Уроки музыки в 3 классе 2 четверть
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Людмила Николаевна Волкова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

3-2-1 «О России петь,что стремиться в храм»

Тема: «Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве».


Цель:  сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве

Задачи:

1) раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;

2) развивать внимание, память, умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;

3) воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.

Музыкальный материал:
 Ф. Шуберт "Аве Мария" (в исп. Р. Лоретти); С. В. Рахманинов "Богородице Дево, Радуйся"; тропарь Владимирской иконе Божией Матери; песня "Мама" .

                                                       
                                                   
Ход урока:


Организационный момент. Музыкальное приветствие

Введение в тему урока.
- Дорогие ребята, я хочу предложить вам самим отгадать тему нашего урока, а для этого необходимо отгадать кроссворд.

м

а

р

ш

а

р

ф

а

м

и

н

о

р

к

а

н

т

а

т

а

Итак, вопрос первый:

- Как называется ходьба или шествие под музыку? (Марш).

- Музыкальный, струнный, щипковый инструмент симфонического оркестра? (Арфа).

- Музыкальный лад. (Минор).

- Музыкальное произведение «Александр Невский» (Кантата)
Теперь вы догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке? (о маме)

И тема нашего урока звучит так:
«
Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве»
Тема материнства – одна из самых древних тем в мировой культуре. К ней обращались поэты, композиторы и художники.






Внимательно всмотритесь в картины.
- Что объединяет, что роднит эти полотна?
(На всех картинах изображена мама)
-
А можно ли сказать, какое состояние сближает эти изображения? (Печаль, любовь нежность.)

- Одинаковая ли здесь печаль? С одинаковой ли интонацией звучит она в картинах? 





(Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»).

                       Здесь мало увидеть,          Здесь мало услышать,

                       Здесь надо вглядеться,      Тут вслушаться нужно,

                       Чтоб ясной любовью         Чтоб в сердце созвучья

                       Наполнилось сердце.          Нахлынули дружно…

- Каковы же эти созвучья?

Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы. С греческого языка икона – это образ. В первую очередь это главная святыня земли Русской - "Богоматерь Владимирская", икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Я  хочу познакомить вас с иконой Владимирской Богоматери, созданной в первой половине ХII века.

Как говорит предание, икона была написана святым Евангелистом Лукою ещё при жизни Богоматери, на доске из того стола, за которым трапезовал сам Иисус Христос со своею Матерью. Когда святой Лука принёс эту икону к Богоматери, она, увидев своё изображение, повторила пророчество: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сею иконою». И эта благодать постоянно пребывает с этой иконою, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. Чудотворный образ иконы спасал Москву от набегов татар. Она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели её парившей над куполом церкви. В городе Владимире, где она находилась долгое время, икона исцеляла больных и увечных. Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей Русской земли. Перед ней молились русские князья и цари, отправляясь в боевые походы. Путь иконы в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменный. На иконе изображена Богоматерь с маленьким Иисусом. Он прильнул к матери и прижался к её щеке. Такое изображение на иконе называется «умиление». Богоматерь задумалась, прижимая к себе сына. Её взгляд устремлён к людям, полон печали и тревоги. Прижимая к себе сына она словно пытается его защитить от уготованной участи.

- Долго можно говорить об этой прекрасной иконе, но лучше поэтических слов М. Волошина не скажешь:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье».

- С той же интонацией, что и икона «Богоматерь Владимирская»  звучит и картина Рафаэля?

- Рафаэль Санти (1483-1520) (слайд) - итальянский живописец и архитектор, один из самых великих художников во всей мировой истории. Жизнь его была слишком коротка, всего 37 лет. Но его творения пережили века, восхищая миллионы людей, а главное, просветляя души хотя бы на недолгое время.






Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Его искусство дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. За свою недолгую жизнь Рафаэль создал множество всемирно известных картин. Сюжеты произведений Рафаэль разнообразны, но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери. Рафаэля заслуженно именовали "мастером Мадонн".


-
Произведение Рафаэля "Сикстинская Мадонна" висит в Дрезденской галерее, имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену. Он говорил: "Я хочу написать Мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту, все величие материнства".

