Уроки музыки во 2 классе 1 четверть
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Людмила Николаевна Волкова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2-1-1  Россия Родина моя
Тема «Мелодия –душа музыки

Цель:  
рассказать о роли музыки в жизни человека, о ее влиянии на мысли, чувства, настроения людей .Раскрыть понятие «мелодия»,закрепить понятии «исполнитель», «слушатель», «композитор»,музыкальные жанры .

Музыкальный материал:

Ход урока.
Вслушайся весь мир поет-
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен.


1.Введение в тему урока
Урок начинается с разговора о летних музыкальных впечатлениях уч-ся.

Учитель:
 
Ребята  вы учитесь слушать и понимать музыку. Что мы видим, когда смотрим на человека? Конечно лицо, а что мы слышим, когда слушаем музыку? Конечно мелодию. Слово мелодия переводится с древнегреческого, как - петь песню.
- А у вас есть любимые мелодии?
- Кто сможет их напеть?
А теперь предлагаю поиграть в музыкальную игру. Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их.

(Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки,  дети называют и поют их).
 
(
Закрепить понятия -  «композитор»,  «слушатель» ,  «исполнитель»;
жанры- «песня, танец, марш» ).


Вы хорошо справились с этим заданием. По мелодии определили песенки и услышали их характер. Потому что -
мелодия -  главная мысль, смысл любого произведения.

2.Работа по теме урока
1.Слушание музыкальных пьес.
Учитель:
А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы  послушать удивительное произведение  русской классики, композитора
М. Мусоргского, которое называется «Рассвет на Москве-реке».
(Имена композиторов и произведений выносятся на доску).


- Какую картину нарисовала музыка?
- Какие чувства в ней переданы?

- Что изображает это произведение?
В этом произведение есть и спокойствие, и взволнованность, и тревога. А как
слышны звучания, напоминающие пастушьи рожки, перекличку петухов, звук церковного колокола. В этой музыке нет слов, но есть мелодичный, песенный характер.

-А какие муз. инструменты вы услышали?

Главная мелодия этого произведения звучала несколько раз в исполнении различных инструментов симфонического оркестра.
Давайте и мы пропоем главную мелодию «Рассвета на Москве-реке»
Молодцы, ребята!
Композитор Мусоргский очень любил столицу нашей родины Москву и писал такие строки: «Кремль, чудный Кремль!!!Я подъезжал к нему с невольным благоговеньем…Василий Блаженный и Кремлевская стена- это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир- в мир древности!»Любовь к России ,к ее культуре Мусоргский раскрыл в своем творчестве.

Разучивание песни:
В современном мире мы тоже любим и ценим свою Родину. Поэты посвящают Родине стихи, композиторы пишут  мелодии. А когда  встречаются мелодия и слова- получается песня. Сегодня вы познакомитесь с чудесной песней «Моя Россия».
- Вам понравилась мелодия?
- Какая она по характеру?


3.Итог урока:
Мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши. Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.







Предварительный просмотр:

2-1-3    Россия – Родина моя.

Тема: «Символы России. Гимн России».

Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе; раскрыть понятия, как  мелодия и аккомпанемент (сопровождение), запев и припев.


Задачи урока:

образовательные:

показать становление гимна России как символа государства;

развивающие: 

развитие интереса к истории России;

формирование уважения к символам государства;

расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

развитие навыков исполнения гимна;

воспитательные: 

воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства.

Музыкальный репертуар: «Гимн России» муз Александрова, сл Михалкова. Патриотическая песня «Глинки; «Моя Россия» Струве; «Осенняя песенка».


Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с музыкального приветствия. 

2. Мотивационное начало урока. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?(Россия).

Правильно, мы живем в России. Каждая страна имеет свои символы, свои эмблемы: флаг, герб, гимн. Когда советские солдаты победили фашистов, над Берлином – столицей Германии – поднялось наше Красное знамя. Теперь Государственным флагом России стал бело-сине-красный флаг.

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки – герб, флаг, гимн. Они священны. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.

Тема сегодняшнего урока «Символы России. Гимн России».

Цель урока – выяснить, что такое символика Российской Федерации, где в реальной жизни мы с ней встречаемся.

Откройте тетради, запишите дату (назвать дату проведения урока) и тему урока «Символы России. Гимн России».

3. Изучение нового материала. Объяснение темы урока.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю посмотреть электронную презентацию по теме «Россия – Родина моя».

Внимательно посмотрите слайды и обратите особое внимание на прослушивание гимна (учащиеся должны встать при исполнении Гимна России).

Далее проводится беседа с учащимися по содержанию электронной презентации.

- О каких государственных символах вы узнали? (О гимне, флаге и гербе).

- Какие из них вам знакомы? (Флаг, гимн, герб).
-
Слышали ли вы раньше Гимн России? Когда и где?

Правильно, во время церемоний встреч и проводов посещающих Российскую Федерацию с официальными визитами глав иностранных государств;

- во время проведения воинских ритуалов;

- при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований на территории Российской Федерации и за ее пределами.

- В каких ещё случаях звучит гимн?

- при вступлении в должность Президента РФ – после принесения им присяги;

- во время официальной церемонии подъема Государственного флага РФ;

- при открытии памятников;

- при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам РФ.

- Как нужно слушать гимн?

- при официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов;

- в случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Запишите в тетрадях:

Государственный гимн РФ – это музыкально-поэтическое произведение возвышенного характера. Слова Гимна – патриотичны; музыка – торжественна и вдохновенна.Гимны возникли намного раньше, чем гербы. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. За всё время существования России было создано несколько гимнов.
История.
Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I. (
В 1833 г. император Николай I сообщил начальнику Собственной Его Величества канцелярии генералу А. Х. Бенкендорфу свое желание заменить английскую музыку новым гимном. Николай I, занявший престол после смерти Александра I, был патриотом нашей страны, искренне и глубоко любил Россию, глубоко ценил своеобразие русской культуры и искренне верил в созидательную силу своего народа. Он был крайне заинтересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Именно поэтому Николай I не желал воспринимать в качестве государственного гимна иностранную музыку и повелел, чтобы новый гимн был создан русскими композиторами в российских музыкальных традициях).

Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа").

