Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Путинцева Нина Сергеевна

 

Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действитель­ность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вы­зывает потребность в его художественном творчестве.

      Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, гак как (наряду с другими видами искусства) организует позна­ние ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможно­стями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъ­екта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музы­кального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx55.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МУЗЫКА

Авторы: Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.

2.Авторская программа Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./ Сост Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига /Учебник, 2011. – Ч.2: с.192  

1. Общая характеристика учебного курса «Музыка»

     Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

      Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, гак как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

         «Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

    Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:

•   в опоре на жизненный опыт детей;

•   в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;

•   в    развитии     творческого     мышления     и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;

•   в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;

•   в  освоении  нравственных основ  музыкального  искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.

      То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.

    Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.

      Принципиальное созвучие двух образовательных подходов обусловило интерпретацию музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского в УМК «Перспективная начальная школа» по музыке. Это проявилось:

•   в реализации сверхзадачи музыкального образования (связи музыки с жизнью) как художественно-педагогического замысла программы 1 класса «Мир музыки в мире детства» и последующего его воплощения во 2—4 классах;

•   в   заимствовании   тематического   построения   программы Д.Б. Кабалевского во 2—4 классах; определении художественно-педагогического замысла каждого класса: 2 класс — «Музыка как вид искусства», 3 класс — «Музыка — "искусство интонируемого смысла"», 4 класс - «Музыка мира»;

•   в опоре на методические основы преподавания предмета «Музыка», предложенные Д.Б. Кабалевским — автором нетрадиционной музыкально-педагогической концепции.

Вместе с тем основные положения музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке.

     Таким образом, авторская программа «Музыка» для 1—4 классов общеобразовательных школ развивает концепцию массового музыкального воспитания, направлена на выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке.

  1. Цели и задачи учебной программы «Музыка»

     Изучение музыки на ступени начального общего образования  направлено на достижение следующих целей:

•   становление музыкальной культуры;

развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления,  воображения, музыкально-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

•   освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на  музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине, утверждения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

     Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.

Личностное развитие обучающихся направлено на:

•   реализацию их творческого потенциала;

•   выработку готовности выражать свое отношение к искусству;

•   формирование   мотивации   к художественному   познанию окружающей действительности;

•   проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;

•   становление   самосознания,   самооценки,   самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное развитие обучающихся связано с:

•   активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;

•   формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;

•   познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;

•   осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.

Коммуникативное развитие школьников определяет:

•   умение слушать, уважение к мнению других;

•   способность встать на позицию другого человека;

•   готовность вести диалог;

•   участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;

•   продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Социальное развитие растущего человека проявляется:

•   в формировании у него целостной художественной картины мира;

•   в воспитание его патриотических чувств;

•   в сформированности основ гражданской идентичности;

•   в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;

•   в овладении социальными компетенциями.

Эстетическое развитие учащихся направлено на:

•   приобщение к эстетическим ценностям;

•   формирование эстетического отношения к действительности;

•   развитие эстетических чувств;

•   развитие потребности жить по законам красоты;

•   формирование эстетических идеалов и   потребностей;

•   воспитание художественного вкуса;

•   выработку стремления быть прекрасным во всем — в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

     В ходе занятий у обучающихся формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки: разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В.  Рахманинов,  С.С.  Прокофьев,  Г.В.  Свиридов,  Р.К,  Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э.  Григ и др.), сочинениями для детей современных композиторов.

   Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (оркестр народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

     Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.          В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности; дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.

    Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций. Они участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например: рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.

3.Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане

В инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации предмет Музыка входит в образовательную часть «Искусство». В 1 классе на изучение данного предмета отводится 1 час в неделю, всего 33 часа в год

4. Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»

     Содержание занятий учебного курса «Музыка» строится на принципах музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, опирается на современную интерпретацию музыкального образования школьников (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, В.А. Школяр, Г.П. Сергеева и др.) и на типические свойства методических систем начального образования школьников, отраженные в образовательном проекте «Перспективная начальная школа».