- В картине гениально воплощена идея материнства. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Иисуса на страдание и муку. Легко ступая по облакам, Мария спускается к людям, неся им самое дорогое - своё дитя. Она знает о грядущих страданиях, ожидающих её сына. В ней чистота и сила, удивительная простота. Эта самая человечная женщина - мать. Мария остановилась у границы двух миров - небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. На картине - мама. Мама, несущая ребенка и отдающая его миру. И у каждого, кто смотрит на нее, возникает ощущение, что Мария отдает Иисуса лично ему, и он в ответе за его жизнь. "Приветствую тебя, Мария! Приветствую вас, все матери мира!" - говорит нам художник. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства.

Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу, в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения. Мадонн Рафаэль писал с одного лица. Его моделью была прекрасная Маргарита – возлюбленная художника. Она была простой крестьянкой, дочерью пекаря. Изящные, правильные черты её лица стали символом материнства. Поэтому в её взгляде мы видим трогательную простоту, женскую миловидность и тепло человеческих чувств. Художник хотел, чтобы образ матери, изображённый на картинах, стал близким и понятным всем.

- Давайте определим, с помощью, каких средств художник выразил идею: спокойные тона красок, нет сильного контраста, плавность линий. Мы раскрыли содержание картины, ее настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение, на нее хочется не просто смотреть, но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку. (Звучит музыка Шуберта «Аве Мария!»). 



-
Великий Данте написал такие строки:

Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

И поэт Алексей Константинович Толстой написал о «Мадонне» Рафаэля проникновенные строки:

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила;

Любовь небесная затмила

Её земную красоту.

А он, в прозрении глубоком

Уже вступая с миром в бой

Глядит вперёд – и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

- Какими чувствами пронизаны эти поэтические строки?
(Нежностью, печалью, тревогой).

- Художники воспевают материнскую любовь в  картинах, поэты – поэтическим словом, а композиторы – музыкой. Сейчас еще раз прозвучит одно из красивейших музыкальных произведений, посвящённых образу матери. Вслушайтесь в её звучание. Какими чувствами будет наполнена эта музыка? 

(Звучит музыка Шуберта «Аве Мария!»).
 


- Какие чувства вы услышали в музыке?
(Нежность, красота, тепло, взволнованность, задумчивость…) Музыка созвучна картине Рафаэля своей неземной красотой, нежностью, взволнованностью и теплотой чувств. Но есть ещё одно важное свойство, за счёт которого мы ощутили это единство искусств – это исполнители музыки. Исполнил песню итальянский мальчик Робертино Лоретти и симфонический оркестр. Благодаря уникальному голосу исполнителя, интонация двух видов искусств оказалась очень близкой и созвучной.

- Много на Руси есть прекрасных праздников. Один из них называется праздник Тихвинской иконы Божьей Матери, который отмечается  9 июля. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из первых изображений Пресвятой Богородицы, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.

- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна, Всепетая. Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал молитву «Богородице Дево, радуйся». Прослушаем эту молитву.


(Звучит «Богородице Дево, радуйся», №6 из «Всенощной» С.В.Рахманинова.)

- Как звучала музыка? (Музыка
звучала скорбно, горестно, печально, строго). 
- Эти же чувства мы увидели и на иконе. В нашем светском календаре также есть много праздников, но один из них посвящён именно Матери. Отмечают его 30 ноября.

- Сегодня, мы выучим замечательную песню о маме  и вы сможете подарить праздничную открытку, да не простую, а музыкальную своим мамочкам в этот чудесный праздник.

Вокально-хоровая работа.
Распевание. Прослушивание песни «Мама моя»

- Итак, как показан образ мамы в песне?  
- Что можно сказать об интонации песни?  
- Какое настроение передает нам интонация?  
- Что можно сказать мелодии?
- Какая она по характеру?

Разучивание песни.

-
А теперь исполним ее под фонограмму. С какой интонацией мы будем петь слово мама?

- Для каждой мамы приятны не только подарки, но самое главное – это любовь её детей и добрые слова. Знаете ли вы стихи о маме?

     

Кто может быть дороже мамы?!

Кто свет и радость нам несёт?!

Когда больны мы и упрямы

Кто пожалеет и спасёт?!

Нам мамы многое прощают,

Не обижаясь, не броня.

Лишь терпеливо объясняют,

Не осуждая, не виня…


Итог урока.


-
Наш урок подходит к концу, что нового вы узнали на уроке? Как в искусстве показан образ матери?  И в заключении, я хочу пожелать вам, чтобы вы  пронесли через всю жизнь этот свет материнской любви. Передали его своим детям и они ответят вам взаимной любовью.  

Мне хотелось бы закончить урок стихотворением Убайда Раджаб, одну строчку которого вы будете читать сами.

