рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Рабочая программа по музыке имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx78.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  «Чулковская  основная общеобразовательная школа»

Гороховецкого района Владимирской области

 Утверждаю                                                                        Согласовано                                                 Рассмотрено

Директор  МБОУ                                                        Зам. директора по УВР                                   на заседании МО

Чулковская ООШ

 Тимофеева В.П._____________                                Орехова Г.Н._____________          

«_____»__________  2016г.                                    «_____»__________  2016г.                   «_____»__________  2016г.

Рабочая учебная программа 

по музыке

ДЛЯ 3  КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель программы

Учитель начальных классов

Березина Е.Г.

п.Чулково

2016г.

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предмета «Музыка» для   3   класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования,  примерной основной образовательной программы     для образовательных учреждений и программы по музыке  авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 

  • Цели данной программы обучения  в области формирования системы знаний, умений:
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
  • Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
  •  развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Место учебного предмета в учебном плане 

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.

На изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34ч. в год.

 Структура курса (34 часов)

Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

        Урок 1. Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

        Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

        Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».  

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

        Урок 6. Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

        Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

        Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

        Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

        Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

        Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

       Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

       Урок 13. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

       Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины).  Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

       Урок 15. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

       Урок 16. Обобщающий  урок 2 четверти. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

      Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

      Урок 18. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 19. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 20. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

Урок 21«Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова  во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».

 Урок 22. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

        Урок 23.  В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч.)

        Урок 24. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

       Урок 25. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты.

       Урок 26. Музыкальные инструменты (скрипка). Музыкальные инструменты. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

       Урок 27. Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3   четверть.

        Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».   

       Урок 29. «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

      Урок 30. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор - исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.

     Урок 31. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

      Урок 32. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

      Урок 33. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет». Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

       Музыка – источник вдохновения и радости.

       Урок 34. Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года

Краткое описание деятельностной технологии на уроках музыки 

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения;  игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая,

 коллективная работа с учащимися.

В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Количество часов в соответствии с программой

 п./п.

Наименование разделов

Всего

часов

“Россия – Родина моя”  

5

“День, полный событий”

4

 “О России петь – что стремиться в храм”

4

4

 “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

4

5

 “В музыкальном театре”

                  6

6

“В концертном зале”

6

7

 “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5

Итого

34 ч.

Планируемые результаты изучения курса

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,  сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной  жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

       К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. учебные действия учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности:

         - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

         - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

         - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

         - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;

         - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

         - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

         - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

         - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;

         - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Предметные результаты:

       Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

         - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;

         - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

         - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

         - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

         - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

         - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

         - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;

         - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений.

Содержание учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

      Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не  только чувства, а  общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

      Таким образом, ученик  познает  музыкальное произведение  как  воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

      Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  3-й класс

Личностные результаты

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
  • Формирование уважительного отношения к культуре других народов.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
  • Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. 

Предметные результаты

  • Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
  • Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
  • Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

        

Требования к уровню подготовки учащихся

3 класс

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
  • развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:

- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

 - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Календарно-тематическое планирование

№ п./п.

Дата

Тема (страницы учебника) тип и вид урока

Решаемые проблемы (цель)

      Планируемые результаты соответствии с ФГОС)

понятия

предметные результаты

универсальные учебные действия (УУД)

личностные результаты (не оцениваются)

1

2

3

4

5

6

7

8

«Россия-Родина моя» 5 ч

1

«Мелодия-душа музыки»  (с.6-7)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.    Урок-беседа.                               

Как появляется музыка? Цель: Осознание мелодии как основы музыкального произведения.

Мелодия, мелодическая линия.

Научатся: понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации,  демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Регулятивные: определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем.

 Познавательные: характеризовать музыкальные произведения, образцы творчества крупнейшего русского композитора П.И. Чайковского.

 Коммуникативные: объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям; участвовать в коллективном обсуждении.

Проявлять эмоциональную отзывчивость

2

Природа и музыка (романс). Звучащие картины.

(с.8-11)

Изложение новых знаний. Интегрированный.

В чем сложность и притягательность романса? Цель: Познакомить с новыми романсами.

Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент.

Научатся: различать названия изученных жанров (романс), смысл понятий: солист, мелодия, аккомпанемент, лирика; узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов,   демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-пластическую).

Познавательные: ориентироваться в книге; сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа; устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов; характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.

Различать настроения, чувства, выраженные в музыке.

3

« Виват, Россия!» (кантата) Наша слава – русская держава.

(с.12-15)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Традиционный.

Что такое «кант»? Цель: Расширение музыкальных представлений детей.

Кант. Солдатская песня-марш. Хор. Куплет.

