Конспект урока по музыке для 3 класса.
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Бондаренко Елена Сергеевна

Тема: "Интонация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx49.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке для обучающихся  в 3 классе,

во II четверти на 3 уроке.

Тема: «Интонация».

                                                               

Информационный дидактико-технологический и методический

Модуль урока

Класс

3

Урок

Музыка

Тема

«Интонация»

Вид урока

Комбинированный

Тип урока

Урок-обобщение

Государственный социальный заказ

           Во исполнение закона Российской Федерации «Об Образовании», Закона «О Развитии Образования»  в г. Москве, Конвенции о правах ребенка, Программы развития воспитания в системе начального образования, Национальной доктрины образования РФ («Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»): Постановление правительства Москвы от 19 июня 2005 года №529 ; Постановление правительства «О городской целевой развития образования» («Столичное образование - 6» на 2011-2016 гг.): ФГОС СПО, ФГОС НОО.

          Добиваться:

- Дать представление о том, что такое интонация, зачем она нужна, какое имеет значение; о примере скороговорки, интонационной выразительности исполнения.

Межпредметные

связи

  • Русский язык;
  • Литературное чтение;
  • Изобразительное искусство;
  • Окружающий мир.

Учебно-методический материал, использующий на уроке.

Наглядный материал для инсценирования песни:

С. Прокофьев « Болтунья».

Музыкальные произведения:

«Болтунья» С. Прокофьев., сл. А. Барто; «Заяц и Волк» (Из м/ф. «Ну погоди!»;  Народная песня «Во поле берёза стояла».

Ключевые термины

Песня - это жанр вокально-инструментальной музыки.

Припев - законченная смысловая часть песни, повторяемая после каждого куплета в неизменном или почти неизменном виде.

Интонация - это высокая организация музыкальных звуков, тонов в их последовательности. Воплощение художественного образа в музыкальных звуках.

Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого является звук и тишина, особым образом организованные во времени.

Композитор - человек, сочиняющий музыку.

Пауза (от греч. παύεσθαι, "переставать") -  это временное молчание отдельных или всех голосов музыки.

Стихотворение - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

Поэт – человек, который пишет стихи.

Скороговорка – это краткое произведение устного народного поэтического творчества.

Куплет – это часть песни.


Технологическая карта урока

Триединые дидактические цели

Образовательные цели:

- помочь ребятам вслушаться, вглядеться в интонацию музыки; обобщить музыкально – жизненные впечатления детей.

- разучить и инсценировать песню С. Прокофьева «Болтунья».

- слушать и анализировать стихотворение «Болтунья» С. Прокофьева - продолжить формирование зрительного восприятия.

Воспитательные (социализирующие, личностно ориентированные) цели:

- Воспитывать интерес и уважение к музыке.
- Воспитывать художественно-исполнительскую деятельность.

- Воспитывать у обучающихся возможности чувствовать разный ритм, который выражен в музыке.

- Способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности, интереса и уважения к музыкальной культуре.

Развивающие цели:

- развивать музыкальные способности;

- развивать практические умения слушать музыку: внимать, открывать, погружаться, прикасаться;

- развивать эмоциональную сферу обучающихся понимать ритм и мелодию.

- развивать певческие навыки;

- развивать музыкально - творческие навыки.


Логическая структуризация

Учитель

Обучающийся

Целеполагание

  • Дать первоначальные сведения о музыке и накапливать знания путем обогащения музыкально- словарного запаса;
  • Развивать у детей музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительные движения;
  • Развивать творческую активность во всех видах деятельности;
  • Дать первоначальные певческие навыки:

- Петь естественным звонким голосом;

- Брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами;

- Произносить, отчетливо слова;

- Вместе начинать и заканчивать песню;

- Сохранять указанный темп.

  • Откликаться на музыку различного характера и различать его (спокойный, веселый и т.д.)
  • Понимать, что музыка имеет содержание
  • Воспринимать ее выразительные и изобразительные средства
  • Отмечать  наиболее характерные интонации
  • Различать динамические оттенки

Ключевые компетенции

Учитель

Обучающиеся

Организа-ционная

компетенция

Координация деятельности других людей для достижения поставленной цели – социально – педагогическое сопровождение процесса развития и становления познания окружающего мира в условиях учебной и внеучебной деятельности обучающихся в школе.