Первое публичное исполнение "Молитвы русского народа" состоялось в Москве 11 декабря 1833 г. Произведение должно было служить финалом большого музыкального спектакля, причем в афишах ни словом не упоминалось о том, что "Молитва русского народа" создана авторами по заданию царя в качестве нового государственного гимна России. Исполнял хор Московских императорских театров в сопровождении сводного военного оркестра. (Вот как описывала на следующий день первое представление "Молитвы русского народа" одна из московских газет:  "Не могу описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все, и мужчины, и дамы слушали ее стоя; сначала "ура", а потом "форо" загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена".)

Повторное исполнение "Молитвы русского народа" 14 декабря вызвало еще более восторженные отзывы. Узнав о них, Николай I принял решение об официальном утверждении нового гимна: 25 декабря 1833 г. гимн впервые прозвучал на государственной церемонии. 31 декабря - в последний день 1833 г. - был официально отдан приказ по войскам гвардии, которым "Молитва русского народа" под новым названием "Боже, царя храни!" официально утверждалась в качестве российского государственного гимна

В 1908 г. было торжественно отпраздновано 75-летие "Молитвы русского народа". Казалось, что гимн навсегда останется с нашей страной, но пришел роковой 1917 год. Николай II отрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы "народной песней". "Боже, царя храни!", величественный символ процветающей Российской Империи, распоряжением Временного Правительства был упразднён.

Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений относительно нового гимна. Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями деятелей искусства. Более приемлемой казалась "Марсельеза".

Музыка российского варианта "Марсельезы" была переработана неизвестным композитором, значительно отошедшим от оригинала, а слова написаны революционером-экстремистом П.Л. Лавровым и представляют собой даже не искаженный перевод, а совершенно самостоятельное произведение, не сохранившее никакого сходства с французским оригиналом.  

"Марсельеза" оставалась российским государственным гимном недолго - в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто, и власть в стране захватили большевики. Большевики поспешили снова отменить все государственные символы - и Российской Империи, и установленные Временным правительством. Каждая революция стремиться провозгласить свою символику, сделали это и большевики - новым гимном России стал "Интернационал".

Датой официального утверждения "Интернационала" в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда "Интернационал" был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. (Текст "Интернационала" был написан французским поэтом-коммунаром Эженом Потье, музыку сочинил французский коммунист Пьер Дежейтер Русский перевод "Интернационала" написал в Париже, в 1902 году, поэт-любитель Абрам Яковлевич Коц.)

С русским переводом "Интернационала" произошла та же история, что и с "Марсельезой" - он был в корне переработан и очень мало походил на оригинал.

В 1922 г., после создания Союза Советских Социалистических Республик, "Интернационал" был переутвержден как гимн нового государства. ("Интернационал" как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся.) "Интернационал" был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну, когда на нашу страну обрушилось новое тяжелое испытание.

Начавшаяся Великая Отечественная война оттеснила старые коммунистические и интернационалистические взгляды руководства страны на второй план, т.к. на первое место вышли задачи национально-государственные, которые должны были мобилизовать силы советского народа на разгром врага.

Процесс отразился и на замене "Интернационала" новым Государственным гимном СССР. В июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. Комиссия руководила процессом создания гимна лишь номинально. Решения по ее работе - как и любые решения в СССР в то время - принимал только один человек - руководитель государства И. В. Сталин. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. Эль-Регистаном.

Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Присутствовал Сталин и все государственное и партийное руководство. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.

Новый гимн СССР стал весьма своеобразным произведением. Это действительно величественная и торжественная музыка, вполне подходящая к тому могущественному и грозному облику, который стремился придать СССР И. В. Сталин. Но в сравнении с гимнами других стран, гимн СССР имеет несколько интересных особенностей. Во-первых у него нет названия, все предыдущие гимны нашей страны имели имя собственное. Современные гимны иностранных государств также имеют названия. Гимн СССР был создан специально как гимн и впервые публично исполнялся уже после того, как состоялось его фактическое утверждение. Поэтому ему так и не дали собственного названия. (Во-вторых, гимн СССР был довольно длинным. На государственных церемониях исполнять гимн целиком было слишком долго. Отчасти по этой причине, отчасти в соответствии с международными традициями советский гимн стал чаще всего исполняться без слов - только музыка первого куплета и припева.

Эта практика позволила незаметно для многомиллионного советского народа выйти из деликатной ситуации с текстом гимна, сложившейся в 1950-60-х гг. В 1953 г. умер И. В. Сталин, и власть перешла к Н. С. Хрущеву. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя ("Сквозь грозы сияло нам солнце свободы / И Ленин великий наш путь озарил / Нас вырастил Сталин на благо народу / На труд и на подвиг он нас вдохновил"). Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов.

В 1964 г. Н. С. Хрущев лишился власти. Сменивший его Л. И. Брежнев был большим любителем торжеств и церемоний. Вскоре он решил, что гимну СССР неудобно существовать без слов и отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков переработал стихи, исключив из них имя Сталина, куплет о Красной и добавил слова о КПСС, которая "нас к торжеству коммунизма ведёт". С 1 сентября 1977 года было введено повсеместное исполнение Гимна Советского Союза с новыми словами.

Распад Советского Союза, кардинальные политические изменения и новые идейные ориентиры в жизни России потребовали новой Государственной символики. В конце 1993 года указом Президента Б.Н. Ельцина в качестве гимна РФ была утверждена мелодия "Патриотической песни" М.И. Глинки. Этим же указом были установлены правила исполнения государственного гимна, четко регламентировавшие, в каких ситуациях и как он должен звучать. Текста у гимна не было, хотя попытки создать его предпринимались многократно.

"Патриотическая песнь" была быстро принята международным сообществом, как гимн новой независимой России. Несколько иначе принимали "Патриотическую песнь" в самой России. Единодушия здесь не было: одни считали ее достойным государственным гимном, другие были недовольны отсутствием слов, третьи, в ком еще сильна была память о советском прошлом, требовали восстановления старого гимна СССР, четвертые настаивали, что новой России нужен гимн совершенно новый, созданный композиторами и поэтами наших дней.

"Патриотическая песня" как Гимн России существовала, без слов, более десяти лет.

