Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Медведева Татьяна Николаевна

Рабочая программа по предмету "Музыка" создана на основе концепции системы учебников "Начальная школа 21 века". Музыка: программа: 1-4 классы/ В.О. Усачёва, Л.В. Школяр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_2_klass.doc283 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    

«Афанасовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________Семенова Т.М.

Протокол № ___ от

«____»________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы  МБОУ

«Афанасовская СОШ»

__________Богачёва Н.В. «____»__________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Афанасовская СОШ»

_________Косякова И.Р..

Приказ  №___

от «___»_________2014г

                           

                           

                                РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                                       учебного  предмета

                                               «Музыка»

                   уровень: начальное общее образование

 (УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

             

                    Учителя: Медведева Татьяна Николаевна

           Семенова Татьяна Михайловна

  Койнова Вера Васильевна

                Чекрыгина Екатерина Васильевна

                                         

                             1. Пояснительная записка

      Программа по предмету «Музыка» создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века». Музыка : программа : 1-4 классы / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр.   2013.

     Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения,  помогающего ребёнку  познавать мир и самого себя в этом мире.

    Содержание музыкального образования в начальной школе -  это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.

Цели и задача

 

     Целью  уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

 

   Основные задачи уроков музыки:

  1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
  2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
  3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта .
  4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
  5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
  6. Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
  7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
  8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно – творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

  • проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
  • знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать учебные и практические задачи:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет и т.д.);
  • различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, интонационные особенности;
  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

К концу обучения во 2 классе учащиеся могут:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;
  • приобретать навыки слушательской культуры;
  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

решать учебные и практические задачи:

  • определять жанровые признаки;
  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;
  • продирижировать главные мотивы, мелодии;
  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам ( поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа,  создание элементарного аккопанемента и пр.)

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

  • проявлять устойчивый интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
  • понимать синкретику народного творчества;

    решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть, завести игру, начать танцевать и пр.
  • узнавать произведения;
  • называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

  • проявлять устойчивый общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
  • проявлять интерес, определенные пристрастия и  предпочтения ( любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от неё);
  •  ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки ( песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
  •  Понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной  музыкальной деятельности;
  •  Выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально- художественной  деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца ).

Формы организации учебного процесса

   

      Организация учебного процесса классно – урочная, но программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных  уроков  

 ( урок, урок-концерт, викторины, урок-путешествие, игра «Угадай мелодию», экскурсии и т.д.)

     Неурочная часть образовательного процесса составляет:

  в 1 классе- 9 часов

  во 2-4 классах – 10 часов

                                Формы контроля

 

п/п

Виды работ

1

Урок-концерт

2

Отчётный концерт

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

 

класс

Наименования

1

Учебники

Рабочие тетради

(блокноты)

Методические пособия

Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана – Граф, 2012 г.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана – Граф.

Усачёва, В.О. Музыкальное искус-ство.1 класс: методи-ческое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2013.

2

Усачёва, В.О. Музыка. 2 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана – Граф, 2011.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство. класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана – Граф.

Усачёва, В.О. Музы-кальное искусство.1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

3

Усачёва, В.О. Музыка. 3 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана – Граф, 2011 г.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.3 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана – Граф.

Усачёва, В.О. Музы-кальное искусство.3  класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

4

Усачёва, В.О. Музыка. 4 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана – Граф, 2012.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.4 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана – Граф.

Усачёва, В.О. Музы-кальное искусство. 4 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана – Граф. 2011.

 

             2. Общая характеристика учебного предмета

       Предмет «Музыка» (авторы Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.) реализует идею самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире. Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыка для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

     Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы – отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная и современная музыка, народное музыкальное  поэтическое творчество.  

     Содержание примерной программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций; разучивание и исполнение вокально – хоровых произведений; игру на музыкальных детских произведений. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки: (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края. Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные возможности музыки. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике. Ученики приобретают начальный опыт музыкально – творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах, музыкально – пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский – Корсаков, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, И.- С.Бах, В.- А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шопен, Р.Шуман, Э.Григ), сочинениями современных композиторов для детей. Школьники овладевают вокально – хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать по слуху.

      В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально – слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально – духовная сфера. В процессе работы над музыкально – исполнительским замыслом у детей воспитывается художественный вкус, развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство. У учащихся формируется умение решать учебные, музыкально – творческие задачи, стремление принимать участие во внеурочной деятельности, художественных проектах школы, культурных событиях поселка, района.

    Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений).

       Методы музыкального образования и воспитания  младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

- Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;

- Метод  интонационно – стилевого постижения музыки;

- Метод эмоциональной драматургии;

- Метод концентричности музыкального материала;

- Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»;

- Метод  создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.)

