Рабочая программа по музыке 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Пономарева Елена Васильевна

Рабочая программа по музыке 2 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_muzyka_2.doc882.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

РАССМОТРЕНА

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ______

от « _______» 2015 г.

______________

Пономарева Е.В.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13

___________________

Александрова Н.Н.

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического Совета

Протокол № ___

от « _______» 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МАОУ СОШ №13               № ___

от « _______» 2015 г

_______________

Пуртова С.Н.

Рабочая программа по предмету «Музыка»

 2 класс

Учитель начальных классов высшей категории

Пономарева Елена Васильевна

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  учебная программа по  музыке для  1- 4-го  класса разработана и    составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2011 года,  программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке -  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

2. Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Музыка в жизни человека.

35 ч.

14 ч.

13 ч.

4 ч.

4 ч.

2.

 Основные закономерности музыкального искусства

66 ч.

2 ч.

17 ч.

24 ч.

23 ч.

3.

Музыкальная картина мира.

34 ч.

17 ч.

4 ч.

6 ч.

7 ч.

4.

Резерв.

ИТОГО:

135 ч

33 ч

34 ч

34 ч

34 ч

                                                                 II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

                                                                 III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

                                                               IV. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь  образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью музыки; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден; поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через музыкальные произведения.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности музыкальных произведений русских, зарубежных и башкирских композиторов.

Ценность истины – осознание ценности эстетического познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней, формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к музыкальному труду и творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства, чувство ответственности за настоящее и будущее, интерес к своей стране: ее фольклору, творчеству русских и башкирских композиторов.

Ценность человечества – осознания себя не только гражданином России,  но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

                                          V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • эстетические потребности, ценности  и чувства
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

 Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

 Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

                                                                          VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. В первом классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.

I  четверть   (9 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (3 ч.)

        Урок 1. Мелодия.   Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»). Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.

        Урок 2. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!»  и  Г.Струве (сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.

Урок 3. Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине («Гимн России» А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя.  Музыкальные образы родного края.

Тема раздела: «День, полный событий» (6 ч.)

        Урок 4. Музыкальные инструменты (фортепиано). Музыкальные инструменты (фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.

        Урок 5. Природа и музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

        Урок 6. Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома» П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.

        Урок 7. Марш. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник элементов музыкальной речи.  Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.

        Урок 8. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент, темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. 

        Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского).

II  четверть  (7 часов)

                   Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (7 ч.)

        Урок 10. Великий колокольный звон. Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон» М.П.Мусоргского).

        Урок 11. Святые земли русской. А. Невский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая, оркестровая.

       Урок 12. Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения.

       Урок 13. Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»). 

       Урок 14. С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Представление  о  религиозных  традициях. Народные славянские песнопения.

       Урок 15. Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание песен к празднику – «Новый год».

       Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть.

III  четверть   (10 часов)

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

 Урок 17. Русские народные инструменты.  Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации.

Урок 18. Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 19. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.

Урок 20. Проводы зимы. Встреча весны.   Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

                                                             

Тема раздела: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 21. Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога.

        Урок 22.  Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

        Урок 23. Театр оперы и балета. Дирижер. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль  дирижера,  режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

        Урок 24. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Формы построения музыки. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

       Урок 25. Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

       Урок 26. Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 3   четверть.

IV  четверть   (8 часов)

Тема раздела: «В концертном зале » (3 ч.)

        Урок 27. Симфоническая сказка. Музыкальные  инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

       Урок 28. Сюита «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы  в симфонической и фортепианной  музыке. Знакомство с пьесами из цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.

       Урок 29. В,А. Моцарт .Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных об разов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

       Урок 30. Волшебный цветик-семицветик. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.

      Урок 31. Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).

       Урок 32. Музыка учит людей понимать друг друга. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

       Урок 33. Природа и музыка. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

       Урок 34. Обобщающий  урок – концерт. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года.

        Музыкальный материал

        «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст   Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.
      
