Уроки музыки в 3 классе 1 четверть
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Людмила Николаевна Волкова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3-1-2- Тема: Природа и музыка.


Цели:  Познакомить детей с понятием «романс».Показать ребятам различие между романсом и песней. Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и  определять ее характер. Развивать  вокально- хоровые навыки. Выявлять исполнительский уровень класса. Воспитание музыкальной культуры.

Музыкальный материал:
 «Жаворонок» Глинки; «Благославляю вас, леса» А. Толстой; «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова; «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой , распевание «Песенка про лень».


Ход урока

1.Орг. момент. Урок начинается с музыкального приветствия
Дети слушают музыку.

«Моя Россия» Г. Струве (минусовка, с мелодией)

-Что за музыка звучала сейчас ? (Песня, мы её пели на прошлом уроке)
- А как вы узнали эту песню?
(по мелодии)

-А что такое мелодия? Давайте споем все вместе песню. (исполнение)

Распевание. Разучивание «Моя Россия» 1-2 куплеты.


2. Работа с презентацией.

  • Подготовительным этапом к прослушиванию романса «Благословляю вас, леса» П. Чайковского  (стихи А.К. Толстого) может послужить знакомство детей со стихотворным текстом, который прочитает учитель. Пусть ребята выскажут свои предположения о том, музыку какого характера они сочинили бы на эти стихи, если бы были композиторами. Третьеклассники, несомненно, услышат песенную мелодию своего будущего произведения, его неторопливый темп, торжественный, возвышенный характер высказывания. Нужно связать их раздумья с восторгом человека-путешественника, любующегося природой, с неспешностью и сдержанностью его  размышлений, благоговейным отношением к красоте жизни.
  • определение  жанра романса, послушать романс «Благословляю вас, леса» в записи
  • отметить контраст различных настроений в музыке вступления, а также разучить мелодию романса. Мужской голос, который исполняет романс, называется баритон.
  • Контрастом к романсу Чайковского послужит музыка другого романса – «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова (на стихи того же поэта – А.К. Толстого). Стремительная мелодия, быстрый темп, энергичные ритмы сопровождения, яркий мажорный колорит музыки также передают восторг человека, наблюдающего за весенним пробуждением природы. Пусть ребята вспомнят название высокого женского голоса (сопрано) исполнительницы романса Римского-Корсакова.
  • Закрепить понятия «лирический образ», «романс» можно в процессе исполнения учащимися знакомого им романса М. Глинки «Жаворонок» (стихи Н. Кукольника).
  • Продолжить знакомство с лирическими романсами можно на примере фрагмента инструментального «Романса» Г. Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Пусть ребята сами определят, что этот романс звучит в исполнении симфонического оркестра, без слов. Если есть учебники, предложите им найти нотную запись мелодии романса на с. 9 Учебника.
  • Ответить на вопросы:
  • Каков характер звучания романса?
  • Какие средства выразительности использует композитор в этой музыке?
  • Какие чувства передает эта музыка?
  • Какому из романсов, прослушанных на этом уроке, близок по характеру и настроению романс Свиридова?
  • Ответы на эти вопросы помогут детям усвоить особенности романсовой лирики русских композиторов.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковским и послушаем его  романс «Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого.

Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио). Это собрание отличается большим жанровым разнообразием. Мы встречаем здесь и  лирические романсы - их больше всего, и колыбельные песни, серенады, элегии, балладу, мазурки, цыганский романс и, наконец, детские песни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников - А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева,. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N. В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали прежде всего близость, родственность основных психологических мотивов, контраста счастья и горького одиночества, любви, слияние  с природой ("Благословляю вас, леса", "То было раннею весной"). В одном из писем к поэту К.Романову Чайковский подчеркивал: "главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений" (3 августа 1890). С этим высказыванием тесно связано и другое: "В сущности стихи и музыка так близки друг к другу!

-Ребята, а вы знаете, что такое романс?

Романсом называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее - в сопровождении фортепиано. В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.

Романс -  лирическое стихотворение , положенное на музыку.

Напомнить правила поведения при слушании музыки.

- О чем поется в романсе?

- Кто исполняет романс?

Какая по характеру мелодия романса?

- О чем нам рассказала музыка этого романса?

-  О какой природе  мы сегодня слушали романс?

- Как он называется?

- Кто написал этот романс?

А теперь я предлагаю вам послушать песню.

- О чем поется в песне?

- Кто исполняет песню?

- Какая по характеру мелодия песни?

- Отличается ли песня от романса? Чем?

- Понравилась ли вам эта песня?

 3.Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какая тема нашего урока?
- Что такое мелодия?
- С творчеством, какого композитора, мы сегодня продолжили знакомиться?
-  Какое произведение мы слушали сегодня?
- Что такое романс?
- О чем пелось в романсе «Благословляю вас, леса»?
- Какую песню мы сегодня выучили?
- Какой вывод мы можем сделать по теме нашего урока?(Природа и музыка неразлучны).  

4.Домашнее задание – нарисовать рисунок на тему: « Природу России»,
выучить текст песни.



Предварительный просмотр:

3-1-3  Россия-  Родина моя

Тема урока: «Виват Россия!»


Цель: возбудить интерес учащихся к истории и культуре эпохи Петра I, познакомить с историей возникновения музыкального жанра - кант.

Задачи:

обучающие:

 - дать представление об отличительных особенностях хвалебных кантов;

 - дать представление о трехчастной форме канта;

 - научить находить сходства и различия между походной солдатской песней и кантом.

развивающие:

 - развивать наблюдательность и умение анализировать;

 - развивать умение работать со словарем.

воспитательные:

 - формировать гендерные представления;

 - воспитывать уважение к историческому и духовному наследию России.

Музыкальный материал:

Канты «Орле Российский», «Радуйся, росско земле!», « Моя Россия» Струве; русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»; распевание «Песенка про лень»

Ход урока

1. Музыкальное приветствие. Исполнение песни «Моя Россия»

2. – Ребята, рассмотрите, пожалуйста, изображённую на экране картину Василия Нестеренко «Отец Отечества», которая висит в настоящее время в приемной президента России. Что на ней изображено? (Гренадерская шапка со страусовыми перьями красного и белого цветов, российский флаг, шпага, военный горн, мундир, на заднем плане картина с изображением батальной сцены).

 - Как вы думаете, почему эта картина находится не в художественном музее, а в приемной Президента? (На ней изображены государственные и военные символы, что говорит о мощи государства и воинской доблести его защитников)

 - Что значит «Виват, Россия!» (работа со словарем) (Заздравное приветствие во времена Петра I - «Да здравствует!», «Пусть живет!», радостный возглас наподобие «Ура!»)

 - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, мы будем говорить о героической музыке, о подвигах русских героев…)

 - Ребята, как вы думаете, какая роль в жизни всех людей отводится женщинам, а какая мужчинам? (женщина – мать, хранительница домашнего очага, мужчина – защитник, добытчик). 
   - Какие качества больше всего ценятся в женском характере?
(доброта, нежность, красота) А в мужском? (отвага, сила, выносливость)

 - Значит, мужчины испокон веков были защитниками своего Отечества, своей семьи? (Да)

 - Скажите, мальчики сразу рождаются сильными, смелыми, выносливыми или эти качества нужно в себе воспитывать? (Нужно воспитывать)

 - И вы знаете, как нужно воспитывать в себе настоящие мужские качества? (беседа с детьми)

 - Ребята, кто из вас может назвать великих русских полководцев?

Александр Невский – жил тысячу лет тому назад. Был самым молодым полководцем, в 20 лет вел полки против шведских, немецких захватчиков. Его воска не потерпели ни одного поражения. За подвиги Александра Невского причислили к лику русских Святых.

Дмитрий Донской родился через сто лет после А. Невского. Прославился тем, что освободил Русь от татаро - монгольского нашествия.

А. В. Суворов – национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений).Орден им. Суворова самая высокая награда за боевые подвиги.

Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, одержавший победу над французами 200 лет назад.

 - Ребята, откуда мы узнаем о былых сражениях, подвигах героев? (из древних летописей, былин, народных песен, живописных изображений)

 - Знаете ли вы, кто изображен на этой картине? (Слайд 5) Это великий русский царь Петр I, живший 300 лет назад. Петр I очень хотел, чтобы Россия стала могучим и сильным государством и много для этого сделал. Именно Петр I создал Российский флот, сам строил корабли, открыл морские торговые пути, при нем на Российском флаге появился триколор, он ввел новое название нашей страны - Россия, открыл первый в России музей и первую библиотеку, установил в России традицию праздновать новый год, ввез картошку в Россию из Южной Америки. По указу Петра I в некоторых городах стали возводить триумфальные ворота или арки. (Слайд 6) Вот так выглядела первая деревянная триумфальная арка, возведенная в Москве 300 лет назад, называлась она Красные ворота. Как вы думаете, по какому случаю могли быть построены эти ворота? (Работа со словарем «Триумф» - победа)

 - Триумфальные ворота или арки возводились в честь победы в сражениях. Их устанавливали при входе в столицы и предназначались они для въезда полководцев и войск, возвращавшихся домой с победой.

После победы над шведами под Полтавой по указу Петра I возвели в Москве семь триумфальных арок, под которыми прошли воины - победители. Такого длинного и массового шествия Москва никогда не видела.

 - Ребята, что нужно было сделать, чтобы шествие воинов–победителей было особенно торжественным и радостным. (Сопровождать шествие музыкой)

 - Верно. Во время шествия войск, наверху триумфальных ворот, размещались музыканты - инструменталисты и певцы, которые исполняли специально сочиненные по этому случаю хвалебные или виватные канты.

 - Давайте прочитаем, что такое кант по учебникам стр. 12 (работа по учебнику)

 - Итак, что же такое Кант? (ответы учащихся)

 - Давайте произнесем хором слово «Виват!» так, чтобы передать его эмоциональный настрой – четко, восторженно, приподнято.

Школьники выполняют задание.

 - Теперь послушаем кант «Радуйся, Росско земле». Во время звучания этого сочинения будем подпевать повторения слов «Радуйся, Росско земле!» и «Виват!», а затем объясним, какими музыкальными средствами неизвестный композитор XVIII века создал праздничное настроение.

Звучание Канта «Райдуйся, Росско земле!»

Учащиеся анализируют прозвучавший кант, отмечая энергичные, призывные интонации, четкие ритмы, звучание мужского многоголосного (трехголосного) хора без сопровождения.
-Сколько голосов?

-Какие голоса звучат?

-Есть ли сопровождение?

-Все время музыка звучит одинаково или изменяется ее характер?
- Какой характер каждой части музыкального произведения?

 - Сейчас мы послушаем с вами ещё один хвалебный кант, сочиненный по случаю победы русского войска над шведами в одном из крупнейших сражений под Полтавой. Послушайте внимательно кант и определите, из скольких частей он состоит.

Звучание Канта «Орле Российский» (Слайды 8 - 15)

 - Итак, кто сумел определить форму канта – сколько в ней частей? (Три) Одинаковые ли части по характеру, все время ли звучал кант торжественно? (Нет, средняя часть контрастная – это молитва по погибшим, звучит печально, очень тихо. Крайние части звучат ярко, торжественно, победно)

 - Как вы думаете, почету строение канта трехчастное? Почему автор не ограничился двумя частями? (Потому что третья часть звучит как торжество жизни над смертью, как утверждение того, что кровь солдат была пролита не напрасно)

 - Ребята, как вы думаете, а воспевалась ли храбрость и удаль солдатская в русских народных песнях? (Воспевалась, ведь песни помогали солдатам воевать, они поднимала им настроение).

 - Одну из песен, которая родилась во времена правления Великого Петра первого, мы сегодня разучим. Я хочу вам сказать, что жизнь солдатская никогда не была легкой, а в те давние времена и подавно. Ведь в армию забирали солдата на 25 лет. Уходил он совсем молодым, в 20 - 25 лет, а возвращался домой уже пожилым человеком. Иногда служба в армии длилась пожизненно. И поэтому армия для солдата была и домом родным и семьей. Но солдаты не унывали, ведь они защищали свою землю, своих родных и близких, и песни помогали им преодолевать все трудности. В Отечественную войну 1812 года на знаменитом Бородинском сражении принимали участие около 3.000 военных музыкантов. В каждом полку, батальоне, эскадроне были и песенники, хранители солдатского фольклора. Репертуар песенников отражал армейские традиции. (Прослушивание песни)

1-Какой характер произведения?(песенный,  маршевый,  танцевальный)

 2-В каком ладу ?  (в мажореКОДЫ НА СМАЙЛИКИ ВКонтакте или миноре Грустный смайлик Клипарты, векторы, и Набор Иллюстраций Без Оплаты Отчислений. Image 8950362.)

 3-Какой жанр песни?  (былинная,  солдатская,  историческая)

4-Кто исполнял?(хор;       солист;      ансамбль;      солист  и  хор)

-В форме диалога  или  монолога эта песня? ( Вопрос – ответ)

-Какие интонации вы слышите?  (вопросительные или утвердительные)

(Вокально – хоровая  работа над песней)  Распевание

1-Интонационная - \ / - вниз – в вопросе и вверх – в ответе.

2-Ударение : На доске мелом:  Сол-да-тУ-шки – поём, не разрывая слоги, а соединяя их, делая ударение на третий слог.

3-Шипящие  с последним слогом, ни как на письме.

(1 куплет учим и поём)

-На следующих уроках мы споём эту песню по ролям – девочки будут спрашивать, а мальчики, как истинные защитники и будущие солдаты -  отвечать. -Что же вы узнали о жизни русской Армии из этой песни и о истории нашей родины?

-О чём эта песня? ( Армия для солдата - это всё: и отцы, деды,  и жёны,  и детки.  Армия становилась  для солдата родным домом, потому, как служили тогда по 25 лет.)
Домашнее задание 

 Выучить текст песни «Солдатушки…»

       

Вывод

- С каким песенным жанром  мы сегодня познакомились на уроке?

- Что вы теперь знаете о кантах?

Проверка знаний:

- Задайте друг другу по 1 вопросу, то что запомнилось на уроке.

(Дети задают друг другу вопросы по уроку) Нарисуйте смайлик впечатлений об уроке.


Итог урока

- Русскому человеку всегда были присущи любовь и беззаветная преданность своей Отчизне, особенно в тяжёлые для неё моменты, когда  он не раздумывая  отдавал за неё свою жизнь.  Подтверждение этому мы находим в старых песнях. И я верю, что современное поколение , будет достойным продолжателем славных традиций наших предков. «Виват, Россия!»



Предварительный просмотр:

3-1-4             Россия-Родина моя

Тема : «Кантата «Александр Невский С. Прокофьева. Традиции русской песенности и колокольности в музыке кантаты».

Цель:          Продолжить знакомство с жанром кантаты, в единстве и взаимосвязь нескольких  видов искусства: истории, музыки, живописи, кинематографии, скульптуры создать образ защитника Отечества – князя Александра Невского и показать, кем он был для русского народа и для своей Родины.


Задачи урока
:
 
Образовательные:

ввести и усвоить новые термины: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «живописная музыка», «выразительность и изобразительность»;

оценить  значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в  воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

провести анализ музыкальной формы,  используя выразительные средства музыки: темп,  регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. 


Развивающие:

формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

прививать бережное отношение к истории своего народа;

показать многомерность и гармоничность различных видов искусства  для создания образа Александра Невского.


Воспитательные:

пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества; воспитывать чувство взаимовыручки и ответственности среди учащихся.

Музыкальный материал: 
«Патриотической песня» М. Глинки, С. Прокофьев  хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).


Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие

-Ребята, под музыку  вы вошли в класс? («Патриотической песни» М. Глинки).
Обратите внимание  на торжественный характер этой музыки, А как вы думаете, почему композитор назвал эту песню патриотической?
Наверное именно по этим признакам «Патриотическая песня» М Глинки была несколько лет главной песней страны –гимном России.
-Молодцы, а сейчас я бы хотела вам предложить исполнить нашу песню «Моя Россия».
Эмоциональное исполнение песни.

Введение в тему.
На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы,
Блестит крестами
Храм златоглавый,
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
-Ребята, вы раньше слышали колокольный звон? (ответы)
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали  его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский.
 (портрет Александра Невского художника П. Корина )
     -  Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
- Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».                                                                   
     В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
- Что же означает слово Кантата?  
«кантата».            
Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.
 (запись в тетради)
С.С. Прокофьев, русский композитор,  восхищаясь подвигами русского князя написал музыкальное произведение- кантату, которое назвал «Александр Невский».

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма – бескрайние равнины Руси, разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

“Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности, характерные для напевов многих древнерусских былин.

В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.

( рассказать о трехчастной форме ) При повторном прослушивании работа с карточками.

“Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.

Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»
(перед прослушиванием прочитать текст песни, слушание)
- В начале хора, что вы услышали? (звон колокола)
- Как этот звон называется? 
(набат)
- Что такое набат? (Сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола. Звуки набата. Бить в набат - 1) звоном колокола оповещать о бедствии, сзывать на помощь;=2) перен. поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-н. опасность).

- Какая песня по характеру?  (мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка?  (
нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, матерей)
Проиграть первую часть.
- Какие интонации мы слышим в этой музыке?
(призывные, требовательные)
Пропеть с детьми. Проиграть вторую часть. Пропеть.
- Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
Мелодия - ;
Лад         -  Мажор;
Регистр  -  Средний, низкий ;
Звуковедение  - Четкое;
Темп               -   Умеренный;
Динамика       -   Громко;

- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году,  в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и  «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.

Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»                 

- Что общего у этих песен?  (интонации призыва, патриотизм)
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у  людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
А в прошлом 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список  великих людей России.
     Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время  военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые  песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.

Вокально-хоровая работа
Распевание
Исполнение русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?                                поют девочки

Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!                                 поют мальчики
                                                 
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?                        
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!                        
(работа над песней)
Домашнее задание: выучить текст песни, посмотреть фильм «А Невский»

Итог урока. 
-С каким героем вы познакомились на уроке?
-Какой композитор посвятил  этому герою свое произведение?
-Какое произведение мы слушали?
 
-
Молодцы, вы активно работали на уроке. А теперь нарисуйте пожалуйста смайлик впечатлений.




Предварительный просмотр:

3-1-5         Россия-Родина моя

Тема:  «Опера «Иван Сусанин»»

Цель:  познакомить обучающихся с  оперным театром и оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». 

 
Задачи:

  • познакомить с творчеством М.И. Глинки;
  • формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия оперной музыки;
  • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму;
  • воспитывать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа;
  • способствовать формированию потребности  в общении с музыкой.

 

 Музыкальный материал:  р.н.песня «Солдатушки, браво ребятушки»;муз. фрагменты оперы «Иван Сусанин»; «Родная сторонка» (Как пойду я на тихую речку).

                                                     Ход урока.

Организационный этап. Музыкальное приветствие

 -На прошлом уроке мы с вами познакомились с кантатой.
  Как она называлась? Кто написал это вокальное произведение?
- Что означает слово «кантата»? А что такое «кант»?
 Чем отличаются эти муз.  
 произведения?
- Сколько частей в кантате и какие из них мы с вами послушали?
 Давайте пропоем мелодии этих частей.
- Молодцы, а кто вспомним народную солдатскую песню, которую мы  
 исполняли в форме диалога?
- Предлагаю исполнить ее и обязательно в пении передать веселый,  
   энергичный, маршевый  характер.
   (Исполнение песни «Солдатушки, браво ребятушки»)

 

Введение в тему урока.

Молодцы! Скажите, а вы любите путешествовать? У нас сегодня необычный урок музыки. Мы с вами отправляемся в оперный театр. Рассаживайтесь удобно в зрительном зале.

(На первой парте каждого ряда стоят таблички: 1 ряд -  «Партер», 2 ряд - «Ложа», 3 ряд - «Бельэтаж».


-Наш первый ряд – зрители партера, нижнего этажа зрительного зала, второй ряд – гости ложи (небольшого помещения с отдельным входом, отгороженного от соседних, боковыми перегородками), а третий ряд расположился в бельэтаже (первом ярусе зрительного зала в театре).

Вопросы:  Вы обратили внимание на музыку, под которую входили на урок? Кто узнал это произведение? Это  «Патриотическая песня» из оперы М.И.Глинки.

- А что же такое «Опера»
Опера - 1. Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Название оперы, на которую мы пришли вам помогут узнать стихи Рылеева :

                                               «…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

                                      И радостно гибнет за правое дело!

                                    Ни казни, ни смерти  и я не боюсь:

                                     Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

Называется опера «Иван Сусанин».

Опера состоит из четырех действий с эпилогом.

Эпилог- Заключительная сцена оперы.

В начале  XII века польские войска напали на Русь и захватили столицу – Москву. Польский король Сигизмунд Ш хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов,  военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.

Познакомимся с главные действующими лицами оперы: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида (его дочь), Ваня (приемный сын Сусанина), Богдан Собинин, ополченец, жених Антониды.

 

Действие первое. 1612 год, крестьяне села Домнина, среди которых — Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять Отчизну.

«Кто на Русь дерзнет, смерть найдет».  

Богдан Собинин со своей дружиной привез радостные вести: князь Пожарский и крестьянин Минин собирают ополчение, чтобы отстоять захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. На борьбу с врагами поднимается Русь. Несмотря на радостные вести, Сусанин печален: враги еще хозяйничают на родной земле.

Действие второе. Пышный бал в тронном зале польского короля Сигизмунда III. Опьяненные своими временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Жадные паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях.

Внезапно, в самый разгар веселья, появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые для поляков вести! Весь русский народ восстал на врагов,

польский отряд осажден в Москве, германское войско бежит. Танцы прекращаются, поляки в смятении. Но хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина.

- Как в настоящем театре у нас есть маленький перерыв между действиями, он называется антракт. Мы используем его для того, чтобы узнать, почему простые крестьяне  - Иван Сусанин, Богдан Собинин с дружиной  отправлялись на бой с врагами.  (Мнения учеников)


Действие  третье. Тем в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать, добра Антониде. Внезапно в избу врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина и в Москву, В начале Сусанин отказывается.

Страха не страшусь,

Смерти но боюсь,

Лягу за святую Русь, —

гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий План — завести врагов в лесную глушь и погубить. 

Действие четвертое. Все дальше и дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега, бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его неминуемо ждёт смерть. Смело смотрит он ей в глаза:

Чуют правду! Смерть близка,

Но не страшна она:

Свой долг исполнил я.

 Мысленно прощается Сусанин со своими родными — Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки.

 

Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин.

Туда завел я вас,

Куда и серый волк не забегал,

Куда и черный вран костей не заносил!

Туда завел я вас, где глушь и глад,

Где вам от лютой вьюги погибать!

Где вам голодной смертью помирать! —

с достоинством отвечает Сусанин. Мысли его обращаются к Отчизне: «Я шел на смерть за Русь!». В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина

Эпилог. Красная площадь в Москве заполнена народом. Мощно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются русские воины к детям Сусанина. На площади появляются Минин и Пожарский. Народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица в честь воинов-освободителей, русского народа и Руси.

-Вот и закончилась опера.


Вопросы :

1.Ребята, вам понравилось наше путешествие?

 
2.Интересно было в оперном театре?

3. А кто из героев оперы вам больше всего понравился?

4. Какие чувства вызывает подвиг Ивана Сусанина?

5. Какое действие оперы больше всего произвело на вас впечатление?

 А теперь  встанем со своих мест и выразим свое отношение к опере аплодисментами!

После такого драматического спектакля нам нужно немного расслабиться. Поможет в этом Физкультминутка.

 «Веселые мартышки»

 

Текст

Описание движений

Мы — веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесем к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот раскроем,

Гримасы все состроим

Как скажу я цифру «три» -

Все с гримасами замри!

«Раз-два-три!»

«Отомри!»

Движения выполнять по содержанию текста.


Вокально-хоровая работа

 

-Отдохнули? А теперь наш урок продолжит вокальная работа, в которой мы снова встретимся с музыкой М.И.Глинки

Наша работа начнется с распевки. Вспомним правила посадки при пении. Послушаем ещё раз заключительный хор оперы   «Славься». Слушаем фонограмму хора.

А теперь попробуем спеть. Внимательно смотрим на меня и следим за движениями рук.

Исполнение хора «Славься».
Какое чувство пробудила музыка М.И.Глинки в вас?

Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор?


Какие черты русского характера воспевает эта музыка?

Можем мы гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку, где жили такие герои?


Какой же можно сделать вывод :
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России.
- Я думаю, что вы тоже растете патриотами нашей великой и большой России. Поэтому, я предлагаю вам выучить современную песню о России.

Знакомство и разучивание «Песня о России».

Подведение итогов урока.

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

С какими незнакомыми словами вы сегодня  познакомились?

С кем вы поделитесь впечатлениями о сегодняшнем уроке?

Молодцы! Сегодня хорошо работали!(выставление оценок)

 
Домашнее задание.

Нарисуйте дома иллюстрации к наиболее ярким, интересным сценам оперы.



http://a-pesni.org/rus/kakpojduja.gif

КАК ПОЙДУ Я НА БЫСТРУЮ РЕЧКУ 

1.Как пойду я на быструю речку, 
Сяду я да на крут бережок, 
Посмотрю на родную сторонку, 
На зеленый приветный лужок.

2.Ты сторонка, сторонка родная, 
Нет на свете привольней тебя. 
Уж ты, нива моя золотая, 
Да высокие наши хлеба. 

3.Эх ты, русское наше приволье, 
Краю нет на луга и поля. 
Ты — широкое наше раздолье, 
Ты — родимая матерь-земля. 



Предварительный просмотр:

3-1-6  День полный событий
Тема: «Образы природы в музыке»

Цель : познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Задачи:

Образовательные:

  • показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Музыкальное приветствие

Повторение пройденного материала.

- Ребята, давайте вспомним, с каким музыкальным произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Что такое опера?
- Кто написал оперу?
- А чем прославился Иван Сусанин?

Молодцы, а теперь, обратите внимание на доску ,здесь сканворд в  котором зашифрована тема урока.

1.

С

Л

У

Ш

А

Т

Е

Л

Ь

 2.

К

А

Н

Т

А

Т

А

 

 

3.

Р

О

М

А

Н

С

К

О

М

П

О

З

И

Т

О

Р

 

  1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …
  2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.
  3. Вокальный жанр музыки - сольная песня с инструментальным сопровождением.
  4. Человек, сочиняющий музыку.


Введение в тему урока
- Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

- Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

- С чего начинался день верующего человека?

Дети. С молитвы.

- Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Слушание.

- Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? (Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно).

- Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню).

- Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется? (Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка).

- В каком ладу звучит пьеса? (В мажорном, светлом).

- Что происходит с динамикой, как она развивается? (В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо).

- На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития? (Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке).

- Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце? (Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо).

- Что он изображает, на что похоже это звучание? На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

- А о чем молился ребенок утром?

В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

- Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

Правильно. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

-Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротворенные.

Итак, “Утренняя молитва” - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

Пьеса “Утро” - это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием. (Звучит “Утро” Э Грига).

- Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?

Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

- Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и валторн.

- А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

- В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

-Как развивается музыка? Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становится все более мощным и ярким и доходит до кульминации.

- Почему именно такое развитие, что изобразил композитор? Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

- А что дальше происходит с музыкой? Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

- Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

(Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе).

- Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее
Все люди от края до края,
И правду о северной дивной земле
Расскажет им песня родная.

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами - об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига. 

- Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?

Молодцы!!! И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

- А в чем отличие? Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. 

 - Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.

Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?

(Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием).

- А в чем различие? Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.

Вокально-хоровая работа
Распевание.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).

-А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове “мишка” два слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька” - три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Небо (небо) – ясное - (ясное).

- А дома вы сами можете найти слова к этой песенке. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. Разучивание .(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).

Подведение итогов

- Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках. Сочините стихотворение про утро.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!



Предварительный просмотр:

3-1-7  День полный событий
Тема: «Портрет в музыке»

Цель:
 формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.


Задачи:

- начало целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-
 стилевого анализа;

- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности;

- на музыке С.С. Прокофьева учить детей анализировать музыкальное    
 произведение, особенности музыкального языка композитора;

- на мелодии Э.Грига «Утро» распеваться с транспонированием из фа мажора
 в соль мажор, распевание на гамме до мажор;

- вокализация мелодий С.С. Прокофьева.
 Музыкальный материал: «Болтунья» С.С. Прокофьев; «Петя и волк» симфоническая сказка С.С.Прокофьева; песня;  «Утро» Э.Грига; «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова.


                                                               Ход урока:

Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе. Чему нас учит музыка?

(Умению слушать, понимать и чувствовать).

- Может ли художник передать время года, суток? При помощи чего?
- Может ли поэт и писатель? При помощи чего? (слов и интонации)

- А композитор? При помощи чего?

Художник показывает лишь отдельный момент, но не может показать действие в движении. А музыкант может передать движение и  настроение…

Мы на прошлом уроке разучили мелодию, попробуйте вспомнить, как она называется,  и кто ее написал?
- Правильно, это «Утро» Э Грига. Предлагаю пропеть мелодию со словами.
Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло.    Исполнение


Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу
? (Ответы учеников)
- Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать? Правильно! Музыка может изображать.

-А какие картины музыка может нам нарисовать? (Музыка может изображать картины природы, настроение, может нарисовать образы животных и людей).


-
Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека как называется? (Портрет).

- Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать? (Портрет в музыке).

- Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
Сегодня я предлагаю вам послушать «музыкальный портрет».
Слушание «Болтунья» С.С.Прокофьева

Автор стихотворения – Агния Барто, композитор – С.С.Прокофьев.

Со стихами А.Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. И с музыкой Прокофьева мы уже встречались. Какой же образ нарисовала нам музыка?

(Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала).

-
Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью?
Правильно, скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование.
 Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ.

А смог ли композитор передать это?

При помощи чего? (быстрый темп, веселый характер)
- Композитору удалось передать, выразить и изобразить  настроение стихотворения? Музыка как звучала?

(Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро).
-
Хорошо, вот мы и нарисовали первый портрет, и в этом помогла нам музыка  
С.С.Прокофьева.
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало «Джульетты-девочки».

-Каков характер музыки? Озорной, бегающий.

 Эта музыка рисует портрет Джульетты. Ее интонация построена на гамме до мажор,  
которая быстро взлетает вверх.

(поём гамму сольфеджио;постепенно ускоряем на слог «лё»).

(На с.20 учебника смотрим графику тем. Играю, говорю, что темы контрастны, т.е. различны. Это было в «Болтунье» и есть в «Джульетте». Поём темы, говорим об их контрасте.)

- Подумайте, почему С.Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами.

Слушаем номер «Джульетта-девочка». (Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

- Что же такое
 «выразительность» и «изобразительность»?

Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность;

Музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность.

Сейчас я хочу вам показать музыкальный цветик- семицветик, который поможет нам рассуждать о музыке, разобрать музыкальные краски. В середине цветка – интонация – это главное свойство(главная муз. краска) музыки, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, тембр, регистр, динамика, лад).

ИНТОНАЦИЯ – это музыкальное зерно, из которого рождается музыкальное произведение.
- Вторая краска - динамика – Что это? Правильно! Динамика- Сила звука.
- Какие динамические оттенки вы знаете?
(Громко, тихо, не очень громко, не очень тихо).
- Следующая краска – штрихи – они помогают ярче представить характер звучания. Какие штрихи вы знаете? (Легато – плавно, Стаккато – отрывисто, нон- легато – подчеркивая).
 

Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев даже сочинил музыкальную сказку «Петя и волк».
Сюжет. Ранним утром пионер  Петя выходит на большую зелёную лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупреждённая Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.

Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.


В симфонической сказке каждый герой имеет свою музыкальную тему-характеристику. Но главное  заключается в том, что эти темы исполняют разные инструменты (или группа инструментов) симфонического оркестра.

- Что такое симфоническая сказка?
- Какие инструменты симфонического оркестра исполняют роли в этой сказке?

- Каждое действующее лицо этой сказки изображено в оркестре своим инструментом: птичка – флейтой, утка – гобоем, кошка – кларнетом, дедушка – фаготом, волк – аккордами трех валторн, Петя – струнным квартетом, выстрелы охотников – литаврами и большим барабаном.

Слушание фрагментов  сказки  
Анализ музыкальных характеристик персонажей сказки.
В процессе анализа музыкальных характеристик учащиеся выявляют характерные жанровые и тембровые
  характеристики различных персонажей сказки:
•    Тема Пети - черты песни, танца и марша одновременно; бодрый подпрыгивающий ритм придает теме черты веселой беззаботности; исполняют струнные инструменты оркестра – скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
•    Тема Птички звучит в высоком регистре, легко, игриво; словно порхает и чирикает голосом своей героини; исполняет тему флейта.
•    В теме Утки  гнусавый гобой отчетливо «выводит» ее покрякивания и передает характер ее неуклюжей, «вперевалочку», походки.
•    Тема Кошки мягкая, вкрадчивая, как будто кошка осторожно, неторопливо крадется; исполняет тему кларнет.
•    Дедушка лишь кажется сердитым и грозным, потому что его тему играет в низком регистре фагот.
•    Охотники уверенно шествуют под звуки размеренного марша, а выстрелы их ружей изображают звуки большого барабана и литавр, ударных инструментов.
•    Тему злого Волка озвучивают сразу три медных духовых инструмента – валторны.
Таким образом, в музыкальной сказке участвуют 4 группы инструментов симфонического оркестра: струнные инструменты оркестра (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые инструменты (валторны), ударные инструменты (большой барабан и литавры).

- Музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и озорного мальчишку, и тараторящую без умолку девочку и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вокально-хоровая работа.
Распевание.
-А сейчас я предлагаю продолжить разучивание песни «Светит солнышко для всех»


Итог урока.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какая тема нашего урока?
- Что такое выразительность и изобразительность в музыке?
- С каким произведением мы  сегодня познакомились?

- Какие музыкальные инструменты участвуют в этой симфонической сказке?

- Кого они изображают?

- Что выражает музыка в этом произведении?

- Какие интонации присутствуют в музыке?

- Что изображает музыка?

Домашнее задание. Повторить определения в тетради, выучить слова песен.
















Предварительный просмотр:

3-1-8 День полный событий
Тема: «Детские образы»

Цель:
 Познакомить с разнообразием музыкальных  детских образов М. Мусоргского.

Задачи:
1.Рассмотреть музыкальные образы.

2.Формировать чувство стиля музыки Мусоргского.

3.Воспитывать способность к сопереживанию муз. образам, художественный
   вкус, эмоциональную отзывчивость, организованность, внимание,
   ответственность в момент музыкального музицирования.
4.Развить музыкально-слуховые представления, мелодический слух.


Музыкальный репертуар:
 М. П. Мусоргский «С няней»; «С куклой» (цикл «Детская»); «Колыбельная» Китаева; «Светит солнышко» А. Ермолова, сл. В. Орлова.

        

                                               Ход урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
- Ребята на прошлом уроке, мы с вами убедились в том,что музыка может рисовать портреты. Вспомните, какие музыкальные портреты мы с вами услышали? («Болтунья» С.С. Прокофьев; портреты из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Прокофьева)
- Верно, мы даже показывали движениями образы созданные в музыке. Сегодня наш урок тоже очень интересен. Тема нашего урока  «Детские образы в музыке».

Введение в тему урока.
- Как вы думаете, может ли музыка нарисовать образ детей?
Правильно, многие композиторы писали про детей и для детей очень много музыки. Мы с вами помним «Детский альбом» П.И. Чайковского. Вспомните знакомые вам произведения  и назовите их?

-Сегодня мы с вами познакомимся с  творчеством русского композитора  М. П. Мусоргского. Композитор создал целый цикл вокальных произведений, который называется «В детской».Образы маленьких героев и их окружение рисуют 7 пьес- музыкальных картинок. Слушая их, мы  словно заглядываем
внутрь дома и наблюдаем сценки из жизни его маленьких обитателей.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из сцен - “С няней”. Сейчас мы послушаем её, вы внимательно слушайте слова и попытайтесь понять о чём поётся в этом произведении. 

Прослушивание «С няней»

- Скажите,  сколько было исполнителей в песне?
- Кто главный рассказчик?
- Какие интонации подчеркивают выразительность речи каждого персонажа?
- Молодцы!!! Второе  произведение из цикла называется «С куклой».

Прослушивание «С куклой».
- Какая по характеру была музыка?
- Какую песню напоминала вам музыка?


- Удивительный дар композитора  Мусоргского – передавать в музыке выразительность речи, поэтического текста, сочиненные самим композитором. Обратите внимание на  выразительность музыкальных интонаций, в точном следовании музыкального текста за литературным.

А что помогает композиторам нарисовать тот или иной образ?
-Правильно, средства музыкальной выразительности. Предлагаю вспомнить на музыкальный  «Волшебный цветик-семицветик».
(Зарисовать в тетрадях)

-
Интонации песни «С куклой» из вокального цикла «Детская» М. Мусоргского  мы сравнили  с интонациями колыбельной песни. Предлагаю вам исполнить знакомую колыбельную песню.

Вокально-хоровая работа.
Распевание, работа над выразительностью исполнения песен.
Разучивание «Колыбельная песенка»

Продолжение работа над песней  «Светит солнышко для всех».

Домашнее задание:
«Нарисуй то, что услышал на уроке»: сочинение сказки по своему рисунку.

Итог урока.

- Итак, с творчеством, какого композитора мы познакомились сегодня на уроке? (М. П. Мусоргского).

- Назовите произведения, которое входит в сборник М. П. Мусоргского “Детская”. («С няней», «С куклой»).

- Какие интонации у этого произведения? (Повествовательные, настойчивые, сказочные, испуганные и т. д.)

- Молодцы, ребята. Вы сегодня порадовали меня. Спасибо вам и прошу нарисовать смайлик впечатлений.
Музыкальное прощание.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....