детских музыкальных инструментов. Сочинения, предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Интонация — источник элементов музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи.
Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Современное нотное письмо, нотный стан. Запись нот — знаков для обозначения музыкальных звуков.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки — движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух_ и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны.
Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Учебно –тематический план
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Музыка в жизни человека | 11 |
2 | Основные закономерности музыкального искусства | 8 |
3 | Музыкальная картина мира | 10 |
Итого: | 29 часов | |
Неурочные формы деятельности по музыке
№ п/п | № урока | Дата | Тема урока | Формы деятельности | ||
план | факт | |||||
1. | 4(1) | 21.10 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?». | Мини-проект «Портрет композитора | ||
2. | 9(1) | Русские народные музыкальные инструменты. | Мини-проект «Путешествие в мир музыкальных инструментов» | |||
3. | 12(2) | «Детский альбом» П.И.Чайковского. | Мини-исследовательский проект «Рейтинг любимых композиторов» | |||
4. | 13(2) | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | Мини-исследовательский проект «Рейтинг любимых музыкальных клипов» | |||
5. | 14(2) | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…». | Ролевой мини-проект «Инсценирование детских песен» | |||
6. | 17(2) | «Кто-кто в теремочке живет?». | Ролевой мини-проект «Инсценирование фрагментов сказки» | |||
7. | 22(3) | Природа просыпается. | Информативно-исследовательский мини-проект «Изучение биографии композитора» | |||
8. | 24(3) | Мелодии и краски весны. | Информативно-исследовательская работа «Как создавалась опера» | |||
9. | 26(3) | Музыкальные инструменты. Тембры-краски. | Информативно-исследовательская работа «Путешествие в мир музыкальных инструментов» | |||
10. | 27(3) | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | Практико-ориентированный мини-проект «Создание музыкальной игры» | |||
11. | 29(3) | «Но на свете почему-то торжествует доброта…» (музыка в мультфильмах). | Исследовательская работа «Создание музыкальной картотеки» | |||
Итого: | 11 часов |
Содержание курса | №п/п | Дата | Тема урока | Возможные виды деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты | Стр. | |||||
план | факт | Предметные | метапредметные | личностные | |||||||
Музыка в жизни человека (11 часа) | |||||||||||
Истоки возникновения музыки. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека | 1(1) | 9.09 | «Нас в школу приглашают задорные звонки…». | Беседа «Звуки окружающего мира». Хоровое пение Г. Струве, ст. В. Викторова. «Веселая песенка». Беседа «Звуки окружающего мира». Хоровое пение Г. Струве, ст. В. Викторова. «Веселая песенка». | Знать: -Музыкальные термины: НАСТРОЕНИЕ – радостное, веселое, торжественное, серьезное. Уметь: -Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. -Воспринимать музыку как важную составляющую жизни каждого человека. Применять: Разучить песню, петь плавно, связно. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. Установка на здоровый образ жизни. | 4-5 | |||
Истоки возникновения музыки. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека | 2(1) | 23.09 | «Музыка, музыка всюду нам слышна…». | Знать: - Музыкальные термины: ПЕСНЯ, ХАРАКТЕР МУЗЫКИ. -Определение музыкального термина: ПАУЗА. -Определения характера музыки: ЗАДОРНО, ВЕСЕЛО, РАДОСТНО, ЗВОНКО. Уметь: -Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. -Размышлять о звуках окружающего мира. -Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?). Применять: Разучить песню, петь в подвижном, задорном характере, точно вступая после паузы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, вывод | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Осмысление своего поведения в школьном коллективе. | 6-7 | ||||
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл | 3(1) | 7.10 | «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку…» «Краски осени». | Беседа «Продолжение разговора: Звуки окружающего мира». Хоровое пение Г. Струве, ст. Н. Соловьевой. «Так уж получилось». Беседа «Осень глазами художников». Хоровое пение -В. Иванников, ст. Т. Башмаковой. «Осенняя сказка». -А. Филиппенко, ст. В. Кукловской. «Мы на луг ходили» (пение, музыкально-ритмические движения). | Знать: -Определения характера музыки: СПОКОЙНО, НЕЖНО, ЗАДУМЧИВО, ЯРКО, ЗВОНКО, РАДОСТНО. Уметь: -Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. -Размышлять о звуках окружающего мира, включаться в поисковую деятельность (Можно ли увидеть музыку? Где можно её увидеть? Что нужно для того, чтобы услышать музыку природы? Какая музыка могла бы выразить настроение, показанное на картинах художников?). -Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, как вы будете её исполнять?). Применять: Разучить песню, петь в подвижном темпе, передавать в своем исполнении различные настроения в каждом куплете. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентация на понимание причин успеха в деятельности. | 8-11 | |||
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл | 4(1) | 21.10 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?». | Беседа «Музыкальное настроение». Слушание музыки П. Чайковский. Ноктюрн, соч. 19 № 4. Фрагмент Хоровое пение -В. Николаев, ст. И. Сусидко. «Песенка об осеннем солнышке» (пение, музыкально-ритмические движения). -В. Николаев, ст. Н. Алпаровой. «На прогулку под дождем» (пение, музыкально-ритмические движения). | Знать: -Определения характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ЖАЛОБНО, УНЫЛО, ВЕСЕЛО. Уметь: -Подбирать характеристики к определению музыкального настроения. -Рассказывать о прослушанном произведении (О чем рассказывает песня, с каким настроением её нужно исполнять? Изменяется ли настроение в музыке припева? Каким оно становится?). -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличается осень на рисунках от осени, изображения которой мы рассматривали на прошлом уроке (ранняя осень, поздняя осень)? Как звучит мелодия: напевно, протяжно или отрывисто? Можете ли вы назвать песню, у которой был бы такой же характер?). Применять: -Разучить песню «Песенка об осеннем солнышке», исполнять в подвижном темпе, изменяя настроение (грустно, радостно). -Прохлопать ритм мелодии песни об осени. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; – интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; | 16-17 | |||
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. | 5(1) | Музыкальное эхо. | Беседа «Где можно услышать эхо?». Хоровое пение -Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой. «Эхо» (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). -Е. Поплянова, ст. В. Татаринова. «Камышинка-дудочка» (пение, импровизация). | Знать: -Определения динамики музыки: ГРОМКО, ТИХО. Уметь: -Определять динамику музыкального произведения. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать эхо? Где его можно услышать? Как отвечает эхо: громко или приглушенно, тихо?). Применять: -Разучить шутливую песню «Эхо», исполнять бодро, правильно передавать в своем исполнении звучание эха, сопровождать пение двумя хлопками в ладоши, по коленям. -Разучить песню «Камышинка-дудочка», петь только повторяющиеся звуки «ду-ду», импровизировать. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | |||||
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл | 6(1) | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться». | Беседа «Что такое КАНИКУЛЫ?» Слушание музыки М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из цикла «Картинки с выставки». Хоровое пение Г. Струве, ст. В. Викторова. «Переменка». | Знать: -Определение и происхождение слова КАНИКУЛЫ. -Определения темпа музыки: ТЕМП, БЫСТРЫЙ, МЕДЛЕННЫЙ. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах, сопоставлять качества героев, нарисованных на картинках с качествами личности ребят из класса. -Определять темп музыкального произведения. -Рассказывать о прослушанном произведении (Кого из персонажей на рисунках напоминает музыка? В каком темпе написана музыка?). -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как думаете, в каком темпе звучала бы музыка, изображающая шаг черепахи, - быстром или медленном?). Применять: -Разучить песню, исполнять задорно, в темпе польки, соблюдая ударения, выделенные в тексте. -Закрепить знания, умения и навыки по теме. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию. | 20-22 | ||||
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл | 7(1) | «Встанем скорей с друзьями в круг – пора танцевать…». | Беседа «Что такое ТАНЕЦ?» Слушание музыки -Д.Шостакович. «Вальс-шутка». -А. Спадавеккиа, ст. Е. Шварца. «Добрый жук». Песенка-танец. Хоровое пение -«Потанцуй со мной, дружок». Немецкая народная песня (пение, музыкально-ритмические движения). -«Гусята». Немецкая народная песня. | Знать: -Музыкальные термины: ТАНЕЦ, ВАЛЬС, ТИХО, НЕЖНО, ПЛАВНО, ГРОМКО, БЫСТРО, ПОЛЬКА, КАРНАВАЛ. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Определять танцевальный жанр (вальс, полька), характеристики танца. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Почему у вальса Д. Шостаковича есть второе название – «шутка»? Какая из картин художников более всего схожа по настроению с этой музыкой? Какой характер у музыкального произведения? Как под эту музыку лучше танцевать: одному, вдвоём или всем вместе?). Применять: -Исполнять песню «Потанцуй со мной, дружок» с игровыми движениями. -В песне «Гусята» изобразить в пении маленьких гусят и важно шагающего сапожника. Использовать для этого тихое и более громкое звучание своего голоса. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Адекватная мотивация учебной деятельности | 24-27 | ||||
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов | 8(1) | «Ноги сами в пляс пустились». | Беседа «Что такое ХОРОВОД и ПЛЯСКА?» Слушание музыки -П. Чайковский. «Камаринская» (в исполнении русских народных инструментов). -«Во поле береза стояла». Русская народная песня (в сольном исполнении). Хоровое пение -«Во поле береза стояла». Русская народная песня. Музыкально-ритмические движения -«Ах вы, сени». Русская народная песня (музыкально-ритмические движения, игра на бубне). | Знать: -Музыкальные термины: ХОРОВОД, ПЛЯСКА, ВЕСЕЛО, БЫСТРО, ЗАДОРНО. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Определять танцевальный жанр (хоровод, пляска), характеристики танца. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какой изображена русская народная пляска на картине художника? Как звучит Камаринская пляска? Что означает: водить хоровод? Чем отличается хороводная музыка от плясовой?). Применять: -Разучить песню. -Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Адекватная мотивация учебной деятельности | |||||
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов | 9(1) | Русские народные музыкальные инструменты. | Беседа «Русские народные музыкальные инструменты». Слушание музыки -«Светит месяц». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов). -«Во поле береза стояла». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов). | Знать: -Музыкальные термины, их значение и определение: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. -Музыкальные инструменты: ГАРМОШКА, БАЯН, БАЛАЛАЙКА, БУБЕН, СВИРЕЛЬ, РОЖОК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ЛОЖКИ. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Определять и называть музыкальные инструменты. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах? Звучание каких инструментов слышится в музыке? Как думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь? Как понимаете слова из стихотворения про народный оркестр: «То он плачет, то хохочет…»?). Применять: -Находить на рисунках русские народные инструменты, отмечать их знаком. -Разучить песню. -Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Умение использовать адекватные выразит. средства при общении. | 32-35 | ||||
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов | 10 (1) | Оркестр русских народных музыкальных инструментов. | Беседа «Русские народные музыкальные инструменты». Слушание музыки -«Светит месяц». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов). -«Во поле береза стояла». Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов). Музыкально-ритмические движения «Коробейники». Русская народная песня. | Знать: -Музыкальные термины, их значение и определение: ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ. -Музыкальные инструменты: ГАРМОШКА, БАЯН, БАЛАЛАЙКА, БУБЕН, СВИРЕЛЬ, РОЖОК, КОЛОКОЛЬЧИКИ, ЛОЖКИ. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Определять и называть музыкальные инструменты. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Какое настроение выразили народные умельцы в своих работах? Звучание каких инструментов слышится в музыке? Как думаете, песню «Светит месяц» можно только лишь петь? Как понимаете слова из стихотворения про народный оркестр: «То он плачет, то хохочет…»?). Применять: -Находить на рисунках русские народные инструменты, отмечать их знаком. -Разучить песню. -Выполнять музыкально-ритмические движения, имитируя игру на русских народных инструментах балалайке, дудке, трещотках, бубне. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Умение участвовать в диалоге, вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения музыкантов | 36-37 | ||||
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов | 11(1) | Марш деревянных солдатиков. | Беседа «Что такое МАРШ?» Слушание музыки П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома». Хоровое пение «Встанем в круг». Английская народная песня (пение, музыкально-ритмические движения) | Знать: -Музыкальные термины, их значение и определение: МАРШ. -Музыкальные инструменты: БАРАБАН, ТРУБА, ТАРЕЛКИ. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Определять и называть музыкальные инструменты. -Определять типы марша: спортивный, военный, игрушечный. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Приходилось ли слышать марши? Где их слышали?). Применять: -Разучить песню, исполнять с танцевальными движениями. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | |||||
Основные закономерности музыкального искусства (8 часов) | |||||||||||
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) | 12 (2) | «Детский альбом» П.И.Чайковского. | Беседа «Знакомство с «Детским альбомом»». Слушание музыки П. Чайковский. «Болезнь куклы»; «Новая кукла». Из «Детского альбома». Хоровое пение Г. Струве, ст. В. Семернина. «Маленькая мама». (пение, импровизация) | Знать: -Музыкальные термины, их значение и определение: КОМПОЗИТОР. -Характеристики определения музыкального настроения, характера музыки: ГРУСТНО, ПЕЧАЛЬНО, ГОРЕСТНО, РАДОСТНО, ВОСТОРЖЕННО. Уметь: -Рассказывать о прослушанном произведении. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Чем отличаются пьесы «болезнь куклы» и «Новая кукла»? Какие в них выражены чувства? Какой танец исполняет новая кукла?). Применять: -Разучить песню, исполнять в умеренном темпе. Попытаться придумать свои слова в запеве песенки о маме, спеть их любимой игрушке. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | |||||
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) | 13(2) | 22,01 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | Беседа «Знакомство со сказочными образами на примере музыкальных и живописных произведений». Слушание музыки -А.Лядов. «Музыкальная табакерка». -Р. Шуман. «Дед Мороз». Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент. Хоровое пение -Г. Струве, ст. Н. Соловьевой. «Пестрый колпачок». (пение, импровизация) -Г. Вихарева. «Елочка любимая» (пение, музыкально-ритмические движения). | Знать: -Музыкальные термины: ЗАКЛИЧКА, ПРИБАУТКА. -ЛЮБОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИМЕЕТ СВОЙ МЕХАНИЗМ. НУЖНО БЕРЕЖНО С НИМ ОБРАЩАТЬСЯ! Уметь: -Рассказывать о прослушанном произведении. -Оценивать и сравнивать музыкальные характеристики. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Назвать обитателей волшебного городка. Почему в табакерке звучала музыка? Какой представляете себе сказочную музыкальную табакерку? Похож ли Дед Мороз на картинке художника на Деда Мороза из музыкальной пьесы?). Применять: -Разыграть песню «Пестрый колпачок»: придумать движения, передающие содержание. Исполнить эти движения во вступлении, после каждого куплета и в заключении. -Разучить песню «Ёлочка любимая». Исполнять в подвижном темпе, в хороводе. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развивать способность к самооценке. | 16-49 | |||
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) | 14(2) | 29.01.14 | «Новый год! Новый год! Закружился хоровод…». | Беседа «Новый год – любимый праздник!». Слушание музыки П. Чайковский. Вариация II. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент. Хоровое пение -Г. Струне, ст. Н. Соловьевой. «Новогодний хоровод» (пение, музыкально-ритмические движения). -Г. Вихарева. «Дед Мороз» (пение, музыкально-ритмические движения). | Знать: -Музыкальные инструменты: ЧЕЛЕСТА. Уметь: -Рассказывать о прослушанном произведении. -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Герои каких музыкальных и литературных произведений пляшут в новогоднем хороводе? Что представляется при слушании музыки из балета «Щелкунчик»?). яПрименять: -Выучить новогоднюю песню «Новогодний хоровод», исполнять в новогоднем хороводе. -Выучить песню «Дед Мороз», исполнять в новогоднем хороводе. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Проявлять интерес к новому учебному материалу. | 54-55 | |||
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.) | 15(2) | 05.02.14 | Зимние игры. | Беседа «Зимние игры детей». Слушание музыки П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев». Из балета «Щелкунчик». Фрагмент. Хоровое пение -Н. Перунов. «Белый пух»; «Мороз, мороз». Попевки (пение, импровизация). -М. Красев, ст. С. Вышеславцевой. «Зимняя песенка». | Знать: -Зимние игры детей. Уметь: -Рассказывать о прослушанном произведении. -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Оценивать и сопоставлять характеристики определения музыкального настроения. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Как кружатся снежинки? Показать это движением. Можно ли «увидеть» в музыке кружение снежинок?). Применять: -Разучить или придумать свой ритм к стихотворению «Белый пух», показать движением рук паузу на слове «пух». -Хлопками исполнить ритм стихотворения «Мороз, мороз», делать правильные ударения. Разучить песню, исполнять весело, правильно выполняя ударения. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. | ||||
