ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО
статья по музыке на тему

Степанюк Лилия Степановна

Авторская статья посвящена особенностям преподавания игры на фортепиано детям дошкольного возраста. Для достижения положительных результатов в воспитании будущих музыкантов необходимо использовать комплексный подход к их обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_prepodavaniya_igry_na_fortepiano.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Степанюк Л.С.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО

ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и именно поэтому она может играть громадную роль
в воспитании духовного мира детей и юношества.

        ( Д.Б. Кабалевский )

В современном обществе образованность любого человека определяется многогранным развитием его как личности. В связи с этим, наряду с получением знаний, умений и навыков в общеобразовательной школе, необходимо воспитывать любовь к искусству, развивать способности и творческие возможности человека с целью его самосовершенствования уже с раннего возраста.

Проведенные социологические исследования показали, что одним из способов всестороннего развития ребенка дошкольного возраста является его обучение игре на фортепиано. Следует отметить, что такое обучение представляет собой сложный и трудоемкий процесс, требующий от учащегося старания, настойчивости, усидчивости, а также определенных физических и психических усилий при выполнении сложных заданий.

В настоящее время, как правило, обучение игре на фортепиано детей в возрасте пяти-шести лет проводится под руководством квалифицированного педагога. При этом преподавателю по классу фортепиано предъявляются особые требования к его профессиональным качествам. Прежде всего, преподаватель по музыке является воспитателем порой неоднозначных по характеру и психике детей, общение с которыми требует индивидуального подхода. Поэтому педагогу необходимо быть хорошим психологом, знать и учитывать возрастные особенности детской психики. Доброжелательность и любовь к ребенку, чуткость и внимательность к развитию творческих возможностей учащегося, поддержание его веры в собственные силы, создание душевного комфорта на занятиях – вот качества, которыми должен обладать современный педагог. Основная задача педагога-пианиста – научить детей слушать, слышать и переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

Особую значимость в процессе обучения игре на фортепиано представляют задачи по развитию у ребенка самостоятельности мышления, внимательности, систематичности работы, музыкальной памяти. Кроме того, совершенствование игры на музыкальном инструменте способствует развитию у детей таких качеств как самодисциплина, абстрактное мышление, координация действий, правильное восприятие музыкальных произведений. Эти качества сохраняются у них и в дальнейшем независимо от будущей профессии в жизни. При этом очень важно при обучении музыке не давать ребенку готового решения поставленной перед ним задачи, а умело подводить его к правильному решению на основе собственного умозаключения.

Необходимо отдать должное внимание расположению ребенка к себе во время первого занятия по музыке. Перед первой встречей и знакомством с учеником никогда не сможешь заранее спрогнозировать, как пойдет процесс обучения, с какой скоростью и продуктивностью будет восприниматься учащимся нотный материал и основы музыкальной грамоты. Доверительность к педагогу возникает при откровенной беседе с обучаемым о его увлечениях, любимых играх и занятиях, проявляя при этом доброжелательную тональность общения.

Как правило, поступающие на обучение дети на первый урок приходят вместе с родителями, что позволяет: во-первых – установить контакт и найти взаимопонимание с родителями, а во-вторых – в присутствии их проверить музыкальные способности ребенка. Кроме того, следует приветствовать пожелание родителей присутствовать на занятиях своего ребенка и в дальнейшем. Действительно, родители играют значительную роль в успешном освоении учеником музыкального образования, особенно на начальном этапе обучения. Если задачей педагога является заинтересовать обучаемого игре на фортепиано и научить его, то задача родителей – помочь педагогу поддержанием этого интереса. Эта помощь заключается в создании положительного микроклимата в семье, обеспечении необходимыми инструментом и пособиями, внимания и уважения к труду ребенка.

Следует обратить внимание и на следующие особенности обучения детей дошкольного возраста при разработке методики преподавания. Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка не может быть сконцентрировано длительное время на одном и том же виде деятельности. В связи с этим, для продуктивного освоения навыков игры на фортепиано необходимо в процессе урока умело переключать внимание обучаемого сменой заданий, например: выполнением физических упражнений с целью подготовки рук для игры на инструменте, пением детских песенок, прослушиванием музыкальных произведений с дальнейшим их разбором, проведением различных игр, основанных на музыкальных образах и тому подобное. Кроме того, знакомство ребенка с музыкой и нотной грамотой связано с усвоением и запоминанием большого количества различных названий, понятий, иностранных слов и их значений. Данное обстоятельство не только утомляет ученика, но и пугает, а иногда отталкивает его от занятий музыкой. Известно, что любой ребенок запоминает лучше то, что его больше всего интересует. Одним из приемов повышения интереса к освоению музыкальной грамоты учеником является использование веселых и доступных для понимания стихов, раскрывающих значение незнакомых понятий в музыке. Необходимо всегда помнить, что каждый урок для преподавателя – постоянная импровизация, фантазия, привлечение большого количества доступного материала и различных сборников, красочно оформленных и интересных по смыслу. Как правило, основной целью обучения игре на фортепиано дошкольников является их подготовка к поступлению в музыкальную школу.

Однако методика обучения детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей. Известно, что любой ребенок в таком возрасте представляет собой индивидуум, который обладает присущем только ему как природными способностями, так и приобретенными в процессе его воспитания в семье. Важными качествами обучаемого для получения музыкального образования являются хорошее чувство ритма, музыкальная память, чистота интонирования, музыкальность. Поэтому каждый урок для конкретного ученика проводится с учетом выявленных у него качеств и направлен на их совершенствование.

Свои занятия в подготовительной группе педагогу-пианисту необходимо строить на основе общепринятой методики проведения урока, а именно:

1. Проверка домашнего задания.

2. Отработка ритмических рисунков изучаемой музыкальной пьесы.

3. Работа над фразировкой, музыкальными образами и оттенками в музыке.

4. Знакомство с новыми музыкальными произведениями в исполнении педагога.

5. Изучение новых понятий и терминов нотной грамоты.

6. Проведение игровых занятий, связанных с музыкальными образами, исполнение песен в сопровождении фортепиано.

7.Оценка по итогам занятия.

8.Выдача домашнего задания.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что положительные результаты будущего пианиста в овладении мастерством игры на фортепиано возможны при комплексном подходе к его обучению, включающем в себя любовь к детям, содружество с родителями, компетентность и честное отношение к своей работе педагога. При этом огромную роль играют знания, опыт работы и ответственность преподавателя музыки. Подтверждением данного утверждения является высказывание известного пианиста Г.Нейгауза: ”Учитель по музыке должен применять комплексный метод преподавания, то есть должен быть историком музыки, теоретиком, учителем сольфеджио и игры на фортепиано”.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть значение педагога-пианиста в музыкальном  воспитании своих учеников. Являясь первым учителем в жизни ребенка, педагог обучает его не только азам музыкальной грамоты, но и добивается правильной постановки рук – важного элемента для исполнителя музыкальных произведений. Кроме того, наблюдение за каждым ребенком в процессе обучения позволяет преподавателю сделать выводы о степени развития музыкальных данных обучаемых с целью правильного отбора их в музыкальную школу для дальнейшего музыкального образования.

Литература

1. А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Уч. пособие. М.: Советский композитор. 1985.

2. Т. Партанская. Первые месяцы обучения игре на фортепиано. М. 1976.

3. Рябухина Н.М. Давай поиграем! Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей
4-6 лет. М.: Феникс, 2008. 119 с.

4. Полякова Т.А. Развитие творческого потенциала дошкольников при игре на фортепиано.
Режим доступа: www.detstvogid.ru.

5. Камынина Т.П. Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста. Режим доступа: www.festival.1september.ru.

6. Обучение малышей игре на фортепиано. Режим доступа: www.babyblog.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевая игра - один из вариантов закрепления первых навыков игры на фортепиано.

В данной методической разработке показано, как с помощью ансамблевого музицирования можно повысить мотивацию учащихся на начальном этапе обучения....

ОБРАЗ И ХАРАКТЕР В ДЕТСКИХ ПЬЕСАХ НА НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО

Данная работа представляет план-конспект урока с учеником МАОУ ДОД "Школа искусств" по классу фортепиано Петровым Даниилом 1 класс.В процессе урока используются традиционные методики преподавания и со...

Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...

«Искусство игры на фортепиано» ФОРТЕПИАННАЯ СТУДИЯ «СОЛЬФЕЯ»

Данная программа является модифицированной. В её основе "Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ ДОД" редактора -составителя А.В.Егоровой по специальности  "Великая радос...

Развитие музыкальных способностей и обучение игре на фортепиано детей дошкольного возраста

ВСТУПЛЕНИЕ Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Основы игры на фортепиано» Возраст: 7-10 лет Срок реализации – 1 год

образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овладеть приемами игры на музыкальных инструментах. При разработке данной...

Формирование универсальных учебных действий при обучении игре на фортепиано с помощью современных образовательных технологий

В рамках реализации ФГОС второго поколения использование в дополнительном образовании современных образовательных технологий способствует формированию УУД, что неразрывно связано с общеобразовательным...