Уроки музыки во 2 классе 2 четверть
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Людмила Николаевна Волкова
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок 2-2-1  «О России петь – что стремиться в храм»


Тема : «Великий колокольный звон»


Цель:  Формирование духовного мира ребенка через знакомство с религиозным искусством.
Задачи:

-   закрепить материал, выученный ранее: первые русские святые, праздник Рождества Христова;

-   познакомится с историей возникновения колоколов в России при помощи просмотра слайдов;

-   определить какую роль играл колокольный звон в обыденной жизни человека;

-   развивать на уроке умения петь интонационно правильно, используя унисон в вокальных упражнениях и песнях.

 -  развивать умение слушать музыку, давать характеристику прослушанным произведениям, узнавать произведения, прослушанные ранее.

 развивать чувство ритма, музыкальную память, внимание.

Музыкальный материал: «Великий колокольный  звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в исполнении симфонического оркестра; звучание «Праздничного трезвона. Красного Лаврского трезвона»


Ход урока:


Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Повторение пройденного материала.

Введение в тему урока.

- Попробуйте угадать, о чем сегодня пойдет речь. А я вам чуть-чуть подскажу.

Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».

Ну а в народе об этом национальном чуде говорили проще:

- За уши повесят, да за язык подергают – станешь петь.

- Лезу, лезу по железу

  Вылезу на мостик

  Дерну быка за хвост

  Бык заревет – весь народ соберет.

- Да,  конечно же, это колокол.

Символом единства на Руси были колокольные звоны. Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на Русскую землю и мечтал увидеть там "свету белого, солнца красного", и, конечно, услышать "звону колокольного".

Звучание колокола.


- Вы сейчас слышали звучание колокола.

- Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?  Почему?

- А где можно услышать колокола?

- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?

- Колокольный звон – это новое явление или нет?

Мы сейчас посмотрим фильм, в котором рассказывается об истории возникновения колоколов, и попробуем ответить на эти вопросы.

Просмотр фильма

- Понятия Россия, Православная церковь всегда были неразделимы. Мы также пытаемся понять, какую роль в жизни русского человека играли святые, церковные праздники, церковь.

- У нас, в городке,  есть церковь? (две: Святой Богородицы, Георгиевская)

- Кто из вас был в церкви? Есть там иконы? Церковное пение слышали? А что еще обязательно мы слышим, подходя к храму воскресным утром?

Правильно, колокольный звон. Кто-нибудь из вас знает, как давно существует такая традиция – звонить в колокола.

- Давайте попробуем разобрать, сколько существует колокольный звон в России.

В развалинах Десятинной церкви в 1858 году найдены два колокола: один из них из меди, довольно хорошо сохранившийся, за исключением дужки, к которой привешивался язык. Высота колокола 9 вершков, а весу в нем  два пуда и 10 фунтов. Полагают, что это древнейшие из уцелевших русских колоколов.

Русские стали лить колокола впервые в ΧΙΙΙ веке, но после татарского ига их вновь привозили из Германии. В  ΧV веке в Москве был устроен литейный двор, где венецианский мастер Павел Дебоше отливал колокола и пушки. Итальянский литейщик Аристотель Фиораванти не только отливал пушки, колокола, чеканил монеты, но и построил Успенский собор.

В XVI столетии русские выученики самостоятельно продолжали отливку колоколов. Русские мастера достигли значительного совершенства, они отливали  не только из меди, но и из золота, серебра и притом тонкие художественные вещи. Значительно увеличились размеры колокола. Сначала был отлит колокол в 250 пудов (4000 кг), затем колокол весом в 500 пудов (8000 кг), а потом слит колокол-благовестник в 1000 пудов (16000 кг).

Во всей Москве в XVI веке считалось 400 церквей, а колоколов было не менее пяти тысяч. Так что в среднем приходилось более 12 колоколов на каждую церковь. Главный колокол весом в 1000 пудов висел на деревянной колокольне среди кремлевской площади, в него звонили, когда царь ехал в дальний путь, или возвращался в столицу, или же принимал знаменитых иноземцев.

Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз. Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл. В 1730 г. Высочайшим указом императрицы Анны Иоановны, было "повелено слить колокол вновь". Работу поручили Ивану Федоровичу Маторину и его сыну Михаилу.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы.( Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича.) Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда). До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.

В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

- Кто смог подсчитать, сколько же лет живут колокола в России? (2000 лет).

Скажите, всегда ли можно услышать колокольный звон только перед службой? В других случаях могли звонить в колокола?

Знакомство с колокольными звонами:

Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест)

Перезвон, перебор- это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. (Слушаем перезвон)

Собственно звон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем звон – трезвон)

Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола»

-А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».


Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)

1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.

2 группа: средние колокола поют: бим- бом,

3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.

По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.

Сравнение звучаний «Праздничного трезвона. Красного Лаврского трезвона» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры и «Великого колокольного звона» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в исполнении симфонического оркестра

- главными выразительными средствами колокольного звона, является ритм и тембр.

 

 

Сопоставление образов колокольной музыки с образами изобразительного искусства И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод»

Предложить ребятам сравнить «язык» этих пейзажей – плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви у И. Левитана, четкость рисунка, буйство ярких «звучностей», многоцветье радуги у А. Лентулова. Какой музыкой можно озвучить эти картины?

Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Разучивание песен «Колокола», «Новогодняя».

Итог урока.

- Кто запомнил, сколько лет самому древнему колоколу?

- Как называется самый большой колокол и где он находится?

- Где еще в жизни человека используются колокола?