Эмоционально-волевая регуляция личности во время занятия. Осуществление самоконтроля за своим поведением.

Коммуни-кативная компетенция

Повышение качества действий учителя, обеспечивающих эффективное установление контакта и взаимодействия с аудиторией.

Умение реализации стратегии, тактики, техники субъект-субъектных взаимодействий; организация их совместной деятельности для достижения поставленных целей.

Овладение приемами убеждения, грамотной устной и письменной речью, техникой общения, а так же знаниями, соблюдением и применением этикета.

Личностная компетенция

Уровень мастерства учителя включает в себя педагогическую технику, самореализацию в социуме.

Развитие индивидуальных нравственных, социальных, эстетических и физических установок и качеств.

Социолингвистическая компетенция

Готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, находить адекватные решения в разных ситуациях, отношения к социальному взаимодействию как к ценности.

Закрепление навыков взаимодействия в коллективе, деятельностном применении содружества, сотворчества и др.

Экологическая компетенция

Демонстрация учителем высокого уровня экологической культуры, личного опыта; ответственного отношения к содержанию и результатами поступков в процессе жизнедеятельности.

Формирование взаимосвязанных качеств личности, необходимых для осуществления различных видов деятельности с позиции ее экологической целесообразности.

Языковая компетенция

Воспитание чувства красоты русского языка.

Развитие логической связной речи.

Расширение словарного запаса.

Здоровье сберегающая компетенция

Создание здоровосберегающей образовательной среды.

Формирование положительных факторов, влияющих на здоровье и здоровый образ жизни.

Основные дидактические принципы

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип диалогичности
  • Принцип успешности
  • Принцип систематичности

Литература

  • Ершова А.Г., Захарова С.А., Школер Л.В. и др. Искусство в жизни детей из опыта работы. – М.: Просвещение, 2007г.
  • Программы общеобразовательных учреждений, музыка 1-8 классы, под руководством Д.Б. Кабалевского, М. «Просвещения», 2006г.
  • Музыка 3 класс поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О. Усачевой, Л.В. Сиколяр/ авт – сост. В.М. Самигулина – Волгоград: учитель, 2005 – 159 с.

Вид доски

Начало урока

   

                         

Портрет              Картина             Заяц и волк   Изображение     Картина

С. Прокофьев          «Болтунья»        «Зима»        «Берёза»

Конец урока

                1 ноября 2012 год


Этап урока

Дидактический методический деятельностный модуль, применяемый учителем

Алгоритм деятельности учителя

Инструментально-деятельностный ракурс обучения учащихся на блочно модулируемой основе

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Активизация предшествующего  опыта в рамках темы четверти

Обобщение ключевого знания на примере темы урока.

Обобщение в рамках ключевых знаний четверти.

  Целеполагание

  • Организация внимания и внутренней готовности обучающихся.
  • Определение целей занятия.
  • Актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала.
  • Подготовка обучающихся к восприятию новых знаний, актуализация опорных знаний.
  • Создание установка на запоминание и практическое применение новых знаний.

Ключевые компетенции

  • Организационная компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Здоровьесберегающая  компетенция.
  • Лингвистическая.

Применяемые технологии

  • Технология проектного обучения.
  • Технология взаимного обучения.

Применение методов

  • Словесный.
  • Наглядный.

Устный контроль.

Целеполагание

  • Создание возможности для свободного и комфортного развития каждого обучающегося с учетом индивидуально-личностных особенностей, интересов и потребностей обучающихся.
  • Предоставление обучающимся набора прикладных знаний и умений, обеспечивающие культурно-мировоззренческий уровень обучающимся.
  • Формирование соответствующих умений, проведение поэтапных закреплений для полноты и осознанного усвоения новых знаний.
  • Организация деятельности обучающихся по воспроизведению знаний на конструктивном уровне, проверка ЗУН обучающихся, выявление недостатков и причин их появления.

