Рабочая программа по музыке 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Пономарева Елена Васильевна

Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka_4.docx59.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования,  примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского,   на основе авторской программы «Музыка» для четырёхлетней начальной школы  авторов  Л.В. Школяр, В.О. Усачева, В.А. Школяр  (ОС «Школа 2100»).

В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

             

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической);

в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям;

в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку и др.

В целом,  эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

  1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 4  классе в объеме 34 часов.

  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

- проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;

- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

- знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

решать учебные и практические задачи:

- выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);

- различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особеннос ти;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:

- проявлять устойчивый интерес к музыке;

- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

- приобретать навыки слушательской культуры;

решать учебные и практические задачи:

- определять жанровые признаки;

- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;

- называть запомнившиеся формы музыки;

-определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен — Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть,

-делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;

-проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

- понимание синкретики народного творчества;

решать учебные и практические задачи:

- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;__ сравнивать народную и профессиональную музыку;

- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;

- узнавать произведения,

- называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);

- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;

- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;

-самостоятельно распевать народные текс ты в стиле устной традиции.

К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:

- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;

- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители (2–3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждет от нее);

- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);

- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельнос ти;

- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, хоровое пение, музыкальная драматизация).

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

                                                                                    VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами  «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  1. музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  2. учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обо значениях выражать свои музыкальные мысли.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оста вивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мело дию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

  Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.

           Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

           Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

           Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

   Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

           По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков -  концертов, уроков-утренников, и т.д.

2 класс

Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искусства через темы:   «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»-  композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их взаимопроникновение. Древняя легенда про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».

«О чём говорит музыка» -  музыка выражает чувства чело века (радость, гнев, печаль, тревога и др.), различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость),  создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и др.  Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.),  движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и различие между музыкой и живописью.

          «Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.

           «Что такое музыкальная речь»-  постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д.  и опыт собственной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.

3 класс

           Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о раз витии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триада, обозначающая ведущую проблему года.

  1. Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народ ной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
  2. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».
  3. Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
  4. Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств чело века, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
  5. Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.

Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.

4 класс

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют национальные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентичного, подлинного н стилизованного), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-исполнительской и творческой (сочинение, импровизации) деятельности школьников.

  1. Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
  2. «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамбли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижёры, хоры, оркестры. Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.

Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.

                                                     VII. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Комплект состоит из новой учебной программы, учебников и рабочих тетрадей для учащихся каждого класса, а также методических пособий и нотных хрестоматий для учителя музыки. Весь комплект в целом рекомендован к использованию в учебном процессе с присвоением грифа «Допущено МОН РФ». Авторы комплекта являются лауреатами премии Правительства РФ 2005 года в области образования (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2005 г. № 470 г. Москва)

Кроме этого используются материалы Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog - аудиозаписи, сведения о композиторах и их произведениях), фонохрестоматия в формате MP3 для 4 класса с музыкальным материалом к каждому уроку (http://ssf79.narod.ru/musik.html - МУЗЫКА - РЕСУРСЫ И ССЫЛКИ), нотные хрестоматии, портреты композиторов. На уроках музыки предусматривается обязательное использование компьютера с колонками, периодическое использование  интерактивной доски.

Литература для учителя:

1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы  и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. (Приложение к программе по музыке ОС Школа 2100 http://www.school2100.ru/ )

2. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя/ Э.Б. Абдуллин, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова и др.; Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1985.

3. Музыка. 1 – 7 классы: Методическое пособие по музыке для учащихся, учителей, родителей/ Составитель В.В.Федин. – Волгоград, издательство «Учитель»,  1995.

4. Музыка «Ключи»/ Учебный комплекс предназначен в качестве иллюстративного материала и средств организации учебного процесса школьного курса «Музыка»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e382c7f3-825d-489f-be4e-75e15e3e33d9/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=32

5. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/ Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011. (Часть 3. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Стр. 403, программа «Музыка»).