Научатся: понимать названия изученных жанров (кант), смысл понятий: песенность, маршевость. эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Регулятивные: адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Познавательные: сравнивать музыкальные произведения, характеризовать  музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведения.

Коммуникативные: высказывать собственное суждение о музыкальных образах; быть терпимым к другим мнениям, выслушивать друг друга.

Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости. Личностное отношение при слушании музыкальных произведений.

4

Кантата  «Александр Невский».

(с.16-17)

Расширение и углубление знаний.

Урок-презентация.

Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Продолжить знакомство с жанром кантаты.

Кантата. Набат. Вступление.

Научатся: распознавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата); узнавать изученные произведения, называть их авторов; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; демонстрировать знания о различных видах музыки.

Регулятивные: вносить коррективы в свою работу; различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность (музыкально-пластическую).

Познавательные: формировать у учащихся логические действия в процессе анализа музыкального произведения; формировать устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека, выражать эмоционально-ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Развитие  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

5

Опера  «Иван Сусанин».

(с.18-21)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок - беседа.

Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Первая встреча с оперой М. Глинки «Иван Сусанин».

Опера. Хоровая сцена. Певец-солист.

Научатся: распознавать названия изученных произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные: определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); оценка воздействия музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя.

Познавательные: размышлять о музыке, личностная оценка музыкального произведения; извлекать необходимую информацию из прослушанного произведения; устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов. Коммуникативные: объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; коллективно обсуждать, размышлять о музыке.

Развивать чувства сопричастности и гордости  за свою Родину. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание своей этнической принадлежности.

« День, полный событий»  4 ч.

6

«Утро»

(с.24-25)

Расширение и углубление знаний.

Урок-беседа.

А можешь ли ты увидеть музыку? Цель: Образ утра в творчестве композиторов.

Песенность. Развитие. Повтор. Лад. Тембр. Выразительность. Изобразительность.

Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: песенность, развитие; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.

Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия музыкальных сочинений;

Познавательные: Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Коммуникативные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культуры на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

(с.26-29)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Как музыка помогает нам понять других? Цель: Знакомство с образами произведений С. Прокофьева.

Выразительность Изобразительность. Контраст. Скороговорка.

Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении.

Регулятивные: Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Познавательные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

Коммуникативные: Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству

8

« В детской».

« Игры и игрушки».  «На прогулке».

« Вечер».

(с.30-37)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Традиционный.

Как музыка помогает нам понять других? Цель: Познакомить с разнообразием музыкальных образов М. Мусоргского.

Повторы главной темы, кульминация пьесы, развитие динамики музыкальных  произведения.

Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность, танцевальность, маршевость, музыкальная живопись; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Регулятивные: Освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

Познавательные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений;

 Коммуникативные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, в процессе интонационно-образного анализа музыкальных сочинений

Умение наблюдать за разнообразны-ми явлениями жизни и искусства в учебной деятельности, их понимание и оценка.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

9

Обобщающий урок. Исполнение и слушание музыки по желанию ребят.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся.

О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти.

Научатся: различать названия изученных произведений и их авторов; демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее.

Регулятивные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Познавательные: Использовать речь для регуляции своего действия. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Коммуникативные: Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, Участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

« О России петь – что стремиться в храм» 4 ч.

10

Радуйся, Мария! Богородице  Дево, радуйся!

(с.40-43)

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Интегрированный урок.

Что такое музыкальная молитва? Цель: Музыкальное обращение к Богородице.

Прелюдия.

Научатся: различать образцы духовной музыки,  религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять  и сравнивать характер, настроение и средства  музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Регулятивные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания;

Коммуникативные: Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкальных произведений.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя мама!

(с.44-47)

Расширение и углубление знаний. Традиционный.

Может ли музыка рассказать нам о маме? Цель: Музыка о наших мамах.

Тропарь.

Научатся: различать образцы духовной музыки,  религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении.

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: Музыка православной церкви как часть художественной культуры России

Коммуникативные: исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.

12

Вербное воскресенье. Вербочки.

(с.48-52)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Традиционный.

Все ли церковные праздники сопровождает музыка? Цель: Знакомство с новой духовной музыкой.

Традиции. Хор.

Научатся: различать образцы духовной музыки, народные  музыкальные традиции родного края,  религиозные традиции; демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

Регулятивные: воплощение различных музыкальных образов

Познавательные: Знать изученные музыкальные сочинения

Коммуникативные: участвовать в коллективной творческой деятельности

Осознание своей этнической принадлежности.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности

13

Святые земли Русской: Ольга, Владимир.

(с.52-55)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Кто такие святые? Цель: Образы героев в музыке и церкви.

Молитва. Величание.

