Рабочая программа по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Романтеева Елена Бориславовна

Музыка    ФГОС

Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke.doc314.5 КБ
Microsoft Office document icon muzyka_ktp_fgos.doc111 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Гимназия имени Горького А.М.»

Москаленского муниципального района

Омской области

РАССМОТРЕННО                                СОГЛАСОВАНО:                                УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МС                                     Зам. директора по УВР                               Директор гимназии

Протокол № ___ от                                   ___________________                                _________________

«__» ___________г                                   «__» ____________г                  «__» ____________г

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

1 - 4  класс

                                                                                                                                 Составитель:

Романтеева Е.Б.,

учитель  начальных классов

1. Пояснительная записка

     Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кобалевского, который еще в 70-е годы XX века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с ее неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

           Рабочая  учебная программа по  музыке разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке Л.В.Школяр, В.О.Усачевой.

      Предмет музыка  начальной школы  имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание  эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

        Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

- общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные и личностные результаты обучения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

    Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

     Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования,  музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

3. Описание места учебного предмета «Музыка»  в учебном плане

    В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 1-4 классах по одному часу в неделю. Общий объем учебного времени составляет 132 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
  • Действие смыслообразования,
  • Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

  • Умение выражать свои мысли,
  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
  • Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  • Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Регулятивные ууд

  • Целеполагание,
  • волевая саморегуляция,
  • коррекция,
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания,
  • Смысловое чтение,
  • Знаково – символическое моделирование,
  • Выделение и формулирование учебной цели.

Логические:

  • Анализ объектов;
  • Синтез, как составление целого из частей
  • Классификация объектов.
  • Доказательство
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  • Построение логической цепи рассуждения

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
  • элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

5. Содержание учебной программы

    Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

     Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена более подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

     Учебный материал  1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

      Учебный материал  2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.

       Учебный материал  3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

       Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).

       Учебный материал  структурирован в соответствии с содержанием  программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход»  необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие, выставка.

 Виды контроля:

 - входной, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.      

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Музыка»

  Для реализации цели и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке издательства «Баласс».

Обучение музыке обеспечиваются:

  • учебником по музыке, авторы Л.В.Школяр, В.О.Усачева;
  • комплектом наглядных пособий;
  • методическим пособием для учителя по предмету «Музыка».

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках изобразительного искусства, относятся:

  • DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
  • компьютеры.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов в электронном виде
  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры
  3. Транспарант:  поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
  3. Учебно-практическое оборудование
  4. Синтезатор

Детские музыкальные  инструменты

                                       MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»

                            Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  6. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  7. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  8. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  9. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  10. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  11. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  12. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  13. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  14. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  15. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  16. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  18. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  19. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  20. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  21. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  22. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  9. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  10. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  11. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
  12. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
  13. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  14. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  15. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  16. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  18.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с
  19. Песенные сборники.
  20. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.


6. Календарно – тематическое планирование по музыке

1 класс

№ урока п/п

Тема урока

Примерный музыкальный

материал

Универсальные учебные действия

Дата

Как можно услышать музыку(33 ч.)

1

«Внутренняя музыка» (3 ч.)

Колыбельная песня

Колыбельные: Зыбка поскрипывает, Ходит сон по лавочке и др.

Наблюдать за музыкой в жизни человека

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Исполнять колыбельные песни

2

Сказку складываем, музыкой сказываем

А. Лядов. Кикимора

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

3

Народное музыкально-поэтическое творчество. Музыкальная игра

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка», Игра в гостей

Проявлять эмоциональную отзывчивость

Импровизировать в игре

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

4

Родная речь (5 ч.)

Элементарная нотная грамота.Точки, чёрточки, крючки, дуги  и круги…

Г. Фрид. Ветер

Е. Тиличеева. Деревца

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображениии интонаций

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись

5

Общее представление об интонации: изображение окружающего мира.Сказанное  слово   и  несказанное…

А. Вивальди. Зима

С. Прокофьев. Дождь и радуга

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и исполнение

6

РК Музыка природы. Прогулка в лес

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

7

Народное музыкально-поэтическое творчество: прибаутки, скороговорки. Не перевыскороговоришь? Поём  вместе.

Р.н.п. Как под наши ворота

Укр. Н. п. Журавель

Воспринимать на эмоционально-образном уровне музыкальное творчество своего народа

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

8

Портреты   заговорили   и запели.

Р. Шуман. Весёлый крестьянин

Р.н.п. Вспомним, братцы, Русь и славу!

Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и музыкальное творчество народов мира

9

Пётр Ильич Чайковский (3ч.)

Детские годы.

«Детский альбом»: Детская песенка, Колыбельная песня. Баба-яга, Вальс и др.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

10

Здесь         живёт музыка П.И. Чайковского.

Балет «Щелкунчик»

11

Волшебный тот цветок… Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Хор менестрелей из оперы «орлеанская дева»

12

Михаил,  Иванович Глинка (4ч.)

Детские годы

Мазурки

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

13

Опера «Руслан и Людмила». «Бряцайте, струны золотые»

Опера «Руслан и Людмила»

Первая песня Баяна

14

Опера «Руслан и Людмила». О, поле, поле!

Опера «Руслан и Людмила»

Ария руслана из 3 действия

15

Руслан и Людмила. Слава!

Опера «Руслан и Людмила»

Заключительный хор

16

Мелодия жизни(4ч.)

Заветное слово.

В. Усачёва. Жила-была работа

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

17

Как начинается музыка?

В. Усачёва. Жила-была работа

18

Вольфганг Амадей Моцарт.

Хор из оперы «Волшебная флейта»

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

19

Моцарт сочиняет.

В. Моцарт. Менуэт

20

Сергей  Сергеевич Прокофьев(3 ч.)

Детство композитора

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

21

Дорогой,Щелкунчик!

Симфоническая сказка для детей «Петя и волк»

22

Музыка для детей С. Прокофьева

Балет «Золушка»

23

Путешествие во времени  и пространстве(6 ч.)

Тренируем свою  «внутреннюю музыку»

Р.н.п. Вот уж зимушка проходит

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

24

Народное музыкально-поэтическое творчество. Русские обряды.Празднуем Масленицу

Р,н.п. Ой, Масленица, обманщица, Ах, Масленица, сметанница

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

25

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Фрагменты из музыки П. Чайковского к сказке А. Островского «Снегурочка»

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

26

Две песни. Сочиняем песенку

Музыкальная игра «Полевая берёзка»

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

27

Русские обряды. Ждём   весну,   встречаем птиц.Весенние заклички

Весенние заклички

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

28

РК Музыка Севера. Экскурсия в ИЦ

Ловозерский народный хор

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов

29

Профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Иные земли.

И. С. Бах. За рекою старый дом.

Жизнь хороша

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира

30

Счастье, ты где?(4 ч.)

Идём  за Синей  птицей.

Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица»

Г. Струве. Музыка

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

31

Тренируем свою  «внутреннюю музыку».

Счастье, ты где?

Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица»

В. Усачёва. Жила-была работа

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание и сочинение

32

РК Музыка для детей И. Ярмак

И. Ярмак. Дождь на лугах. Весенняя песенка

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

33

Итоговое повторение. Урок - концерт

Любимые произведения, изученные в 1 классе

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

6. Календарно – тематическое планирование

2 класс

№ урока п/п

Тема урока

Планируемые результаты освоения программы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дата

Три кита в музыке – песня,  танец,  марш(9 ч.)

1

Композитор, исполнитель, слушатель

Знать/ понимать:  правила поведения на уроке музыки. Правила  пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель»

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

2

Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»)

Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш.

Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности.

Уметь: выявлять характерные особенности  жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.

определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

Формировать эмоциональное отношение к искусству,

нравственно-этическое оценивание

3

Марш в жизни. Разнообразие маршей

Формировать умение выражать свои мысли

4

Признаки, отличающие разные марши

Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству

5

Танец в жизни. Разнообразие танцев

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

6

Признаки, отличающие разные танцы

7

Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия

8

Музыкальная символика – гимн России

9

«Киты» встречаются вместе

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования

О чём говорит музыка (7 ч.)

10

Музыка выражает настроение и чувства

Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.

Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение

Формировать эмоциональное отношение к искусству,

нравственно-этическое оценивание

11

Музыка выражает различные черты характера

12

Музыка создаёт музыкальные  портреты людей, сказочных  персонажей

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

13

Музыка изображает различные состояния и картины природы

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

14

Музыка изображает движение

15

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке

16

Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори

Куда ведут нас «три кита» (10 ч.)

17

Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку

Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов.

Уметь: вслушиваться  в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные  интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

18

Песня ведёт в оперу

19

Песня ведёт в симфонию

20

Песня ведёт в концерт

21

Танец ведёт в балет

22

Марш ведёт в оперу

23

Марш ведёт в балет

24

«Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»

Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый.

Уметь: назвать понравившееся  произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять,  сравнивать, различные жанры музыки

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности

25

Профессиональная музыка о родном крае

Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель.

Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

26

Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита»

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

Что такое музыкальная речь (8 ч.)

27

Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему

Знать/понимать формы построения  музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные

Уметь: различать формы построения  музыкального произведения

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Нравственно-этическое оценивание

28

Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков

Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству

29

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма

30

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма

31

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

32

Выразительные возможности русских народных инструментов

Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок  и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.

Уметь: распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования

33

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра

Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов.

Уметь: распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания  инструментов симфонического оркестра

Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных  инструментов,  выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования

34

Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края

Знать/ понимать: что в музыке любого народа  отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования,

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей

Календарно – тематическое планирование

3 класс

 

№ урока п/п

Тема урока

Примерный музыкальный

материал

Универсальные учебные действия

Дата

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)

Повторение.Песня, танец, марш как  три коренные основы всей музыки («три кита»).

«Песня о школе» – исполнение.

«Мы – третьеклассники» – разучивание.

Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание.

Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) – слушание.

«Мы – третьеклассники» – исполнение.

«Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание.

«Полонез» Ф. Шопена –слушание.

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать  фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

Углубление понятия песенность.

«Ночь» – слушание.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Э. Грига – разучивание главной

мелодии и слушание фрагмента.

«Скворушка прощается» – исполнение.

Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – разучива-

ние главной мелодии.

Песенность в вокальной и инструментальной музыке.

«Утро» (главная мелодия) – исполнение.

«Скворушка прощается» – исполнение.

Ария Сусанина – исполнение главной мелодии и слушание.

Углубление понятия танцевальность.

«Золотые рыбки» – слушание.

«Мы – третьеклассники» – исполнение.

«Мы – девочки» – разучивание.

«Дружат дети всей Земли»

Д. Львова-Компанейца -разучивание.

Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки – слушание и

исполнение в ансамбле с учителем.

Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.

Углубление понятия маршевость.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – разучивание и слушание.

«Мы – мальчики» – разучивание.

«Царь Горох» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.

«Мы – третьеклассники», «Мы – девочки», «Мы – мальчики»

исполнение.

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) – слушание.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – слушание.

 Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ

Р/к. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на  музыкальные просторы г. Полярные Зори.

Детские хоровые и музыкальные коллективы ДМШ.

Интонация (7 ч.)

Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.

«Скворушка прощается» – исполнение.

«Болтунья» С. Прокофьева – слушание.

«Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.

«Кто дежурные?»

Д. Кабалевского – разучивание.

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение  и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность

Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.

«Кто дежурные?» – исполнение.

«Барабан» – исполнение.

«Болтунья» – слушание.

«Кузнец» И. Арсеева – разучивание.

«Марш» Э. Грига – слушание

Интонация – выразительно-смысловая частица музыки

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.

«Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем.

Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.

«Кузнец» – исполнение.

Выразительные и изобразительные интонации.

«Доброе утро» – разучивание.

«Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание.

Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание.

«Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем.

Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.

Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова – слушание.

«Кукушка» – исполнение.

«Доброе утро» – исполнение.

«Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание.

Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.

«Доброе утро» – исполнение.

«Кукушка» – исполнение.

«Арагонская хота» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

«Котёнок и щенок» –исполнение.

Интонация – основа музыки. Обобщение.

Развитие музыки (10 ч.)

Знакомство с понятием развитие музыки.

«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.

«Разные ребята» – исполнение.

«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание.

«Марш» Ф. Шуберта – слушание.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

Композиторское и исполнительское развитие музыки.

«Разные ребята» – исполнение.

«Игра в слова» (попевка) – разучивание.

«Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание.

«Почему медведь зимой спит» – исполнение.

Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.

«Игра в слова» – исполнение.

«Почему медведь зимой спит» – исполнение.

«Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка – слушание.

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

«Во поле берёза стояла» (русская народная песня) – исполнение в

ансамбле с учителем.

«Песня о пограничнике» С. Бугославского – разучивание.

«Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок»

Р. Щедрина – слушание.

Развитие музыки в процессе работы над каноном.

«Тихо – громко» И. Арсеева – разучивание.

«Во поле берёза стояла» – исполнение.

Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слушание.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

Знакомство с понятием кульминация.

«Тихо – громко» – исполнение. «Песня о пограничнике» – исполнение.

«Орлёнок» В. Белого – слушание.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

Интонационно-мелодическое развитие музыки.

Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена – слушание.

«Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание.

«Любитель-рыболов» М. Старокадомского – разучивание.

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

Ладово-гармоническое развитие музыки.

«Вальс» Ф. Шуберта – слушание.

«Со вьюном я хожу» – исполнение.

«Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта – слушание.

«Любитель-рыболов» – исполнение.

Развитие музыки в произведениях

Э. Грига.

«Со вьюном я хожу» – исполнение.

«Утро» Э. Грига – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента.

«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига –

слушание.

«Любитель-рыболов» – исполнение.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.

Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи

г. Кандалакша

«Детский альбом» П. И. Чайковского– слушание.

Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя.

Построение (формы) музыки (8 ч.)

Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме

Г. Ибсена «Пер Гюнт») – разучивание.

«Пастушья песня» (французская народная песня) – разучивание.

Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод)

П.Чайковского – слушание.

сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.

«Пастушья песня» – исполнение.

«Песня Сольвейг» – исполнение главной темы и слушание.

Ария Сусанина – участие в исполнении.

Знакомство с формой рондо.

«Пастушья песня» – исполнение.

«Классное рондо» – исполнение.

«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского – разучивание.

«Спящая княжна» А. Бородина – слушание.

Вариационная форма построения музыки.

«Спящая княжна» – слушание.

«Зачем нам выстроили дом» – исполнение.

«Со вьюном я хожу» исполнение.

«Камаринская» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.

Средства построения музыки – повторение и контраст.

«Зачем нам выстроили дом» – исполнение.

«Крокодил и Чебурашка» – исполнение.

«Со вьюном я хожу» исполнение.

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание.

Р/к. Общие представления

о музыкальной жизни г. Полярные Зори.

Произведения в исполнении музыкальных коллективов

г. Полярные Зори

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

Обобщение по теме «Построение музыки».  

«Песенка о капитане»

И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание.

Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана

Гранта» – слушание.

Подготовка к заключительному уроку-концерту.

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Итоговое обобщение  и повторение.

Урок-концерт.

Произведения  по желанию учащихся и по выбору учителя – слушание, исполнение.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.



Предварительный просмотр:

№ урока п/п

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Система оценки

предметные

Метапредметные

Личностные

Обучаемый научится

Обучаемый получит возможность научиться

1-2

Музыка моего народа. Многообразие народной музыки.

Урок введения новых знаний.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

- воспринимать мир музыки,

высказывать собственное суждение;

- учитывать разные мнения,  интересы и обосновывать собственную позицию.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

3

Музыка моего народа. Русская народная песня.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

- развитие художественного восприятия,

-умение оценивать произведения разных видов искусств

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

4

Музыка моего народа. Частушки.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

5

Музыка моего народа. Маршевая трудовая песня.

Комбинир.

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

6

Музыка моего народа. Контата.

Комбинир.

-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

7

Русская народная песня. Военные песни.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

8

Музыка моего народа. Урок-концерт.

Урок-концерт

-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх

-формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-слушание

-исполнение

-анализ

Текущая

Самооценка

9

Русская народная музыка. Обрядные песни.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

10

Детский музыкальный фольклор. Песня – былина.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

11

Музыка русской православной церкви.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-слушание

-анализ

Текущая

Самооценка

12

Музыка православной церкви. Сочинения С.Рахманинова.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-слушание

-анализ

-сравнение

Текущая

Самооценка

13

Колокольный звон России.

Комбинир.

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-слушание

-анализ

Текущая

Самооценка

14

Русский костюм. Русские обрядовые песни.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

15-16

В гостях у Деда Мороза. Славянский фольклор.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

17

Музыка моего народа. Обрядовые праздники.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Текущая

Самооценка

18

Оркестр. Ансамбль. Солист.

Комбинир.

-эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-слушание

-анализ

-сравнение

-подведение итогов

Текущая

Самооценка

19

Русские народные инструменты.

Комбинир.

-воспринимать народную музыку;

-ориентироваться в многообразии фольклора России

-различать на слух звучание отдельных народ. инструментов

-узнавать характерные черты русской народной музыки;

-эмоционально воспринимать нар. муз. творчество и высказывать мнение о нем

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства;

-уважительное отношение к культуре русского народа

-знакомство с многообразием народной музыки

Самооценка

20

Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет границ. Музыка молдавского и грузинского народов.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

21

Песни советских композиторов. Украинские песни.

Комбинир.

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

22-23

Музыка белорусского народа.

Комбинир.

-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

24-25

Музыка закавказских народов. «Лезгинка»-грузинский танец.

Комбинир.

-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

26

Узбекская музыка. Музыка прибалтийских стран.

Комбинир.

-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

27

Музыка разных стран.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.)

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

28

Музыка Л.Бетховена. Полька.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.)

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

29

Музыка Моцарта.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

30

Польская музыка. Творчество Шопена.

Комбинир.

-воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

-узнавать характерные черты музыкальной речи разных (отдельных) композиторов (по мелодии, ритму, ладу и др.)

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

31

Музыка азербайджанских композиторов. «Рондо»-музыкальная форма.

Комбинир.

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира

-осознанное построение речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

32

Композитор-исполнитель-слушатель.

Комбинир.

-соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний

-реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-уважительное отношение к культуре разных народов

-слушание

-анализ

-сравнение

Самооценка

33-34

Музыка всегда со мной. Урок-концерт.

Урок-концерт

-воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества

-организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх

-формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей

-уважительное отношение к культуре разных народов;

-реализация творческого потенциала

-слушание

-анализ

-сравнение

-исполнение

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...