Рабочая программа по музыке 4 класс.
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Долгих Юлия Александровна

Рабочая программа по музыке и поурочное тематическое планирование для 4 класса  составлены на основе программа В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx39.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по музыке  для учащихся 4 класса

                   

                      количество часов в неделю 1 час.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке составлена на основании  следующих нормативно - правовых и учебно-методических документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;  

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от  06 октября 2009 года

№ 373

-Основной образовательной программы начального общего образования  …………..

-Примерной программы по музыке В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр - Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана- Граф, 2013

-учебника Усачёва В.О. Музыка: 4 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных

учреждений-  М., Вентана-Граф, 2007

  

Целью уроков музыки  в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

1. Раскрытие природы  музыкального искусства как результата творческой деятельности человека-творца;

2.Формирование  у учащихся эмоционально-ценностного  отношения к музыке;

3. Воспитание  устойчивого  интереса  к деятельности музыканта- человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку;

4. Развитие  музыкального восприятия  как творческого  процесса – основы приобщения к искусству.

5.Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

6. Воспитание  эмоционально-ценностного  отношения  к искусству, художественного  вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

7. Освоение  музыкальных произведений и знаний  о музыке.

8. Овладение  практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Общая характеристика учебного предмета.

Основу программы составляют русское о зарубежное классическое музыкальное наследие. Отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период, - та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребёнка именно в возрасте 6 – 10 лет.

В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.

С учётом этого программа опирается на следующие принципы:

  1. Преподавание музыки в начальной школе как живого образного искусства
  2. Возвышение ребёнка до философско- эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования)
  3. Деятельностное освоение искусства
  4. Проникновение в природу искусства и его закономерностей
  5. Моделирование художественно- творческого процесса.

В программе вокально – хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение в движении, слушание  музыки рассматриваются не как виды музыкальной деятельности, а в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем по отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности  в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединённые восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развёртывания музыкально – художественной деятельности как целостного  явления в единстве процесса и результата.

Детское творчество – это не отдельный вид деятельности обучающихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных  схем, в результате чего музыкальное развитие ребёнка сводится к поиску «мелодических» штампов». Под детским творчеством понимается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 часа  (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 Ценностные ориентиры. 

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, представителями разных национальностей, формируются навыки культуры устной речи.  Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных ипредметных результатов освоения учебного предмета

Личностные результаты

1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости засвою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование основ национальных ценностей российского общества;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир вего органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий;

4) формирование уважительного отношения к истории и культуре другихнародов;

5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностногосмысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разныхсоциальных ситуациях, умения избегать конфликтов;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1)Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни

человека, его духовно-нравственном развитии;

2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материалемузыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса иинтереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальномупроизведению;

4)использование музыкальных образов при создании театрализованных имузыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровыхпроизведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебныедействия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;определять наиболее эффективные способы решения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебнойдеятельности и способности конструктивно действовать в ситуацияхнеуспеха;

5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информациидля создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебных и практических задач;

7)активное использование речевых средств и средств информационных икоммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решениякоммуникативных и познавательных задач;

8)использование различных способов поиска (в справочных источниках иоткрытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводитьтекст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме ианализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своевыступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей ижанров в соответствии с целями и задачами;

10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачамикоммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, установленияаналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;

12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий;

13)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих;

14)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;

15)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,процессов и явлений действительности (природных, социальных,культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебногопредмета «музыка»;__

16)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами;

17)умение работать в материальной и информационной среде начальногообщего образования (в том числе с учебными моделями).

 

Содержание учебного предмета.

 Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чем  и как она «учила» зарубежную музыку.

Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров  и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.

4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.

Планируемые результаты.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

  • проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
  • проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
  • ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
  • понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
  • выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).

Система оценки планируемых результатов.

Функция оценки - учет знаний.

Проявление   интереса   (эмоциональный   отклик,   высказывание   со   своей жизненной позиции).

1.  Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

2.   Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка "5" ставится:  если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «4» ставится: если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Отметка «3» ставится:  проявление  интереса  (эмоциональный   отклик,   высказывание   своей жизненной позиции);  или:  в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;   или:        проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка «2» ставится: и нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет  проявления  музыкальных  способностей,  и  нет   стремления  их проявить.

Текущий контроль по изучению каждой темы  проводится в форме уроков – концертов;

Форма промежуточного контроля – творческая работа.

Учебно – тематическое планирование.

Содержание программного материала

Количество часов

1

 Многоцветие музыкальной картины мира.

7

2

Музыка мира сквозь призму русской классики.

8

3

Музыкальное общение без границ.

10

4

 Искусство слышать музыку.

9

                                                                           Итого

34

Методическое и материально-техническое обеспечения реализации программы

Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»

-В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр- Музыка: программа: 1-4 классы- М., Вентана-Граф, 2013

 - Усачёва В.О. Музыка: 4 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных    учреждений- 3-е изд., перераб. и доп. -М., Вентана-Граф, 2007

-Портреты композиторов и исполнителей.

-Ноутбук

Поурочное тематическое планирование по музыке

 для учащихся 4 класса

1 час в неделю - всего 34часа.

Тема урока

Кол-во ч.

Характеристика деятельности

Многоцветие музыкальной картины мира.

1

1.Музыка стран мира:

Германии, Польши, Венгрии

1

Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности

2

2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США

1

3

3.Специфика музыкального высказывания

1

4

4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи

1

5

5.Особенности западно-европейской музыки

1

6

6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки

1

7

7. Коллективное исследование.

«Чайная церемония в Китае».

1

 Музыка мира сквозь призму русской классики.

8

1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики. Музыка мира.

1

Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры.
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности.

9

2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики

1

10

3.Путешествие в Италию

1

11

4.Путешествие в Испанию

1

12

5.Путешествие в Японию

1

13

6.Путешествие на Украину

1

14

7.Тест по теме, викторина

1

15

8 .Урок – концерт.

1

Музыкальное общение без границ.

16

 1.Музыкальное общение без границ

1

Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств.
Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации.

17

2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья –Беларусь, Украина

1

18

3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья -Молдова, Казахстан, Балтия

1

19

4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур

1

20

5.Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

1

21

6. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

1

22

7. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

1

23

8.Творческие работы

1

24

9.Тест по теме, викторина

1

25

10 .Урок – концерт

1

Искусство слышать музыку.

26

1.Искусство слышать музыку

1

Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей.

27

2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека  

1

28

3.Русская опера

1

29

4.Западная опера

1

30

5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

1

31

6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

1

32

7.Защита творческих работ

1

33

8.Итоговый тест, викторина

1

34

9. Защита творческих работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...