Домашнее задание.

Вам будет необычное домашнее задание. Попробуйте посчитать, сколько колоколов на колокольне в нашей церкви?  Выучить текст песни.

Урок № 1.

        Вступительным разделом урока может быть обобщение тех музыкальных впечатлений детей, которые они получили в течение осенних каникул. Желательно, чтобы эти впечатления были озвучены в совместном музицировании учителя и учащихся и  эта часть урока не превращалась в разговоры о музыке без музыки.

        Рассматривая с детьми разворот Учебника «О России петь – что стремиться в храм», нужно обратить внимание на изображение величественного Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры и фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия», на которой дети увидят играющего на свирели пастушка в окружении празднично одетых женщин.

Этот зрительный ряд поможет начать с второклассниками разговор о том, какая музыка звучит в храме (молитвы, церковные напевы).

        В центре урока – разворот «Великий колокольный звон». Детям предлагается сравнить звучание «Праздничного трезвона. Красного Лаврского трезвона» в исполнении звонарей Богоявленского Патриаршего собора Троице-Сергиевой Лавры и «Великого колокольного звона» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в исполнении симфонического оркестра  Большого театра (дирижер Ю. Симонов).[1] При этом стоит рассказать ребятам о том, что колокол – это единственный музыкальный инструмент, звучание которого может использоваться в церковной службе.

Информация для учителя.

        Литье колоколов и колокольный звон на Руси всегда считалось подлинным искусством. Колокол – древнейший ударный самозвучащий инструмент. Образцы бронзовых колоколов эпохи неолита обнаружены археологами на территории стран Юго-восточной Азии, Дальнего Востока. С древности колокол был ритуальным сигнальным инструментом. С IV в. в Европе большие колокола применялись в праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги (набат). В церковном христианском обиходе колокола используются приблизительно с VI в. Колокола закрепляются на колокольне или звоннице. Первоначальное назначение церковных колоколов – призыв верующих в храм (так называемый благовест). По образному выражению о. Александра Меня, благовест является «музыкальной проповедью, вынесенной за порог церкви». Позднее звон церковных колоколов отмечал не только важнейшие моменты службы, но и создавал определенный эмоциональный настрой при выполнении заказов прихожан (похоронные, свадебные звоны).

        Самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь-колокол. Его вес –  почти 202 тонны, высота – более 6 метров.

Пусть после прослушивания колокольных звонов учащиеся подберут слова, для определения характера и настроения их звучания. В этом им помогут определения, помещенные на цветных плашках (с.38–39). Рисунки больших и маленьких колоколов на этих же страницах и нотная запись фрагментов музыки М. Мусоргского помогут детям услышать, что главными выразительными средствами колокольного звона, является ритм и тембр.

 Чтобы убедить в том, насколько точно дети слышат метро-ритмическую пульсацию и разные регистры в музыке Мусоргского, можно предложить «исполнить» на воображаемых колоколах фрагмент этого сочинения. В пластике движений детей-«звонарей» отразится и эмоциональное отношение учащихся к этому произведению.  

        Следующий этап урока – рассматривание детьми репродукций  картин  русских художников И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод» на развороте «Звучащие картины». Предложите ребятам сравнить «язык» этих пейзажей – плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви у И. Левитана, четкость рисунка, буйство ярких «звучностей», многоцветье радуги у А. Лентулова. Какой музыкой можно озвучить эти картины?

Второклассники могут назвать лишь общий характер музыки («если бы я был композитором, то выбрал бы музыку…»). Учитель же может предложить послушать фрагменты конкретных произведений, например, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина, «Вечер» В. Салманова, «Осень» Г.Свиридова, известную русскую народную песню «Вечерний звон», «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, первую часть Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского и др. Подбор музыкального ряда этого фрагмента урока – творческий поиск самого учителя.

        В заключение урока рекомендуется начать разучивание некоторых песен, в которых изображается звучание колокольчиков – «Бубенчики», американская народная песня (русский текст Ю. Хазанова),[2] «Братец Яков», французская народная песня.[3] Украсить звучание этих песен может ансамбль исполнителей на треугольнике, колокольчиках, металлофонах.


[1] См.: Фонохрестоматия музыкального материала к Учебнику «Музыка». 2 класс. – М., Просвещение, 2002.

[2]  См.: Хрестоматия музыкального материала. 1 класс. – М., Просвещение, 2002.

[3]  См.: Музыка в школе. Вып. 1. Песни и хоры для учащихся начальных классов./Сост. Г.П. Сергеева. – М., Музыка, 2000



Предварительный просмотр:


2-2-2,3  «О России петь, что стремиться в храм»

Тема: «Святые земли русской»

Цель: на примере музыкальных сочинений воспитывать в детях чувство любви к своей Родине, чувство гордости за Родину.


Задачи:
1.образовательные:

а)проверить, как учащиеся запомнили основные виды колокольного звона

б) познакомить с жизнью и подвигами святого князя Александра Невского

в) познакомить с кантатой С.С. Прокофьева « Александр Невский» называется         « Вставайте люди русские»


2.воспитательные:

а)воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах,

б)прививать навык вдумчивого слушания музыки,

в)воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.


3.развивающие:

а)развивать слушательскую и исполнительскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к лучшим образцам отечественного искусства,

б) развивать познавательный интерес учащихся,

в)продолжать развитие вокально-хоровых навыков


Музыкальный материал:
1.М.П. Мусоргский, опера "Борис Годунов", пролог 2 картина, оркестровое вступление.