После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн - гимн Российской Федерации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря - Совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Российской Федерации В.В. Путин. Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвращение музыки советского гимна в обществе было воспринято неоднозначно, однако мелодия достаточно знакома "на слух" и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда-то В.Я. Брюсов, главное - чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек.
В марте 2001 г. был утвержден новый Государственный гимн РФ. Автор нового текста – С. В. Михалков. В качестве музыкального сопровождения принята мелодия бывшего гимна СССР, написанного А.В. Александровым.
- А где вы видели Государственный герб РФ?
- на государственных документах (паспорт и др.);

- в рабочем кабинете Президента Российской Федерации;

- на боевых знаменах воинских частей.

- Кто может быть владельцем герба? (Страна, город, а в старину – род или отдельное лицо).

- Где вы видели ещё изображение герба? (На монетах). (Учитель показывает монеты).

Дома рассмотрите монеты разного достоинства и убедитесь в том, что на всех монетах есть изображение герба России.
- Где вы по телевизору видели флаг РФ?

- на зданиях Администрации Президента РФ;

- Центрального банка РФ;

- военных кораблях и судах;

- в рабочем кабинете Президента РФ.

- Назовите главные цвета флага нашей Родины. (Белый, синий, красный).

- Какого цвета верхняя полоса флага? Белого.

- Какого цвета средняя полоса флага? Синего.

- Какого цвета нижняя полоса флага? Красного.

Бело-сине-красный флаг, введенный Петром I как военный, стал государственным. Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Россию.

С глубокой древности эти цвета считались символами:

  • белый – божественная чистота, духовность;
  • синий – небо, верность, честность;
  • красный – кровь, смелость, любовь.

Сейчас в тетрадях будем рисовать флаг  России -  прямоугольник со сторонами 9 клеток в длину и 6 клеток в ширину. (Обратить внимание детей на изображение прямоугольника на доске). Разделите его на 3 равные горизонтальные части (полосы) (каждая часть высотой по 2 клетки), раскрасьте их в соответствии с цветами Государственного флага России.

Подпишите: Флаг России.

(Учащиеся изображают флаг России в рабочих тетрадях).

- Молодцы, у всех получилось хорошо.
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Первичное осмысление и применение изученных знаний).

Вопросы к учащимся:

1. Учитель:  Ребята, кто автор слов Государственного гимна Российской Федерации?

Учащиеся: Сергей Владимирович Михалков.

2. Учитель: Как называет Сергей Михалков Россию в гимне?

Учащиеся: Священная наша держава; любимая наша страна;

Одна ты на свете! Одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

3. Учитель: Что является достоянием России на все времена?

Учащиеся: Могучая воля, великая слава.

4. Учитель: Где раскинулись наши леса и поля?

Учащиеся: От южных морей до полярного края.

5. Учитель: Каким называется Отечество в гимне?

Учащиеся: Отечество наше свободное, братских народов союз вековой.

6. Учитель: Что дает нам силу?

Учащиеся: Нам силу дает наша верность Отчизне.

7. Учитель: Откуда берется мудрость?

Учащиеся: Предками данная мудрость народная.

8. Учитель: Какой «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»? Грядущие – значит, будущие.

Учащиеся: Широкий простор.

9. Учитель: Гордимся ли мы своей страной?

Учащиеся: Мы гордимся тобой!

10. Учитель: Сколько куплетов в песне?

Учащиеся: 3 куплета.

11. Учитель: Есть ли в гимне повторяющийся припев?

Учащиеся: Есть.

12. Учитель: Какие слова звучат в припеве гимна?

Учащиеся: Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

(Повторить с учащимися ответ несколько раз, можно цепочкой, хором и др.)

13. Учитель: Какая музыка звучит при исполнении Гимна РФ?

Учащиеся: Торжественная, величественная, вдохновенная.


5. Разучивание песен.
Распевание «В речке синяя вода»исполняется разными игровыми прикмами( по рядам, перекличкой и т.д.) Разучивание новой  попевки  «Кошкин дом» (учить передавать в пении тревогу и волнение, обратить внимание на скачки одного слога)
- Сегодня мы с вами продолжаем работу над выразительным пением песни «Моя Россия».(Повторение текста и вокальное исполнение 1 и 2 куплетов. Разучивание 3 куплета. Исполнение всей песни с движениями всем классом).


6. Домашнее задание.

уровень знания: знать символику РФ, уметь отличать флаг РФ от флагов других стран,

уровень понимания: вставать при слушании Государственного гимна РФ, мальчикам – снимать головные уборы;

уровень применения: выучить текст гимна;

творческий уровень: найти в окружающей жизни, где используется символика России.

7. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу класса  и называет учащихся, отличившихся на уроке.

Спасибо за урок. До свидания!



Предварительный просмотр:

2-1-4      День полный событий

Тема: «Фортепиано»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль».
Задачи:
Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления различных пьес П.Чайковского и С.Прокофьева, используя такой метод обучения, как метод сходства и различия; В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Развивать вокально-хоровые навыки

Образовательная:

Закрепление жанровых признаков музыки; дать учащимся представление о музыкальном инструменте «фортепиано»,  вспомнить, из каких итальянских обозначений силы звучания (динамики) складывается  это слово – форте (громко) и пиано (тихо), что фортепиано имеет две разновидности – пианино и рояль.

Воспитательная:
Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия  музыки композиторов Чайковского и Прокофьева, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

Музыкальный репертуар:
Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский; «Марш» С. Прокофьев;
«Моя Россия» Струве; «Осенняя песенка».

Ход урока

(Дети под музыку «Марш деревянных солдатиков» Чайковского входят в класс.) Музыкальное приветствие.
- Сейчас прозвучало произведение, которое вы уже слышали. Вы его узнали? Как оно называется? Кто его сочинил? (Ответы детей)
Давайте представим себя игрушками: девочки – куклами, мальчики – барабанщиками. Я буду руководить парадом. Приготовились – марш! А теперь послушайте второй марш. Его сочинил Сергей Прокофьев. Послушайте начало марша. Что вы в нем услышите?

Звучит вступление к «Маршу» Прокофьева.