«Созвучие» двух систем («Перспективной начальной школы» и системы музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского) обусловлено сопряженностью их принципов и методическими особенностями проведения занятий.

Принцип непрерывного общего развития ребенка:

обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;

•   он коррелятивен с принципом связи  музыки  и жизни - сверхзадачей музыкального воспитания;

•   проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.

Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания — отношение к действительности, инструмент познания — музыкальный образ, способ познания — проживание содержания музыки).

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:

•   увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;

•   активности, сознательности и самостоятельности, который обеспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;

•доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий, а также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.

Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого—к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.

Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.

Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).

        Ведущими методами освоения учебной программы являются:

•   метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);

•метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий — патриотической, поликультурной,     традиционно-календарной,     музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);

•метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).

5. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыка», 1-4 классы

Личностными результатами изучения музыки являются:

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

—  реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

—  позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

—   устойчивый  интерес  к музыке  и различным  видам  (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

—  элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

—  ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

— участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

—   продуктивное сотрудничество  (общение,  взаимодействие, работа  в команде)  со  сверстниками   при  решении различных музыкально-творческих задач;

—  наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках  выпускника:

•   любознательный,  активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

•   владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

•   любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

•   уважающий и принимающий художественные ценности общества;

•   готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

•   стремящийся жить по законам красоты;

•   доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

•   обладающий  развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

•   использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

6. Основные виды учебной деятельности обучающихся

     Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря:

• наблюдению, восприятию музыки и размышлению о ней;

— воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

• разучиванию и исполнению вокально-хоровых произведений;

• игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

•  импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад).

Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, о народных музыкальных традициях родного края, о сочинениях профессиональных композиторов, о музыкальном фольклоре народов России и мира.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. 

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержание музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

 

7. Основное СОДЕРЖАНИЕ

    Структура и содержательные линии учебной программы

Структура программы сформирована на основе примерной программы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех основных линий: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Данные содержательные линии экстраполированы на тематическое содержание настоящей программы и получили следующее преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид искусства», «Музыка — искусство интонируемого смысла», «Музыка мира». Каждая тема соответствует определенному классу и раскрывается через темы учебных четвертей.

      Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это — звуки, окружающие его. Это — музыка природы и дома. Это — музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это — звучащий образ Родины и народные напевы.

      Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. — в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

     Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.

     Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел — «Мир музыки в мире детства», — является темой данного года музыкального образования.

      В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные , так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, 3. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.

   В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, НА Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С, Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.

     Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.

В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.

                                                 

                              Учебно – тематический план по музыке 1 класс

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Звуки вокруг нас

9

2

Музыкальные встречи Маши и Миши

7

3

Так и льются сами звуки из души!

9

4

Волшебная сила музыки

8

5

Итого

33

             КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ  ПО  КУРСУ  «МУЗЫКА» ОБУЧАЮЩИМИСЯ  1-4 КЛАССОВ.

          Для предмета, изучающего музыку «как живое искусство», одной из первостепенных проблем является пробуждение у школьников интереса к музыке. Признавая данную проблему одной из фундаментальных проблем педагогики, Д.Б. Кабалевский как создатель наиболее прогрессивной музыкально-педагогической концепции общего образования, опирался вместе с тем на мнение своих предшественников. Прежде всего, на музыкально-педагогические воззрения Б.В. Асафьева. За основу Кабалевский взял слова Асафьева: «...если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего, надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».

          Кроме того, источником для размышлений Д.Б. Кабалевскому послужили взгляды В.А. Сухомлинского, труды известных музыкантов-педагогов В.Н. Шацкой и Н.Л. Гродзенской. Став их последователем, признавая значимость хорового пения и важность изучения музыкальной грамоты, композитор поставил перед уроками музыки более широкую задачу: «...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры»

         В связи с этой задачей, определены критерии музыкального развития обучающихся, по которым учитель может оценить результаты своей работы по курсу «Музыка» в системе УМК «Перспективная начальная школа».

       При разработке данных критериев мы опирались на вводную статью Д.Б. Кабалевского к программе, созданной под его руководством, «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Также нами использованы неопубликованные материалы членов его авторского коллектива, направленные на создание критериальной базы программы.

       Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.

        Компетентностный подход предполагает:

•   проявление знания и понимания школьниками предметной области;

• демонстрацию ими практического и оперативного   применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

•   осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.

          Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

         1.  Степень развития интереса к музыке проявляется в:

•   многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся;

•   ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве;

•   устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.

        2.  Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через:

•   выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию;

•   высказывание самостоятельных взглядов и суждений;

•   способность к нравственной оценке.

Высокая степень - устойчивое, средняя - периодическое, низкая - эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

           3.  Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по:

•   способности   «с  лету»,   без  предварительной   подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении;

•   способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка;

•   способности размышлять о музыке - анализировать, сравнивать, обобщать;

•   способности ощутить авторский стиль;

•   способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).

Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое - о средней, эпизодическое — о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.

         Таким образом, критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых результатов работы по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира.

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать:

        слова и мелодию Гимна России;

        смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";

        названия изученных жанров и форм музыки;

        народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

        названия изученных произведений и их авторов;

        наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

        узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

        определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

        определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности

 (мелодия,    ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

        передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

        исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

        исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

        восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

        исполнения знакомых песен;

        участия в коллективном пении;

        музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

        передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

 

Тематическое планирование по музыке 1 класс

п/п

Наименование

раздела

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

учащихся

Музыкальный материал

Дата

По плану

По факту

1

«Звуки вокруг нас»-9ч

Идеи четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога

Звуки в доме Маши и Миши

1

Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков

Уметь воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками

«Колыбельная». Музыка Е. Тиличеевой. «Колыбельная самим себе». Музыка В. Семёнова. «Кикимора». Симфоническая картинка.

А.Лядов.

Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков.

«Часы». Музыка Н.Метлова

«Тик – так». Музыка А.Островского, слова З. Петровой

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука, слова С. Маршака.

«Киска». Музыка Г. Курина, слова В. Стоянова.

«Учёный кот». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.

«Кот в сапогах и белая кошечка». Фрагмент балета «Спящая красавица». П.И.Чайковский.

«Прогулка». Из фортепьянного цикла «Детская музыка».С.С.Прокофьев. «Кукушка». Швецарская народная песня.

«Кукушка в глубине леса».Из фортепьянного цикла «Карнавал Животных». К. Сен-Сане.

«Сарафан надела осень». Музыка Т.Попатенко, слова И. Чернецкой.

«Полёт шмеля». Фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А.Римский – Корсаков.

2

Рождение песни. Колыбельная мелодия

1

Первая песня услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Выразительность колыбельной песни.

Колыбельная – начало познания музыки и жизни.

Уметь осуществлять первые опыты сочинения

3

Музыкальная тема. Симфоническая картинка «Кикимора» А.Лядова.

1

В мире сказочных мелодий русских композиторов.

Уметь различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

4

Поющие часы. Опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсака.

1

Ритмический рисунок. Пауза

Уметь наблюдать за использованием музыки в жизни человека.

5

«Кошкины песни» «Киска» Г.Курина.

1

Сравнение содержания песни и рисунка.

Уметь проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

6

П.И.Чайковский. Балет «Спящая красавица».Фр. «Кот в сапогах и белая кошечка».

1

Композитор. Музыка передаёт характер сказочных героев.

7

О чём «поёт» природа.

«Прогулка» С. Прокофьева.

1

От музыкальных звуков дома  - «поющей» природе.

Уметь исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах. Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.

8

Музыкальная пьеса. Интонация. Ритм.

«Кукушка в глубине леса» К. Сен – Санса.

1

Музыкальная пьеса. Интонация. Ритм.

9

Н.Римский – Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

1

Спектакль.

Оперный театр.

Динамика.

Характер.

Темп.

Скрипка.

10

Музыкальные встречи Маши и Миши- 7ч.

Идеи четверти:

От музыки в жизни ребёнка – к звучащему образу Родины.

Музыка про разное.

Музыкальные звуки

1

Музыкальное окружение в жизни ребёнка: музыка в школе, на улице, у друзей. Ноты.

Уметь сравнивать разные музыкальные произведения; находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.

«Звуки музыки. Музыка Р.Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.

«Баба –яга». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«Марш Черномора». Фрагмент из оперы «Руслан и Людмила».М.И.Глинка.

«Вечерний звон».Русская народная песня.

«Богатырские ворота». Из фортепьянного цикла «Картинки с выставки». М.П.Мусорский.

«Родина – Отчизна». Музыка А.Киселёва, сл. В. Татаринова.

«Здравствуй гостья-зима». Музыка народная, сл. И. Никитина.

«Зимушка-зима». Музыка Е.Боярова, сл. М. Пляцковского.

«Новогодний хоровод». Муз. Г.Струве, сл.Н.Соловьёвой.

11

П.И.Чайковский «Баба – яга».

М.Глинка «Марш Черномора».

Регистр.

1

Музыка передаёт характер сказочных героев. Регистр. Музыкальная интонация.

Уметь размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.

12

Звучащий образ Родины. Ростовские колокольные звоны. Звонница. Звонарь.

1

Образ Родины в музыке: её простота, красота, величие, богатырская сила.

Уметь выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.

13

«Вечерний звон». Русская народная песня. Созвучие.

1

Созвучие. Звучащий образ Родины.

Уметь исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

14

«Богатырские ворота».

М.Мусорский.

1

Богатырская сила, мощь и величие наших предков в музыке.

Уметь выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

15

«Родина – Отчизна» А.Киселёва. Солист. Хор.

1

Солист. Звучаший образ Родины.

16

«Здравствуй, гостья -зима». Хоровод.

1

Родная сторонка в музыкальных картинках.

Уметь осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации.

17

«Так и льются звуки из души!»- 9ч

Идея четверти:

Музыка вокруг ребёнка – музыка в душе ребёнка – музыка в его художественном творчестве.

Зимние забавы.

«Снег танцует» из  цикла «Детский уголок»

1

Танцевальные интонации в музыке

Знать и выявлять выразительные возможности музыки. Разыгрывать народные песни.

«Снег танцует». Из фортепианного цикла «Детский уголок». К.Дебюсси.                      «Вальс снежных хлопьев». Фрагмент из балета «Щелкунчик». П.И. Чайковский. «Котенок». Музыка В. Семенова, слова В. Бараускаса.              «Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, слова Е. Авдиенко.

«Как на тоненький ледок». Русская народная песня. «Пятнашки». Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С. Прокофьев.

«Куры и петухи».Из фортепьянного цикла «Карнавал животных». К. Сен-Сане.

«До чего же грустно!» Музыка С. Соснина, слова П. Синявского.

«Ёжик», «Клоуны», «Хромой козлик». Музыкальные картинки. Д.Б. Кабалевский. «Персонажи с длинными ушами».Из фортепьянного цикла «Карнавал животных».К. Сен-Сане.

«Болезнь куклы». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«Журавель». Украинская народная песня.

Симфония №2. Фрагмент финала. П.И. Чайковский.

«Бравые солдаты». Музыка А. Филиппенко, слова И. Михайлова.

«Азбука». Музыка А. Зарубы, слова Б.Заходера.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, слова В. Степанова.

«Перед весной».Русская народная песня в обработке П.И. Чайковского.

«Весной». Э.Григ.

«Самая, самая». Музыка Г. Левдокимова, слова В. Степанова.

«Последний снег». Музыка З. Компанейца, слова А. Толстого.

«Сладкая греза». Из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И. Чайковский.

«Капельки».Музыка В.Павленко, слова Э. Богдановой.

«Муха-Цокотуха». Опера-игра по мотивам сказки К. Чуковского. Музыка М. Красева.

18

«Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

1

Зима в музыке композиторов.

Уметь различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

19

С.Прокофьев «Пятнашки» из альбома. Детская музыка. Динамика. Интонация.

1

Детская музыка. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен.

Уметь различать и исполнять песни.

20

Музыкальные картинки. «Карнавал животных» К.Сен-Санса. Динамика. Темп. Музыкальный характер.

1

«Общение» на музыкальном языке. Герои песен.

Уметь выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках.

21

Д.Кабалевский

«Ёжик»,»Клоуны», «Хромой козлик».

Фортепьяно. Фортепьянная музыка.

1

Фортепьянная музыка. Музыка передаёт характер сказочных героев.

22

Мелодии жизни. П.Чайковский «Болезнь куклы». Настроение.

1

Настроение. Детская жизнь отражённая композитором в произведении.

Уметь различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке

23

Музыка П.И.Чайковского. Симфония №2.

Оркестр. Симфоническая музыка. Симфонический оркестр.

1

Симфоническая музыка. Симфонический оркестр.

Чувства в музыке.

24

Весенние напевы. «Весною» Э.Грига.

1

Природа просыпается. Весна в музыке.

Уметь импровизировать, инсценировать песни.

25

Поговорим на музыкальном языке.. Выразительность музыки. Музыкальная фраза.

Опера-игра «Муха-Цокотуха»

1

Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях, игрушках.

Уметь размышлять, рассуждать о музыке.

26

«Волшебная сила музыки»-  8ч

Идея четверти:

Музыка преображает человека.

Композитор-исполнитель-слушатель.

«Полька» П.Чайковского.

«Дождь и радуга» С.Прокофьева.

1

Ребёнок как слушатель и исполнитель.

Знать и осознавать преобразующие функции музыки. Уметь проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя; рассуждать о роли музыки в жизни человека

«Полька» из фортепьянного цикла «Детский альбом». П.И.Чайковский.

«дождь и радуга» Из фортепьянного альбома «Детская музыка». С.С.Прокофьев.

«Соловейка». Муз. А. Филиппенко, сл. Г.Бойко.

«Дирижёр». Муз. Д.Запольского, сл. Е.Руженцева.

«Колыбельная медведицы»из мультфильма «Умка». Муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Яковлева.

«Дюймовочка» .Из цикла детских пьес для фортепьяно «Мультфильмы с приключениями»

27

«Соловейка» А. Филиппенко

«Дирижер» Д. Запольский.

1

Легко ли стать музыкальным исполнителем?

28

Музыка в стране «Мульти-пульти». «Колыбельная медведицы»

1

Любимые музыкальные герои

Уметь сравнивать музыкальные характеристики разных героев.

29

С. Слонимский. Фортепианная пьеса «Дюймовочка»

1

Герои фортепианной пьесы-сказки

Уметь размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке

30

Г.Гладков «Песенка Львенка и Черепахи».

1

Песни из любимых мультфильмов

Уметь отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.

31

Всюду музыка живет. М.Равель «Игра воды».

1

Всюду музыка живет, звучит внутри нас, окружает нас везде.

32

«На лесной тропинке» А.Абрамова.

1

Солист. Хор. Песни о лете, о родном крае.

Уметь воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской  музыки в пении, слове, пластике, рисунке.

33

Д.Кабалевский «Наш край». Малая Родина.

1

Музыка – вечный спутник человека.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Информационное обеспечение:
  1. Литература для учителя:
  • Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 1 класс.- М.: Академкнига/Учебник.
  • Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя: 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник.
  • Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: 1 класс/Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В.- М.: Академкнига/ Учебник.
  • Музыка. Фонохрестоматия с монтажными листами: СО для прослушивания/Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В.- М.:Академкнига/Учебник.

  1. Литература для учащихся:

1. .Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка:Учебник: 1 класс.- М.: Академкнига/Учебник

  1. Материально – техническое обеспечение.
  • Музыка. Фонохрестоматия с монтажными листами: CD для прослушивания /Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М.: Академкнига/Учебник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...