6. Русская классическая музыка /Коллекция произведений русской классической музыки для учреждений общего и начального профессионального образования Российской Федерации: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=19&subject[]=32

          VIII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 4 КЛАСС

Дата проведения

Тема

Материал для слушания

УУД

     1 четверть

1.Музыка стран мира:

Германии, Польши, Венгрии

Гимн России,И.С.Бах «Токката и фуга ре минор»

Личностные результаты освоения курса «Музыка»:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров;

2.Музыка стран мира: Испании, Норвегии, США

П.де Сарасате «Цыганские напевы», Испанская народная малагуэнья, дуэт гитар. Гершвин «Колыбельная»

3.Специфика музыкального высказывания

В.А.Моцарт «Фантазия ре минор», «Фантазия  до минор», «Весенняя песня», «Турецкий марш»,Л.В.Бетховен Симфония №3 «Героическая»,финал 9 симфонии

4.Взаимосвязь музыкального языка и национальной разговорной речи

Итальянские народные песни «Ты, моё солнце», «Санта Лючия»,Дж.Россини Увертюра к опере «Сорока -воровка»,Дж.Верди «Стретта Манрико» из оперы»Трубадур»

Предметные результаты:сформированность первоначальных представлений о роли  музыкального искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

5.Особенности западно-европейской музыки

Ф.Шуберт Вальс си минор, песни, «Аве Мария», Ф.Шопен Мазурки, полонезы, прелюдии

6..Соотнесение особенностей западной и русской музыки

И Брамс «Венгерские танцы» и Н.А.Римский –Корсаков «Шехерезада»

7.Музыкальная картина мира-итоговый урок, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

8.Урок –«Музыкальное турне»

По  изученным музыкальным произведениям

Коммуникативные УУД• Уметь  донести свою позицию до собеседника;

      2 четверть

1. Музыка мира сквозь «призму» русской классики

А.П.Бородин «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»

Предметные результаты:

сформированность первоначальных представлений о роли  музыкального искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД• Уметь  донести свою позицию до собеседника;

Личностные результаты освоения курса «Музыка»:

формирование у ребёнка ценностных ориентиров;

2.Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики

М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из  оперы «Руслан и Людмила»

3.Путешествие в Италию

С.С.Прокофьев «Тарантелла»

4.Путешествие в Испанию

М.И.Глинка «Арагонская хота»,персидский хор из  оперы «Руслан и Людмила»

5.Путешествие в Японию

Д.Б.Кабалевский .Вариации на японскую песню»  «Вишенка»

6.Путешествие на Украину

«Веснянка», «Гопак»

7.Тест по теме, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

8 .Урок - концерт

По  изученным музыкальным произведениям

3 четверть

                   1.Музыкальное общение без границ

М.Глинка «Жаворонок», «Ты,моё солнце»Ит.н.п

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД  Уметь  донести свою позицию до собеседника;

Личностные результаты освоения курса «Музыка»:

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

Предметные результаты:

ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  музыкального искусства и освоение некоторых из них;

Регулятивные УУД

2.Знакомство с музыкой ближнего зарубежья –Беларусь, Украина

«Перепёлочка», «Лявониха»

3. Знакомство с музыкой ближнего зарубежья-Молдова, Казахстан, Балтия

«Молдавеняска», «Камаджай», «Вей, ветерок»

4.Музыкальные портреты выдающихся представителей зарубежных национальных музыкальных культур

А.И.Хачатурян «Русская пляска» из балета «Гаянэ»

5.Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

Г.Гусейнли «Цыплята»

6. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

А.Г.Рубинштейн «Персидская песня» (в исполнении Ф.Шаляпина)

7. Музыкальный салон как  форма музыкального представительства

А.Александров «Нас много на шаре земном»

8.Творческие работы

По  изученным музыкальным произведениям

9.Тест по теме, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

10 .Урок - концерт

По  изученным музыкальным произведениям

    4 четверть

1.Искусство слышать музыку

Обзор музыкальных произведений русских классиков

Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

Уметь  оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

Личностные результаты освоения курса «Музыка»:

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

Предметные результаты:

ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  музыкального искусства и освоение некоторых из них;

2.Произведения крупной формы, как этап развития музыкальной культуры человека  

Обзор музыкальных произведений Западной Европы

3.Русская опера

М.И Глинка «Руслан и Людмила»

4.Западная опера

В.А.Моцарт «Волшебная флейта»

5.Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

По  изученным музыкальным произведениям

6. .Обобщение проблематики - от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии

По  изученным музыкальным произведениям

7.Защита творческих работ

По  изученным музыкальным произведениям

8.Итоговый тест, викторина

По  изученным музыкальным произведениям

9. Защита творческих работ

По  изученным музыкальным произведениям

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

РАССМОТРЕНА

На заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ______

от « _______» 2015 г.

______________

Пономарева Е.В.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 13

___________________

Александрова Н.Н.

ПРИНЯТА

на заседании Педагогического Совета

Протокол № ___

от « _______» 2015 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МАОУ СОШ №13     № ___

от « _______» 2015 г

_______________

Пуртова С.Н.

Рабочая программа по предмету «Музыка»

 4 класс

Учитель начальных классов высшей категории

Пономарева Елена Васильевна

2015/2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...