«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
      
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
      
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
      
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
      
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
      
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
      
«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
      
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
      
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
      
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайт

VIII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  4.  Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  6. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  7. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  8. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  9.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  11. Песенные сборники.
  12. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

   

 

Наименование  объектов и средств

материально-технического обеспечения

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Примерная программа основного общего обра зования по музыке

Программы по музыке

Учебники по музыке

Рабочие блокноты (творческие тетради)

Книги о музыке и музыкантах. Научно-попу лярная литература по искусству

Справочные пособия, энциклопедии

3. Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвященные творчеству выда ющихся отечественных и зарубежных компози торов

Видеофильмы с записью фрагментов из опер ных спектаклей

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестро вых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов из мю зиклов

Персональный компьютер

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения урока

Тип урока

Элементы содержания

                                   

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

                 Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

                                                                                                    I-я четверть(9 учебных недель, 9 уроков)

        Раздел I «Россия-Родина моя»-3ч.

1

Мелодия.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Интонационно-образная природа музыкального искусства.  Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песенность, как отличительная черта русской музыки.

«Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский.

Знать/понимать: что мелодия  – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении.

Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира.

 

Коммуникативные: Формирование умения слушать. 

 Регулятивные: Участие в коллективной работе.

 

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

2

Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края.

1

Комбинированный урок

Сочинения отечественных композиторов о Родине.  Элементы нотной грамоты.  Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.

«Моя Россия» Г.Струве.

«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.

Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент. 

Уметь:  эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении,  показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

 Познавательные: Формирование целостной художественной картины мира;

 Коммуникативные: Формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека.

 Регулятивные: Участие в коллективной работе.

 

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

3

Гимн России.

1

Комбинированный урок

Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.

«Патриотическая песня» .М.Глинка.

«Гимн России» А.Александров С.Михалков.

«Моя Россия» Г.Струве.

«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.

Знать/понимать: слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа.

Уметь: Исполнять   Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы.  Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Познавательные:  Формирование целостной художественной картины мира;

 

Коммуникативные: Формирование умения способности встать на позицию другого человека,

 Регулятивные: Участие в коллективной работе.

 

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

Раздел II « день, полный событий» -6 ч.

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано.

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

«Детская музыка» С.Прокофьев

«Детский альбом» П.Чайковский

Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Знать названия изученных произведений и их композиторов  (П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, С.С.Прокофьев), знать названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.

 (фортепиано).

Уметь: узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Познавательные: Умение сравнивать музыку;

Слышать настроение звучащей музыки

Коммуникативные: Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

 Регулятивные: Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.


5.

Природа и музыка.  Прогулка.

1

Комбинированный урок

Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков  и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.

«Утро – вечер» С.Прокофьев.

«Прогулка» С.Прокофьев

«Прогулка» М.Мусорского

«Научи нас веселиться»

Знать/понимать: изученные музы- кальные сочинения, называть их авторов; систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

Уметь: воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Познавательные: Научатся выделять характерные особенности марша,

выполнять задания творческого характера.

Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок

Регулятивные: действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.

 

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

6

Танцы, танцы, танцы...

1

Комбинированный урок

Основные средства музыкальной выразительности (ритм).

«Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского.

Тарантелла – С. Прокофьева

Знать/понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка

Уметь:  определять  основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека, импровизировать в пластике.

Познавательные: Определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные особенности танца, исполнять и инсценировать песни

Музицирование. Выбор характерных движений для танцев.

Коммуникативные: приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Регулятивные:осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах.

Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

7

Эти разные марши

1

Расширение и углубление знаний

Интонация шага. Рит мы маршей. Разнооб разие маршевой му зыки

«Марш деревянных солдатиков».П.Чайковский

«Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев

Знать отличительные черты маршевой музы ки: поступь, интонация шага. Уметь:

-        определять на слух
маршевую музыку;

-        выделять среди про
изведений пьесы мар
шевого характера

Познавательные: Определять своеобразие маршевой музыки.

Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки.

Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

8

«Расскажи сказку»

1

Закрепление знаний, выра ботка умений и навыков

Сказочные образы в музыке С. С. Про кофьева и П. И. Чай ковского

Знать понятия: мело дия, аккомпанемент, вступление. Уметь называть фами лии композиторов: П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев

Познавательные: Сопоставлять музыку, находить общие черты и различия.

Сочинить сказку.  Выбор характерных движений для музыки.  Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского.

Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи

Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в  групповых проектных работах.

Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

9

Колыбельные

1

Расширение и углубление знаний

Колыбельные - самые древние песни. Инто нация колыбельной; темп, динамика, вы разительность испол нения

Знать:

-        понятия: темп, дина
мика, фраза;

-        отличительные черты
колыбельной песни

Уметь: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,

передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.

Познавательные: Научатся определять на слух знакомые жанры, узнавать мелодии изученных произведений, аргументировать свою позицию.

Уметь выражать себя в разных формах деятельности.

Коммуникативные: использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: оценивать результаты своей работы.

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа


                                                                                                                                         Итого за Iчетверть: 9 уроков

         II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)

Раздел III  «о России петь – что стремиться в храм» -7 ч.

10

Великий колокольный звон

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Разнообразие коло кольных звонов, голо са - тембры колоко лов. Композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. Зву чащие картины

«Великий колокольный звон» М.Мусоргский

«Праздничный трезвон»

Знать:

-        колокольные звоны: благовест, трезвон, на бат, метельный звон;

-        понятие голоса-тембры

Уметь:  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: читать простое схематическое изображение.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

11

Святые земли Русской

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Святые земли Рус ской - Александр Нев ский и Сергий Радо нежский. Националь ные герои, которых любят, чтят и помнят. Музыка в их честь

Кантата «Александр Невский»  С.Прокофьев:

«Песнь об Александре Невском»

 «Вставайте, люди русские»

Знать понятия: канта та, народные песнопе ния, икона, житие, мо литва, церковные пес нопения.

Уметь называть имена святых

Уметь:  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

12

Сергей Радонежский

1

Расширение и углубление знаний

Народные песнопения о Сергии Радонежском

Знать/ понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы.

Уметь:  продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, кантилена, пение а-capella.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

13

Молитва

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.

«Детский альбом»  П.Чайковский:

«Утренняя молитва»

«В церкви»

Знать/ понимать: названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

14

Рождество Хри стово

1

Расширение и углубление знаний

Праздники православ ной церкви. Еванге лие. Сочельник. Ко лядки. Песнопения

Знать понятия: народ ные церковные праздни ки, Евангелие, сочель ник, колядки. Уметь выразительно исполнять рождествен ские песнопения

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника.

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа


15

Музыка на Новогоднем празднике.

1

Урок закрепления знаний

Исполнение  песен для новогодних праздников.

Знать/ понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения),  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

16

«О России петь -что стремиться в храм...»

1

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов, образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: определять на слух знакомые жанры, узнавать изученные музыкальные произведения, называть имена их авторов, исполнять несколько народных и  композиторских песен (по выбору учащегося). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

                                                                                         Итого за II четверть:7 уроков

                                                                               III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)

           Раздел IV «гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-3 ч.

17

Русские народ ные инстру менты

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

«Калинка» - р.н.п.

«Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни.

«Камаринская» - р.н.п.      Песня – игра:

«Бояре, а мы к вам пришли»;

«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра.

Знать/понимать: народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России.

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить
и формулировать проблему.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

Урок закрепления знаний.

особенностей.

С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами».

«Камаринская» - р.н.п.

П.Чайковский:

«Камаринская»

«Мужик на гармонике играет»

Знать/понимать: о различных видах музыки, музыкальных инструментах; названия изученных жанров. Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив.

Уметь: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров, охотно участвовать в коллективной, творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. различать музыку по характеру и настроению.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

19

Проводы зимы. Встреча весны…

1

Комбинированный урок.

Масленичные песни

Весенние заклички

Знать/понимать: образцы музыкального фольклора,  народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). 

Уметь: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.

Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения.

 Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа

Раздел V «в музыкальном театре»-4  ч.

20

Детский музы кальный театр. Опера

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

«Песня – спор» Г.Гладков

М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы

Знать/понимать: названия музыкальных  театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки.

Уметь: передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения  с сопровождением и без сопровождения.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развитие чувства уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.


21

Балет

1

Комбинированный урок.

«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев.

Знать/понимать: особенности музыкального жанра – балет.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты

22

Театр оперы и балета

1

Комбинированный урок.

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки

«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев.

Знать/понимать: названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры, определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания

Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты

23

Волшебная па лочка

1

Расширение и углубление знаний

Дирижер - руководи тель оркестра. Дири жерские жесты. Роле вая игра «Играем в дирижера»

Знать понятия: оркестр,

дирижер.

Уметь «элементарно»

дирижировать музыкой

Слушание музыки. Дирижирование му зыкой разного ха рактера. Хоровое пение

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной. деятельности

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Раздел VI «в концертном зале»-5ч.

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

24

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Поэма А. С. Пушкина и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сравнительный анализ

Знать понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал. Уметь проводить срав нительный анализ сти хотворного и музыкаль ного текстов

Слушание музыки. Сравнительный анализ музыки при фронтальном опросе

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

25

Увертюра. Финал.

 

1

Урок закрепления знаний.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка

Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий – солист, хор, увертюра.

Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

26

Симфоническая сказка

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Концертный зал. Большой зал Москов ской консерватории. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Зна комство с инструмен тами симфонического оркестра

Знать:

-        понятия: концертный зал, сюжет, тема,
тембр, партитура;

-        инструменты симфо нического оркестра.
Уметь:

-        различать на слух ин струменты симфониче ского оркестра;

-        следить по партитуре за развитием музыки;

-        выделять изобрази тельность и вырази тельность в музыке

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству

Итого за III четверть:10 уроков

IV-я четверть(8 учебных недель, 8 уроков)


27

Сюита М. П. Му соргского «Кар тинки с вы ставки»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Музыкальные портре ты и образы в сюите М. П. Мусорского «Картинки с выставки»

Уметь:

-        проводить интонаци онно-образный анализ
музыки;

-        называть полное имяМ. П. Мусоргского;

-        выделять изобрази тельность и вырази тельность в музыке

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

28

Звучит неста реющий Мо царт!

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество В. А. Моцарта. Срав нительный анализ му зыки М. И. Глинки и В. А. Моцарта. Ро левая игра «Играем в дирижера»

Знать понятия: опера, симфония, рондо, пар титура, контраст, увертюра.

Уметь сравнивать му зыкальные произведения

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Раздел VII «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»-6ч.

29

Симфония № 40. Увертюра.

1

Комбинированный урок.

Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт

Сифония№40  Моцарт

Знать/понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

30

Волшебный цветик-семи цветик. «И все это - И. С. Бах»

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

«Менуэт» И. -С.Бах.

«За рекою старый дом» И. -С.Бах.

«Токката» И.-С.Бах.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах.

 Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

31

Все в движении. Попутная песня.

1

Комбинированный урок.

«Тройка» Г.Свиридов

«Попутная песня» М.Глинка.

Знать/понимать: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях,  узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.

Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

Комбинированный урок.

Д.Кабалевский:

«Кавалерийская»

«Клоуны»

«Карусель»

«Весна. Осень»  Г.Свиридов

«Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Знать/понимать: название музыкальных  средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык.

Уметь:  определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.


33

Мир композитора. (П.Чайковский С.Прокофьев).

1

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

Весна. Осень»  Г.Свиридов

«Жаворонок» М.Глинка.

«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.

Знать/понимать:  понимать и воспри-нимать интонацию как носителя образного смысла музыки.

Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением  и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

34

Обобщающий урок 4 четверти.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

Знать/понимать: музыкальные инстру-менты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная  тема, взаимодействие тем.

Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь
и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

 

Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства

Итого за 4 четверть: 8уроков

Итого за год: 34  урока



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...