Главные вкладки

    План-конспект урока по музыке (3 класс) на тему:
    Конспект урок по музыке в 3 классе .Тема :"Руслан и Людмила" М.И.Глинка

    Волосатова  Наталья Владимировна

    Конспект составлен с учётом требования ФГОС, с указание УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3_klass_ruslan_i_lyudmila.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: музыка

    Класс: 3 класс

    Тема четверти :  « В музыкальном театре»

    Тема урока: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

    Номер урока в теме:  урок №17-18

    Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская «Учебник   класс».

    Дата проведения урока ______________

    __________________________________

    __________________________________

    __________________________________

    Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» -шедевром  русского оперного искусства.

    Задачи урока:

    Образовательная: 

    - Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

    - Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

    Развивающая:

    - Развивать творческие способности и мышление учащихся

    - Развивать позитивное отношение к классической музыки

     Воспитательная:

     - Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

     Тип урока: открытие новых знаний.

    Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

    Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

    Планируемые результаты

    -предметные: -Познакомиться  с особенностями  построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.

    -Выявить взаимосвязь музыки –слова -изобразительного искусства в опере.

    -Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал. 

    -Различать средства музыкальной выразительности в изображении героев оперы-сказки.

    -метапредметные : -Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

    -Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

    -Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

    личностные

     -Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

    -Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

    -Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки

    - познавательные УУД: :  называть и объяснять основные термины оперы.

    -регулятивныеУУД: Самостоятельно определять муз. темы главных героев.

    -коммуникативные УУД: интонационно узнавать образы героев.

    Оборудование урока:              музыкальный центр

    Художественный материал урока:       портрет М.И.Глинки, либретто, программки, Увертюра, Марш Черномора и Заключительный хор из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

    Дидактические единицы урока:         программка, либретто,  опера, ария, симфонический оркестр

    Структура урока

    Ход урока

    Универсальные учебные действия

     Организационный момент (1-2 минуты)

     

    Актуализация знаний

    (4-5 минут)

     

     

     

    4.   

    «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

    (30-35 минут)

     

     

     

    8.      

     

     Рефлексия    (итог урока 2 минуты)

     

    Вход под музыку Увертюры М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

    У.: Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре?

    Д.: ответы.

    У.: А в музыкальном театре?

    Д.: ответы.

    У.: С чего же начинается театр?

    Д.: ответы (с вешалки).

    У.: Вот мы с вами вошли в театр,  разделись, купили программку (показать). Вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Итак, мы купили программку и прямо в зрительный зал. А теперь закрыли все свои глаза и представили себя в зрительном зале. Вот погас свет. Дирижер вышел к оркестру, а оркестр находится в оркестровой яме. Взмах дирижерской палочкой – и в затихший зрительный зал полились звуки музыки. Это зазвучала увертюра, т.е. вступление к опере. Так начинается опера.

    У.: Мы сейчас  с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

    (слушаем фрагмент увертюры)

    У.: Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв?

    Д.: Антракт.

    У.: Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В зависимости от содержания оперы бывают исторические, бытовые, сказочные. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы). Что делают художники?

    Д.: Декорации, грим, костюмы.

    У.: Оперные артисты?

    Д.: играют и поют.

    У.: Что делают музыканты в оркестре?

    Д.: Играют на музыкальных инструментах.

    У.: А что делают писатели, поэты?

    Д.: Пишут рассказы, сказки, стихи.

    У.: А есть еще оперные писатели, оперные поэты. Они пишут, т.е. пересочиняют пьесы, романы, сказки специально для пения. И это все умещается в маленькой книжечке – либретто  (показать).

    У.: Главное лицо в опере – композитор. Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

    Д.: Без музыки.

    У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр. Сейчас мы с вами мысленно снова окажемся в зрительном зале. Представим себе: вот герой вышел на сцену и поет один. В это время на сцене ничего занимательного не происходит, действие как бы останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его внутренний мир. Герой оперы свою душу обнажает. Пусть все замрут и слушают. Такая сольная песня называется ария, и сейчас мы с вами послушаем арию Руслана 

    (звучит ария).