-Верно. Это прозвучало вступление к маршу. В нем действительно бьется пульс марша. Те, кто внимательно вслушается во вступление, тот сможет точно начать маршировку в тот момент, когда появится основная мелодия марша. Проверим, все ли из вас внимательные слушатели. Встали у своих стульев, вы начнете маршировать с  левой ноги.(исполнение)

-Молодцы! Почти все из вас, верно услышали начало марша после вступления. А теперь я буду изменять звучание марша, а вы будете откликаться на эти изменения. А вступление к маршу мне поможет исполнить барабанщик (приглашается один из учащихся для игры на барабане). Молодцы!


Введение в тему урока.

- Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во все мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть  и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у многих из нас он есть и дома. Музыкальные пьесы, которые мы с вами услышали, тоже были исполнены на этом инструменте!

- Да, это фортепиано!

Кто из вас знает, как появился этот инструмент?

Когда и кем он был изобретён? - Чтобы узнать всё это, мы отправимся с вами в далёкое прошлое. Я вам расскажу где, когда и кем был изобретен этот инструмент, какие инструменты помогли в создании фортепиано. Ведь оно возникло не сразу, у него была длинная и интересная история рождения.

А началось это очень давно, еще 600 лет назад. Именно тогда, музыкальные мастера изобрели такой инструмент клавикорд (иллюстрации). Клавикорд еще не был похож на современное фортепиано. Он напоминал прямоугольный ящик с черными и белыми клавишами. Звук клавикорда был мягкий и нежный, и легкого прикосновения к клавише было достаточно, что бы извлечь звук. Всем был хорош клавикорд, но вот беда – его звучание было таким тихим, что его почти не было слышно.

Поэтому вскоре на смену клавикорду  пришел клавесин( показ иллюстрации). Чем отличался он от клавикорда? Изменилась форма, а вместо одной клавиатуры стали делать 2-3, чтобы усилить звук. Но и это не помогало. С какой бы силой исполнитель не нажимал на клавишу, звук все равно оставался тихим и однообразным.

А почему же звук на клавесине не был громким? Да потому, что звук извлекался щипком. Струну, которая прикреплялась к клавише, цепляло пером (воронье), но оно было слабым и непрочным, часто ломалось, и поэтому невозможно было играть громко и ярко.

И только в 1709г. итальянский мастер Кристофори  заменил перья на деревянные палочки-молоточки.  И звук стал не щипком, а при помощи молотка о струну. Ударишь по клавише сильно – звук получается громкий – форте ( показ на фортепиано), а слабо ударишь – тихий –пиано. А если соединишь эти два слова: форте и пиано, то получится название инструмента – фортепиано.

А теперь послушайте как звучит фортепиано в отличии от клавесина. (Прослушивание)

- Итак: фортепиано стало «королем» всех музыкальных инструментов, его назвали королевским,  это слово на итальянском языке звучит как рояль (показ иллюстрации).

Но рояль был слишком громоздким. Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить. Поэтому очень скоро придумали (изобрели) маленькое фортепиано, которое назвали пианино, что означает «маленькое».

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас. А сейчас дадим слово Фортепиано!

Презентация «Рассказывает Фортепиано»
Рассказ
-Лично у меня, — подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано,

- все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!

 Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом — крышкой.

 Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

 Кажется, будто они хотят застать струны врасплох, появляясь в самых неожиданных местах — то поодиночке, то группами. И струны рокочут от бешеных наскоков молоточков, и плачут, будто задетые за живое, и нежно поют под ласковыми прикосновениями. И смеются, и ликуют, и негодуют, и печалятся, и вздыхают. . . Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

Имя мое, происходит от двух итальянских слов: форте  и пиано. По-русски меня следовало бы звать Громкотихо.

 — До обидного простое имя у такого замечательного инструмента! Да вы достойны самого звучного имени на свете!

 — Что ж, меня называют также Рояль, что в переводе значит королевский.

 — Ваше величество! Разрешите поинтересоваться вашей королевской родословной

Извольте. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:

 род  Струнных,

 род Клавишных и

 род Ударных.

 Мой прямой предшественник, можно сказать, отец родной — благородный Клавесин. От  Клавесина я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Правда, сердце Клавесина билось иначе, чем мое: более бесстрастно и сдержанно — от шипка струн перышками.

Инструмент по имени Цимбалы, можно сказать, моя родная мать. Это натура бесхитростная, вся на виду. Звучит от ударов палочками по струнам. Очень древний инструмент, должен сказать. И сегодня еще живет в некоторых странах, народным считается.

— Я появился на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. «Голос у тебя, конечно, еще неотесанный, — сказал мне при рождении мастер — но, по сравнению с Клавесином, есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Будешь зваться отныне  Фортепиано».

Когда вы взошли на престол. Ваше величество?

 Ответ был такой:

 Клавесин

 Пианино

 — Примерно лет сто я жил в тени Клавесина, под его крылышком. Набирался ума-разума. Ну, а потом Клавесин ушел на покой, в музей, а за мной утвердился королевский титул.

 — Конечно, музыканты в вас души не чаяли, как говорится, на руках носили,..

 Засмеялся Рояль, мелким бисером звуков рассыпался:

 — Хотел бы я посмотреть на таких силачей. Меня и на колесиках-то нелегко с места сдвинуть. На невнимание к своей особе пожаловаться не могу. Композиторы стали мне дарить лучшие свои сочинения, а любители музыки повсюду меня встречали восторженными овациями. И тогда я сказал себе: положение любимого инструмента обязывает. Буду совершенствоваться без устали. И стал я внимательно следить за техническими достижениями.

 — Неужели и в технике разбираетесь?!

 — Как же, мне не обойтись без технических знаний. Помню, в 1812 году техническая новинка появилась — научились люди тянуть стальную проволоку. Я тут же ее под струны приспособил.

 А знаете, с какой гигантской силой струны во мне натянуты? В двадцать тысяч килограммов!

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Вокально-хоровая работа
Распевание, ритмические задания.
Разучивание  «Осенней песенки» (2 куплет).Показ движений.
Эмоциональное исполнение с солистами песни «Моя Россия» Струве.

Музыкальная игра.

Класс делится на 2 команды (команда мальчиков и девочек)
а) Я показываю картинку с изображением музыкального инструмента или слушание звука инструмента, а ученики отгадывают название инструмента.

Итог урока
- назовите 2 муз. лада;
- 3 основных муз. жанра;
- какие инструменты относятся к фортепиано; почему;
- что такое форте и пиано;
- что означают слова «рояль» и «пианино»

Спасибо за урок.  Вы все сегодня активно работали. Скажите, чем вам понравилось сегодняшнее путешествие?  Чем вам запомнилось больше всего наше занятие? Нарисуйте смайлик настроений

 Домашнее задание. Выучить тексты песен



Предварительный просмотр:

2-1-5      День полный событий

Тема: «Природа и музыка»

Цель урока: Выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примерах музыкальных произведений и окружающего мира, воспринимая музыку, как интонационно-образную речь.

Задачи:

  • Развивающие: развивать музыкальные впечатления учащихся, познания в области интонационной выразительности, выявляя основные элементы музыкальной речи; закрепить особенности компонентов живой природы;
  • Образовательные: формировать эмоционально-смысловое содержание музыки, экологическую культуру детей, уметь находить общее в музыке и природе, сопоставляя их объекты, обобщить знания по теме «Природа»;
  • Воспитательные: пробуждать в детях интерес к наблюдению за живой и неживой природой в музыкальных произведениях и окружающей среде, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Музыкальный материал: «Утро», «Вечер» С.С.Прокофьева;попевка «Чебурашка с крокодилом» Д.Б.Кабалевского;р.н. «Колыбельная»; «Осенняя песенка»; «Наши друзья» муз. В. Алексеева,сл. М.Филатовой.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением. Послушайте и вспомните, как оно называется, и кто его написал? (Фрагмент)(Ответы)
-Правильно!!! П.И.Чайковский написал много музыки для детей и собрал произведения в «Детском альбоме». К какому жанру относится эта музыка?
-Какие еще муз. жанры вы знаете?
Каждый из муз. китов (жанров) могут встречаться и окрашивать произведения в свою определенную окраску. Марш- в маршевость, танец- в танцевальность, а песня -в песенность.
Сейчас мы с вами попробуем это показать.
Попевка «Чебурашка с крокодилом»

Введение в тему урока
– Ребята, послушайте стихотворение.

Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка,
И в такт этим звукам плывут облака

То дождь запоет, забасит вдруг пурга. 
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.

– О чем оно? Правильно о природе и музыке. Тема урока так и называется «Природа и музыка». Мы подведем итог ваших знаний о природе, а помогать нам в этом будут музыкальные произведения.

-Сейчас вы послушаете 2 произведения С.Прокофьева. Подумайте, как бы вы их назвали?
Слушание пьес «Утро» и «Вечер».(Ответы детей).

-Произведения отражают утро и вечер в природе. Какая из пьес отражает утро, а какая вечер?  Ответы детей.
-
Молодцы, определили верно. Предлагаю вам пропеть и запомнить мелодию утра.
Интонационная работа с пьесой «Утро»

-Посмотрите на нотную запись в учебнике. Что интересного вы заметили?

(Скрипичный и басовый ключ, добавочные линеечки,)

-Почему так построил композитор пьесу?

-Чтобы передать простор. Услышать, как поднимается солнышко.

-Покажите движение солнышка если утро.

-Снизу вверх.

-Правильно восходящие интонации.

-Давайте ещё раз послушаем пьесу «Утро» и передадим с помощью пения и движений ,  как поднимается солнце 2 слушание пьесы.

-Какой инструмент услышали.

-Фортепиано.

-Как на фортепиано можно показать простор между небом и землёй.

(Дети показывают)

-Правильно с помощью выразительного средства регистра можно передать простор.

Регистр –относительная высота ноты, диапазон. Он бывает низкий, средний, высокий.

-Какие чувства вызвала у вас эта пьеса?

-Пьеса «Утро звучит в низком и высоком регистре.

-Послушайте, в каком регистре звучит пьеса «Вечер».

-Правильно, в  среднем.

-Как вы думаете , почему?

-Давайте разучим мелодию этой пьесы

Разучивание мелодии «Вечер».

-Попробуйте сочинить  слова к этой мелодии.

Минутка творчества.

-Я предлагаю всем вместе спеть мелодию пьесы со словами

«Вечер нам дарит покой, тишину» 

-После вечера наступает ночь. Чтобы она была спокойной, вам мамы пели песню. Как она называется?

-Колыбельная.

-Верно. Я предлагаю вам разучить р.н. песню «Колыбельную».
-Сегодня я вас хочу познакомить с веселой песенкой «Наши друзья».
Знакомство и разучивание.

Вокально-хоровая работа над  «Осенней песенкой», разучивание 3 куплета, исполнение с движениями.

4.Итог урока.

Быстро пролетел урок,
Подведем теперь итог.
Чем сегодня занимались,
В чем с охотой упражнялись?
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
(Ответы детей)
Молодцы, а теперь нарисуйте смайлик впечатлений.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к музыке «Утро» или  «Вечер».
Выучить текст песни.



Предварительный просмотр:

2-1-6  День полный событий.
Тема: «Танцы, танцы, танцы»

Цель:
 познакомить обучающимся с песенностью, танцевальностью и маршевостью в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. 
Задачи:

- учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их  
 жанровую основу;

- развивать умение наблюдать за процессом музыкального развития на основе
 сходства и различия интонаций, тем, образов;

- воспитывать эмоциональную выразительность в игре, пении, пластике.

Музыкальный материал:
 «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского; «Тарантелла» С. С. Прокофьева; «Осенняя песенка»; «Наши друзья» муз. В. Алексеева,сл. М.Филатовой.

                                                           
                                                            Ход урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На прошлом уроке мы начали разговор о музыке, связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.


Повторение пройденного материала.

-  Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы. На прошлом уроке мы говорили о двух неразрывных понятиях «Природе» и «Музыке».

- Какие музыкальные произведения, рисующие нам картины природы мы слушали?(фортепианные пьесы «Утро» и «Вечер»)

- Назовите автора этих сочинений? (Сергей Прокофьев)

Верно, пьесы, которые мы слушали, действительно написал советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.  В 1941 году они были включены в 7-частную симфоническую сюиту «Летний день». В этих пьесах практически отсутствуют изобразительные подсказки для определения их названий. Но фантазия ВЕРНО подсказала вам какое время дня ощущается в каждой из пьес.

