Рабочая программа по музыке 4 класс (УМК "Планета знаний")
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Шишкина Светлана Викторовна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke_4_klass.docx49.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 53

Рассмотрено

на заседании

экспертного совета

Пр.№ ___от_____________

Председатель _______/_________

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________

_______/__________

Утверждено

Директор гимназии

_______________

       

_______С.Н. Голубева

Рабочая программа

по музыке

4 класс

Разработчик:                                  

С.В.Шишкина

учитель  музыки

высшей квалификационной категории

Разработана на основе программы:

Программа «Музыка»   1-4 классы,

Авторы:В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.  Кичак

 М.: Дрофа, 2008.

Рассчитана на:

34 часа  в год

(1 час в неделю)

г.Нижний Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

               Рабочая программа  разработана на основе авторской программы начального общего образования  «Музыка.1-4 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак для (М: Дрофа, 2010) с учетом федерального компонента государственного стандарта  общего образования.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 3 классе направлено на расширение опыта эмоционально – ценностного отношения детей к произведениям искусства, опыта их музыкально – творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в 1 – 2 классах в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие индивидуально – личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Целью уроков музыки в 4 классе является духовно – нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

-  привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать и развивать нравственно – патриотические чувства: любви к Родине, уважение к её историям, традициям;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обогатить знаниями о музыкальном искусстве;

- научить практическим умениям и навыкам в учебно – творческой деятельности;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из которых:

- хоровое пение;

- слушание музыки и размышление о ней;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-ритмические движения;

- пластическое интонирование;

- импровизация;

- музыкально-драматическая театрализация.

Главная тема 4 класса – «Музыкальное путешествие» -  обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времён.

В 4 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием музыкальных произведений (музыкально – историческая тема, музыкально – патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо). Школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья -  Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстаёт в ориентации на яркие музыкальные стили. Весь учебно – воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально – творческой деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально – хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально – пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства. Таким образом, удаётся избежать чисто информационного изложения материала и на первый план вывести деятельностное освоение искусства. Накопление опыта музыкально – творческой деятельности в системе начального общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала учащихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности.

Содержание программы базируется на нравственно – эстетическом, интонационно – образном, жанрово – стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке разнообразны, и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально  - ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства). Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Широкий интегративный контекст программы (многочисленные содержательные связи с предметами («Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») придаёт больший «стереофонический» объём в восприятии и усвоении его содержания. Интегративность обусловливает особенности формирования результатов образования. Это значит, что у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Согласно учебному плану на реализацию учебного курса отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Результаты освоения программы «Музыка» 4 класс.

В области предметных результатов:

- наличие интереса к предмету «Музыка» (стремление к музыкально – творческому самовыражению в видах деятельности );

 - называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов :венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И.С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э.Грига, Дж. Верди;

- узнавать характерные черты вышеназванных композиторов, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

- соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;

-соотносить выразительные и изобразительные интонации

- распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы – трёхчастная, рондо, вариации);

- называть различные виды оркестра;

- называть группы симфонического оркестра;

- соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;

- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности.

В области метапредметных результатов:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4 класса;

- строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ( соответствии с требованиями учебника для 4 класса);

- ориентироваться на разнообразие способов решения и художественно – творческих задач(в соответствии с требованиями учебника  для 4 класса);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- использовать знаково – символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

В области личностных результатов:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно –  познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно – познавательного – интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме сознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и                   гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

 - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Тема года:  «Музыкальное путешествие»

Планируемые образовательные результаты освоения раздела

I четверть

- дать определение понятию гимн;

- выразительно исполнять Гимн Российской Федерации;

- называть композиторов входящих в состав «Могучей кучки»;

- определять общий характер музыкальных произведений, эмоционально откликаться на музыку;

- называть образцы украинской народной и профессиональной музыки;

- узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики и интонаций украинской народной музыки

- называть примеры белорусской народной музыки;

- называть белорусские национальные инструменты: гармоника, цимбалы, дудка, жалейка, бубен;

- узнавать музыкальные произведения, написанные на основе тематики русской народной музыки, элементы национальных танцев («Бульба», «Ленок», «Лявониха», «Полька - Янка», «Крыжачок», «Юрочка»);

- определять общий характер музыкальных произведений Ф. Шопена;

- высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях;

- называть произведения М.Глинки об Италии

II четверть

-назвать имена венских музыкальных классиков;

- высказывать свои впечатления о понравившихся произведениях венских композиторов

- называть группы инструментов симфонического оркестра;

- рассказывать биографию Л.В. Бетховена, называть его произведения;

- рассказывать биографию Ф. Шуберта, называть его произведения;

- рассказывать биографию И.С. Баха, называть его произведения;

- рассказывать биографию Э.Грига, называть его произведения;

- называть жанры и формы в музыке;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

III четверть

 - рассказывать биографию Ф. Шопена, называть его произведения;

- понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках;

- определять и описывать услышанный образ;

- петь легко, звонко, не форсируя звук;

- слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;

- определять характерные черты музыкального языка джаза

IV четверть

-давать определение понятию мюзикл;

- рассказывать историю создания мюзикла;

- рассказывать основные этапы жизни и творчества Э. Пиаф

-проникаться эмоциональным содержанием музыки;

- правильно дышать при пении, вести звук протяжно, исполнять выразительно, воплощая задуманный автором музыкальный образ.

- называть произведения П.И. Чайковского и их музыкальную характеристику;

- размышлять о музыке, применяя знания, полученные в ходе музыкальных занятий;

- петь легко, звонко, протяжно, проникновенно, выразительно;

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов

- позитивная самооценка своих музыкально – творческих способностей.

Содержание программы

1. Музыкальная культура России (11 часов)

        Россия – любимая наша страна (А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный Гимн Российской Федерации). Великое содружество русских композиторов – Балакиревский кружок («Могучая кучка»).  Тема востока в творчестве русских композиторов (Н.А. Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехеразада»). «Так полюбил я древние дороги» (П.И. Чайковский симфония №1 «Зимние грёзы»). В подводном царстве (Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»). Поэма огня «Прометей» (А. Скрябин «Прометей»). Петербург. Белые ночи (П.И. Чайковский «Май. Белые ночи» из фортепианного цикла «Времена года»). «Москва. Как много в этом звуке» (П.И. Чайковский кантата «Москва»). «Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна» (П.И. Чайковский торжественная увертюра «1812 год»).

2. Музыкальная культура Украины (1 час)

        Музыкальная культура Украины. Н.В. Лысенко – выдающийся украинский композитор. Украинский народный танец гопак. Музыкальный инструмент украинского народа – бандура. Элегия.

3. Музыкальная культура Белоруссии (1 час)

Музыкальная культура Белоруссии.  Народная музыка Белоруссии. Песня «Бульба». Белорусский народный музыкальный инструмент – цимбалы. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова – песня «Белоруссия».

        

4. Музыкальная культура Польши (4 часа)

Музыкальная культура Польши. Знакомство с творчеством Фридерика Шопена: концерт для ф-но с оркестром №1, ноктюрны, этюды. Польский танец – полонез. М. Огиньский  - полонез «Прощание с родиной», М.И. Глинка полонез из оперы «Жизнь за царя».

5. Музыкальная культура Италии (2 часа)

Музыкальная культура Италии. Гении мировой художественной культуры. Итальянская песня – баркарола. М.И. Глинка романс «Венецианская ночь». «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

6. Музыкальная культура Австрии (4 часа)

Музыкальная культура Австрии. Венские музыкальные классики: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Расцвет жанров опера, симфония, соната, концерт, квартет. Песни и танцы Ф. Шуберта.

7. Музыкальная культура Германии (3 часа)

Музыкальная культура Германии. Творчество Иоганна Себастьяна Баха, Роберта Шумана. «Жизненные правила для  музыкантов» Р. Шумана.

8. Музыкальная культура Норвегии(1 час)

        Эдвард Григ – выдающийся композитор Норвегии. Музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт».

9. Музыкальная культура Франции (3 часа)

        Оливье Мессиан – французский композитор. Произведения: органный цикл «Рождество Господне», «Турангалила-симфония». Эффект витража и тема Востока в музыке О. Мессиана. Эдит Пиаф и её песни.

10. Виды оркестров (3 урока)

        Симфонический оркестр, его группы. Б. Бриттен  «Вариации и фуга на тему Пёрселла» («Путеводитель по оркестру для молодёжи»). Возникновение джаза. Джазовый оркестр, его группы. Дж. Гершвин опера «Порги  и Бесс».

11. Что такое мюзикл (1 час)

Мюзикл – «музыкальная комедия». Ричард Роджерс мюзикл «Звуки музыки».

12. Обобщающий урок по теме года «Музыкальное путешествие» (1 час)

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

№  в разделе

 Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Умения и виды деятельности

Контрольно-

оценочная деятельность

Домашнее

задание

Дата

Общеучебн.

Специальн.

вид

форма

План

Факт

1

1

+

«Россия – любимая наша страна…»

Песни о Ямале.

Стр. 4-6

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний/ урок-путешествие

Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; С. Рахманинов концерт №2 для ф-но с оркестром I ч. (фр-т); И. Корнилов «Северный край».

Пение: Е. Тиличеева  «Родина моя».

Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Родина».

Делать простые выводы; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать слова и мелодию Гимна России; произве-дения С. Рахманинова.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки; внима-тельно слушать, запоминать назва-ния и авторов произведений; правильно ды-шать при пении, распределять ды-хание по фразам.

Вводный

Устный опрос

Выучить «Государственный Гимн РФ».

 

2

1

Великое содружество русских композиторов.

Стр. 7-9

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина».

Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня».

Творческое задание: «Изобрази».

Работа с учебным текстом

Знать композито-ров Балакирев-ского кружка, что их объединяло. 

Уметь  опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений.   

Текущий

Устный опрос

Сделать сооб-щение о ком-позиторе Балакиревз-ского кружка.

3

2

Великое содружество русских композиторов.

Стр. 10-13

Урок  закрепления знаний

Слушание: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»; «С няней» из вокального цикла «Детская».

Пение: М. Мусоргский «Вечерняя песня».

Использование диска «Импрессионизм в музыке»: просмотр – М. Мусоргский.

Делать простые выводы.

Знать композито-ров Балакирев-ского кружка. 

Уметь  опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; петь легко, не форси-руя звук, следить за дикцией.    

Текущий

Устный опрос

Выучить «Вечернюю песню».

4

1

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Стр. 14-17

Урок обоб-щения и систематиза-ции знаний

Слушание: Н. Римский-Корса-ков тема Шахриара, тема Шехеразады, тема моря из симфонической сюиты «Шехеразада»; А. Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

Пение: О. Полякова «Золотая сказка».

Творческое задание: пластическая импровизация.

Участие в диалоге.

Уметь размыш-лять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образ-ное содержание.

Темати-ческий

Контроль-ная работа по теме «Великое содружест-во русских композито-ров».

5

1

Музыка Украины.

Стр. 18-23

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»; укр.н.п. «Нiчь яка мiсячна».

Пение: укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.

Знать название танца гопак, инст-та  бандура; элегия.

Уметь восприни-мать на эмоцио-нально-образном уровне профес-сиональное и музыкальное творчество наро-дов мира; соот-носить интонаци-онно-мелодиче-ские особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.

Текущий

Устный опрос

6

1

Музыка Белоруссии.

Стр. 24-28

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: А. Пахмутова «Белоруссия»; белорусский народный танец «Бульба».

Пение: бел.н.п. «Кума, моя кумочка».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге.

Знать название танца «Бульба», инст-та цимбалы.

Уметь восприни-мать на эмоцио-нально-образном уровне профес-сиональное и музыкальное творчество наро-дов мира; соот-носить интонаци-онно-мелодиче-ские особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.

Текущий

Устный опрос

7

1

Музыкант из Желязовой Воли.

Стр. 29-33

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Ф. Шопен ноктюрн до-диез минор; Концерт для ф-но с оркестром, II и III части (фр-ты).

Пение: В. Серебрякова «Осенней песенки слова».

Творческое задание: «изобрази».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.

Знать названия изученных жан-ров.

Уметь размыш-лять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкаль-но-пластическом движении.

Текущий

Устный опрос

Выучить пес-ню «Осенней песенки слова».

8

1

Блеск и мощь полонеза.

Стр. 34-36

Урок  закрепления знаний

Слушание: М. Огиньский Полонез; М. Глинка Полонез из оперы «Жизнь за царя».

Пение: Г. Струве «Полонез дружбы».

Творческое задание: музыкально-пластические движения.

Просмотр фрагментов оперы «Жизнь за царя».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.

Знать названия изученных жан-ров.

Уметь размыш-лять о музыке, передавать наст-роение и её изменения в пении, музыкаль-но-пластическом движении.

Текущий

Устный опрос

9

1

Музыкальное путешествие в Италию.

Стр. 37-41

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: М. Глинка «Венецианская ночь».

Пение: итальянская н.п. «Санта Лючия».

Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать понятие «баркарола»; име-на гениев миро-вой художествен-ной культуры Италии.

Уметь  выявлять общее и особен-ное между про-слушанным про-изведением  и произведениями живописи.

Текущий

Устный опрос

10

1

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

Стр. 42-45

Урок  закрепления знаний

Слушание: Дж. Верди сцена и ария Риголетто из оперы    «Риголетто»

II д. (фр-т); Марш из оперы «Аида».

Пение: итальянская н.п. «В путь».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества.

Знать/понимать творчество Дж. Верди, его характерные особенности.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.

Текущий

Устный опрос

11

1

Музыкальная Австрия. Венские музы-кальные классики.

Стр. 46-49

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Й Гайдн Квартет ре минор IV ч.; В. А. Моцарт «Ария царицы Ночи» из оперы «Волшебная флейта»

Пение: Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой».

Творческое задание: сравни.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; поиск нужной инфор-мации по теме в источниках раз-личного типа.

Знать имена композиторов – венских класс-сиков.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

Сделать сооб-щение о ком-позиторе – венском класссике.

12

1

Знаменитая Сороковая.

Стр. 50-53

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: В.А. Моцарт Симфония №40 I ч. Экспозиция; хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта».

Пение: В.А. Моцарт хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта».

Творческое задание: сочиняем ритмическое сопровождение.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные осо-бенности; жанр симфония.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

13

1

Героические образы Л. Бетховена.

Стр. 54-57

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Л. Бетховен Соната №8 «Патетическая»

I ч. Экспозиция.

Пение: Л. Бетховен «Сво-бодный человек».

Творческое задание: импровизация в характере произведений Бетховена.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество Л. Бетховена, его характерные осо-бенности; жанр соната.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Тематический

Контроль-ная работа по теме «Венские музыкаль-ные классики».

Выучить пес-ню «Свобод-ный человек».

14

1

Песни и танцы Ф. Шуберта.

Стр. 58-61

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Ф. Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»; Вальсы соч. 9 №1, соч. 9 №2; Музыкальный момент фа минор.

Пение: Ф. Шуберт «Ave Maria».

Творческое задание: сочинение вокальной мелодии в стиле песни, танца.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество Ф. Шуберта, его характерные особенности.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

Выучить «Ave Maria».

 

15

1

«Не ручей – море ему имя».

Стр. 62-65

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: И.С. Бах Токката ре минор.

Пение: И.С. Бах «Зима».

Творческое задание: вышиваем мелодию.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование ком-пьютера.

Знать/понимать творчество И.С. Баха, его харак-терные особен-ности.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Итоговый

Тест

Сделать сооб-щение об И.С. Бахе.

16

1

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

Стр. 66-71

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Э. Григ «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

Пение: Э. Григ «Заход солнца».

Творческое задание: вокальная импровизация.

Просмотр видеофильма о Норвегии.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество Э. Грига, его харак-терные особен-ности.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

17

1

+

«Так полюбил я древние дороги…»

Стр. 4-7

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: П. Чайковский Симфония №1 «Зимние грёзы» I ч. (фр-т).

И. Корнилов «Дорога».

Пение: А. Алябьев «Зимняя дорога».

Делать простые выводы; участие в диалоге.

Уметь определять  характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное  между  прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.

Текущий

Устный опрос

Найти стихо-творение о дороге и распеть.

18

1

Ноктюрны Ф. Шопена.

Стр. 8-11

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Ф. Шопен Ноктюрн ре-бемоль мажор.

Пение: Ф. Шопен «Весна».

Творческое задание: П. Верлен «Луны сквозь чащи» -  импровизация.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество В.А. Моцарта, его характерные осо-бенности; назва-ние изученного жанра – ноктюрн.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

19

1

«Музыка Шопена – это пушки, при-крытые цветами».

Стр. 12-15

Урок  закрепления знаний

Слушание: Ф. Шопен Этюд до минор «Революционный»; Б. Броневицкий «Сердце Шопена».

Пение: Б. Броневицкий «Сердце Шопена».

Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Цветы».

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; формирование учебного сотруд-ничества; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать/понимать творчество Ф. Шопена, его характерные осо-бенности; назва-ние изученного жанра – этюд.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки, высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Текущий

Устный опрос

20

1

Арлекин и Пьеро.

