Рабочая программа по музыке 4 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Чепурная Н.Г.

Рабочая программа по музыке 4 класс (Алеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_aleev4_klass.docx91.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-7 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил

        Данная программа полностью учитывает главные положения:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.

Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Данная программа составлена на 35часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре,  как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.

Курс предусматривает изучение раздела: «Музыкальное путешествие», в котором школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего  зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие стили:

- стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А.Скрябин. «Прометей»);

-стиль творчества отдельного композитора (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф.Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э Григ);

-стиль музыкального течения («Могучая кучка»);

-стиль направления (венский классицизм).

        В изучении данного раздела  (по сравнению с  авторской программой) внесены следующие изменения:

Наименование раздела

Кол-во часов авторской программы

Кол-во часов рабочей программы

Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин)

«Музыкальное путешествие»

35 часов

35 часов

Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 4 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые  имеют хорошую базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:

Метод междисциплинарного взаимодействий-является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Стилевой подход  нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки

Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы:  игра,  работа с книгой, рассказ, творческое задание, проблемное слово педагога.

        Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный, проблемный.

 Описанные методы, во многом определяют содержание программы  и реализуются в учебной деятельности с применением  системного подхода, который  отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса  в таких видах практической деятельности, как:

-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.

К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).

Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).

Контроль достижения учениками уровня федерального  государственного образовательного стандарта осуществляется в виде  итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос,  викторина.

 Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4класса следующие:

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации

Личностные результаты(Л):

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • развитие эстетических чувств;
  • наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД (Р):

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД (П):

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого;
  • понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД (К):

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

                                                       Учебно-тематический план

Музыка

4 класс

( 1 часа в неделю. Всего 35 часов)

п/п

Название раздела:

Всего

часов

Планируемые результаты

Форма контроля

1        

1 четверть

9

- работать с текстом учебника (П);

- отвечать на поставленные вопросы (Р);

- петь слаженно в группе, сольно (К);

- сравнивать, сопоставлять, формулировать, собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям (К);

- высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы (К);

- внимательно слушать музыку, сравнивать, анализировать, сопоставлять (Р);

-  участвовать в коллективном обсуждении проблем (К);

- обобщать полученные знания, делать выводы, выделять главное

- формулировать своё отношение к изучаемому  материалу (Р)

- работа в творческих группах, выполнение творческих заданий (К)

- формировать интерес к предмету « Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в драматических спектаклях) (П).

- устный опрос;

- тестирование;

- разгадывание кроссвордов;

- решение ребусов.

2

2 четверть

7

-уметь высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учетом полученных знаний )(Р)

- знать имена композиторов - венских классиков, композиторов- представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф .Шопена, Э .Грига, Дж. Верди (П)

- знать название различных видов оркестров (П)

- участвовать в коллективной деятельности (К)

- импровизировать на музыкальных инструментах (Л);

- узнавать по изображению группы музыкальных инструментов (П);

-анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике (П);

3

3 четверть

11

-выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове (Л);

-обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки (Л);

Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства (П);

-соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов (Р);

-наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (П);

-исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира (Л);

-сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра (Л);

-узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные произведения (Р);

-импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация) (Л);

4

4 четверть

8

-воплощать художественно- образное содержание народной музыки в пении (Л);

-выявлять характерные свойства музыки И. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена (Р);

-участвовать в коллективном обсуждении « жизненных -правил для юных музыкантов» (К);

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений (Л);

-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы (Л);

-знать гимн Российской Федерации и участвовать в его хоровом исполнении (П, К);

Всего

35

        

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие»

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

02.09

1

«Россия-любимая наша страна...»

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание);

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание);

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение)

09.09

2

Великое содружество русских композиторов.

М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке.

Вступление к опере «Хованщина» (слушание);

М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская»  

(слушание);

М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

16.09

3

Великое содружество русских композиторов. М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

23.09

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);

А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание)

30.09

5

Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп»

М.Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание);

Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание);

Н.Лысенко. Элегия (слушание);

Ой, в лесу есть калина.  (пение)

07.10

6

Музыка Белоруссии.

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение);

Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение)Ж

Реченька. Белорусская народная песня (пение)

14.10

7

Музыкант из Желязовой Воли.

Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание);

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение);

В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение)

21.10

8

Блеск и мощь полонеза.

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М.Огинский. Полонез (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация)

28.10

9

Музыкальное путешествие в Италию.

М.Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание);

Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение)

11.11

10

Народный композитор Италии Д. Верди.

Дж. Верди.  Марш. Из оперы «Аида» (слушание);

В путь. Итальянская народная песня (пение)

18.11

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание);

В.А. Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта»

25.11

12

Знаменитая Сороковая.

В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание);

В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение)

02.12

13

Героические образы Л. Бетховена.

Л.Бетховен.соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание);

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение)

09.12

14

Песни и танцы Ф. Шуберта.

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха»  (слушание);

Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание)

Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение)

16.12

15

«Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового.

И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание);

И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение);

И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение)

23.12

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание);

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение);

Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)

13.01

17

Так полюбил я древние дороги.

П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение)

20.01

18

Ноктюрны Ф. Шопена.

Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание);

А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение)

27.01

19

«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами».

03.02

20

Арлекин и Пьеро.

Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание);

К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение)

10.02

21

В подводном царстве.

Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание);

Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание);

Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение)

17.02

22

Цвет и звук: «музыка витража».

О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание);

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение)

24.02

23

Вознесение к звёздам.

О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание);

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение);

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи»)

03.03

24

Симфонический оркестр.

А. Сальери. Втроем как один (пение);

Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение)

10.03

25

Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение)

17.03

26

Поэма огня «Прометей».

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение)

24.03

27

«Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман

Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать)

07.04

28

Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон»

 Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение);

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение)

14.04

29

Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк.

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание);

В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение)

21.04

30

Под небом Парижа.

Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа;

Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание);

В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание);

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание);

КадэРуссель. Фр.н.п. (пение);

Пастушка. Фр.н.п. (пение)

28.04

31

Петербург. Белые ночи.

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение)

05.05

32

«Москва! Как много в этом звуке...».

П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание);

О. Газманов. Москва (слушание);

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание);

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение);

М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение)

12.05

33

«Россия - священная наша держава».

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской  федерации (слушание)

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение);

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

19.05

34

«Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой.

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

35

Итоговое обобщение

Мировое наследие. (слушание)

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие»

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

03.09

1

«Россия-любимая наша страна...»

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание);

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание);

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение)

10.09

2

Великое содружество русских композиторов.

М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке.

Вступление к опере «Хованщина» (слушание);

М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская»  

(слушание);

М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

17.09

3

Великое содружество русских композиторов. М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

24.09

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);

А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание)

01.10

5

Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп»

М.Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание);

Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание);

Н.Лысенко. Элегия (слушание);

Ой, в лесу есть калина.  (пение)

08.10

6

Музыка Белоруссии.

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение);

Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение)Ж

Реченька. Белорусская народная песня (пение)

15.10

7

Музыкант из Желязовой Воли.

Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание);

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение);

В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение)

22.10

8

Блеск и мощь полонеза.

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М. Огинский. Полонез (слушание);

Г.Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация)

29.10

9

Музыкальное путешествие в Италию.

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание);

Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение)

12.11

10

Народный композитор Италии Д. Верди.

Дж. Верди.  Марш. Из оперы «Аида» (слушание);

В путь. Итальянская народная песня (пение)

19.11

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание);

В.А. Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта»

26.11

12

Знаменитая Сороковая.

В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание);

В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение)

03.12

13

Героические образы Л. Бетховена.

Л. Бетховен.соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание);

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение)

10.12

14

Песни и танцы Ф. Шуберта.

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха»  (слушание);

Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание)

Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение)

17.12

15

«Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового.

И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание);

И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение);

И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение)

24.12

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание);

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение);

Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)

14.01

17

Так полюбил я древние дороги.

П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение)

21.01

18

Ноктюрны Ф. Шопена.

Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание);

А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение)

28.01

19

«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами».

04.02

20

Арлекин и Пьеро.

Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание);

К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение)

11.02

21

В подводном царстве.

Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание);

Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание);

Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение)

18.02

22

Цвет и звук: «музыка витража».

О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание);

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение)

25.02

23

Вознесение к звёздам.

О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание);

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение);

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи»)

04.03

24

Симфонический оркестр.