    У.: Какая музыка по характеру? Какие думы она на вас наводит?

    Д.: ответы.

    У.: Но помимо арии есть и другие сольные номера – ариозо, каватина.Слушание «Каватина Людмилы»

    У.: Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера – это оркестр. Какой же это оркестр, как он называется?

    Д.: Симфонический.

    У.: Оперный оркестр пению помогает и вместе с пением за красоту и выразительность музыки отвечает. А еще оркестр звуками картинный рисует: битвы, бурю и что-нибудь другое.

    У.: Он звучит на протяжении всего действия. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из оперы «Руслан и Людмила» под названием «Марш Черномора». А кто такой Черномор? Он настоящий или сказочный? Добрый или злой? Приготовьте листочки, карандаши, фломастеры и попробуйте под музыку отобразить ваши представления об этом персонаже. Слушайте (звучит «Марш Черномора).

    У.: А теперь мы с вами попробуем стать артистами оркестра, поможем ему, исполним марш вместе с ним (игра на ударных инструментах под «Марш Черномора»). Молодцы!

    У.: А еще есть в опере отдел балета, который обеспечивает оперу по ходу действия танцами, что очень ее украшает. А теперь посмотрим балетные номера из оперы «Руслан и Людмила».

    У.: Ребята, вы очень любите петь вместе. Как называется такой коллектив?

    Д.: Хор.

    У.: Откроем с вами  учебник и обратим внимание на нотную запись хора «Слава великим богам». Хор играет в опере большую роль.

    У.: Ребята, как вы думаете, как должен прозвучать хор «Слава великим богам»?

    Д.: Празднично, радостно, торжественно.

    У.: Сейчас мы с вами послушаем заключительный хор из оперы «Руслан и Людмила» «Слава великим богам» (прослушивание в записи хора «Слава великим богам»).

    У.: Так мы с вами узнали о счастливом окончании оперы-сказки. Завершил эту оперу заключительный хор «Слава великим богам».

    Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия. Большое это дело – опера.      

     Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

    Регулятивные: самоконтроль, волевая саморегуляция.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

    Личностные: личностные  УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

    Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

    Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.

    Личностные: действие смыслообразования.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

    Личностные: личностные  УУД действие смыслообразования. Познавательные: умение структуировать знания, контроль и оценка результатов своей деятельности.

    Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

    Познавательное: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание. Построение логической цепи рассуждения.

    Личностные: действие смыслообразования

     

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

    Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.

    Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

    Общеучебные: исполнительская деятельность, точность интонирования, выразительное исполнение произведения, анализ исполнения, исправление ошибок.

    Познавательное: умение осознанно вслушиваться в произведения, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы.

    Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов.

    Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий одноклассников, и самооценка. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, контролировать действия партнера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по математике в 3 классе.Тема: "Составления неравенств и выражений.Закрепление."

    Закрепление знаний детей о составлении неравенств и выражений....

    Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

    Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

    Урок по музыке в 3 классе. Тема урока "Знакомство с театром"

    Тема: Знакомство с театром.Цель:1) скорректировать представление о понятии «театр», о некоторыхвидах театра (драматический, кукольный, пантомимы, оперы, оперетты, балета), о «театральном ритуале»...

    Конспект урока по музыке в 3 классе "Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»

    Конспект урока по музыке в 3 –м  классе. УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Урок музыки по теме: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»...

    Конспект урока по музыке в 3 классе: Изобразительные и выразительные интонации в речи и музыке.

    Данный урок помогает раскрыть тему "Интонации в музыке и речи", что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти....

    Конспект урока по чтению в 3 классе Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне лебеди».

    Название урока: урок чтения (урок  изучения новой темы)Тема урока:  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Ца...

    конспект урока по музыке в 3 классе "Природа и музыка"

    Конспект урока по музыке для 3 класса "Природа и музыка" по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной....