Рабочая программа по предмету " Музыка" 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Акчурина Альфия Равильевна

Программа по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_muzyke.docx38.02 КБ
Microsoft Office document icon ktp_muzyka_3_kl.doc111 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка

  Рабочая программа по предмету  «Музыка» для 3 класса МАОУ СОШ п.Новониколаевский  составлена на  основе:

- Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

-общей образовательной программы ФГОС НОО МАОУ СОШ п.Новониколаевский ;

-учебного плана МАОУ СОШ п.Новониколаевский;

-примерного тематического планирования примерной программы по музыке и авторской программы «Программа по музыке» Т.В. Челышевой, В.В. Кузнецовой УМК «Перспективная начальная школа».  

  При составлении рабочей программы произведена корректировка примерной программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения и перераспределения часов.

    Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, концепции комплекта «Перспективная начальная школа», основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Концептуальные положения нашли своё развитие в дидактических принципах развивающей личностно – ориентированной системе обучения «Перспективная начальная школа» и типических свойствах учебно – методического комплекта, реализующего эту систему.

Концепция(основная идея) программы

         Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

         Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

         Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

Цели:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

 воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Цели музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

Задачи:

Личностные задачи:

формировать ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;

развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.

Познавательные и социальные задачи:

приобщать к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;

формировать целостную художественную картину мира;

воспитывать патриотические убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;

развивать творческое, символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные память и внимание, рефлексию.

Коммуникативные задачи:

формировать умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Общая характеристика учебного процесса

         Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».

         Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1—2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.

         Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле — как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле — как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.

         К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия — «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.

         Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.

         Если музыка — «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. — пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.

         Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении.    

         Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.

         Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме — с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов - классиков.      

Методы обучения:

В качестве главных методов программы избраны следующие методы:

метод наблюдения за музыкой;

метод убеждения и увлечения музыкой;

метод импровизации;

метод переинтонирования;

метод «сочинения уже сочинённого»;

метод размышления о музыке;

метод междисциплинарных взаимодействий;

метод восхождения от частного к общему.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На   изучение   учебного материала по  предмету «Музыка»в 3 классе  отводится 34 часа   (1 ч в неделю).

         

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Содержание учебного предмета

         Тема третьего года обучения музыке «Музыка – искусство интонируемого смысла». Она раскрывается через темы учебных четвертей:

1-я четверть — «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы. Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность — значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

         Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.  

2-я четверть - «Интонация»

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно - интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

         Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.

3-я четверть — «Развитие музыки»

Темы. Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

         Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.

4-четверть — «Построение (формы) музыки»

Темы. Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо — интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

         Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Музыка» к концу 3-го года обучения

         Основой для определения критериев оценки результатов освоения программы по курсу «Музыка» стал компетентностный подход, отражающий требования Стандарта и рекомендации примерной образовательной программы по музыке.

         Компетентностный подход предполагает:

-  проявление знания и понимания школьниками предметной области;

-  демонстрацию ими практического и оперативного применения знаний предметной области в конкретной творческой деятельности;

-  осознание бытийной, ценностной значимости предметных знаний в социальном контексте.

         Результаты достигаются в процессе личностных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся.

         Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это и стало основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

1.  Степень развития интереса к музыке проявляется в:

-   многообразии образов, характеристик, понятий, жанров и пр., которыми оперируют обучающиеся;

-   ценностном постижении произведений искусства, их сопоставлении, многовариантности высказываний, образном самовыражении в творчестве;

-   устойчивости интереса — длительности впечатлений от знакомых произведений, желании познакомится с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве.

2.  Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через:

-   выражение положительных чувств, эмоций и переживаний, способность к сопереживанию;

-   высказывание самостоятельных взглядов и суждений;

-   способность к нравственной оценке.

         Высокая степень — устойчивое, средняя — периодическое, низкая — эпизодическое проявления положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

3.  Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по:

-   способности  «с лету»,   без  предварительной  подготовки, после однократного знакомства «схватить» самое существенное в произведении;

-   способности свободно ориентироваться в специфике музыкального языка;

-   способности размышлять о музыке — анализировать, сравнивать, обобщать;

-   способности ощутить авторский стиль;

-   способности отличать шедевр от моды (развитие художественного вкуса).

         Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое — о средней, эпизодическое — о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.

Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Музыка»

к концу 3-го года обучения

Личностные УУД направлены на:

- развитие художественного восприятия школьников, умения оценивать произведения разных видов искусства;

- формирование у них устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования.

Познавательные УУД направлены на:

- осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира;

- освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства;

- приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные УУД направлены на:

- приобщение школьников к сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

- развитие способности к продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- формирование доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение

        

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

1.Закон «Об образовании в РФ»

2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.        

3Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2009

4.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост.Н.В.Лободина. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

5.Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

6.Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Образовательные диски:

1.http://www.openclass.ru,

2.http://fcior.edu.ru,

3.http://files.scool-collection.edu.ru,

4.http://festival.1september.ru,

5.http://www.viki.rdf.ru,

6.http://www.uchportal.ru,

Музыкальный материал к темам учебной программы по курсу «Музыка»:

1-я четверть «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.

«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета  «Конек- Горбунок». Р. Щедрин.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М. Глинка.

«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.

«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.

«Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков.

«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент).  А. Аренский.

«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.

«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.

Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Прелюдия № 7. Ф. Шопен.

Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана  Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова

В. Лебедева-Кумача.

2-я четверть «Интонация»

«Болтунья». С.С. Прокофьев.

«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.

«Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского.

Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик.

«Дождик». В. Косенко.

«Шаги на снегу». Прелюдия № 6. К. Дебюсси.

«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.

«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто

Е. Косцовой.

«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.

«Море и звезды», вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Щедровка». Детская новогодняя игровая песня. 

«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских  народных песен». А. Лядов.

3-я четверть «Развитие музыки»

«В пещере горного короля». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Пьеса (Аллегретто)». Ф. Шуберт.

«Береза». Музыка В. Веселова, слова С. Есенина.

«Вечер» из цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.

«Мишка». Музыка Вас. Калинникова, слова А. Барто.

«За рекою старый дом». И.С. Бах.

«Веселые нотки – веселые дни». Музыка С. Соснина, слова М. Садовского.  

«Со вьюном я хожу». Русская народная песня.

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня
(с сопровождением на бубне).

 «Отцовская слава».  Музыка Г. Струве, слова К. Ибряева

«Старая лестница». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Ласточка». Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.

«Игра в слова» (попевка).

«Тихо-громко» (попевка). И. Арсеев.

«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. Обработка М. Иорданского.

«Медведь проснулся». Музыка М. Калининой,  слова Г. Ладонщикова.

«Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

 «Петя и волк». Симфоническая сказка: «Тема Пети», «Петя-герой» (заключительное шествие), «Тема птички», «Петя с птичкой разговаривают», «Петя с птичкой ловят волка», «Петя с птичкой поймали волка», «Тема утки», «Утка и птичка спорят», «Утка бросилась вон из лужи», «Тема кошки», «Кошка быстро полезла на дерево», «Тема волка», «Птичка и кошка на дереве,  волк ходит вокруг», «Волк в бешенстве», «Тема дедушки», «Тема охотников». С. Прокофьев.

«Петя и волк» (слушание симфонической сказки целиком). С. Прокофьев.

4-я четверть «Построение (формы) музыки»

«Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод). П. Чайковский.  

«Пастушья песня». Французская народная песня.

«Телега». Музыка М. Минкова, слова М. Пляцковского.

«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Колокола» из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылова, слова Ю. Энтина.

«Песенка о капитане». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.

«Скрипка». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Зачем нам выстроили дом?». Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.

«Спящая княжна». Музыка и слова А. Бородина.

«Вариации на тему французской народной песни». В.А. Моцарт.

«Белка». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Пушкина.

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

«Мир». Из спектакля «Земля детей». Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.

«Музыка в лесу». Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Раздел, тема

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Форма контроля

Корректировка

Причина корректировки

Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость (9 ч)

1

Открываем для себя новые качества музыки. «Всюду музыка звучит». Я.Дубравин, В.Суслов. «Часы» Н.Метлов. Фрагмент «Ночь» из балета «Конек-горбунок», музыка Р.Щедрина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Тема».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Личностные: 

- передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.). Познавательные: 

- анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности;

- узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов);

- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов

Коммуникативные: 

- создавать музыкальные образы в разных видах коллективной

исполнительской деятельности.

Беседа,

опрос, исполнение

2

Открываем для себя новые качества музыки. Фрагмент «Золотые рыбки», «Царь горох» из балета «Конёк-горбунок», музыка Р.Щедрина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Жанр. Пиццикато. Фанфара».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

3

Мелодичность-значит песенность? «Утро» из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт» Э.Грига

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Кульминация.

Главная тема».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

4

Мелодичность-значит песенность? Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки. «Осень»,  стихи Е.Авдиенко, музыка С.Бодренкова

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Вокальная музыка. Главная мелодия.

Музыкальный образ».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

5

Танцевальность бывает не только в танцах. «Арагонская хота» М.И.Глинка. «Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Хота. Хоровод».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

6

Танцевальность бывает не только в танцах. «Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко» Римского-Корсакова. «Уроки-чудеса», музыка Р.Бойко, стихи М.Садовского

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Былина.

Пунктирный ритм.

Хор».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

7

Где слышится маршевость? Симфония № 5, мелодия из третьей части Л.Бетховена. Марш памяти А.В.Суворова, музыка А.Аренского

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Эпизод. Сольфеджио».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

8

Встреча с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой. Увертюра к опере «Кармен» Ж.Бизе. Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен», музыка А.Лядова

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Увертюра. Тактирование. Такт. Сюита».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

9

Встреча с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой. Прелюдия №7. Прелюдия №20.Ф.Шопен. «Спой нам, ветер». Слова В.Лебедева-Кумача, музыка И.Дунаевского

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Прелюдия».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

Интонация (7 ч)

10

Сравниваем разговорную и музыкальную речь. «Болтунья» стихи А.Барто, музыка С.Прокофьева. «Расскажи мотылек» стихи А.Майкова, музыка А.Аренского. «Снежинка» стихи М.Пляцковского, музыка Я.Дубравина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Интонация. Диалог.

Динамические оттенки, ступени лада».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Личностные: 

- передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения и пр.);

- импровизировать на заданную и свободную темы;

- исследовать интонационнообразную природу музыкального искусства;

- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Познавательные: 

- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;

- осознавать жизненную основу музыкальных интонаций.

Коммуникативные: 

- исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;

- создавать музыкальные образы

в разных видах коллективной исполнительской деятельности

Беседа, опрос, исполнение

11

Зерно-интонация в музыке. «Дождик» музыка В.Косенко. Прелюдия №6. «Шаги на снегу» музыка К.Дебюсси. «Дремота и зевота» музыка Т.Островской, стихи С.Маршака

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Импровизация.

Пьеса. Легато. Лад. Штрих».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

12

Зерно-интонация в музыке.

«Стрекоза и муравей» музыкальная сказка по мотивам басни

И. Крылова. Либретто Е. Косцовой, музыка С. Соснина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Либретто. Авансцена. Задник сцены».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

13

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Прелюдия №8 «Девушка с волосами цвета льна» музыка К. Дебюсси

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Генеральная репетиция. Премьера. Артист. Антракт».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

14

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? Море и звезды. Вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о Царе Салтане» музыка Н. А. Римского – Корсакова

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Аккомпанемент».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

15

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? «Зима в лесу стихи»

Е. Авдиенко, музыка С. Бодренкова.

«Щедровка» обрядовая песня.

«Уродилась коляда»

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Звукоряд. Флейта-пикколо. Струна. Напев. Смычок».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

16

Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? «Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен» музыка А. Лядова. «Сею вею, посеваю» обрядовая песня

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Сценарий. Режиссер. Художественное оформление».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

Развитие музыки

(10 ч)

17

Почему развивается музыка?

«В пещере горного короля» Э. Григ из сюиты «Пер Гюнт». «Береза» музыка В. Веселова, стихи

С. Есенина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Аккорд. Ритенуто».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Личностные:

- воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.

Познавательные: 

- распознавать и оценивать

выразительность музыкальной речи, ее смысл;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

- сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

- распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.

Коммуникативные:

- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Беседа, опрос, исполнение

18

Почему развивается музыка? Пьеса (Алегретто) Ф. Шуберт. «Береза» музыка В. Веселова, стихи С. Есенина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Фортепианная миниатюра. Мелодист. Канон. Алегретто».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

19

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке?

«Вечер» из цикла фортепианных миниатюр «Детская музыка» С. Прокофьева. «Мишка» музыка В. Калинникова

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Крещендо. Диминуэндо. Триоль».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

20

Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? И. С.Бах «За рекою старый дом». «Веселые нотки – веселее дни» музыка С. Соснина, стихи М. Садовского

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Потомственный музыкант. Орган. Клавесин. Виртуоз. Постепенное движение мелодии. Синкопа».

- Слушание музыки.

- Пение.

Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

21

Что такое исполнительское развитие музыки? Русская народная песня. «Ах вы, сени мои, сени». «Со вьюном я хожу». «Отцовская слава» музыка Г. Струве, стихи К. Ибряева

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Акапелла. Подголосок».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

22

Что такое исполнительское развитие музыки? «Старая лестница» музыка М. Славкина, стихи И. Пивоваровой.

«Ласточка» музыка Е. Крылатова, стихи И. Шаферана

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Вокализ. Устойчивая ступень лада. Неустойчивая ступень лада. Унисон».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

23

Развитие, заложенное в самой музыке. Игра в слова. Тихо - громко. Попевки. «Купание в котлах» из балета «Конек – Горбунок» Р.Щедрина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Ладовое развитие. Попевка. Динамическое развитие. Темповое развитие».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

24

Развитие, заложенное в самой музыке. «Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. «Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен» А. Лядова.

Медведь проснулся» музыка К. Калининой, стихи Г. Ладонщикова

Беседа, опрос, исполнение

25

Что нового мы услышим в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк»? Тема Пети, дедушки, кошки

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Инструменты симфонического оркестра».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

26

Что нового мы услышим в музыкальной сказке С. Прокофьева «Петя и волк»? Тема утки, птички, утка и птичка спорят. «Медведь проснулся» музыка  К. Калининой, стихи Г.Ладонщикова

Беседа, опрос, исполнение

Построение (формы) музыки (8 ч)

27

Почему музыкальные произведения бывают одночастными. Главная тема третьей части Шестой симфонии П. И. Чайковского.

Французская народная песня «Пастушья песня»

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Музыкальная форма. Тремоло. Одночастная форма. Канон».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Личностные:

- соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования.

Познавательные:

- выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение;

- перечислять простые музыкальные формы;

- сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия;

- распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

Коммуникативные: 

- соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования;

- исследовать и определять форму построения музыкального произведения;

- сольмизировать и сольфеджировать мелодии

Беседа, опрос, исполнение

28

Когда музыкальные произведения имеют две части? Песня Сольвейг из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Э. Грига. «Песенка о капитане» музыка И. Дунаевского, стихи В. Лебедева – Кумача

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Форте. Пиано. Двухчастная форма».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

29

Когда музыкальные произведения имеют три части? Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. И, Глинки. «Скрипка» музыка М. Славкиной

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Трехчастная форма».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

30

Рондо – интересная музыкальная форма. «Зачем нам выстроили дом?» стихи В. Викторова, музыка Д. Кабалевского. «Спящая княжна» музыка и слова А. П.Бородина

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Романс».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

31

Как строятся вариации?

Вариации на тему французской народной песни. Музыка В. Моцарта. Французская народная песня «Пастушья песня»

Знакомятся:

- с новым музыкальным понятием «Вариации».

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение

32

Как строятся вариации?

«Белка» хор из оперы «Сказка о царе Салтане» музыка Н. А. Римского – Корсакова

Беседа, опрос, исполнение

33

О важнейших средствах построения музыки. «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана Гранта» музыка И. Дунаевского. (Фрагмент).

«Мир» из спектакля «Земля детей» стихи Т. Калининой, музыка С. Баневича

Знакомятся:

- с важнейшими средствами построения музыки

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа,

опрос, исполнение

34

Итоговый урок-концерт

- Слушание музыки.

- Пение.

- Инструментальное музицирование.

- Музыкально-пластические движения.

- Драматизация музыкальных произведений

Беседа, опрос, исполнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.

В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"

1.Пояснительная записка      Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...

Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов

                        Пояснительная записка  к рабочей  программе  2 класс...

Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом

Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....