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Мамочка.

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?

Мамочка.

Чаю - в пиалy налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто pебячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лyчше всех?

Мамочка.



Предварительный просмотр:

3-2-2 «О России петь,что стремиться в храм»

Тема: «Древнейшая песнь материнства»

Цель: 

Показать на примерах музыкального, изобразительного искусства и поэзии образ материнства.

Задачи:

1.Научить анализировать произведения, оценивать их художественные особенности.

2.Воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к самому близкому человеку, как мама.

3. Использование игровых технологий для активизации деятельности детей на уроке.

4. Развить исполнительские способности обучающихся.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария” (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов “Богородице Дево, Радуйся”; песня «Мамочка».

Ход урока.

Организационный момент.
 Музыкальное приветствие.
Прослушивание  Ф.Шуберта «Аве Мария».

- Ребята, узнали ли вы произведение, которое прозвучало?
- Кто написал это произведение?
- Аве, Мария – лампада тиха,
 В сердце готовы четыре стиха:
 Чистая дева, скорбящего мать,
 Душу проникла твоя благодать.
 Неба царица, не в блеске лучей –
 В тихом предстань сновидении ей!
 Аве, Мария – лампада тиха,
 Я прошептал все четыре стиха.
- Ребята слово «Аве»   переводится  с латинского «Радуйся».Раньше люди, вместо приветствия «Здравствуйте» говорили «Радуйся».Давайте вслушаемся в это слово. Как вы думаете, какое слово звучит в слове «Радуйся»?


Введение в тему урока.
- В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников, поэтов, музыкантов  всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Она и является темой нашего урока.
Мать-это символ жизни, вечности, святости тепла и любви.
Самое дорогое, родное, святое связанно с этим образом для всех людей- это Матушка Земля, Родина-мать, Природа-Матушка и та которая живет во имя ребенка- Мама.
Сегодня мы познакомимся с произведением итальянского живописца и архитектора Рафаэлем Санти (1483-1520 ) . Жизнь его была слишком коротка всего 37 лет, но его творения пережили века, восхищая миллионы людей.
Перед вами его картина - " Сикстинская мадонна". Данная картина висит в Дрезденской галерее и имеет большие размеры - занимает почти всю стену. Он говорил: " Я хочу написать мадонну - простую, добрую женщину, хочу показать всю красоту и величие материнства.
В центре как бы парит касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она вступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, она должна отдать им своего сына маленького Иисуса на страдание и муку. Мария спускается к людям, неся им свое самое дорогое- свое дитя . Она полна любви, материнской гордости, скромности, и в то же время тревоги. На картине также изображены, святая Варвара и папа Сикст 2.
Все латинские молитвы обращенные к матери Христоса начинаются словами Аве, Мария- что значит " Славься Мария" «Радуйся»

- Ребята, а сейчас выберите слова , которые передают ваши чувства, когда вы смотрели на картины и слушали музыку.
( Любовь, тишина, мир, радость, спокойствие, красота, Величие, благородство, достоинство.)
В русской православной церкви тоже есть молитва обращенная к матери "Богородице Дево, радуйся"
Вот уже 2 тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы.
Недаром среди всех обращений к Богородице - есть - Всепетая.
И ко всем людям она относится как к ребенку и в трудную минуту приходит на помощь. Богородица- защитница и покровительница России.
Давайте послушаем эту молитву " Богородице, Дево радуйся" русского композитора С.Рахманинова.

-
Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.

(Звучит «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова)

- Что вы почувствовали?

- Опишите эту музыку? Какая она?

- Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?

- Чем? (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание,  красота)

Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели  Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.

 Однажды, читая священное писание,  перед  Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:

 — Он сказал ей:

— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.

 Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу?   Дева Мария молчала и ждала...

«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна   Ты   между  жёнами»,   -  этот же,   только   несколько   измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.

- Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите, есть ли в них отличие?

Повторное слушание фрагментов молитв.
 -  У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.

- Кто-нибудь знает почему?    

- Это    из-за    веры.    В    православных    церквях    нет    музыкальных инструментов, а в католических - есть.

- Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе.

Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы

(В руках учителя   маленькая  копия иконы  из церкви)

- О чем молятся этой иконе? Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы.

Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. в 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление».


Тропарь
 – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.  (ЗАПИСАТЬ ПОНЯТИЕ ТРОПАРЬ)

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери. В нем частично рассказана история иконы.


Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение,  в том,  что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает,  поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…

- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?

 - А сейчас давайте немного отдохнём.

У меня в руках колокольчик. Каждый из вас прозвенит в колокольчик и ответит на вопрос: какая его мама?(красивая, любимая, замечательная, ласковая и т.д.)

Молодцы. Вы рассказали какие ваши мамы. А только лишь словами мы можем выразить свою любовь к маме? А чем ещё? (рисунком, песней)

На прошлом уроке мы начали разучивание песни «Мама»


Вокально-хоровая работа.
Распевание:
Крепко рученьки горят у здоровеньких ребят                                
Им нояб
рьский мороз разукрасил руки, нос!

Продолжение разучивание песни «Мама»

Домашнее задание: 
-
Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания  музыки на уроке,  остались свои впечатления   найдите   стихотворение о маме или Богородице, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок.

Итог урока:
 
- Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?

- Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.


Музыка и живопись создают образ матери разными средствами выразительности, и в то же время помогают друг другу, что бы зрители и слушатели поняли и почувствовали всю глубину художественного произведения.
 Давайте улыбнёмся друг другу,порадуемся.
Спасибо за урок!


                                                           



Предварительный просмотр:

3-2-4 « О России петь- что стремиться в храм»
Тема: «Образ праздника в искусстве. Вербное воскресение.

Цели: познакомить с праздником Вербного воскресенья.

Создать условия для восприятия и исполнения музыкального образа света и благодати через исполнение песен А. Гречанинова и Р. Глиера «Вербочки».

Задачи: 

  1. Помочь учащимся погрузиться в атмосферу православного праздника через музыкальные произведения «Светлый праздник» и «Птицы и колокола».
  2. Помочь прожить настроение в музыке через песню «Вербочки».
  3. Способствовать пониманию детьми значения колокольного звона.
  4. Побудить учащихся к рефлексивному анализу через восприятие и исполнение произведений «Вербочки», Рахманинова «Светлый праздник», «Птицы и колокола».

Музыкальный материал: А. Блок, А. Гречанинов «Вербочки»; Р. Глиера «Вербочки»;

  1. С.Рахманинов «Светлый праздник», «Птицы и колокола».

                                                         Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.


- Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении С. Рахманинова «Светлый праздник»


Слушание  С. Рахманинов «Светлый праздник

- Что вы услышали в произведении?

- Какое настроение у колокольного звона?

- Где может звучать эта музыка?

- Какие вы знаете церковные праздники?

- А что перед Пасхой родители приносят в дом?

- Ребята! Прослушайте стихотворение и скажите, о каком празднике в нем  говорится?


Дождалась наша верба весны –
В Лету канули зимние сны!
Тянет к солнышку руки свои,
А в руках у неё посмотри:
Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки.
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!


Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Только вербу ломать я не буду –
Приглашу я к пушистому чуду
Всех друзей, чтоб устроить веселье
В праздник
( дети все вместе)

- Вербное Воскресенье! 

- Какая тема урока? (вербное воскресенье)

- Какова цель урока? (Познакомиться с праздником)

- Совершенно верно. А еще мы рассмотрим, как образ праздника отражается в искусстве. праздник

Введение в тему урока

- Многие из нас знают это название праздника. Но почему это воскресение и почему оно

называется вербным?

Из истории известно, как за несколько дней до большого праздника Иисус Христос отправился в Иерусалим. Город был полон народа по случаю праздника. Люди, которые много слышали об Иисусе Христе, о том, как он исцелял больных, спешили к нему. Они срезали ветки пальмы с деревьев и радостно приветствовали Его. Все вокруг радостно кричали: «Осанна! » (спасение). Особенно громко выкрикивали это приветствие маленькие дети, и все ещё продолжали радоваться в храме, видя чудеса Иисуса Христа.

У нас в России пальма не растёт. Но в память об этом событии верующие люди приносят с собой в храм для освящения ветви вербы. На веточках этого дерева весной раньше всех появляются листики. Поэтому этот праздник в народе называют Вербным воскресеньем. А православное название «Праздник Входа Господня в Иерусалим». В этот день во всех храмах освящаются веточки вербы.


- Могут ли вербочки звучать? Сейчас вы послушаете песни и затем ответите на вопросы.


Слушание: песни «Вербочки»
 А. Гречанинова и Р. Глиера

- Песни похожие или разные?

- Где в этих песнях самое яркое звучание?

- Как меняется смысл стихов у разных композиторов?


Возможно последовательное разучивание песен «Вербочки». Обязательным условием работы над созданием образов песен является опора на единый поэтический текст А. Блока. Перед разучиванием песен рекомендуется выразительно прочитать стихотворение А. Блока в ритме, соответствующем ритму каждой песни. Ритм песен (строчка под строчкой) можно выписать на доске, что поможет ребятам выявить различие ритмического рисунка.

В песне «Вербочки» А. Гречанинова стремиться к прозрачному светлому звучанию голосов, напевности, мягким окончаниям. Трехчастность построения песни необходимо подчеркнуть исполнительскими средствами: выделить более ярким звуком (фраза «Ветерок удаленький, дождик, дождик маленький, не задуй огня»), устремленностью движения к высоким звукам, к кульминации песни. Более подчеркнуто и отрывисто можно исполнить слова «Дождик, дождик маленький», с просительной интонацией – «Не задуй огня». Окончание песни должно прозвучать уверенно и радостно, с замедлением в конце песни.

- Я предлагаю разучить песню «Вербочки»

Вокально-хоровая работа.
 Распевание. Разучивание песни.

- Могут ли эти произведения звучать в храме?

- А что исполняется в храме?
- Может быть это произведение звучит в храме?

Слушание «Птицы и колокола».


- Кто создатель и как вы его назовете?

- Как звучало небо?

- Какой был цвет на небе?

- Прислушайтесь к небу и к птицам.

- Молодцы. А теперь я предлагаю вам послушать «Осанна!» из рок-оперы современного американского композитора Эндрю Ллойда Уэббера – «Иисус Христос суперзвезда», в котором он передал радостное настроение народа.


Слушание  хор «Осанна»


- Какое настроение в музыке вы чувствуете?

- Как оно выражается?

- Какое настроение несет православная музыка?

- Какую роль выполняют колокола на Руси и за рубежом?

Мелодия хора легко запоминается, поэтому давайте  выучим  


Народ:  Осанна, гей, санна, санна, санна,  
              о,Санна, гей, обратись сюда.

               Иисус наш – положись, уваж,

               Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Кайафа:

         Ты скажи – пусть  чернь утихнет:

                 Мы боимся – смута вспыхнет.

                 Развязно сброд себя ведет.

                 Передай – умом плохи все,

                 Кто тут пел твои стихи.

         Мы, как пить дать, велим их гнать.

Народ:   Осанна, гей, санна, санна,санна, о,Санна, гей, обратись сюда.


Иисус наш – положись, уваж,
Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Иисус:Что ты ворчишь попусту на люд?

           Вопли те унять ничто не в силах.
Позакрывай всем рты – с того не станет тише:

И камень, и скала подхватят гимн.

Народ с Иисусом вместе:

    Осанна, гей, санна, санна, санна, о,

               Санна, гей, обратись сюда.

               Иисус наш – положись, уваж,

               Осчастливь нас, о Суперзвезда!

Итог урока.
- Ребята,какая цель стояла перед нами? (Познакомиться с праздником и музыкой, рисующей Вербное воскресенье.
- Мы достигли этой цели?

- Какими качествами обладает духовная музыка?

- Зачем нужны колокола?

- Символ Вербного Воскресения?

- Какое еще название имеет этот праздник?
- Каким общим настроением  вы были  проникнуты?

     

Домашнее задание по выбору.

1. Сочинить стихотворение по теме урока

2. Нарисовать рисунок по теме урока


Этапы уроков, цели и задачи

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1

Эмоциональный настрой.

Цель: создать условия для единого интонационного пространства.

Задача: помочь распознать и почувствовать настроение колокольного звона

Сегодня мы встретимся с необычным и возвышенным. Прочувствуйте это в произведении С. Рахманинова «Светлый праздник»

Вопросы:

Что вы в ней слышите?

Какое настроение у колокольного звона?

Вопросы: где может звучать эта музыка?

Какие вы знаете церковные праздники?

А что перед Пасхой родители приносят в дом?

Как назывыется праздник, связаный с вербочками?

Назовите тему урока..

Прослушивание муз. Произведения.

Свободные высказывания.

Эмоциональный отклик.

Рассуждения детей.

Представить себя на празднике в храме.

Учатся высказывать свое мнение

2

Художественное исполнение.

Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение

Задача: помочь прожить в музыке настроение

Могут ли вербочки звучать?

Исполнение песен А. Гречанинова и Р. Глиера «Вербочки».

Вопросы: песни похожие или разные?

Где в этих песнях самое яркое звучание?