 
- Какие средства музыкальной выразительности подсказали вам правильный ответ?
(чередование высоких и низких звуков в пьесе «Утро»)

- Как называется степень высоты голоса, звука или музыкального инструмента? (Регистр)

Давайте вспомним, какие бывают регистры, и сыграем в игру «ПОСУДА».

ИГРА «ПОСУДА»: обучающиеся произносят фразу : «Чай горячий наливайте, чай горячий попивайте» в разных звуковых регистрах (НИЗКОМ от имени самовара, СРЕДНЕМ от имени чайника, ВЫСОКОМ от имени чашек)

Именно регистр помог нам правильно определить названия пьес С. Прокофьева.
- Звуки, какого регистра характерны для музыки утра?
(ответы обучающихся)

- Звуки, какого регистра характерны для музыки вечера?(ответы обучающихся)
Вокально-хоровая работа.
Предлагаю спеть нашу «Осеннюю песенку» и продолжить разучивание песни «Наши друзья»

Введение в тему урока. Изучение нового материала.

- Молодцы! Сегодня нам тоже предстоит совершить музыкальное путешествие по стране ХОРЕОГРАФИКЕ. Потому что тема нашего урока «Танцы, танцы, танцы»

- Скажите, а вы любите танцевать?(ответы обучающихся)

- Когда человек танцует?(ответы обучающихся)

Правильно, человек танцует в минуты радости и веселья.

- Какие танцы вы знаете?(ответы обучающихся)

 

Вы готовы начать путешествие?

Тогда скажем дружно:

Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

А научишься считать

Будем вместе танцевать!

 

СЛУШАНИЕ: «Итальянская полька» С. В. Рахманинова

 

Посмотрите, первый город страны ХОРЕОГРАФИКИ. Все жители этого города танцуют  весёлый задорный танец, Родиной которого считают Польшу.

 

- Вы догадались, какое название носит этот танец?(ответы обучающихся)

  Верно это ПОЛЬКА.

- Какой характер бывает у ПОЛЬКИ? (бойкий, задорный, скачущий).

- Какие движения принято исполнять во время польки?(ответы обучающихся)

  Правильно. В основе этого танца лежит подскок, подпрыгивание.

 Сегодня мы познакомимся ещё с одной пьесой, написанной в жанре танца.

 Это сочинение Петра Ильича Чайковского из цикла фортепианных пьес «Детский  
альбом».

 

СЛУШАНИЕ: «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского

 

- Как называется эта пьеса?(ответы обучающихся)

- В каком жанре она написана?(ответы обучающихся)

 

А вы знаете, что все жители ХОРЕОГРАФИКИ  исполняя польку, приговаривают волшебные слова, чтобы их танец стал самым зажигательным.

Давайте вместе повторим их и станцуем под музыку Петра Чайковского

 

Мы танцуем польку.

Не устав нисколько.

Мы танцуем вместе,

Не стоим на месте.

 

СЛУШАНИЕ: «Полька» из «Детского альбома» П. И. Чайковского + вокальная и танцевальная импровизация

 

Какие вы молодцы! Какая замечательная полька у вас получилась! Но пришло время проститься с первым городом и отправиться дальше. Для этого скажем:

Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

А научишься считать

Будем вместе танцевать!

Посмотрите вокруг! В каком городе мы очутились? Здесь все жители танцуют весёлый, задорный танец, который родился в России (на Руси).

 

 - Узнали вы этот танец?(ответы обучающихся)

- Как он называется?(ответы обучающихся)

 

Верно, плясовая «Камаринская» родилась на земле русской.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной пьесой Петра Ильича Чайковского написанной в жанре танца.

 

СЛУШАНИЕ: «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского

 

- Какой характер у «Камаринской» П. Чайковского?(ответы обучающихся)

 

Пляска КАМАРИНСКАЯ не имела определённых фигур и носила характер импровизации. Давайте попробуем тоже с импровизировать и передать зажигательный характер русской плясовой.

 

СЛУШАНИЕ: «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского + танцевальная импровизация

 

Замечательный танец – «Камаринская». Сразу чувствуется народный дух, русская удаль. Но нельзя нам долго засиживаться в гостях, пора в путь отправляться.

Скажем вместе:

Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

А научишься считать

Будем вместе танцевать!

Посмотрите вокруг! В каком городе мы очутились? Все жители этого города постоянно кружатся, потому что день и ночь танцуют этот танец.

 

 - Узнали вы этот танец?(ответы обучающихся)

- Как он называется?(ответы обучающихся)

ВАЛЬС стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной пьесой Петра Ильича Чайковского написанной в жанре танца. Пьеса называется «ВАЛЬС».

 

СЛУШАНИЕ: «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковского + танцевальная импровизация

- Какой характер у «Вальса» П. Чайковского?(ответы обучающихся)

- Какие звуки создают плавность и ощущение кругового движения в «Вальсе»?

 

Хорошо. И снова нам пора в путь. Мы направляемся в четвёртый город страны ХОРЕОГРАФИКИ.

Скажем дружно:

Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

А научишься считать

Будем вместе танцевать!

Какой танец подарит нам четвёртый город? Скоро узнаем.

 Этот танец родился в солнечной Италии. Называется он ТАРАНТЕЛЛА.

(Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитарытамбурина и кастаньет).

- Назовите характерные черты тарантеллы?(ответы обучающихся)

 Мы познакомимся с пьесой, которая называется «Тарантелла» советского композитора Сергея Прокофьева. Эта пьеса из музыкального цикла «Детская музыка».

 

СЛУШАНИЕ: «Тарантелла» из «Детской музыки» С. С. Прокофьева

 

- Какой характер у «Тарантеллы» С. Прокофьева?(ответы обучающихся)

Пришла пора возвращаться домой. Скажем вместе:

 

Раз-два, раз-два-три,

Ты за мною повтори!

Путешествовали дружно –

Возвращаться в школу нужно!

 - Здравствуй, класс! Вот и вернулись мы из путешествия по волшебной стране ХОРЕОГРАФИКЕ. Много разных городов повидали, много разных танцев узнали.

 

Домашнее задание.

 Выучить названия танцев. Нарисовать рисунок наряда для бала.


Итог урока.

Пришло время подвести итог нашего урока.

- Какие музыкальные произведения мы слушали на уроке? (пьесы П. Чайковского из цикла «Детский альбом» и С. Прокофьева из «цикла «Детская музыка»)

- Определите жанровую основу этих сочинений? (танец)

- Перечислите названия танцев, с которыми мы познакомились на уроке? (полька, камаринская, вальс, тарантелла)

 

Молодцы! Сегодня хорошо работали ! (выставление оценок) Спасибо за урок!

 




Предварительный просмотр:

2-1-7 День полный событий
Тема: «Эти разные марши»

Цель: познакомить с жанром – марш, его разновидностями. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

- продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать  
 чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал
 урока (маршевую музыку).
- повышать исполнительскую и слушательскую культуру.
- развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Музыкальный репертуар:  П. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” ; «Похороны куклы»; С.С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»; р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Наши друзья» муз. В. Алексеева, сл. М.Филатовой.

                                                            Ход урока


Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Повторение пройденного.
- Ребята, вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
 Да, на прошлом уроке мы с вами говорили о трех  «китах» или  о трех основных
 музыкальных  жанрах, которые помогают понять музыку, назовите их.
(Песня  
 танец, марш).
 - А с каким жанром мы познакомились? (С танцем).
- Что такое танец? 
(Это музыкальное произведение, под которое можно  
       танцевать)

 - Кто же из вас был самым внимательным и скажет, какие три танца мы с
      вами слушали?
(Вальс, полька, Камаринская)

 - А кто композитор этих танцев?  (Петр Ильич Чайковский)
Введение в тему урока.
- Я вам сейчас исполню  одно произведение,  послушайте  (Играю марш)

- Какой характер у этого произведения?
- Что удобно делать под такую музыку?
- А как называется музыка, под которую удобно шагать?

- Правильно, ребята, это марш. Сегодня мы с вами познакомимся с «китом», музыкальным жанром - маршем. «Марш» - по-французски ходьба, движение.

От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом. Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку.

Музыка бодрая, четкая, энергичная  и в то же время не быстрая. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. На свете существует много разных маршей – громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.

-Скажите, дети, а удобно ли под нее бегать и прыгать? Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато ходить - одно удовольствие! И называется такая музыка….

(Марш).

- А теперь  давайте сами попробуем промаршировать.(Дети шагают под музыку)
Музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движения. Марши бывают разные, поэтому поступь разная.

 - Подумайте и ответьте на вопрос: какой музыкальный инструмент лучше всего подходит к звучанию марша?  Чтобы помочь вам я загадаю загадку:

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Сам пусто, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)


- Верно. Оказывается, на свете существует множество самых разных барабанов – больших и маленьких, с голосами высокими и низкими.
- Скажите, какие марши вы знаете?
 (Спортивные, военные, траурные, торжественные)

- Молодцы!!! Спортивные, физкультурные марши - их музыка, словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящий, мягкий спортивный шаг,

- Где они звучат? (Олимпиады, соревнования)
В спортивной жизни все в движенье – 
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.


 - А вот военный марш, он какой? (Мужественный и очень четкий).

-В их музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь. Какой марш часто звучит на парадах. Впереди колонны дирижер с большим шестом, украшенным
кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему равняется вся колонна.  

Еще есть праздничные марши. В этих маршах  торжественность, любовь к родине, прославление страны.

- Сейчас мы с вами послушаем еще одно произведение П.И.Чайковского из «Детского альбома»,
внимательно послушайте его и скажите , кто может под него маршировать?
Прослушивание марша «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.


-
Кто может под него маршировать? (Маленькие детки, куклы).

- Да, это кукольный марш. Шажки у них маленькие, поэтому шагают часто.  
 Пошагаем на ладони под музыку. Кто написал марш?
(Петр Ильич Чайковский)
Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем сказку.
1 вариант

- Большой Барабан был недоволен Маленькими Барабанчиками. Он сердито загремел и стал неторопливо выговаривать малышам:
-
Бам! Бам! Что за гам!
Так шуметь не стыдно вам!
Дробно стуча, скороговоркой затарахтели в ответ маленькие Барабанчики:
-
Дядя Барабан, мы так стучали,
Что перебудили целый свет.
Где-то пять копеек потеряли –
Не купить теперь конфет. 

-Старый барабан то ли продолжал ворчать, то ли принялся их успокаивать:
Бам! Бам! Стыд и срам!
Я конфет сам вам дам!

2 вариант
А теперь сыграем “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками, играем все вместе.

Оказывается, «Марш деревянных солдатиков» можно исполнить как песню. (Слова И.А. Агаповой).

Раз-два! Аты-баты!

Весело солдаты

Сабли деревянные несут.

Пусть живут в коробке,

Но они не робки,

Увидали: кот ворует суп!

Пять-шесть! Аты-баты!

Выполнить команду,

Чтоб из кухни выгнать нам кота!

Брысь, кот! С нами ружья,

Воровать не нужно.

Будь, кот, честным, сдружимся тогда.

Раз-два! Аты-баты!

Весело солдаты

По ковру вдоль комнаты идут!

Пусть живут в коробке,

Но ни не робки.

Службу четно здесь они несут.


- Молодцы!!!
Давайте с вами прослушаем еще один марш П. И. Чайковского, какие  
 чувства вызовет он у вас в душе?

Звучит марш «Похороны куклы»

- Ребята, какая была музыка марша по характеру?

- Да, музыка нужна человеку в радости и в горе. Похоронный марш - это последнее шествие человека. Такие марши всегда серьезные и грустные. Ребята не только люди могут маршировать и ходить под музыку, мы сейчас убедились что и куклы могут….. А природа может?

- Конечно, может. Послушайте произведение С.С.Прокофьева «Ходит месяц над лугами»
Звучит Прокофьев « Ходит месяц над лугами»
-
Какую  картину нарисовала вам музыка? (Месяц будто потихонечку идет мелкими шажками к звездам, а затем возвращается обратно)
Да, в пьесе «Ходит месяц над лугами», мы слышим неторопливая поступь, вы заметили при этом многократное повторение?  варьирование распевной главной темы, напоминающей народную песню.


-
Запомнили ли вы композитора ? (С.С.Прокофьев)

- Как прозвучала музыка ? Понравилось ли вам её звучание ?

  Попробуйте промаршировать под неё.

Вокально-хоровая работа.
Распевание. Повторение «Солдатушки, бравы ребятушки».
Продолжение разучивания «Наши друзья».


Домашнее задание:
нарисовать барабан, выучить текст песни.

Итог урока
 
- О чем говорилось на уроке?
- Почему тема урока была
«Эти разные марши» ?
(
О разных характерах маршей. Характер зависит от персонажа, который музыка «марш» выражает. Повторили песню-марш «Солдатушки, бравы ребятушки»)


- Молодцы!!! Не забудьте нарисовать смайлик впечатлений.Всего вам доброго.
Музыкальное прощание.



































Предварительный просмотр:

2-1-8    День полный событий
Тема: «Расскажи мне сказку»

Цель: Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева и П.Чайковского), интонационными  особенностями колыбельной песни.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; познакомить учащихся с особенностями песни на примере колыбельных песен, познакомить и разучить 1 куплет песни «Колыбельная медведицы».

Развивающие: учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью; учить сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанр; вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности.

Воспитательные: воспитывать  доброту  и любовь к маме, к природе; музыкальный вкус;

Музыкальный материал: П.И. Чайковский  «Нянина сказка», «Мама»;

С.С.Прокофьев «Сказочка»; «Спят усталые игрушки» муз. А.Островский, сл. З.Петровой ; «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю.Яковлева; «Наши друзья» муз. В. Алексеева, сл. М.Филатовой.
                                                         
Ход урока:

                                                                    "Песня матери - главная песня в мире;
                                                                     начало всех человеческих песен".
 
                                                                                                        Расул Гамзатов

Организационный момент.
Музыкальное приветствие. 

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Послушайте  музыку (П. И. Чайковского Детский альбом № 5 Марш деревянных солдатиков.)

- Назовите музыкальное произведение. (Марш)

- Кто композитор этого произведения? ( П.И. Чайковский)

- О чем мы говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы говорили о разных маршах).

- Какие бывают марши? (Марши бывают военные, празднично-торжественные, спортивные, траурные, свадебные, детские.)

- Где звучат марши? (Маршевая музыка применяется не только для организации движения, она красиво звучит в оперных, балетных, симфонических произведениях.)

- Что объединяет все марши? (Все марши объединяет четкий шаг и четкий ритм)

- Вы усвоили материал. А сегодня вы узнаете новое.

Введение в тему урока.
- Послушайте музыку и попробуйте сами назвать тему нашего урока.

- Кто пел колыбельную?

- О чем обычно поется в колыбельных?

 
- Правильно, тема нашего урока: «Расскажи сказку.»

А сейчас мы отправляемся в путешествие по стране сказок.

Откройте учебник на стр.30-31 и рассмотрите иллюстрацию.

На прошлом уроке рассказчиками были известные вам композиторы Пётр Чаковский и Сергей Прокофьев.

- Мы продолжим знакомство с музыкальными произведениями двух выдающихся композиторов П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева.

Вы видите мальчика и его няню, сидящую за вязанием.

Тянется нить из клубка, плетётся узор, начинается неспешный рассказ.

Всё в мире хочется познать,
Всё хочется увидеть в мире:
В стране мелодий погулять
И поиграть на струнной лире.
Цветок нас ждёт…
Нам музыка всего дороже
Фантазий сказочная нить
Не заблудиться нам поможет.

Во времена П. Чайковского и С. Прокофьева дети любили, когда им рассказывали сказки. Главными рассказчицами того времени были няни.

- У маленького Пети Чайковского тоже  была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.

- В сказках происходят разные чудесные события.

- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?

Слушание произведения.

- О чем же рассказала вам эта сказка?

- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.

- Что вы представите, когда звучит эта музыкальная сказка?

Слушание произведения.

-Итак, вы услышали музыкальные сказки П.Чайковского и С.Прокофьева. Подумайте, одинаковые эти сказки или разные?

- Чья сказка вам особенно понравилась? Почему?

- Мы продолжим сказочную тему, но её название вам предстоит угадать после просмотра видеофрагмента. («мелодия из программы  «Спокойной ночи малыши»)

- Удалось вам определить жанр этой музыки? Назовите? (ответы обучающихся)

- По каким признакам вы определили, что это колыбельная? (ответы обучающихся)

Действительно, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.

Колыбельная песня исполняется вечером, перед сном, а это значит колыбельные песни тихие, спокойные, нежные, ласковые… Многие из них вам известны с раннего детства. Откройте учебник на стр. 34 – 35.

- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню? (В исполнении мамы).

- Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.

- Послушайте песню.
Слушанье
«Спят усталые игрушки».

- Узнали ли вы ее?

- Покажите движениями рук интонации колыбельной. На что похоже это движение?

- Подумайте, какие музыкальные инструменты могли бы передать характер колыбельной песни?

- Послушайте пьесу П.И.Чайковского «Мама» из «Детского альбома».
- Какие чувства выражены в ней?

- Вы видите ласковые мамины руки, добрые глаза, приветливая улыбка… Мама напевает колыбельную. Колыбельную песню называют главной песней в жизни человека. Почему? Как вы думаете?

- Как звучит музыка?

- Какими интонациями насыщена музыкальная ткань сочинения?

- Какими красками нарисован образ мамы?

- Почему в средней части пьесы появляются взволнованные, растревоженные  
 звуки?

- Что хотел сказать композитор Чайковский этой музыкой ее исполнителям и
 слушателям?

Вокально-хоровая работа.

- Сегодня мы выучим новую песню, которая называется «Колыбельная медведицы», написали её композитор ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ на слова ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА.

 - Послушайте ее. Слушанье.
- Какое настроение создала у вас эта песня?
-разучивание ритмического рисунка песни;
- распевание;
- вокализация (по группам, рядам, хором).
Эмоциональное исполнение песни «Наши друзья»

Итог урока.
Пришло время подвести итог урока. Сегодня мы завершаем изучение раздела «День полный событий».

- О ком мы говорили на уроке?

- Какие произведения слушали?

- Что нового узнали?
Любите своих мам,
 слушайте и исполняйте колыбельные песни, мечтайте о добром и хорошем, и пусть ваши сказочные сны  сбываются. Спасибо! До новых встреч!

Домашнее задание. 
- Выучить текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова, Ю.  
 Яковлева,
- Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....