Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Саляхутдинова Илмира Вафиновна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по музыке для 4 класса ФГОС 2004, "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-_tematich_muzyka_4_klass.doc200 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района

Кировской области

Рассмотрено на заседании                   Согласовано Заместитель                  Утверждаю Директор

ШМО учителей                                     директора по УВР                              МКОУ СОШ

начальных классов,                                ____________                                     с. Тат-Верх-Гоньба

эстетического и                                     Ахатова Р.Ш.                                      ____________

здоровьесберегающего цикла              от 30.08.2013                                      Загидуллина Г.А.

протокол №1                                                                                                       приказ № 81

От 29.08.2013                                                                                                      30.08.2013

Руководитель ШМО________                                                                          

ЗагидуллинаД.Ф.                                                                                                

Рабочая программа

по музыке

в 4 классе

                                                                                                         Учитель начальных классов

Саляхутдинова И.В.  

I квалификационная категория

Срок реализации программы 1 год

2013-2014 учебный год

с.Тат-Верх-Гоньба

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и примерной Программы «Школа России» (2007 г.) по музыке, разработанной Е.Д.Критской  и реализует базовый уровень.

Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры;
  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведении и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в музыкально – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации;
  • воспитание  музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально – ценностного отношения к искусству.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов, 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект:

  • Учебник: «Музыка» - 4 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Москва, Просвещение,2010 год
  • М\п. «Поурочные разработки по музыке», Г.В.Стюхина, Волгоград, 2010 год
  • Фонохрестоматия – 4 класс.

В результате изучения музыки  ученик  должен

 знать/понимать:

  • слова и мелодию Гимна России;
  • смысл понятии: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
  • названия изученных жанров и форм музыки;
  • народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
  • названия изученных произведении и их авторов;
  • наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

  • узнавать изученные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
  • определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
  • исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);  

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнения знакомых песен;
  • участия в коллективном пении;
  • музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
  • передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Учебно – тематический план.

Тема.

Количество часов.

1.

Россия – Родина моя.

4

2.

«О России петь – что стремиться в храм».День, полный событий.

4

3.

День, полный событий.

5

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

3

5.

В концертном зале.

6

6.

В музыкальном театре.

5

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

7

Итого

34

Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Россия – Родина моя ( 4 часов).

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Тема 2. О России петь – что стремиться в храм (4 часа).

 Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. «В краю великих вдохновений …». Один день с А.С.Пушкиным. музыкально – поэтические образы.

Тема 3. День, полный событий (5 часов).

 «В краю великих вдохновений …». Один день с А.С.Пушкиным. музыкально – поэтические образы.

Тема 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло(3 часа).

  Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Тема 5. В концертном зале (6 часа).

   Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Тема 6. В музыкальном театре (5 часов).

  Линии драматургического развития в опере. Основные темы – музыкальные характеристики действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Тема 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(7 часа)

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки(трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;
  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;
  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
  • каков уровень музыкальной исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.


Календарно- тематическое планирование

Название раздела, темы урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС

Требования к уровню подготовки обучающихся

Количество часов

Тип урока

Форма урока

Средства обучения. Информационное сопровождение

Дата по плану

Дата фактичес-кая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Россия- Родина моя»- 4 часа.

1

Мелодия –душа музыки. Природа и музыка.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад).Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А. Моцарт, Л ванн Бетховен, Э.Григ). Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать названия изученных произведений и их авторов..

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Знать-понимать слова и мелодию Гимна России.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, слушание, исполнение

Диск - С.В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром, Б. Руденко. «Вокализ» , Русские народные песни; магнитофон.

2

Как сложили песню. Звучащие картины

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ)Вокализм, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализме.

Знать названия изученных произведений и их авторов.

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Дополнительный литературный материал, диск.

3

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?» Жанры народных

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной

Знать  народные песни, музыкальные традиции родного края.

Уметь отвечать

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Беседа, слушание, исполнение

Диск, народные песни.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

песен

природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

на проблемный вопрос.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение  в пении. Уметь исполнять народные песни.

4

«Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!»

Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей её развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо). Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.

Уметь исполнять народные песни.

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Знать названия изученных произведений и их авторов.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов.

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Беседа, слушание, исполнение

Диск. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» , М Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» (хор «Славься»)

О России петь - что стремиться в храм - 4    часа.

5

Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. 

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной  природе музыки, многообразии её видов,

Уметь называть изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Знать:

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Земле Русская, стихира русским святым, А. Бородин Симфония № 2 «Богатырская».