Нарисуйте мелодическую линию на доске, а чтобы лучше получилось – споем.

Как меняется смысл стихов у разных композиторов?

Могут ли эти произведения звучать в храме?

А что исполняется в храме?

Ответы свободные

Исполнение

Свободное высказывание

(молитва в храме)

(призыв к весне)

Личностно-ориентированная рефлексия

3

Художественное восприятие музыкального произведения «Птицы и колокола»

Цель:создание атмосферы звучащего пространства.

Задача: помочь услышать мир звуков.

Может быть это? («Птицы и колокола»)

Кто создатель и как вы его назовете?

Как звучало небо?

Какой был цвет на небе?

Прислушайтесь к небу и к птицам.

Прослушивание муз. Произведения.

Свободные ответы

Эмоциональный отклик детей

4

Художественное восприятие музыкального произведения «Иисус Христос – суперзвезда» (хор жителей Иерусалима «Осанна»)

Цель: познакомить с зарубежной культурой.

Задача: дать понятие духовности колокольного звона в православии.

Звучит хор «Осанна»

Вопросы: какое настроение в музыке вы чувствуете?

Как оно выражается?

Какое настроение несет православная музыка?

Какую роль выполняют колокола на Руси и за рубежом?

Прослушивание муз. Фрагмента.

Высказывания детей

Личностно-ориентированная рефлексия.

Эмоциональный отклик.

Желание высказаться.

5

Заключение.

Цель: создание условий для личностной рефлексии каждого учащегося

Вопросы: какая цель стояла перед нами?

Мы достигли этой цели?

Какими качествами обладает духовная музыка?

Зачем нужны колокола?

Чем вы обогатили друг друга?

Ответы: познакомиться с духовной музыкой.

Познакомиться с музыкой, рисующей Пасху, Вербное воскресенье.

Свободные ответы детей.

Желание поделиться своими впечатлениями с близкими, одноклассниками.

6

Домашнее задание

Сочините колокольный звон.

О чем пели птицы?



Предварительный просмотр:

3-2-5 «О России петь, что стремиться в храм»
Тема: Святые земли русской


Цель:
  продолжать знакомство со святыми земли русской.

Задачи: 
- углубить знания обучающихся о святых русской земли, расширять их кругозор.

- развивать умение работать с музыкальными терминами.

- способствовать патриотическому воспитанию обучающихся.

Музыкальный материал: « Величания святому благоверному князю А. Невскому».

« Вставайте, люди русские!» из кантаты « А. Невский»; песнопение о Сергии Радонежском; величание «Баллада о князе Владимире».
Планируемые результаты:

Предметные:

Иметь представление о молитвенном песнопении.

Метапредметные:

познавательные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Сравнивать и обобщать информацию.

коммуникативные:

Продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач.

Аргументировать свою точку зрения.

регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.

Осуществлять самоконтроль деятельности.

Оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.

Личностные:

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов святых.

Развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.


                                                          Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие. 

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
(Ответы учащихся)
- Правильно, мы беседовали о празднике «Вербное воскресенье».Вспомните, какие музыкальные произведения мы слушали? (Ответы учащихся)
-
 Я вижу, вы выполнили домашнее задание и нарисовали иллюстрацию к песни «Вербочки»

Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать произведение.


Слушание « Величания святому благоверному князю А. Невскому».

- Что это за произведение? Кто запомнил?

- Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке?

- Сегодня мы с вами будем продолжать знакомство со святыми земли русской.

- А кто такие святые?

Повторение ранее изученного материала.

- Какое произведение написал С.С. Прокофьев об А. Невском?

- Что такое кантата? 

- С каким другим словом схоже слово « кантата»?

- Что такое кант?

- Когда начали сочинять канты? При каком императоре?

- Давайте исполним кант. ( Виват!» - движение мелодии рукой).

- Что означает « Виват?»

- Значит, из какого языка к нам пришли эти понятия?

- Где исполняют кантату?

Исполнение темы из хора « Вставайте, люди русские!» из кантаты « А. Невский».

- Ребята, как вы думаете, за что А. Невского называем святым благоверным князем?

- Давайте исполним хор « Вставайте, люди русские!» из кантаты

« А. Невский». Как нам нужно петь? Для чего именно так?

 
Просмотр видеофрагмента  из фильма « Александр Невский».

- Как вы думаете, какие качества А. Невского помогли ему победить крестоносцев? - Какие качества вы хотели бы у него перенять?