А. Сальери. Втроем как один (пение);

Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение)

11.03

25

Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение)

18.03

26

Поэма огня «Прометей».

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение)

25.03

27

«Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман

Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать)

08.04

28

Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон»

 Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение);

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение)

15.04

29

Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк.

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание);

В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение)

22.04

30

Под небом Парижа.

Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа;

Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание);

В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание);

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание);

КадэРуссель. Фр.н.п. (пение);

Пастушка. Фр.н.п. (пение)

29.04

31

Петербург. Белые ночи.

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение)

06.05

32

«Москва! Как много в этом звуке...».

П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание);

О. Газманов. Москва (слушание);

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание);

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение);

М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение)

13.05

33

«Россия - священная наша держава».

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской  федерации (слушание)

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение);

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

20.05

34

«Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой.

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

35

Итоговое обобщение

Мировое наследие. (слушание)

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие»

Дата проведения

№ урока

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

04.09

1

«Россия-любимая наша страна...»

С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание);

Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание);

Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение)

11.09

2

Великое содружество русских композиторов.

М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке.

Вступление к опере «Хованщина» (слушание);

М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская»  

(слушание);

М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

18.09

3

Великое содружество русских композиторов. М .Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение)

25.09

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);

А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание)

02.10

5

Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп»

М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание);

Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание);

Н.Лысенко. Элегия (слушание);

Ой, в лесу есть калина.  (пение)

09.10

6

Музыка Белоруссии.

А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение);

Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение);

Реченька. Белорусская народная песня (пение)

16.10

7

Музыкант из Желязовой Воли.

Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание);

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение);

В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение)

23.10

8

Блеск и мощь полонеза.

М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание);

М .Огинский. Полонез (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация)

30.10

9

Музыкальное путешествие в Италию.

М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание);

Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение)

13.11

10

Народный композитор Италии Д. Верди.

Дж. Верди.  Марш. Из оперы «Аида» (слушание);

В путь. Итальянская народная песня (пение)

20.11

11

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.

И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание);

В.А.Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта»

27.11

12

Знаменитая Сороковая.

В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание);

В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение)

04.12

13

Героические образы Л. Бетховена.

Л.Бетховен. Соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание);

Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение)

11.12

14

Песни и танцы Ф. Шуберта.

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха»  (слушание);

Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);

Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание)

Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение)

18.12

15

«Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового.

И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание);

И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение);

И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение)

25.12

16

Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.

Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание);

Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение);

Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение);

Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение)

15.01

17

Так полюбил я древние дороги.

П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание);

Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение)

22.01

18

Ноктюрны Ф. Шопена.

Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание);

А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение)

29.01

19

«Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами».

05.02

20

Арлекин и Пьеро.

Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание);

К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение)

12.02

21

В подводном царстве.

Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание);

Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание);

Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение)

19.02

22

Цвет и звук: «музыка витража».

О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание);

Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение)

26.02

23

Вознесение к звёздам.

О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание);

В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение);

Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи»)

05.03

24

Симфонический оркестр.

А. Сальери. Втроем как один (пение);

Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение)

12.03

25

Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение)

19.03

26

Поэма огня «Прометей».

А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание);

Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение)

26.03

27

«Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман

Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать)

09.04

28

Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон»

 Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение);

Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение)

16.04

29

Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк.

Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание);

В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение)

23.04

30

Под небом Парижа.

Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа;

Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание);

В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание);

Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание);

КадэРуссель. Фр.н.п. (пение);

Пастушка. Фр.н.п. (пение)

30.04

31

Петербург. Белые ночи.

П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение)

07.05

32

«Москва! Как много в этом звуке...».

П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание);

О. Газманов. Москва (слушание);

А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание);

Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение);

М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение)

14.05

33

«Россия - священная наша держава».

А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской  федерации (слушание)

Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение);

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

21.05

34

«Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой.

С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение)

35

Итоговое обобщение

Мировое наследие. (слушание)

Список литературы для учащихся:

Учебник по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-7 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил.

        Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.

        Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.

        Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.

Бирюков, Ю. Е.  Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.

Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music

Список литературы для учителя:

(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)

Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.

Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.

Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. –  319 с.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.

Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.

Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

 Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)

Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовн...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...