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

жанров и форм. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.

Государственный музыкальный символ – Гимн России.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник –День славянской письменности.

-имена святых, их житие, подвиги русских святых;

-понятия: стихира, величание.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина.

6

Праздников праздник, торжество из торжеств

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Светлый праздник—Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Знать понятия: тропарь, волочебники.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Уметь исполнять знакомые песни.

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Беседа, слушание, исполнение

Диск. Тропарь «Христос вокресе», «Пасхальный канон»

7

Ангел вопияше. Родной обычай старины.

Духовная музыка. Образная природа музыкального искусства. Выражение образного содержания музыкального произведения средствами других видов искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе к жизни.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. П. Чесноков «Ангел вопияше», С.  Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

8

Светлый праздник.

Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов.

Знать понятия : сюита, трезвон.

Уметь проводить интонационно—образный анализ

1

Примене-ние ЗУН

Беседа, слушание, исполнение

Диск. С. Рахманинов «Светлый праздник»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Музыкальные традиции родного края.

7 Международный конкурс народной музыки в номинации «Духовые инструменты» - беседа.

музыки.

День, полный событий -5 часов.

9

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

Выразительность и изобразительность в музыке .Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Знать понятие лад (мажор, минор).

Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. М. Мусоргский «В деревне», таблица «Нотный стан». Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.

10

Зимнее утро. Зимний вечер.

Песенность,  танцевальность, маршевость. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для передачи

1

Комбини-рованный

урок

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. П. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь», В. Шебалин «Зимняя дорога», Г. Свиридов «Зимняя дорога», М. Яковлев «Зимний вечер»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

музыкальных произведений изобразительными средствами.

11

Что за прелесть эти сказки! Три чуда

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Образ пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, в музыкально-пластическом движении.

Знать понятия: опера, регистр, тембр.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

1

Изучение нового ма-териала

Беседа, слушание, исполнение

Диск. Н. Римский – Корсаков, «Сказка о царе Салтане»

12

Ярмарочное гулянье

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать  названия  изученных произведений и их авторов;   названия изученных жанров музыки. Уметь исполнять знакомые песни. Музыкальные традиции

1

Изучение нового ма-териала

Комбиниро-ванная

Диск. П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин» - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»

13

Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны.

Знать музыкальные традиции родного края.

Использовать приобретенные

1

Комбини-рованный

урок

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. М Мусоргский «Борис Годунов», М. Глинка «Венецианская ночь»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства ( в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировке. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» Глинки

знания и умения в повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной музыки.

Знать понятие опера.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

«Гори, гори ясно,чтобы не погасло!» - 3 часов

14

Композитор- ему имя народ. Музыкальные инструменты России.

Композитор—исполнитель-слушатель. Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический. Народная песня-летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать понятия народная музыка, музыка в народном стиле.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Г. Свиридов «Курские песни», П.И. Чайковский «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» 

15

Оркестр русских

народных

инструментов

Музыкальные инструменты. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты; виды оркестров.

Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов.

Использовать

1

Комбини-рованный

урок

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Произведения П.И. Чайковского, Н. Римского- Корсакова.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

приобретенные знания  и умения в практической и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической музыки.

16

Музыкант – чародей. Народные праздники. «Троица»

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ).Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Музыка народная и профессиональная. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником.

Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для восприятия художественных образцов народной, классической музыки; исполнения знакомых песен, передачи музыкальных впечатлений пластическими средствами.

1

Обобщающий урок.

Комбиниро-ванная

Диск. Народные песни. «Троица» А.Рублёва.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«В концертном зале»  - 6 часов.

17

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо

Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровицации. Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель. Струнный  квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.

Знать названия изученных форм музыки.

Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. А. Бородин «Ноктюрн», П. Чайковский «Вариации на тему рококо»

18

Старый замок.

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ.

Знать названия изученных жанров музыки.

Знать понятия: сюита, романс.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. М. Мусоргский «Старый замок»

19

Счастье в

cирени живет...

Личностно-окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Романс. Образы родной природы.

Знать понятия сюита, романс.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

1

Изучение нового материала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).

20

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена...» Танцы, танцы, танцы...

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин,

Знать  название изученных жанров и форм музыки. Уметь  определять на слух  основные

1

Комбини-рованный

урок

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Произведения Ф. Шопена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Э. Григ) .Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

жанры музыки.

Познакомиться с трехчастной формой музыки.

21

Патетическая соната. Годы странствий

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов.

Знать понятия:

-музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра;

-оркестр, дирижер.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Произведения Л. ванн Бетховена

22

Царит гармония

оркестра.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л ванн Бетховен, Э. Григ. Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трёхчастная.

Знать многообразие танцевальных жанров.

Уметь на слух определять трёхчастную музыкальную форму.

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Произведения П.И. Чайковского, М. Глинки

В музыкальном театре –  5 часов.

23

Опера «Иван Сусанин»

Образная природа музыкального искусства. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны—польскую и русскую.  « За Русь мы все стеной стоим». Смена

Уметь определять на слух  основные жанры музыки.

Знать:

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. М. Глинка опера «Иван Сусанин»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация—ария Сусанина.

-процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке;

-содержание оперы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

24

Исходила младшенька.

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Характеристика главной героини оперы М.П.Хворостовского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…»Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; участие в коллективном пении

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Опера М. Мусоргского «Хованщина»

25

Русский Восток

Овладение элементами нотной грамоты. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла  своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

Уметь узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; определять и сравнивать характер. Настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях ( фрагментах).

1

Комбини-рованный

урок

Комбиниро-ванная

Диск. А. Хачатурян «Гаяне», балет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уметь :

-определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

-проводить интонационно-образный анализ.

26

Балет «Петрушка»

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Персонаж народного театра -Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке; значение народного праздника-Масленицы.

Уметь определять оркестровые тембры.

1

Комбини-рованный

урок

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Произведение И. Стравинского. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.

27

Театр музыкальной комедии

Различные виды музыки : вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Жанры:  оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Знать название изученных жанров.

Уметь на слух определять основные жанры музыки.

Знать , что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития.

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Произведения И. Штрауса, Ф. Лоу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье – 7 часов.

28

Прелюдия. Исповедь души.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине.

Знать название изученных жанров и форм музыки.

Знать понятия: прелюдия и этюд.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание

Диск. С. Рахманинов, Ф. Шопен. «Прелюдия»

29

Революцион ный этюд

Многообразие музыкальных жанров (этюд). Знакомство с простейшими музыкальными терминами.

Знать понятие этюд.

Уметь выделять музыкальные жанры.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Ф. Шопен Этюд № 12.

30

Мастерство исполнителя

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь сочинять-импровизировать мелодию, начинающихся с четырёх звуков (до, фа, соль, ля)с передачей разного настроения.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание

Диск. Бах, Моцарт, Бетховен, Григ и др.

31

В интонации спрятан человек

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали. Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыка в детских радио и телепередачах – сообщения, выступления детей.

Знать понятия:

интонация.

Уметь сочинять-импровизировать мелодию.

1

Изучение нового ма-териала

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Диск. Л. ван Бетховен Соната №8.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

32

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент—гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара—универсальный инструмент. Авторская песня.

Знать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Уметь музицировать на элементарных музыкальных инструментах.

Знать историю инструмента гитара. Понятия: обработка, импровизация, переложение музыки.

Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки)

1

Закрепле-ние, рас-ширение изученного

Рассказ, беседа, слушание, исполнение

Игрушечные музыкальные инструменты. Песни С. Никитина «Это очень интересно», «Резиновый ёжик», «Пони» и др.

33

Музыкальный сказочник

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Р.К.Щедрин, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен, Э. Григ). Н.А.Римский –Корсаков—величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись.

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Знать восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки.

1

Примене-ние ЗУН

Беседа, слушание, исполнение

Диск. Н. Римский- Корсаков «Шехерезада»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

Рассвет на Москве-реке.

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве—реке» образ Родины.

Уметь исполнять  несколько народных и композиторских песен.

Знать понятие изобразительность в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

1

Обобщаю-щий урок.

Урок- концерт

Диск. М. Мусоргский «Рассвет на Москве- реке», произведения современных композиторов.

                                                 

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  • Учебник: «Музыка» - 4 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М., Просвещение 2009 г.    
  • М\п. «Поурочные разработки по музыке», Изд.-торг. дом «Корифей», 2010 г. Волгоград, автор-составитель Н.Б. Улашенко.
  • Фонохрестоматия – 4 класс.
  • «Музыка» 1-4 классы, автор-составитель Г.В.Стюхина, Волгоград, «Учитель», 2010 г.
  • Портреты великих композиторов;
  • магнитофон, игрушечные музыкальные инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...