- Во втором классе мы с вами говорили еще об одном святом Руси. Это отрок  
 Варфоломей
.  
-
Что это за святой? Кому он покровительствует?
- Кто может обращаться к нему за помощью?

- Народ также сложил  песнопение о Сергии Радонежском. 

- Как звучит?

Изучение нового материала. 

- Сегодня мы поговорим об одном очень важном моменте истории нашего государства – Крещении Руси.

10 веков назад на Руси была языческая вера, у людей было много богов. Княгиня Ольга, которая правила в то время, отправилась в Византию и стала первой христианкой, т.е. крестилась. А её внук – Князь Владимир ( Красное солнышко) крестился тоже и в 988  году крестил русский народ в реке Днепр, на которой стоит город Киев. В те времена столицей России был город Киев. А сейчас какой город является столицей России?

Княгиня Ольга  и её внук Князь Владимир  также стали святыми земли русской.


- Святой – значит Божий, и христианская Церковь канонизирует посмертно тех людей,   чья жизнь была праведной, кто заслужил народное почитание и чья святость подтверждается чудесами, исходящими от останков, могилы святого, происходящими в ответ на молитву к нему. Каждый святой – уникальная и прекрасная личность, и Церковь канонизирует святых, как пример для других. Поэтому так важно стремиться узнать о святых наших соотечественниках, изучать их жизнь, вдумываться в их жизненный подвиг.
- Образы святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, которые вы сейчас видите, являются фрагментами росписи

В. Васнецова Владимирского кафедрального собора в Киеве.

      В. Васнецов хорошо знал старинные русские и восточные узоры и орнаменты. Он изобразил княгиню Ольгу и князя Владимира в византийских одеждах (именно в Византии Ольга приняла крещение). Крест, церковь в руках Ольги, меч на ее поясе — все это символы княжеской власти и признаки святых земли Русской. Павлины на ткани одежды княгини Ольги символизируют вечную жизнь. 

О них также сложены разные песнопения. Послушаем величание.

Слушанье  «Величания»

- Как звучит? ( спокойно, величаво, распевно).

Величать – значит, славить, восхвалять. Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

 В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев.

В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями. Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых.

Русская православная церковь называет их равноапостольными, т. е. дела их на земле равны делам учеников Иисуса Христа — апостолов, которые просвещали народы мира, рассказывая о Христе и его заповедях. Так же как апостолы, которые проповедовали учение Христа, они принесли православную веру на Русь.

В 4 классе вы познакомитесь с другими святыми и узнаете, что такое стихира.

А сейчас давайте разучим фрагмент «Величания»


Вокально-хоровая работа


Распевание. Разучивание фрагмента « Величания».

Итог урока.

- За что князя Владимира и княгиню Ольгу почитает народ?

- Кстати, Александр Невский – это пра-правнук Князя Владимира.

За сегодняшний урок мы с вами много повторили и узнали нового. Давайте проверим, все ли вы запомнили. Для этого предлагаю разгадать кроссворд. Если все правильно разгадаем, то получится слово, характеризующее вас.

Решение кроссворда.


- Итак, кто же вы? ( ЗНАТОКИ)


Домашнее задание: выучить тексты новогодних песен



Информация для учителя

        Княгиня Ольга. В молодости княгине Ольге, жене убитого киевского князя Игоря, дороги были языческие боги ее предков. Она поклонялась многим богам, славя грозные силы природы – огонь, ветер, воду, солнце. Но чем старше становилась мудрая Ольга, тем настойчивее она искала другой веры, которая смогла бы объединить русский народ. Летописцы называют разные даты поездки Ольги в Константинополь, столицу Византии (955 г.  или 957 г.). Именно там, в храме Святой Софии Константинопольской патриарх Игнатий, глава Православной церкви, совершил обряд святого крещения Ольги, а император Константин стал ее крестным отцом. Возвратившись в Киев, Ольга (в крещении Елена) хотела обратить своего сына  князя Святослава в христианскую веру. Но не лежала душа воина-князя к христианству с его кротостью и милосердием. Лишь внук Ольги, Владимир, продолжил начатое ей дело – обращение русских в православную веру.