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | 16(2) | 12.02.14 | «Водят ноты хоровод…». | Беседа «Нотный стан». Слушание музыки В. Герчик, ст. Н. Френкель. «Нотный хоровод». Хоровое пение -В. Герчик, ст. Н. Френкель. «Нотный хоровод». А. Островский, ст. З. Петровой. «До, ре, ми, фа, соль...». | Знать: -Музыкальный термин: НОТЫ. -Названия и расположение нот на нотном стане. -Сколько всего существует нот ( 7). Уметь: -Рассказывать о прослушанном произведении. -Внимательно рассматривать иллюстрации на слайдах. -Находить ноты на нотоносце. Применять: -Разучить и петь песню «Нотный хоровод», называя ноты. -Петь песню «До, ре, ми, фа, соль...». -Записать знакомые ноты на нотоносце в рабочей тетради, подписать их. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развивать способность к самооценке. | 58-61 | |||
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | 17(2) | 19.02.14 | «Кто-кто в теремочке живет?». | Беседа «Знакомство с русской народной сказкой «Теремок»». Хоровое пение «Теремок». Русская народная песня (пение, театрализация). | Знать: -Сюжет русской народной сказки «Теремок». -Музыкальные инструменты: ПОГРЕМУШКИ, КАСТАНЬЕТЫ, БУБЕН, ТРЕУГОЛЬНИК, ДУХОВАЯ ГАРМОНИКА, МЕТАЛЛОФОН, АККОРДЕОН. Уметь: -Внимательно слушать музыку, определять характер. -Рассказывать о прослушанном произведении. -Подобрать каждому герою сказки свой музыкальный инструмент, находить его изображение на рисунке. Применять: -Разучить песню, включаться в театрализацию. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развивать способность к самооценке. | ||||
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | 18(2) | 05.03.14 | Веселый праздник Масленица. | Беседа «Обряд и традиции русского народного праздника Масленица». Слушание музыки И. Стравинский. «Русская». Из балета «Петрушка». Фрагмент. Хоровое пение -«Едет Масленица дорогая». Русская народная песня. -«Мы давно блинов не ели». Попевка (пение, импровизация). -«Перед весной». Русская народная песня. | Знать: -Обряд и традиции русского народного праздника Масленица. Уметь: -Внимательно слушать музыку, определять характер. -Внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать, как веселились на масленицу. -Рассказывать о прослушанном произведении, определять характер музыки, сравнивать характер музыки с характером картин художников. Применять: -Попытаться сочинить собственную песенку на народные масленичные стихи. -Разучить попевку «Мы давно блинов не ели», придумать ритмический аккомпанемент к песне. -Петь песню «Перед весной» энергично, радостно. Обратить внимание на распевы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формировать мотивацию учения. | ||||
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Композитор - исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. | 19(2) | 12.03.14 | Веселый праздник Масленица. | Беседа «Обряд и традиции русского народного праздника Масленица». Слушание музыки И. Стравинский. «Русская». Из балета «Петрушка». Фрагмент. Хоровое пение -«Едет Масленица дорогая». Русская народная песня. -«Мы давно блинов не ели». Попевка (пение, импровизация). -«Перед весной». Русская народная песня. | Знать: -Обряд и традиции русского народного праздника Масленица. Уметь: -Внимательно слушать музыку, определять характер. -Внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать, как веселились на масленицу. -Рассказывать о прослушанном произведении, определять характер музыки, сравнивать характер музыки с характером картин художников. Применять: -Попытаться сочинить собственную песенку на народные масленичные стихи. -Разучить попевку «Мы давно блинов не ели», придумать ритмический аккомпанемент к песне. -Петь песню «Перед весной» энергично, радостно. Обратить внимание на распевы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формировать мотивацию учения. | ||||
Музыкальная картина мира ( 10 часов ) | |||||||||||
Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) | 20(3) | 19.03.14 | Где живут ноты? | Беседа «Сказка «Песенка»». Хоровое пение Г. Струне, ст. Н. Соловьевой. «Песенка о гамме». | Знать: -Музыкальные термины, их значение: НОТЫ, НОТОНОСЕЦ, НОТНЫЙ СТАН. -Где нужно записывать ноты. Уметь: -Внимательно слушать сказку, рассказывать о содержании, отвечать на вопросы учителя. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность. Применять: -Петь знакомые семь нот, двигаясь вверх и вниз по ступеням гамы. -Исполнить песню в неспешном, неторопливом темпе. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | 4-7 | |||
Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) | 21(3) | Весенний вальс | Беседа «Женский день». Хоровое пение -А. Филиппенко, ст. Т. Волгиной. «Весенний вальс». -Е. Соколова. «Сегодня мамин день». | Знать: -Традиции праздника, посвященного Международному женскому дню. -Музыкальные инструменты: ПИАНИНО, РОЯЛЬ. Уметь: -Внимательно слушать песню в исполнении учителя, рассказывать о содержании и характере музыкального произведения. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность, сравнивать, сопоставлять (Как лучше исполнять вальс?). Применять: -Разучить песню «Весенний вальс», петь песню плавно, ласково, выразительно. -Петь песню «Сегодня мамин день». | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | 8-9 | ||||
Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) | 22(3) | Природа просыпается. | Беседа «К весне в гости». Слушание музыки П. Чайковский. «Песня жаворонка». Из «Детского альбома». Хоровое пение -«Ой, бежит ручьем вода». Украинская народная песня. -«Веснянка». Украинская народная песня. | Знать: -Картины о весне «Мартовское солнце» К.Юона, «Розовый вечер» Н.Ромадина. -Музыкальные произведения о весне. Уметь: -Внимательно рассматривать картины, определять настроения картин. -Сравнивать настроения картин с настроением музыкальных произведений (схожесть и различия). -Подбирать характеристики к определению настроения музыкального произведения. Применять: -Разучить песню «Ой, бежит ручьем вода», исполнять весело, в подвижном темпе. -Разучить песню «Веснянка», исполнять призывно и звонко. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Развивать способность к самооценке. | 10-13 | ||||
Интонационное богатство мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) | 23 (3) | В детском музыкальном театре. | Беседа «Путешествие в Музыкальный театр». Слушание музыки И. Стравинский. «У Петрушки». Из балета «Петрушка». Фрагмент. Хоровое пение И. Брамс. «Петрушка». | Знать: -Музыкальные термины: МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, АРТИСТЫ, ОРКЕСТР, ДИРИЖЕР. -Правила поведения в театре. Уметь: -Внимательно рассматривать картины художников, рассказывать о содержании картин. -Рассказывать и выполнять правила поведения в театре. Применять: -Разучить песню, исполнять, сопровождая пение игрой на бубне. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | 14-17 | ||||
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов | 24(3) | Мелодии и краски весны. | Беседа «В гости к весне». Слушание музыки -И Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная». -В. А. Моцарта, ст. Кр. Овербека. «Тоска по весне». -П. Чайковский. «Старинная французская песенка». Из «Детского альбома». Хоровое пение -В. Николаев, ст. Н. Алпаровой. «Песня ручья». -Я. Дубравин, ст. Е. Руженцева. «Капли и море». | Знать: -Музыкальные термины: МЕЛОДИЯ, МУЗЫКАЛЬНОСТЬ. -Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛЫЕ МЕЛОДИИ, РАДОСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ГРУСТНЫЕ МЕЛОДИИ, ПЕЧАЛЬНЫЕ МЕЛОДИИ. Уметь: -Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность (Если бы ты был композитором, какими мелодиями выразил бы весеннее настроение? А осеннее? Что напоминает движение мелодии?). Применять: -Показать рукой или нарисовать линией движение мелодии в «Песне ручья». -Раскрасить «весеннюю» картинку. Определить цвета для передачи весеннего настроения. -Разучить песню «Капли и море», исполнять спокойно, в неторопливом темпе | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе | 18-21 | ||||
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов | 25(3) | Мелодии дня. | Беседа «Мелодии дня». Слушание музыки -Р. Шуман. «Май, милый май, скоро ты вновь настанешь!». Из цикла «Альбом для юношества». Фрагмент. -В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. «Колыбельная». -С. Прокофьев. «Ходит месяц над лугами». Из цикла «Детская музыка». Хоровое пение Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой. «Песенка про двух утят». | Знать: -Название времени суток, природные явления в различное время суток. -Характеристики музыкального настроения: СВЕТЛО, ЛАСКОВО, РАДОСТНО, ЗВОНКО, СПОКОЙНО, ТИХО, ТАИНСТВЕННО, ЗАГАДОЧНО. Уметь: -Внимательно рассматривать картины художников, определять основные цвета и тона. -Внимательно слушать музыкальные произведения, определять характер, музыкальное настроение произведения. -Соотносить настроение картин художников с настроением музыкальных произведений. Применять: -Разучить песню, исполнять, передавая радостное и грустное настроение двух утят. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формировать мотивацию учения. | 22-24 | ||||
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов | 26(3) | Музыкальные инструменты. Тембры-краски. | Беседа «Музыкальные инструменты. Тембры-краски». Слушание музыки -С. Прокофьев. «Тема птички». Из симфонической сказки «Петя и волк». -К.Дебюсси. «Лунный свет». Из Бергамасской сюиты. Фрагмент. -Н. Римский-Корсаков. «Тема Шехеразады». Из симфонической сюиты «Шехеразада». Хоровое пение -Е. Тиличеева, ст. А. Гангова. «Догадайся, кто поет». | Знать: -Музыкальные термины: ТЕМБР. -Музыкальные инструменты: АРФА, ФЛЕЙТА, ПИАНИНО, СКРИПКА. -Как устроен внутренний механизм пианино. Уметь: -Внимательно слушать музыку, определять сольное звучание музыкальных инструментов в звучании оркестра. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность ( Знакомо ли вам устройство, изображенное на рисунке в учебнике? В какой сказке вы с ним уже встречались?). Применять: -Выразительно исполнять песню «Догадайся, кто поет». -Быть предельно внимательным, по тембру голоса догадаться, кто поет из друзей. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Формировать мотивацию учения. | 26-29 | ||||
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык | 27(3) | Легко ли стать музыкальным исполнителем? | Беседа Чтение отрывка рассказа Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом». Хоровое пение М. Завалишина, ст. И. Андреевой. «Музыкальная семья» (пение, театрализация). | Знать: -Сюжет рассказа Н.Носова «Как Незнайка был музыкантом». Уметь: -Внимательно слушать учителя, уметь пересказать главную мысль текста. -Размышлять, включаться в поисковую деятельность, отвечать на вопросы учителя. -Уяснить главную мысль текста: Чтоб стать музыкантом, нужно много и упорно трудиться. Применять: -Разучить и разыграть песню. Передавать в своем исполнении интонации радости, жалости, вопроса, восклицания. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | 30-31 | ||||
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык | 28(3) | На концерте. | Беседа «Правила поведения на концерте». Хоровое пение В. Дементьев, ст. В. Векшегоновой. «Необычный концерт». | Знать: -Музыкальные термины: КОНЦЕРТ, ИСПОЛНИТЕЛЬ. -Правила поведения на концерте. Уметь: -Внимательно рассматривать иллюстрации, определять на каких известных музыкальных инструментах играют участники концерта. Все ли герои ведут себя на концерте правильно? Применять: -Разучить песню, исполнять, прохлопывая ритм вступления. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. | 32 | ||||
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык | 29(3) | «Но на свете почему-то торжествует доброта…» (музыка в мультфильмах). | Беседа «Музыка в детских мультфильмах». Слушание музыки -А.Шнитке.«Rondo». Из «Соnсеrto grossо” № 1. Фрагмент. -Б. Савельев, ст. А. Хайта. «Неприятность эту мы переживем». Хоровое пение -В. Шаинский, ст. Э. Успенского. «Голубой вагон». | Знать: -Музыку, написанную для мультфильмов. Уметь: -Внимательно слушать музыку, определять музыкальные характеры героев мультфильмов, находить музыкальные образы, подбирать характеристики образов. -Рассуждать, включаться в поисковую деятельность (Какой мультфильм хотелось бы создать тебе? О чем бы он рассказывал? Какая музыка звучала бы в этом мультфильме?). Применять: -Разучить песню, петь легко, оживленно. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Сохранять мотивацию к учебе. | 33-40 | ||||
Итого: 29 часов |
8. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | количество | примечания | ||
Библиотечный фонд (книгопечатания продукции) | ||||
Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений | д | |||
| д | |||
| к | |||
Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. | к | |||
Технические средства обучения | ||||
1.Классная доска | д | |||
2.Компьютер | д | |||
Оборудование класса | ||||
1.Ученические столы с комплектом стульев | к | |||
2. Стол учительский | к | |||
3. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов. | к | |||
4. Подставки для книг | к |
9. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест);
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро- медленно) динамики (громко- тихо);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...
Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...
Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...