2. С.С. Прокофьев « Александр Невский» отрывок « Вставайте люди русские»

3.Учебник

4.Слова: И. Шаферана, Музыка: О. Фельцмана « Елочка» - Песня из м/ф "Новогодняя сказка.

5.Музыка и слова О. Газманова « Бескозырка белая»


Ход урока.
Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Повторение пройденного.

- Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке?
(«Великий колокольный звон»)- - Что вы знаете о колокольных звонах? (Бывают большие и маленькие. По звучанию глухими и звонкими. Оповещали о различных событиях в жизни человека)
- А что такое тембр?
( Окраска звука)
- С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (
Благовест)
- Что означает благовест?
(Добрая весть)
- Какое произведение мы с вами слушали?
( отрывок из оперы « Борис Годунов)
-
Что такое опера? ( Театрализованное представление, где артисты поют)

Введение в тему урока.
Вам будет интересно узнать, что колокольными звонами в древности встречали в городах героев, князей, воинов, вернувшихся с победой над врагом. Так весной 1242 года в городе Великом Новгороде люди встречали святого благоверного князя Александра Невского и его войско. Кто он такой? Какую победу он одержал? Что же такого он совершил для Руси? Чем дорога народу память об этом удивительном человеке? Об этом и многом другом мы сегодня узнаем на нашем уроке.

Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны в памяти народной вот уже в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный князь Александр Невский. Родился он в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по- гречески.» Много читал о полководцах, сражениях, планы которых чертил палочкой на снегу или на земле. Стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою. Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла.

Когда князь Александр вырос, пришло и его время защищать русскую землю от врагов. В те годы самым большим и богатым городом Северной Руси был Великий Новгород. Многие иноземцы хотели им овладеть - и хитрые шведы, и хорошо вооруженные немецкие рыцари. Но всех их разбило русское войско, которым командовал князь Александр. Давайте посмотрим на его портрет, который написал художник Павел Корин , откройте учебнике на странице 43. На картине мы видим князя Александра. Художник изобразил его в полный рост, в военных доспехах, шлеме, княжеской красной накидке, с мечом в руках. За ним, на дальнем плане картины мы видим стены и храмы Великого Новгорода, а в правом углу - стяг с ликом Спасителя, под которым наши воины шли в бой. Эта картина говорит нам о характере князя Александра. Что вы можете сказать о нем? Каким он был?
(Сильным, серьезным, грозным, суровым, мужественным, непреклонным, героическим...)

- Молодцы. А теперь обратите внимание на меч князя Александра. Он не размахивает им над головой, но держит в ножнах и лишь чуть-чуть приподнял, глядя в сторону врагов. Художник этим подчеркивает, что русский воин не нападает, ему не нужно чужой земли. Но он решительно, твердо защищает свое Отечество и, если потребуется, готов отдать за него свою жизнь. Крылатыми стали слова князя Александра: «Кто придет на Русь, будет на смерть бит».

Сейчас мы с вами послушаем произведение, которое написал С.С. Прокофьев

« Александр Невский» называется отрывок « Вставайте люди русские»
( Слушание С. С. Прокофьев « Александр Невский» называется отрывок «Вставайте люди русские»)

- Музыкальное произведение, которое исполняет хор в сопровождении оркестра и солистов, называется кантатой. Давайте послушаем еще раз его . Прошу вас обратить внимание на музыку и ответить на вопросы: «Какая она по характеру?»
(Слушание С. С. Прокофьев « Александр Невский» называется отрывок « Вставайте люди русские»)



-Какая она по характеру?»
(торжественная, мужественная, решительная, громкая,
 собранная).

- Благодаря каким музыкальным инструментам эта музыка звучит так призывно и  
 торжественно?» (
Торжественный характер музыке придают колокола).
- Что такое  «кантата»?

Вокально-хоровая работа.

Распевание. Разучивание темы «Вставайте люди русские».
Работа над песней «У мамочки любимой».
Домашнее задание. Выучить текст песни  «У мамочки любимой» гр. «Волшебники двора»

Итог урока.
Еще раз посмотрите на портрет князя Александра, вспомните музыку . Скажите, почему, за что помнит его русский народ? Даже называет его святым князем? - дети отвечают: «Он был защитником русской земли». Наш урок подошел к концу. До свидания!



Предварительный просмотр:

2-2-4 Тема: «Молитва»


Цель:
 раскрытие высокого духовного смысла русского искусства через бережное введение в художественные образы русской музыки.

Задачи:

Образовательная:

прикосновение к высоким темам духовной жизни людей.

Развивающая:

развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Воспитательная:

формирование уважения к традициям своего народа. Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание. Церковные и народные традиции.

Оборудование:

Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский две пьесы из «Детского альбома»- «Утренняя молитва», «В церкви», молитва «Отче наш» в исполнении Хора Турецкого.

                                                                 Ход урока.

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Введение в тему.

-
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам  послушать  произведение.
- Как бы вы его назвали? О чем оно?

Звучит
молитва «Отче наш» в исполнении Хора Турецкого.

- Правильно, это молитва «Отче наш» в исполнении Хора Турецкого.
-
А что такое молитва? (Варианты ответов детей)
- А может ли быть молитва без слов?
(Нет).
- А почему?
Да ребята, молитва – это обращение к Богу, разговор с ним, значит, главное в молитве – СЛОВО. Конечно же, вы помните, что первыми, кто донес слова святого писания до наших предков,  были основатели славянской азбуки святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
(Изображения икон Кирилла и Мефодия). 
И создали славянскую азбуку именно для того, чтобы приобщить славян к христианской культуре. И первые слова, которые они перевели  с греческого языка,  были: «Искони было слово, и слово было к Богу,  и Бог был слово».

Основная часть.

Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.  Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы?
(Можно послушать варианты ответов детей)

- Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. и придумали то, что мы с высоты своего исторического возраста назвали мифологией. Они дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», а этот жанр народного творчества есть не что иное, как ... молитва. В закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие, наверное, самое великое за всю предыдущую и последующую историю – Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички, древней формы молитвы, от молитвы новой, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу,
(обратить внимание на ребят на тему урока). 

- О чем может человек разговаривать с Богом, после ответов детей подвести к тому, что молитвы бывают
благодарственные, просительные, покаянные, хвалебные. Дети объясняют, как они понимают.
– Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«
Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она  переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва
 – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва
 – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

- Ребята, как вы думаете, какие молитвы человеку произносить особенно нелегко?
(
Покаянные. Обсудить, почему так считают?) 

- Попробуйте определить, интонации какой молитвы звучат в стихотворении Л. Н. Толстого. (
Чтение  стихотворения «Благословляю вас леса» Дети определяют жанр хвалебной молитвы).
- Молитвы обладают невероятной силой! Сейчас прозвучит отрывок из знакомой вам сказки, вы сами ее узнаете.

- Ай, я без тёплых сапог! Ай, я без рукавиц! — закричала Герда, очутившись на морозе.

Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами; тут он спустил девочку, поцеловал её в самые губы, и из глаз его покатились крупные блестящие слёзы. Затем он стрелой пустился назад. Бедная девочка осталась одна-одинёшенька, на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.

Она побежала вперёд что было мочи; навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и на нём пылало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под зажигательным стеклом, но эти были куда больше, страшнее, самых удивительных видов и форм и все живые. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоголовых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями.

Герда начала читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот всё сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их всё прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг неё образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперёд; ангелы гладили её руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы.


(Под звуки тревожной музыки учитель зачитывает отрывок из сказки Андерсена "Снежная королева», где Герда усмиряет с помощью молитвы «Отче наш» армию холода. Дети узнают сказку).

- Почему Герда читала молитву?
(Ей нужен был помощник, что бы победить армию холода. Она обратилась молитвой за помощью к Богу)
- Какую молитву читала Герда? ( «Отче наш» )
- Эту короткую, но очень емкую молитву оставил людям, простым рыбакам, виноградарям, сеятелям, сам Господь. Это одна из самых главных молитв православных христиан. Попробуем разобраться в смысле этой молитвы.

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да
будет воля Твоя. Яко на небеси
и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь, и
остави нам долги наша, якоже
и мы оставляем должником
нашим, и не введи нас во
искушение, но избави нас от
лукаваго.

Иже – который; Иже еси на
небесех – живущий на небесах;
Яко – как; на небеси и на земли
– на небе, на земле;
Насущный – необходимый для
существования;
Даждь – дай;
Днесь – сегодня;
Остави – прости;
Искушение – соблазн ко греху;
От лукаваго – от зла.

– А любой ли человек может писать молитвы? (Нет). 
– А какой?
(Тот, который причастен божьей благодати, святой. И многие молитвы сочинялись точно такими людьми, монахами, святыми, посвятившими всю свою жизнь служению Богу). 
– А как вы думаете, кому могут принадлежать эти строки?

«Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву  слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу  освещает».
(После догадок детей показываю портрет Чайковского )
–  Узнали, удивились. Да, ребята эти строчки написал на французском языке в 1851 году, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет.
- А с чего начинается ваш день?
(С завтрака.)
- А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.
Звучит пьеса «Утренняя молитва». Дети сами дают ей название
- Какая музыка по характеру, темпу?  Что происходит? (Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится-разговаривает с богом.)
-
Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода, а в наши дни А. Лунин написал прекрасный текст на эту мелодию.

Господи Боже, грешных спаси.

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Сделай, чтоб стало тепло и светло.

И чтобы весеннее  солнце   взошло.
Людей, и птиц, и зверей,

Прошу тебя, обогрей.
Прошу, боже мой.

- Где могут звучать молитвы?
- Чем отличается молитва от песни?
(Молитва — это обращение человека к Богу).

- Есть в произведении интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение?  (Просьба-обращение).

- А заканчивается «Детский альбом »вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней.

Звучит пьеса «В церкви» (Дети сравнивают).

- Здесь более строгое звучание, более торжественное, словно целый хор поет.
- Это домашняя молитва?
(Нет, церковная, она больше похожа на покаянную). 
- Что нового сейчас вы узнали о Чайковском?  
(Наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции).
- Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. (Дети записывают в тетрадь новое для них понятие.)

Посмотрите иллюстрацию . Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

- Какими словами можно передать ваши настроения, чувства после слушания этих двух произведений? Используйте и слова, которые обозначают «чувства». (Красота, простота, доброта, тишина, спокойствие, радость и др.)

- Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, которая сегодня прозвучала - светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Как вы думаете,  может ли на нас повлиять эта музыка? А как? Сделать добрее, терпимее, лучше и т.д. (Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку).
-
Вы были внимательными слушателями, а сейчас покажите, какими должны быть исполнители.

Вокально-хоровая работа

- Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы? (Свечу).

Упражнение «Свеча» (на дыхание)
• Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться.(Упражнение повторяется 2 раза.)

• Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза).

- Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Распевание. Исполнение песни «У мамочки любимой»


Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие музыкальные произведения услышали?
Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.
Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к произведениям Чайковского.



Предварительный просмотр:

2-2-5 «О России петь - что стремиться в храм»

Тема урока: «Рождество Христово».

Цель: ознакомление учащихся с христианским праздником – Рождеством Христовым  и его историей.

Задачи:

Образовательные:

 ознакомить обучающихся с историей праздника, и основными понятия «Рождество», «Колядовщики», «Колядка»;

 разучить песню, посвященную празднику.

Развивающие:

развивать исполнительские (вокальные и инструментальные) качества;

развивать внимание, музыкальную память;

развивать и обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

прививать интерес к предмету;

воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно, в паре;

воспитывать усидчивость, самостоятельность, культуру поведения.


Музыкальный репертуар:
 «Ночь тиха» Р. Шуман,тропарь «Рождество твое Христе Боже наш»,рождественские колядки,


                                                        Ход урока:

Организационный момент. Музыкальное приветствие. Повторение пройденного.


- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали на прошлом уроке?
(Чайковский был глубоко верующим человеком, в его цикле «Детский альбом» есть две пьесы «Утренняя молитва» и «В церкви»)

- Почему эти пьесы есть в «Детском альбоме»?
(Потому что раньше день ребёнка начинался и заканчивался с молитвы)

- Что такое молитва? (Это просьба, обращение к Богу)

Введение в тему урока.


- Сегодня мы с вами попробуем ненадолго заглянуть в прошлое…преданье старины глубокой рассказывает нам об одной волшебной зимней ночи…   Именно тогда в Вифлееме произошло величайшее чудо. В небе зажглась новая, яркая звезда. Она указывала путь к тому месту, где родился младенец. Чудесные события, произошедшие той ночью, были воспеты поэтами, художниками, музыкантами всего мира.


- Как вы думаете, что это за ночь?
(Рождественская)

- Кто родился в эту ночь? (Иисус Христос)

- Давайте хором, все вместе скажем, как называется православный праздник, связанный с этим событием? (Рождество! )



-
Татьяна Бокова сочинила такое стихотворение о Рождестве:

                                                   

Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова,
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом...
Поздравляем с Рождеством!

- Тема урока «Рождество Христово!» Что вы знаете о празднике Рождества Христова? (Ответы ребят)


-
25 декабря вся Европа будет отмечать этот праздник. В Россию Рождество придет 7 января. А что бы вы хотели сегодня узнать об этом празднике?  (Ответы ребят)

- Послушайте, сейчас я вам всё расскажу.

Маленькая Мария родилась в праведной семье Иоакима и Анны. Они умерли, когда Мария была еще Девочкой, по церковному - Откровицей.

В день, когда привели Марию в храм, принято праздновать как “ Введение во храм Пресвятой Богородицы”.

Мария воспитывались и жила при храме. Когда воспитание закончилось, ей исполнилось 14 лет. По закону древних иудеев девушке не положено было жить одной, но Мария не хотела выходить замуж, т.к обещалась служить Богу. Она обручилась с восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он имел взрослых детей, а жена скончалась. А Марии он стал вместо отца.

- Что вы знаете про Благовещение?

Однажды ангел Господень Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил ей: “ Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: У тебя скоро будет сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовешь Его Иисус”. Этот день принято отмечать как праздник Благовещение.

Пророки давно предсказывали о рождении Спасителя в Вифлееме. А Мария с Иосифом жили в Назарете. Однажды император велел переписать всех жителей.

Зачем ему это понадобилось? Правитель хотел знать, сколько у него поданных.

Каждый человек должен был вернуться в тот город, где жили его предки. Иосиф с Марией отправились в Вифлеем, где родился их предок царь Давид.

Дева Мария с Иосифом пришли в Вифлеем под вечер. Они нашли ночлег на окраине города, в пещере.

В ночь с 6 на 7 января родился Иисус Христос – обещанный Богом Спаситель мира . Он родился в пещере, по - другому называется – вертеп.
Вертеп – 1) пещера; 2) убежище, притон; 3) распространённый в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания.
 Божия Матерь спеленала Младенца и положила его в ясли, деревянное корытце, из которого скот ел солому и сено.

А на слайде №11  -  праздничная икона “Рождества Христова”, написанная Андреем Рублевым, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Про Рождество написано много икон. На праздник их кладут в центре храма, и во время праздничного богослужения поется тропарь – церковное песнопение объясняющее смысл праздника.

Икона  (от греч. – образ) – в православии и католицизме изображение бога и святых, которому приписывается  священное значение.

- Что рассказывает нам икона Рождество Христово? (В пещере, в которой находился скот, родился Иисус Христос.) (Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо)

- Давайте послушаем тропарь «Рождество твое Христе Боже наш» .
Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.  

Слушанье, тропарь «Рождество твое Христе Боже наш»


- В ту ночь, когда случилось чудо, все спали. Не спали лишь пастухи, охранявшие в поле свои стада. Вдруг небо осветилось, и им явился ангел.

Как вы думаете, что же сказал ангел пастухам? (предположения ребят)

Он сказал: “ Не бойтесь, я пришел сообщить вам великую радость. Сейчас в Вифлееме родился Спаситель мира  Иисус Христос. Вы найдёте младенца  лежащего в яслях”.

А в небе появилось множество ангелов, которые славили Бога и пели: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!

Как можно понять эти слова?  Что значит благоволение? (Доброе отношение друг к другу) 

Пастухи пришли и поклонились Младенцу, а потом рассказали, что случилось с ними в поле. 

- В старину люди не знали, как устроен мир. Мудрецы наблюдали за звёздами и звали их звездочетами. Считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда. Эту звезду увидели три мудреца: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, жившие на Востоке. Они поняли, что на земле родился Великий Царь. Мудрецы пошли за звездой, и пришли к царю Ироду.

Узнав от книжников о пророчествах рождения Царя царей, царь Ирод очень испугался.

Как вы думаете, почему? (Он не хотел, чтобы был ещё царь, боялся, что его слушаться не будут)

- Но перед мудрецами он не открыл своих тайных мыслей, а попросил лишь найти младенца и известить его, т.к. он тоже хочет поклониться Ему.

Как вы думаете, почему он не сказал правды?

Что на самом деле он хотел?  Сейчас узнаем!

- Мудрецы отправились в Вифлеем. Звезда указывала путь, Она остановилась над тем местом, где находились Дева Мария, Иосиф и Младенец. Они принесли ему самые драгоценные дары Востока: золото, ладан и смирну (душистое масло).

На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой.
В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа.

В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно - убиенных младенцев.

Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

- Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.

- Ребята, а как вы отмечаете это светлый праздник? (ответы ребят)

И песни, и картины, и рассказ, который я вам зачитала – всё это о рождении Христа, о Рождестве. Этому событию посвящали свои произведения композиторы, художники, поэты.

-  А кто знает, что означает слово «Рождество»? (Рождение)

 - Имя новорожденного было Иисус, потом его стали называть Христос, что значит «царь», «помазанник».Рождество - праздник детей и взрослых с песнями, играми, подарками. Я предлагаю вам послушать песню.

                                         
Слушанье  песни «Ночь тиха» Шумана

- Какое настроение вызывает эта музыка?

- О чем нам рассказывает это произведение?

- Какую картину себе представляете?(ответы: звучит плавно, нежно, спокойно,  рассказывает о рождении Христа…)


Рождество Христово (православное) – это единственный религиозный праздник, который стал в России государственным. С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события.

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной, но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома. Начиналась вечеря – ужин. По окончании вечери начиналось колядование.
Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней. 

Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

Коляда состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки, подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски пели рождественские песни – колядки.

Слушание  рождественской  колядки.



1. Рождество Христово – Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

                                                 

2. Пастыри в пещеру первыми пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли.

Стояли, молились, Христу поклонились.

Днесь Христово Рождество.



- В конце декабря и начале января по всему миру люди верят в добрые, волшебные рождественские чудеса, и в то, что в эти дни на землю спускаются ангелы, которые помогают поддержать дух Рождества.

Давайте мы тоже попробуем на мгновение почувствовать этот дух, и представим что каждый из нас ангел…


Физкультминутка

Прилетели ангелочки – становились на носочки!

Вверх руками потянулись  и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили – в стороны направили

Наклонились до земли – словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Поскакали в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули

Повели руками чуть над головами.

Ангелочкам уж пора сделать добрые дела!


- Молодцы. А какие добрые дела можно сделать в рождественские дни?

- А что такое, по-вашему, дух Рождества?

- С 18 века  Рождество стало  неразрывно связано ещё и с подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда. А вы знаете, почему именно елочка стала главным новогодним и рождественским символом? (Легенда)


- Ель - символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения.  Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. О ёлке тоже сочинили колядку…

Слушание колядки «Елочка»…(Вот ель в лесу, как зелена…)

- Сегодня   на ваших партах лежат маленькие елочки. Давайте мы их украсим к празднику. Но украшения наши будут не обычные, а музыкальные – это будут нотки. Давайте вспомним их названия…

А где обычно живут ноты? Как называется их домик? (Нотоносец)

Давайте расположим наши нотки на веточках елочек снизу вверх, в правильной последовательности от ноты «До» до ноты «До».

 (Дети выполняют творческое задание)

Вокально-хоровая работа.
- Какие красивые елочки получилась…молодцы! А как вы думаете, какая у елочки самая любимая песня?
  «В лесу родилась елочка»

А вы знаете слова этой песни? Давайте споем первый куплет этой песни.


Исполнение 1 куплета песни «В лесу родилась елочка»

Распевание. Разучивание новогодней песни

Итог урока.

- О чем вы узнали на уроке?

- Кому бы вы об этом хотели рассказать?

- С каким настроением мы заканчиваем наш урок?

Домашнее задание.

- До Рождества еще есть немного дней, но вы попробуйте подготовится к нему основательно. На следующий урок нарисуйте открытку-поздравление с Рождеством Христовым. Придумайте пожелания «добрым людям», к которым пойдете в гости на Рождество.




Дополнение.
Можно составить синквейн на рождественскую тематику…

Напоминаю правила составления:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Рождество.

Волшебное, чарующее.

Радоваться, колядовать, веселиться.

Возвращает нас в детство.

Праздник.

 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\скачанные файлы.png

                             



Предварительный просмотр:


 Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

  Тема урока:  
      «Русские  народные          
                        инструменты»

    http://www.i-igrushki.ru/pedagogical/wp-content/uploads/2013/11/44444.bmp

                           Выполнила:    учитель музыки            
            Волкова Людмила Николаевна
            МАОУ Зареченская СОШ № 2
                          Тоцкое-2  2015г

УМК: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина 2 класс, изд. Москва "Просвещение" 2011г 

Цель урока: ввести детей  в мир народных музыкальных инструментов, показать  их самобытность и место в жизни  русского человека, познакомить с приёмами исполнительского  развития в  народной музыке.  


Задачи:

Обучающие:
- учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;
- обучать  навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам  используя музыкальные инструменты;

- откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие
- развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство;
- развивать у обучающихся второклассников  осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя;
- развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально (музыкальное лото-загадка).

Воспитательные;
- через народное устное творчество (сказку), формировать  интерес к русской музыкальной культуре;
- воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.


Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: урок-сказка.


Используемые методы:
 частично - поисковый метод, метод соучастия, арт терапевтический метод  (сказкотерапия).


Педагогическая технология:
 ИКТ.

Примечание: урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате  Power Point.


Оборудование к уроку
:  мультимедийное оборудование с  проектором, музыкальный центр,  музыкальные шумовые инструменты, музыкальное лото-загадка.


Новые понятия:
 оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура.



Материал к уроку: русские народные песни  « Ах вы сени», «Светит месяц», «Как у наших у ворот», «И шли, вышли веселые»; плясовые наигрыши; звуки инструментов; изображения русских  народных инструментов, русские народные шумовые инструменты; презентация «Русские народные инструменты».

Планируемые результаты:

Предметные:

Наблюдение за использованием   музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания  народной музыки в различных  видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на  музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов  решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и   речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Учащиеся должны  знать народные инструменты, уметь на них играть ,  уметь составлять свой ритмический рисунок, подбирать соответствующие инструменты для украшения песен, плясок, сказок.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности  в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе  коллективного (индивидуального)  
музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  обычаям и традициям русского народа.

                                               

                                                 
Ход урока

Вход детей в класс под р.н.песню «Ах вы сени»

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Николаевна. Сегодня урок музыки проведу у вас  я и предлагаю поприветствовать друг друга и гостей песенкой.
Учитель: Добрый день!
Дети: Добрый день!
Учитель: Как дела?
Дети: Хорошо! Дружный класс  на музыку пришел.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, что за музыка нас сегодня пригласила в класс, народная или композиторская? (Народная)

- Почему вы так решили? (Весёлая, радостная, звучали дудочки и балалайки)
- Совершенно верно. Послушайте внимательно стихотворение.

Ты откуда, русская,

Зародилась музыка?

То ли в чистом поле,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки,

Пролетели гуси –

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.
Ну а песня?

С песней на Руси родились.

        

- А кто создаёт народную музыку? (Народ)

- А зачем? (Чтобы весело было….)

- А на чём же народ  исполняет свою музыку? (На музыкальных инструментах)

- И где же он их берёт? (Сам мастерит. Поэтому они и называются народные)

-  А какие вы знаете русские народные инструменты? (Дети перечисляют)

Слайд№1

3.Определение темы урока. Постановка проблемы.
- Правильно, каждый народ создавал свои песни, поговорки, пословицы, народные инструменты и конечно сказки. С древнейших времён  люди  любили рассказывать  друг другу сказки. У каждого народа мира есть



свои любимые сказочные герои,  это -  добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы.  Любят сказку за то, что в ней
происходят всевозможные чудеса. Только в сказке  простой паренёк

может стать  Иваном-царевичем, а  Василиса Прекрасная - превратиться в
лягушку.  Я думаю что вы, дорогие  ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев.
А вот о ком или о чем будет сказка на нашем уроке вы должны догадаться сами. Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите?
 (Ответы детей)

- Да,  это русские народные инструменты. Сегодня тема нашего урока звучит именно так. А вот сказку которую я   вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге. Потому что,  придумала  её  для вас я  сама. И называется она так: «Сказка про  то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».  Эта сказка  поможет нам в изучении темы нашего урока. Давайте назовем тему вместе: «Русские народные музыкальные инструменты». 
Слайд№2


- На нашем уроке  вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

4.Объяснение нового материала.

Слайд№3  ( Примечание: учитель,  рассказывает,    ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.)
- Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке  умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра  и  до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со
своими хозяевами.
Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом.
(Звук ложек)
Рубель -  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье   были чистыми и опрятными. . (Звук  рубеля)
 Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. (Звук рожка)
Трещотка – охраняла сады и огороды от не прошеных птиц, чтобы они  
не испортили урожай плодов и ягод.
(Звук трещотки)

- Так и жили они  все вместе  до поры  до времени.





(Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит учеников с их тембрами (голосами)).
Слайд№4

- Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

(Примечание:  этот слайд,  сопровождает, музыкальное сопровождение  - р.н.п. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина») 

Слайд№ 5

Слушание  р.н.п. «И шли, вышли веселые»

- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли и  балалайка.

Слайд№6

Гусли - старинный русский инструмент, треугольный или трапециевидный ящик при игре ставили на колени музыканта. Струн  было не много от 7 до 13. Исполняя мелодию, гусляр  поочерёдно защипывал струны пальцами. Гусли  звучали и в повседневной жизни и на праздниках. Ни один княжеский пир  не обходился без гусляра. О некоторых из них народ сложил легенды, былины, сказки.

Может вы, назовете одного из былинных гусляров? (Ответы детей)

На гуслях играли богатырь Добрыня Никитич, новгородский купец Садко и древнерусский певец - сказитель Баян рассказывал былины под аккомпанемент гуслей.

 

Балалайка (другое название балабойка, балабайка)- русский народный струнный щипковый инструмент. Корпус балалайки деревянный обычно  треугольной формы. Звучит балалайка не громко, но звонко. На балалайке исполняли песни в основном быстрые, танцы, не большие инструментальные пьесы, в 18-19 вв. она была одним из самых распространённых инструментов. Гусли и балалайка на Руси самые известные струнные инструменты.

- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер,  и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой  жили умные и полезные вещи.

После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами.

 «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.  

Слайд № 7

«Весело живётся»,  - ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали», - отозвались трещотка и рубель.


Слайд № 8

- Тут в разговор вступили гусли.  «За песни  да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы,  своей музыкой, людям радость приносим!».

 «Ой!»,  - воскликнул рожок.  «Как бы и нам,   хотелось  тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели  гусли и балалайка.

Слайд № 9

Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов. 


Эх, оркестр народный!

Раздольно-хороводный!


То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

Слайд№10-11

- Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

А вы,  ребята, хотели бы  услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?  (Ответы детей)

Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц»  в исполнении народного оркестра. Учитель кратко  рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

- А сказка наша  продолжается.
Поселились наши инструменты в доме оркестра русских народных инструментов, каждый в своей комнатке-светлице.

Слайд№12

- Рожок, свирели да свистульки в светлице духовых инструментов, почему?
- Потому что звук у них получается при помощи дыхания.

Слайд№13

- Ложки деревянные, рубель, трещотка в светлице ударных, почему?
- Потому что их звук получают при помощи удара.

Слайд№14

- Балалайка и домра в светлице струнных инструментов, почему?
- Потому что звук  получают, когда струн касаются.

Слайд№15

- А гармошка да баян поселились в светлице духовых- язычковых инструментов. Потому что звук у них получается при помощи воздуха и кнопочек-язычков.

Не сразу научились музыкальным премудростям  в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты  разговаривают
между собой  на особом языке. А называется тот язык –
оркестровая партитура.

Слайд№16

- Если, музыкальный инструмент  не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится  красивой и  ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого,  мне нужно несколько «музыкантов».            

Примечание: учитель вызывает  учеников  и раздаёт им музыкальные инструменты.

- Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь,  как звучат  их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

- У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если  музыкант  будет играть по оркестровой партитуре  свою мелодию точно, то он не  будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.
А вы хотите сами поучаствовать в исполнении музыки? Мы будем сопровождать наигрыш игрой на ударных инструментах, они не играют мелодию, а только отбивают ритм, поэтому наша партитура называются –
ритмическая.


Слайд№17



Разучивание ритмического сопровождения по партиям, за тем вместе.

Примечание: учитель  поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами  ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым «музыкантом»,   а затем, со всеми вместе.

5. Игра на музыкальных  шумовых инструментах по ритмической партитуре. Вокально - хоровая работа.

Примечание: используется запись р.н.п. «Светит месяц» в  оркестра русских народных инструментов.

В исполнении музыки участвуют ученики.


Слайд№18

- А сейчас, ребята, давайте обратимся к р.н. песне и постараемся выучить ее. Но для начала надо разбудить наш голос, для этого есть специальные вокальные упражнения.

Распевание. Разучивание русской народной песни «Как у наших у ворот»


-
Чем же нам наше пение можно украсить? (Народными инструментами)
- А еще песенку можно разыграть. Девочки будут исполнять роль стрекозы, а мальчишки будут  муравьишки.

Разыгрывание  песни с собственным аккомпанементом на русских народных инструментах.

6.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.


- Молодцы!! Ребята! Вы сегодня  познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них  

с использованием оркестровой партитуры.  А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах  лежит набор картинок-карточек и игровое поле. В окошках игрового поля вписаны загадки о  русских музыкальных инструментах. Ваша задача правильно подобрать загадку к картинке – карточке. А  потом, мы все вместе   проверим, что у вас получилось.

Слайд№19, 20, 21,22

Примечание: идёт работа в  мини- группах  по 5 человек.  После того  как дети выполнят задание, учитель озвучивает загадки о музыкальных инструментах. Дети устно  дают ответы, а потом проверяют правильность расположения карточек на своём  игровом поле. Сравнивая его с изображением на слайде №13



7.Заключительный этап.

- Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок – карточек в нашем музыкальном лото.

 Слайд№23

- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению.
- Вам было интересно?
 
-
Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?  
- Что больше всего понравилось на уроке?
- А как оцениваете свою работу на уроке?
- Хочу отметить, что вы были отличными певцами и музыкантами!!!


Слайд№24
Домашнее задание: нарисовать инструмент русского народного оркестра.

Слайд№25  Спасибо за урок!!!














Используемая литература.

  1. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Методика работы с учебниками "Музыка" 1-4 классы Москва Просвещение 2011г
  2. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Учебник 2 класс Москва Просвещение 2011г
  3. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.ШмагинаРабрчая тетрадь 2 класс Москва Просвещение 2011г
  4. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Нотная хрестоматия 2 класс Москва Просвещение 2005г
  5. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Фонохрестоматия 2 класс Москва Просвещение 2009г.
  6. Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина Рабочие программы. Предметная линия учебников. 1-4 классы Москва Просвещение 2011г
  7. М.А.Давыдова Уроки музыки по музыке 1-4 классы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ    ....

Технологическая карта урока музыки 1 класс "Музыка в цирке"

В карте прописаны предметные и метапредметные задачи, скриншоты презентации в программе "SMART Notebook"....

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

"Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

Урок музыки. 2 класс.Что изображает музыка.

Урок по учебникам В.О.Усачёвой ,Л.В.Школяр,УМК "Школа 2100"....

Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"

Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....