Стр. 16-19

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Р. Шуман «Арле-кин», «Пьеро» из ф-ного цикла «Карнавал»; К. Дебюсси «Пьеро».

Пение: Н. Савичева «Песня о цирке».

Творческое задание: сравни, пластическое интонирование; игра на элементарных музыкальных инструментах.

Работать с учеб-ным текстом; делать простые выводы; участие в диалоге; поиск необходимой информации в словарях, ис-пользование ком-пьютера.

Знать/понимать характерные осо-бенности творчес-тва Р. Шумана.

Уметь передавать настроение музы-ки  и его изменение: в пении, музыкаль-но-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Текущий

Устный опрос

Сделать сооб-щение о ком-позиторе Р. Шумане.

21

1

В подводном царстве.

Стр. 20-21

Урок  закрепления знаний

Слушание: Н. Римский–Корса-ков «Шествие чуд морских» из оперы «Садко»; Р. Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок».

Пение: Г. Фиртич  «Песня о названиях кораблей».

Творческое задание: импровизация на элементарных музыкальных инструментах «Море».

Просмотр фрагментов из оперы «Садко».

Делать простые выводы; участие в диалоге; решать творче-ские задачи на уровне импрови-заций.

Уметь определять и сравнивать характер, настрое-ние и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных про-изведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

Текущий

Устный опрос

22

1

Цвет и звук: «музыка витража».

Стр. 22-25

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: О. Мессиан «Пастухи» из органного цикла «Рождество Господне».

Пение: Г. Фрид  «Ветер».

Творческое задание: изобрази.

Делать простые выводы; участие в диалоге.

Знать понятие «витраж», «эф-фект витража»; имя французского  композитора Оливье Мессиана.

Уметь определять  характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное  между  прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.

Текущий

Устный опрос

23

1

Вознесение к звёздам.

Стр. 26-29

Урок  закрепления знаний

Слушание: О. Мессиан «Ликование звёзд» V ч. из «Турангалилы-симфонии».

Пение: В. Шаинский «Облака».

Творческое задание: Импровизация с ключевым словом «Звёзды».

Делать простые выводы; участие в диалоге.

Знать/понимать характерные осо-бенности творчес-тва Оливье Мессиана.

Уметь определять и сравнивать характер, настрое-ние и средства музыкальной вы-разительности в музыкальных про-изведениях; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

Текущий

Устный опрос

Выучить песню «Облака».

24

2

Симфониче-ский оркестр.

Стр. 30-33

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Б. Бриттен «Путе-водитель по оркестру для молодёжи».

Пение: Е. Адлер «Наш оркестр».

Творческое задание: сравни.

Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать музыкаль-ные инструменты симфонического оркестра, инстру-ментальные груп-пы; имя англий-ского   компози-тора Бенджамина Бриттена.

Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.

Текущий

Устный опрос

Кроссворд по теме «Симфо-нический оркестр».

25

Симфониче-ский оркестр.

Стр. 34-35

Урок  закрепления знаний

Слушание: Б. Бриттен «Путе-водитель по оркестру для молодёжи».

Пение: Е. Адлер «Наш оркестр».

Творческое задание: «Творчество работает на будущее».

Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать музыкаль-ные инструменты симфонического оркестра; понятие «партитура».

Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.

Тематический

Тест, кроссворд

26

1

Поэма огня «Прометей».

Стр. 36-39

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: А. Скрябин «Прометей» кода.

Пение: Г. Струве «Учитесь держаться в седле».

Творческое задание: импровизация с ключевым словом «Огонь».

Использование диска «Импрессионизм в музыке»: просмотр – А. Скрябин.

Организация работы с инфор-мацией при под-держке учителя.

Знать имя рус-ского  композито-ра Александра Скрябина; жанр симфоническая  поэма.

Уметь определять  характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное  между  прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.

Текущий

Взаимо-опрос

27

1

«Жизненные правила для  музыкантов» Р. Шумана.

Стр. 40-41

Урок  закрепления знаний

Слушание: повторение пройденного материала.

Пение:  повторение пройденного материала.

Определение  способов конт-роля  и оценки деятельности.

Знать «жизнен-ные правила для музыкантов» Р. Шумана. 

Уметь  применять их в своей деятельности.

Текущий

Устный опрос

28

1

Джазовый оркестр.

Стр. 42-45

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Дж. Гершвин «Песня Порги» из оперы «Порги и Бесс».

Пение: Р. Бойко «Дело было в Каролине».

Творческое задание: ритмическая импровизация.