- Метод игры;

- Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

- Метод моделирования художественно – творческого процесса.

3. Описание места учебного предмета

      Согласно учебному плану МБОУ «Афанасовская СОШ» общий объём времени, отводимого на изучение музыки  в 1-4 классах, составляет 135 часов, из расчета 1 час в неделю: в 1 классе -33 часа, во 2- 4 классах  – 34 часа в каждом.

     Согласно СанПиНу 2.4.2.2821-10 № 189 от 29.12.2010 г  в 1 классе в первом полугодии  4 – 5 уроки проводятся  в игровой форме.

 

4. Ценностные ориентиры учебного предмета

    Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

    Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. Личностное, социальное, познавательное коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально – учебной, художественно – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

     Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно – нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуре родного края.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при исполнении вокально – хоровых произведений.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково – символических средств представлении информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка».

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

11. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  2. Определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  3. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  5. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.

6. Содержание учебного предмета

                                           

                                             1 класс ( 33 часа).

          Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Истоки возникновения музыки ( 8 часов)

       Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».

      Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально – художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16 часов)

      Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражён весь мир.

    Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.

Язык музыки (6 часов)

       Музыкально – выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук – нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Резерв 3 часа.

     В резервные часы вошли уроки – концерты.

                                       2 класс ( 34 часа)

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)

     От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояния природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным.

Музыка – искусство интонируемого смысла (10ч)

   Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч)

     Одно из основных понятий музыки – «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».

«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В.Астафьев), сходства и различия (Д.Б.Кабалевский).

Развитие как становление художественной формы (6ч)

     Форма (построение музыки) как процесс закономерной  организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная,  трёхчастная,  рондо, вариации.

                                                  3 класс (34 часа)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Введение: Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).

Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее.

Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Обрядовость как сущность русского народного творчества. Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.

Истоки русского классического романса (6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (6 ч)

   Обработка народных песен. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).

Величие России в музыке русских классиков.

                                             

                                            4 класс (34 часа)

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

     Знакомство с музыкальной речью  стран мира: Германия, Польша, Венгрия, Испания, Норвегия, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь  музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.

Музыка мира  сквозь «призму» русской классики (8 ч)

     Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.  Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.

Музыкальное общение без границ (10 ч)  

     Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии  и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.

Искусство слушать музыку (9 ч)         

       Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального  искусства до основ музыкальной драматургии.


7. Тематическое планирование учебного предмета

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

1 класс ( 1 ч в неделю, всего 33 часа)

Содержание и формы бытования музыки

(16 ч)

Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.
Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.
Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт

Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.
Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.
Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.
Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах

Язык музыки (6 ч)

Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.
Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.
Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального

сочинения.
Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.
Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой

Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.
Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.
Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.
Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.
Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)

2 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.
Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.
Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?
Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.
Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.
Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент

Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч) 

Интонация как феномен человеческой речи и музыки.
Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.
Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».
Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного

Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.
Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.
Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.
Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.
Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.
Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.
«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.
Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.
Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.
Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.
Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.
Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.
Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

3 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

Характерные черты русской музыки (8 ч)

Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни

Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.
Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов.

Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)

Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
Обрядовость как сущность русского народного творчества.
Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни

Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры

Истоки русского классического романса

(6 ч)

Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.

Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.
Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую
насыщенность содержания.

Композиторская музыка для церкви (2 ч)

Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения

Размышлять о роли музыки в церкви. Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
(8 ч)

Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).
Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков

Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.
Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов

4 класс ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч)

Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч)

Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики.
Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию
и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности

Музыкальное общение без границ (10 ч)

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации.

Искусство слышать музыку (9 ч)

Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.  Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей

Календарно-тематический план

2 класс   (34ч). 2014 г.

Учитель – Медведева Татьяна Николаевна

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности учащихся

Универсальные

учебные действия

план

факт

Всеобщее в жизни и музыке (8 ч)

1

Песенность как состояние человека, природы, искусства в инструменталь-ной музыке.  

1 ч

05.09

М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке    Н. Соловьё-ва, Г.Струве. Моя Россия. 

Родина, мелодия, композитор,  исполнитель,   слушатель, песня

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные

и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?  

Различать в произведениях искусства песенность,  танце-вальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.  

Познавательные:

размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

выражать своё отношение к музыкальному произведению.

2

Песенность как состояние челове-ка, природы, искусства в вокальной музыке.

1 ч

12.09

Мелодия, акком-панемент; запев, припев. М.Глинка. Патриотическая песня.

К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

3

Танцевальность как состояние человека, природы, искусства в инструментальной музыке. 

1 ч

19.09

Танцевальность. интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий Добрая сказка» А. Пахмутова.

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобра-зительности музыки в музыкальных и живописных произведениях.

Коммуникативные:

выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Регулятивные: планирова-ние собственных действий в процессе восприятия  испол-нения музыкальных произ-ведений.

4

Танцевальность как состояние человека, приро-ды, искусства в вокальной музыке.

1 ч

26.09

Танцевальность. интонации, регистр, регистр высокий, средний, низкий Добрая сказка» А. Пахмутова.

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные

и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?  

Различать в произведениях искусства песенность,  танце-вальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.  

Познавательные:

размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

выражать своё отношение к музыкальному произведению.

5

Маршевость как состояние челове-ка, природы, искусства.

1 ч

Маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

6

Маршевость как состояние челове-ка, природы, искусства.

Закрепление.

Маршевость.

Поступь, интонация шага, ритмический рисунок.

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

Регулятивные:  соотносить графическую запись музыки с её  жанром и музыкальной речью композитора

Коммуникативные: воп-лощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – твор-ческой деятельности

Познавательные: выпол-нять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произве-дений, производить оценку своих действий и действий одноклассников.

7

Взаимодействие явлений в жизни и в музыке, переход от обыденного к художественному.

«Калинка» Р.н.п.

«Светит месяц» - вариации на тему р.н.п.»Камаринская» р.н.м.  «Тимоня» - народная мелодия Курской области

Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».
Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.
                     
Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движе-ние во времени и пространстве.
         
Различать на слух взаимодейс-твие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.
Вырабатывать исполнительский план вокаль-но-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.
                         
Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании.

Познавательные : расширение представлений о музыкальном языке произ-ведений народной музыки,  о голосах и разнообразии мира народной музыки, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.

Коммуникативные : формирование мыслитель-ной деятельности, (сравне-ние, сопоставление)  расши-рение словарного запаса

(название форм инструмен-тальной народной музыки и названия муз. инструмен-тов.), владение умениями совместной деятельности: работа в группах и парах.

8

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

Кантата С.Про-кофьева  « А.Невс-кий» Песня об А.Невском   Вста-вайте, люди рус-ские! Народные песнопения о Сер-гии Радонежском.

Познавательные: формулировать познава-тельную цель, оценивать процесс и результат деятель-ности.

Коммуникативные: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, вла-деть умениями совместной деятельности.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восп-риятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Музыка- искусство интонируемого смысла. ( 10 ч)

9

 Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Музыкальные инструменты: фортепиано.  

31.10.

Фортепиано, фор-те, пиано, рояль, пианино, пианист, П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

С. Прокофьев.  «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.

Ю. Яковлев, Е. Крылатов.  Колы-бельная медве-дицы.

Размышлять о музыкальной интонации как художествен-ном воспроизведении челове-ческой речи.

Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.

Исследовать средства пере-вода звуков природы, челове-ческой речи в музыкальную интонацию.

Различать на слух и испол-нять интонации, характерные для музыкально-художест-венных образов произведений разных форм и жанров.

Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, вопло-щая интонационно-вырази-тельный замысел авторов текста и музыки

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

 

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

 

  Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

 

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

 Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

 Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

 Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности.

Познавательные:

ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном матери-але учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставлен-ными задачами.

Коммуникативные:

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

10

Интонация как смысловая единица. Природа и музыка. Прогулка.

14.11

Интонация Фраза. Вступление. Соп-ровождение. Темп. Пиано. Вырази-тельность.

М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

11

Интонация – «Звукокомплекс»

21.11

Интонация.

К. Ушинский, А. Тома. Вечерняя песня.

12

Колыбельные.

28.11

Интонация колы-бельной.   Вырази-тельность. П.Чай-ковский.  «Детский альбом». Мама. И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка.

Латышская народ-ная песня. Ай-я, жу-жу. И. Ласма-нис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев,

 Е. Крылатов. Колыбельная медведицы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: размыш-лять о музыкальном произ-ведении как способе выра-жения чувств и мыслей человека

Коммуникативные:

выражать своё отношение к музыкальному произве-дению.

13

Интонация. Единство содер-жания и формы.

05.12

Интонация основа музыки 

С. Порокофьев «Болтунья»

Познавательные: размыш-лять о музыкальном произ-ведении как способе выра-жения чувств и мыслей человека 

Коммуникативные: пере-давать в собственном испол-нении различные музыкаль-ные образы, владеть умения-ми совместной деятельности.

Регулятивные: планиро-вание собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музы-кально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой  деятельности.

14

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

12.12

Знаки препинания и интанация. 

«Кто дежурный?» Д.Кабавлевский

15

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации. 

Характер музыки.

Три подружки Л.Бетховен

16

Исполнительская интонация. Выразительные интонации.

Выразительность «Котенок и щенок» Попатенко

17

Исполнительская интонация. Изобразительные интонации.

Динамика 

Полет шмеля Н.Римский-Корсаков

18

Исполнительская интонация. Зерно-интонация.

Пластическое и вокальное зерно-интонации.

                                               «Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч)

19

Исполнительское развитие музыки.

Музыка – искус-ство в движении.

 Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».

 Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.

 Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.

 

Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.

 

Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.

 Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании

Познавательные:

ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационном матери-але учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставлен-ными задачами.

Коммуникативные:

задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

20

Развитие музыки в симфонической  сказке. 

Музыка – искус-ство в движении.

 Петя и волк. С. Прокофьев. Выра-зительные инто-нации. Петя, де-душка, охотники.

21

Развитие музыки в симфонической  сказке. 

Музыка – искус-ство в движении. 

Петя и волк. С. Прокофьев. Изоб-разительные интонации. Птичка, кошка, волк, утка.

22

Развитие музыки в симфонической  сказке. 

Тема.

 Петя и волк. С. Прокофьев. Сопоставление и столкновение различных тембров.

23

Виды музыкального развития. Тембровое, повторение.

Тембровое развитие. Книппер. «Почему медведь зимой спит».

Коммуникативные: передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Регулятивные: планиро-вание собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музы-кально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

24

Ладовое и динамическое развитие музыки.

Мажор минор. С.Богуславский «песня о пограничнике»

Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.

Исследовать выразительные

и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?  

Различать в произведениях искусства песенность,  танце-вальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.  

Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.

Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.

Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент.

25

Мелодическое, ритмическое развитие музыки.

Виды развития Фрагмент «Царь Горох» Р.Щедрин.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: размыш-лять о музыкальном произ-ведении как способе выра-жения чувств и мыслей человека

Коммуникативные: выра-жать своё отношение к музыкальному произве-дению.

26

Развитие музыки в русском фольклоре.

Повторное развитие

«Во поле береза стояла»

27

Имитация- прием развития музыки.

 

Канон. 

«Со вьюном я хожу»

Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобра-зительности музыки в музы-кальных и живописных произведениях.

Регулятивные: планиро-вание собственных действий в процессе восприятия  исполнения музыкальных произведений.

28

Развитие музыки в произведениях Ф Шуберта, Э. Грига.

«Вальс», «Марш», «Пьеса» Ф Шуберт. «Утро», «Пер Гюнт», «Шествие гномов» Э.Григ.

Развитие как становление художественной формы (6 ч)

29

Построение

(Формы) музыки.

Куплетная форма.

Формы музыки. Марш П.Чайковский

«Пастушья песня»

 Размышлять над зависи-мостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.

 

Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.

 

Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.

 

Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.

 

Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности

Познавательные:

ориентироваться в разноо-бразии способов решения задач, понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатле-ниями.

Регулятивные:

выполнять учебные дейст-вия в качестве слушателя и исполнителя, формули-ровать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные:

ставить вопросы, формули-ровать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.

30

Двухчастная форма музыки.

Формы музыки. Неаполитанская песенка П.Чайковский

31

Трехчастная форма музыки

Формы музыки. Ария Сусанина М.Глинка

32

Построение музыки. Форма Рондо.

Формы музыки. Рондо в турецком стиле В.Моцарт

33

Построение музыки. Форма Вариации.

Формы музыки.

Камаринская.

34

Обобщение тем года.

Проследить за тем, какие произведе-ния полюбились детям, какие оста-лись в их памяти; определять уро-вень музыкальной культуры.

8. Описание  учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

 

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1 КЛАСС

1. Музыка : программа : 1-4 классы / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М. : Вентана-Граф, 2013.

2. Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2012.

3. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2012.

2 КЛАСС

1. Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

3.  Музыка : программа : 1-4 классы / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М. : Вентана-Граф, 2013.

3 КЛАСС

1. Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2011.

2. Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.1 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2011.

3.  Музыка : программа : 1-4 классы / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М. : Вентана-Граф, 2013.

4 КЛАСС

1. Усачёва, В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф, 2013.

2.  Музыка : программа : 1-4 классы / В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр. –М. : Вентана-Граф, 2013.

3. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий. – М.: Просвещение, 2012.

 

Д

К

Д

К

Д

Д

К

Д

Д

К

2.

Дополнительная литература для учителя

-  Сборники песен и хоров.

-  Усачёва, В.О. Музыкальное искусство.1,2,3, 4 класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф, 2012.

-  Книги о музыке и музыкантах.

- Научно-популярная литература по искусству.

- Портреты композиторов.

 

Д

3.

Печатные пособия

 

1. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2012.

2. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2012.

3. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2012.

4. Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство.1 класс: блокнот/ О.В. Кузьмина,  Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф, 2012.

К

4.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.

 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.

  4. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс». 

Д

5.

Технические средства обучения 

1.Музыкальный центр.

2. Видеомагнитофон.

3. Компьютер.

4. Экран.

5. Проектор.

Д

 

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 - Портреты композиторов.

Д

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр); 

К – полный комплект (для каждого ученика); 

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...