        Князь Владимир. В Киеве жило много христиан, немало их было и в дружине князя Владимира. В Киеве как в торговом городе сходились купцы со всех сторон света, разнося молву обо всем, что они видели и слышали. Соседние народы стали пытаться обратить Вла-димира в свою веру, чтобы сделать такого сильного князя своим единоверцем. Приходили к Владимиру посланцы из болгарских земель (магометане), немцы-католики, евреи. Греческий посланник рассказал Владимиру о том, как Господь Иисус Христос сошел на землю ради нашего спасения. Послал Владимир десять самых умных бояр к болгарам, немцам и грекам. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. Вот как этот восторг послов запечатлели древние летописи: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве. Если бы вера греческая  не была лучше всех, не приняла бы ее мудрая Ольга». И провозгласил киевский князь Владимир (Красно Солнышко) на Руси христианскую веру, веру в единого Бога –  Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.

Дополнительная информация

      Княгиня Ольга была одной из первых христианок нашей земли, а внук ее — князь Владимир — крестил Русь, т. е. обратил в христианство все подвластное ему государство

«Баллада о князе Владимире» на стихи А. Толстого является народным песнопением. Мелодия баллады безыскусная, с ровным ритмическим рисунком. Она близка историческим народным песням. Спокойно, размеренно звучит напев — рассказ о делах князя Владимира. Мелодию баллады интересно сравнить с величанием, с песнопениями о Сергии Радонежском, выявляя контрастное и тождественное в интонациях.

Баллада о князе Владимире (отрывок)

…По лону Днепровских сияющих вод,

Где празднуя жизни отраду,

Весной все гремит, и цветет, и поет,

Владимир с дружиной обратно плывет

Ко стольному Киеву-граду.

Всё звонкое пташство летает кругом,

Ликуючи в тысячу глоток,

А князь многодумным поникнул челом:

Свершился в могучей душе перелом,

И взор его мирен и кроток.

Забыла княгиня и слёзы и страх;

Одеждой алмазной блистая,

Глядит она, с юным весельем в очах,

Как много пестреет цветов в камышах,

Как плещется лебедей стая,

Как рощи навстречу несутся ладьям,

Как берег проносится мимо,

И, лик наклоняя к зеркальным водам,

Глядит, как её отражается там

Из камней цветных диадема.

Плывет и священства и дьяконства хор

С ладьёю Владимира рядом;

Для Киева синий покинув Босфор,

Они оглашают Днепровский простор

Уставным демественным ладом.

Когда ж умолкает священный канон,

Запев зачинают дружины,

И с разных кругом раздаются сторон

Заветные песни минувших времен,

И дней богатырских былины.

Так вверх по Днепру, по широкой реке,

Плывут их ладей вереницы,

И вот перед ними, по левой руке,

Всё выше и выше растет вдалеке

Град Киев с горой Щековицей.

Владимир с княжого седалища встал,

Прервалось весельщиков пенье,

И миг тишины и молчанья настал,

И князю, в сознании новых начал,

Открылось новое зренье:

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,

Почуялась правда Господня;

И брызнули слёзы впервые из глаз,

И мнится Владимиру: в первый он раз

Свой город увидел сегодня.

Народ, издалёка их поезд узнав,

Столпился на берег, и много

Скитавшихся робко без крова и прав

Пришло христиан из пещер и дубрав

И славят Спасителя Бога.

И пал на дружину Владимира взор:

«Вам, други, доселе со мною

Стяжали победы лишь меч да топор,

 Но время настало – и мы с этих пор

Сильны еще силой иною!

Что смутно в душе мне сказалось моей,

То ясно вы ныне познайте:

Дни правды дороже воинственных дней!

Гребите же, други, гребите сильней,

На вёсла дружней налегайте!»

Всшипела под полозом, пенясь, вода,

Отхлынув, о берег забила,

Стянулась быстро ладей череда,

Передние в пристань вбежали суда,

И с шумом упали ветрила.

И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон,

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!

А. К. Толстой

      Величание — это молитвенное торжественное песнопение. Характер музыки спокойный, величавый, мелодия распевная.

      Величать — значит восхвалять, славить, чествовать. В величании нет спешки, поэтому слова произносятся спокойно, нараспев. В старину величали песнями, заздравными пожеланиями, почетными причитаниями.

      Величание, данное в учебнике, является музыкой православной церкви. Постарайтесь спеть с учащимися это величание спокойно, достойно, широко и напевно. Своеобразна нотная запись величания: непривычный размер, постоянно повторяющиеся звуки.

      Желательно выписать продолжение нотной записи величания на доске из «Хрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» и обратить внимание учащихся на то, как проговариваются (пропеваются) слова на одном звуке.

      Интересно, что эта музыка остается неизменной для величания всех святых. И к нему учащиеся вернутся, но уже в связи с величанием святых Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....