Объединение предметов по общему призна-ку; решать творческие зада-чи на уровне импровизаций.

Знать музыкаль-ные инструменты джазового оркес-тра.

Уметь различать по звучанию группы и инструменты, входящие в них.

Текущий

Устный опрос

Выучить пес-ню «Дело было  в Каро-лине».

29

1

Что такое мюзикл?

Стр. 46-49

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Р. Роджерс музы-кальные фрагменты из кинофильма «Звуки музыки».

Пение: В. Семёнов «Когда я стану миллионером».

Делать простые выводы; участие в диалоге.

Знать названия изученных жан-ров и форм музыки.

Уметь  опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; прояв-лять навыки вокально-хоровой деятельности.

Текущий

Устный опрос

30

1

Под небом Парижа.

Стр. 50-53

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: Песни из репертуара Э. Пиаф; В. Косма музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши».

Пение: фр.н.п. «Пастушка».

 Делать простые выводы.

Знать имя исполнительницы Эдит Пиаф.

Уметь  опреде-лять и сравнивать характер, настрое-ние и средства выразительности музыкальных про-изведений; прояв-лять навыки вокально-хоровой деятельности.

Текущий

Устный опрос

31

1

Петербург. Белые ночи.

Стр. 54-58

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: П. Чайковский «Май. Белые ночи» из ф-ного цикла «Времена года».

Пение: Г. Портнов «Белые ночи».

Творческое задание: Импровизация в духе классического произведения «Белые ночи».

Делать простые выводы; участие в диалоге.

Уметь определять  характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное  между  прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми.

Текущий

Устный опрос

32

1

«Москва! Как много в этом звуке…»

Стр. 59-63

Урок изуче-ния и перви-чного закре-пления  но-вых знаний

Слушание: П. Чайковский Кантата «Москва» №3 хор; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год» (фр-т); О. Газманов «Москва, звенят колокола»; А. Петров «Я иду, шагаю по Москве».

Пение: А. Петров «Я иду, шагаю по Москве».

Творческое задание: придумать четверостишие о Москве, распеть.

Делать простые выводы; оцени-вать свой вклад в общий результат учебной деятель-ности; организо-вывать совмест-ную деятель-ность.

Уметь определять  характер, настрое-ние и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное  между  прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жиз-ненными истока-ми; проявлять навыки вокально-хоровой деятель-ности.

Текущий

Устный опрос

Сочинить стих о Родине.

33

1

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».

Стр. 64-67

Урок  закрепления знаний

Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ»; П. Чайковский Торжественная увертюра «1812 год» (фр-т).

Пение: Ж. Колмагорова «Мир детям».

Творческое задание: импровизации на лучший стих о Родине.

Просмотр видеофильма о ДМШ №2.

Оценивать свой вклад в общий результат учеб-ной деятельнос-ти; организо-вывать совмест-ную деятель-ность; проявлять оригинальность при решении творческой зада-чи.

Знать слова и мелодию Гимна России.

Уметь проникать-ся эмоциональ-ным содержанием музыки; внима-тельно слушать, запоминать назва-ния и авторов произведений; размышлять о музыке; петь легко, не форси-руя звук; дыхание брать по фразам, следить за чёткой дикцией.

Текущий

Устный опрос

34

2

+

«Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна».

 

Урок контроля, оценки и коррекции  знаний учащихся

Слушание: А. Александров «Государственный Гимн РФ».

Просмотр видеофильма о ДМШ №2.

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Уметь высказы-вать свои размы-шления.; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть  их авторов.

Итоговый

Тест

Дополнительная литература:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

4. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

6. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

10. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

11. Царёва Н.А. Уроки госпожи Мелодии: Учебник для 1-го класса детских музыкальных школ и школ искусств. – М. ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

2. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

5. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе - развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

6. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе- развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

7  Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса Планета знаний

Рабочая программа по УМК "Планета знаний", включающая пояснительную записку, характеристику предмета, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по музыке УМК Планета знаний

Рабочая программа разработана в соответствии с актуальными задачами модернизации российского образования, с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным образовате...

Рабочая программа, математика, 4 класс, Планета знаний.

В программе представлена пояснительная записка, основное содержание, Требования к уровню подготовки обучающихся, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочая программа по музыке УМК "Планета знаний" 1 класс

Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начального...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа математика 3 класс Планета знаний

.1.Пояснительная запискаРабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе  программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего ...