Рабочая программа по музыке 3 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Чепурная Н.Г.

Рабочая программа по музыке 3 класс (Алеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_aleev_3_klass.docx73.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7ттттттоооПояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.

Данная программа полностью учитывает главные положения:    

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.

Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Данная программа составлена на 35часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного  воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре,  как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.

Курс предусматривает изучение раздела: «О чем рассказывает музыка», в котором акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально – историческая тема, музыкально – патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния на музыкальнуюинтонационность, на музыкальные формы (трехчастная, вариации, рондо.) содержание которого  углубляется за счет привлечения более широкого контекста

В изучении данного раздела  (по сравнению с  авторской программой) внесены следующие изменения:

Наименование раздела

Кол-во часов авторской программы

Кол-во часов рабочей программы

Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин)

«О чем рассказывает музыка»

35 часов

35 часов

Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 3 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:

Метод междисциплинарного взаимодействий-является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Стилевой подход  нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки

Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы:  игра,  работа с книгой, рассказ, творческое задание, проблемное слово педагога.

        Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный, проблемный.

 Описанные методы, во многом определяют содержание программы  и реализуются в учебной деятельности с применением  системного подхода, который  отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса  в таких видах практической деятельности, как:

-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.

К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).

Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).

Контроль достижения учениками уровня федерального  государственного образовательного стандарта осуществляется в виде  итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос,  викторина.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3класса следующие: Предметные результаты:

Обучающийся научится:

- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- проявлять  личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- выражать  понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);

- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;

- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

Личностные результаты(Л): изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:

 - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства  с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (Р):

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса);

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.

Познавательные УУД (П):

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление простых обобщений  между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

- осуществление элементов синтеза как составление целого.

Коммуникативные УУД (К):

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Учебно-тематический план

Музыка. 3 класс

Тема года: «О чем рассказывает музыка»

( 1 часа в неделю.Всего 35 часов)

п/п

Название раздела

Всего

часов

Планируемые результаты

Форма контроля

        

1 четверть

9

- наблюдать за звучанием природы (Л);

- различать настроения и чувства, выраженные в музыке(Л)

- выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении (Л)

-применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения (П)

- распознавать художественный смысл трехчастной формы (П);

- импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальном образом (Л)

- распознавать художественный смысл вариционной формы(П)

-применять знания основных средств музыкальной выразительности (П)

-размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора (Р);

-обнаруживать общность истоков народной  профессиональной музыки (Р)

- устный опрос;

- тестирование;

- разгадывание кроссвордов;

- решение ребусов.

2 четверть

7

- исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства (П)

- импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала) (Л)

- распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл (П)

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия (Р)

- ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении музыкальной речи (П)

- определять жизненную основу музыкальных интонаций (П)

- воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях (Л);

- обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки (П)

- выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического в рисунке (Л)

3 четверть

11

- выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении (Л)

- рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике (Р)

- обнаруживать общность истоков в народной и профессиональной музыке  (П);

- участвовать в коллективноммузицировании на детских музыкальных инструментах (К)

- рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России (Р);

- выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации  (Р)

- определять полифоническую форму в музыке (П)

- узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары (П)

4 четверть

8

- узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных, смычковых; определять их выразительные особенности (П);

- определять на слух звучание струнного ансамбля (П)

- узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску (П)

- различать маршевость в музыке (П)

- размышлять о роли музыки в жизни человека (Л)

- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов (Л);

- узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей(П)

- определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике (П)

Всего

35

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема года: «О чём рассказывает музыка»

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

План

Факт

02.09

1

Картины природы в музыке.

К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание);

М. Славкин, стихи, И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение);

К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение);

Ю. Чичков, стихи П. Синяковского. Родная песенка (пение).

09.09

2

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

К. Дакен. Кукушка (слушание);

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» Фрагмент (слушание);

Кукушка. Швейцарская народная песня (пение);

М. Старокадомский, стихи А. Барто  Любитель-рыболов (пение).

16.09

3

В сказочной стране гномов Э.Григ. Шествие гномов (слушание);

Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение);

А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

23.09

4

Многообразие в единстве: вариации. П. Чайковский. Симфония№4. IV часть. Фрагмент (слушание);

В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

30.09

5

«Дела давно минувших дней...» М.Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение)

07.10

6

«Там русский дух..,там Русью пахнет!» Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание);

А. Бородин. Симфония№2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. Родные места (пение).

14.10

7

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, Люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание);

Г. Гладков, стихи Ю.Энтина. Край, в котором ты живешь (слушание).

21.10

8

Бег по кругу: рондо.

Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент (слушание);

28.10

9

Бег по кругу: рондо.

М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

А. Алеев, стихи Т.Науменко. Веселое рондо (пение, театрализация).

11.11

10

Какими бывают музыкальные интонации.

Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);

 В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. IIчасть (слушание).

18.11

11

Какими бывают музыкальные интонации.

М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание);

 Л. Лядова, стихи И. Шаферма. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

25.11

12

Какими бывают музыкальные интонации.

Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).

02.12

13

Знаки препинания в музыке.

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание);

Л. Бетховен. Симфония №5, I часть, главная партия (слушание);

Г. Телеман, стихи Д.  Штопле. Счастье (пение).

09.12

14

«Мороз и солнце, день чудесный...». П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация).

16.12

15

«Рождество, Твое, Христе Боже наш...»

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие (слушание);

В. Алеев, стихи Т. Накменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);

Е. Птичкие, стихи В. Степанова. Художник дед Мороз (пение).

23.12

16

«Рождество, Твое, Христе Боже наш...» (хор С. Липового).

Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение).

13.01

17

Колокольные звоны на Руси.

Ростовские колокольные звоны (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание);

Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);

Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).

20.01

18

Музыка в храме.

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

П. Чайковский. В церкви. «Из детского альбома» (слушание);

Небо и земля. Народное песнопение (пение).

27.01

19

М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки.

М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение);

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра. Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

03.02

20

Что такое патриотизм?

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание);

М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание);

Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение).

10.02

21

Русский национальный герой Иван Сусанин.

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы « Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах)

17.02

22

Прощай, Масленица! Ансамбль «Комарики», г. Новокузнецк.

Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание);

Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение);

Перед весной. Р.н.п, обработка В. Попова (пение).

24.02

23

Музыкальная имитация.

С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание);

В. Шаинский. Веселая фуга (слушание);

Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение).

03.03

24

Музыкальная имитация.

Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение).

10.03

25

Композиторы детям. ( Г. Реброва)

С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание);

В.А. Моцарт. Детские игры (пение).

17.03

26

Картины, изображающие музыкальные инструменты.

Г. Ф. Гендель, из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);

Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (слушание);

Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).

24.03

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Много песен мы споем. Венгерская народная песня (пение).

07.04

28

Струнные смычковые инструменты.

Н. А. Римский-корсаков. Полет шмеля. Из оперы «сказка о царе Салтане» (слушание);

А.Дворжак. Мелодия (слушание);

Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и добрый зверь» (слушание);

Р.Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).

14.04

29

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание);

В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

21.04

30

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).

28.04

31

Вечная память героям. День Победы.

Р. Шуман.Грезы.Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);

Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание);

Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение);

Солдатушки, браво ребятушки. Р.н.п. (слушание).

05.05

32

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение);

А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник (пение).

12.05

33

Выдающиеся музыканты- исполнители.

С. Рахманинов. Прелюдия си- бемоль мажор, соч. 23 №2,(слушание);

К. Сен-Санс. Рондо-капрччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (слушание);

Музыканты. Нем. н. песня (пение).

19.05

34

Концертные залы мира.

Театр-мюзикл «Седьмое утро»

П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3часть, кода (слушание).

26.05

35

Итоговое обобщение.

Музыка П. Чайковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема года: «О чём рассказывает музыка»

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

План

Факт

03.09

1

Картины природы в музыке.

К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание);

М. Славкин, стихи, И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение);

К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение);

Ю. Чичков, стихи П. Синяковского. Родная песенка (пение).

10.09

2

Может ли музыка «нарисовать» портрет?

К. Дакен. Кукушка (слушание);

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» Фрагмент (слушание);

Кукушка. Швейцарская народная песня (пение);

М. Старокадомский, стихи А. Барто  Любитель-рыболов (пение).

17.09

3

В сказочной стране гномов Э.Григ. Шествие гномов (слушание);

Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение);

А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

24.09

4

Многообразие в единстве: вариации. П. Чайковский. Симфония№4. IV часть. Фрагмент (слушание);

В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

01.10

5

«Дела давно минувших дней...» М.Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение)

08.10

6

«Там русский дух..,там Русью пахнет!» Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание);

А. Бородин. Симфония№2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. Родные места (пение).

15.10

7

«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...»

С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, Люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание);

Г. Гладков, стихи Ю.Энтина. Край, в котором ты живешь (слушание).

22.10

8

Бег по кругу: рондо.

Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент (слушание);

29.10

9

Бег по кругу: рондо.

М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

А. Алеев, стихи Т.Науменко. Веселое рондо (пение, театрализация).

12.11

10

Какими бывают музыкальные интонации.

Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание);

 В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. IIчасть (слушание).

19.11

11

Какими бывают музыкальные интонации.

М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание);

 Л. Лядова, стихи И. Шаферма. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

26.11

12

Какими бывают музыкальные интонации.

Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).

03.12

13

Знаки препинания в музыке.

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание);

Л. Бетховен. Симфония №5, I часть, главная партия (слушание);

Г. Телеман, стихи Д.  Штопле. Счастье (пение).

10.12

14

«Мороз и солнце, день чудесный...». П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация).

17.12

15

«Рождество, Твое, Христе Боже наш...»

А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие (слушание);

В. Алеев, стихи Т. Накменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение);

Е. Птичкие, стихи В. Степанова. Художник дед Мороз (пение).

24.12

16

«Рождество, Твое, Христе Боже наш...» (хор С. Липового).

Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение).

14.01

17

Колокольные звоны на Руси.

Ростовские колокольные звоны (слушание);

Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание);

Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение);

Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).

21.01

18

Музыка в храме.

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

П. Чайковский. В церкви. «Из детского альбома» (слушание);

Небо и земля. Народное песнопение (пение).

28.01

19

М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки.

М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание);

М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение);

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра. Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

04.02

20

Что такое патриотизм?

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание);

М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание);

Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение).

11.02

21

Русский национальный герой Иван Сусанин.

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы « Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах)

18.02

22

Прощай, Масленица! Ансамбль «Комарики», г. Новокузнецк.

Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание);

Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение);

Перед весной. Р.н.п, обработка В. Попова (пение).

25.02

23

Музыкальная имитация.

С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание);

В. Шаинский. Веселая фуга (слушание);

Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение).

04.03

24

Музыкальная имитация.

Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение).

11.03

25

Композиторы детям. ( Г. Реброва)

С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание);

В.А. Моцарт. Детские игры (пение).

18.03

26

Картины, изображающие музыкальные инструменты.

Г. Ф. Гендель, из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание);

Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (слушание);

Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).

25.03

27

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.

Много песен мы споем. Венгерская народная песня (пение).

08.04

28

Струнные смычковые инструменты.

Н. А. Римский-корсаков. Полет шмеля. Из оперы «сказка о царе Салтане» (слушание);

А.Дворжак. Мелодия (слушание);

Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и добрый зверь» (слушание);

Р.Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).

15.04

29

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание);

В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

22.04

30

С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).

29.04

31

Вечная память героям. День Победы.

Р. Шуман.Грезы.Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание);

Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание);

Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение);

Солдатушки, браво ребятушки. Р.н.п. (слушание).

06.05

32

Легко ли быть музыкальным исполнителем?

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение);

А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник (пение).

13.05

33

Выдающиеся музыканты- исполнители.

С. Рахманинов. Прелюдия си- бемоль мажор, соч. 23 №2,(слушание);

К. Сен-Санс. Рондо-капрччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (слушание);

Музыканты. Нем. н. песня (пение).

20.05

34

Концертные залы мира.

Театр-мюзикл «Седьмое утро»

П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3часть, кода (слушание).

27.05

35

Итоговое обобщение.

Музыка П. Чайковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова.

Список литературы для учащихся:

 Учебник по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.

Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.

Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.

         Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.

Бирюков, Ю. Е.  Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.

Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music

Список литературы для учителя:

(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)

Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.

Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.

Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. –  319 с.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.

Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.

Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)

Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовн...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...