Ключевые компетенции

  • Организационная компетенция.
  • Информационная компетенция.
  • Педагогическая компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.

Применяемые технологии

  • Технология модульно-блочного структурирования содержания материала.
  • Технология диалоговой взаимопомощи.
  • Адаптивная система обучения.

Применение методов

  • Словесный.
  • Наглядный.

Целеполагание

  • Предоставление обучающимся набора прикладных знаний и умений,  помогающие им  реализовать себя.
  • Проведение анализа овладения знаниями поданной теме.

Ключевые компетенции

  • Информационная компетенция.
  • Педагогическая компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.

Применяемые технологии

  • Технология критического осмысления.

Применение методов

  • Словесный.

Практический.

Здравствуйте, ребята!

 

 И тема нашего сегодняшнего урока «Интонация».

Давайте разберемся, что же это такое.

Послушайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

 У лукоморья дуб зелёный;

 Златая цепь на дубе том:

 И днём и ночью кот учёный

 Всё ходит по цепи кругом;

 Идёт направо - песнь заводит,

 Налево - сказку говорит.

 Там чудеса: там леший бродит,

 Русалка на ветвях сидит;

 Там на неведомых дорожках

 Следы невиданных зверей;

 Избушка там, на курьих ножках

 Стоит без окон, без дверей;

 Там лес и дол видений полны;

 Там о заре прихлынут волны

 На брег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

 И с ними дядька их морской;

 Там королевич мимоходом

 Пленяет грозного царя;

 Там в облаках перед народом

 Через леса, через моря

 Колдун несёт богатыря;

 В темнице там царевна тужит,

 А бурый волк ей верно служит;

 Там ступа с Бабою Ягой

 Идёт, бредёт сама собой,

 Там царь Кащей над златом чахнет;

 Там русский дух... там Русью пахнет!

 И там я был, и мёд я пил;

 У моря видел дуб зелёный;

 Под ним сидел, и кот учёный

 Свои мне сказки говорил.

А где аплодисменты? Кто не хлопает, почему?

Учитель читает ещё раз с выражением.

А теперь будите хлопать?

Я могу по - разному сказать слово «Да». Когда я скажу утвердительно, какой знак можно поставить?

Верно. А вот так «Да!»

А теперь задание вам: сказать «да» с выражением, какое я скажу.

Восхитительно.

Восхищённо, радостно.

Хитро.

Зло.

Ехидно.

Мечтательно.

Грустно, когда получил двойку.

Обиженно.

Хорошо, молодцы.

Учитель подходит к ученику и обращается к нему: «Ты, что не знаешь,  где у тебя руки и ноги?

Учитель подходит к другому ученику и говорит тоже самое, но с доброй интонацией.

Вот видите, какое значение имеет выражение, с которым люди обращаются друг к другу. Или  «интонация». Мы говорим всё интонационно осмысленно, выразительно. Это в разговорной речи.

Ребята, а как вы думаете, может ли интонация иметь значение в письменной речи?

Хорошо, молодцы. А как она выражается?

Хорошо, молодцы! Жил – был король в одной стране и имел он право подписывать смертельный приговор. А был он не очень – то грамотным. И написал он однажды: «Казнить нельзя, помиловать». Слуги не могли понять, что же делать?

Верно. Вот видите, как от одной маленькой запятой зависит чья – то жизнь.

В письменной речи интонация выражается знаками препинания.

Все мы разные. Одни – молчуны, а другие – особенно девочки – бывают болтливые. Я хочу вам рассказать о девочке Лиде. Она обижается на Вову, что он обзывает её болтуньей. Действительно ли она такая, или нет?

Сейчас я вам прочитаю стихотворение «Болтунья» А. Барто.

Что болтунья Лида, мол,

 Это Вовка выдумал.

 А болтать-то мне когда?

 Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

 Хоркружок - мне петь охота,

 За кружок по рисованью

 Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,

 Когда я шла вчера из зала:

 "Драмкружок, кружок по фото

 Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

 Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...

 Но мне еще и петь охота,

 И за кружок по рисованью

 Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,

 Это Вовка выдумал.

 А болтать-то мне когда?

 Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости

 В нашем классе староста.

 А чего мне хочется?

 Стать, ребята, летчицей.

 Поднимусь на стратостате...

 Что такое это, кстати?

 Может, это стратостат,

 Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,

 Это Вовка выдумал.

 А болтать-то мне когда?

 Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки

 По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -

 Чтенье и грамматика.

 Я сижу, гляжу в окно

 И вдруг там вижу мальчика.

 Он говорит: "Иди сюда,

 Я тебе ирису дам".

 А я говорю: "У меня нагрузки

 По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,

 Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,

 Это Вовка выдумал.

 А болтать-то мне когда?

 Мне болтать-то некогда!

Вовка не виноват? Почему?

Хорошо, верно. Когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь?

Хорошо. Что мы можем сказать о Лиде?

Верно. А если бы мы с вами сочинили песню, какая бы она была?

Хорошо. Композитор С. Прокофьев написал песню «Болтунья».

Давайте послушаем её. Ваше задание, поднять руку там, где Лида поёт скороговоркой.

И так, о чём мы говорили сегодня на уроке?

Хорошо. Что же такое интонация?

Какие интонации вы знаете?

Хорошо, молодцы. На этом наш урок подошёл к концу, спасибо за внимание.

Целеполагание

  • Определение значимости представленного материала для каждого из обучающихся.
  • Формирование высокого уровня эмоциональной включенности и заинтересованности обучающихся.
  • Самостоятельная актуализация имеющихся знаний.

Формирование компетенций

  • Организационная компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Здоровьесберегающая  компетенция.

Средства обучения

  • Информационные источники.
  • Наглядный материал (карточки)

Методы

  • Словесный.

Наглядный.

Целеполагание

  • Овладение системой  предметных знаний, необходимых в дальнейшем для обучения обучающихся в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом.
  • Качественное усвоения представленного материала, способствующее эффективному формированию личности.
  • Построение устных рассуждений.
  • Овладение обучающимися способами действия по правилу алгоритмическими предписаниями, инструкциями.
  • Повторение алгоритмов действия по усвоению понятия по применению правила.

Развитие компетенций

  • Информационная компетенция (развитие логики, самостоятельности).
  • Личностная компетенция.
  • Компетенция социального партнерства.

Средства обучения

  • Литературные источники информации.
  • Интеграция межпредметных связей.
  • Информационные источники.

Методы

  • Эвристический (подготовка к самостоятельному решению познавательных проблем).
  • Словесный (при формировании теоретических знаний – беседа).
  • Наглядный.

Целеполагание

  • Высокое качество усвоения представленного материала.

Развитие компетенций

  • Информационная компетенция.
  • Личностная компетенция.
  • Читательская компетенция.

Обучающиеся приветствуют учителя.

Обучающиеся знакомятся с темой урока.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Потому, что не соблюдались знаки препинания, прочитано не выразительно.

Обучающиеся внимательно слушают.

Да, теперь мы будем хлопать.

Можно поставить точку.

Можно поставить восклицательный знак.

Обучающиеся выполняют задание.

Обучающиеся выполняют задание.

Обучающиеся думают, что учитель ругает ученика. Ученик опускает голову – виноват.

Обучающиеся улыбаются и все понимают шутку.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Да, мы думаем, что интонация может иметь значение в письменной речи.

Интонация в письменной речи выражается с помощью знаков препинания.

Нужно поставить запятую.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Обучающиеся внимательно слушают учителя.

Потому, что обо всём Лида говорит без остановки.

Такая речь называется – скороговорка.

Лида тараторит и трещит.

Наша песня была бы быстрая.

Обучающиеся слушают песню С.Прокофьева «Болтунья».

Сегодня на уроке мы говорили об интонации.

Интонация – это выразительность.

Удивлённая, восхищённая, ласковая, вопросительная, восклицательная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

Конспект урока по музыке 3 класс

Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...

План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...

Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....

Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.

Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте....

Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных

Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...

Конспект урока по музыке 1 класс тема: "К нам приходит Новый год"

Урок: МузыкаТема: "К нам приходит Новый год"Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: Познакомить учащихся с историей и  традициями Нового года, повторить новогодние песни.За...