Баллада.

Научатся: понимать смысл понятий: величание, молитва;  демонстрировать знания о различных видах музыки;

определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: Знать имена, жизнь и дела русских святых.

Коммуникативные: исполнять в хоре вокальные произведения

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. Развивать чувства сопричастности и гордости  за свою Родину. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4ч.

14

Настрою гусли на старинный лад (былины). Былина о Садко и Морском царе.

(с.56-61)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Была ли в древности музыка? Цель: Знакомство с жанром песенного фольклора – былиной.

Былина. Певец-сказитель. Гусли.

Былинный напев. Подражание гуслям.

Научатся: различать различные виды музыки (былина), музыкальные инструменты (гусли); былинный напев, распевы; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов  (гусли); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

 Формирование положительного

отношения

к учению.

Развитие музыкально-эстетического чувства, про-являющего себя в понимании его функций в жизни человека и общества.

15

Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель, мой Лель…

(с.62-63)

Расширение и углубление знаний. Комбинированный урок.

Традиционный.

Может ли композитор сочинить былину? Цель: Познакомить детей с певцами-сказителями.

Названия высоких и низких голосов певцов-исполнителей в опере: бас, баритон, тенор, сопрано, меццо-сопрано.

Научатся: определять  изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов,   смысл понятий: певец – сказитель, меццо-сопрано; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах; воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Знать высокие и низкие голоса певцов.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

16

Обобщающий урок-концерт. Исполнение и слушание музыки по желанию ребят.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся. Урок - концерт.

О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные во 2 четверти. Урок-концерт.

Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);  

демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий.

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

(с.66-67)

Интегрированный урок. Расширение и углубление знаний.

Почему русские композиторы обращались к народным напевам? Цель: Роль фольклора в творчестве русских композиторов.

Песенки-заклички.

Народные традиции. Мелодии в народном стиле.

Научатся: определять названия изученных произведений и их авторов, понимать смысл понятий: музыка в народном стиле; народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);  

демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование).

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Значение музыки в народных обрядах

Коммуникативные: Хоровое пение.

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа.

« В музыкальном театре» 6ч.

18

Опера «Руслан и Людмила».

(с.70-75)

Расширение и углубление знаний.

Урок-беседа.

Бывают ли оперы-сказки? Цель: Продолжить знакомство с оперой «Руслан и Людмила» Глинки.

Сцена из оперы. Ария. Баритон. Каватина. Сопрано. Рондо. Бас. Контраст. Увертюра. Симфонический оркестр. Опера.

Научатся: различать названия изучаемых жанров  и форм музыки (рондо), названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: контраст, ария, каватина, увертюра; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах (баритон, сопрано, бас); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности; выступать в роли слушателей; знать и понимать названия изученных жанров и форм музыки.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

Познавательные: Знать/понимать: опера, увертюра, рондо.

Коммуникативные: передавать настроение музыки в пении.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

19

Опера «Орфей и Эвридика».

(с.76-77)

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа.

Почему мы понимаем музыку? Цель: Познакомить детей с оперой «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

Симфонический оркестр, опера, миф, лира, Фурия.

Научатся: определять названия изучаемых жанров,  смысл понятий – хор, солист, опера, контраст; названия изученных произведений и их авторов; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать/понимать: жанры в музыке, опера.

Коммуникативные: Хоровое пение.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека

20

Опера «Снегурочка».

(с.78-83)

Расширение и углубление знаний.

Комбинированный урок. Традиционный.

Как музыка может рассказать о характере героев? Цель: Знакомство с оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Сцена из оперы. Ария. Сопрано. Шествие. Каватина. Тенор. Зерно-интонация. Развитие.

Научатся: различать названия изученных жанров и форм музыки: песня, романс, вокализ, сюита; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр.  

Коммуникативные: Слушание музыки. Хоровое пение.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

21

«Океан-море синее».

(с.84-85)

Расширение и углубление знаний.

Комбинированный урок.

Традиционный.

Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Знакомство с новыми произведениями русских композиторов.

Контрастные образы. Сцена из балета. Интонация. Развитие.

Трёхчастная форма.

Научатся: различать названия изученных жанров и форм музыки; смысл понятий: ария, каватина, тенор, зерно-интонация, развитие, трехчастная форма; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений Уважение к чувствам и настроениям другого человека

22

Балет «Спящая красавица».

(с.86-89)

Комбинированный урок.

Традиционный.

Как музыка рассказывает нам о героях? Цель: Знакомство с новыми произведениями русских композиторов.

Балет, интонация.

Научатся: понимать контрастные образы, балет, развитие; узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей;

исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение).

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Знать/понимать: балет, интонация.

Коммуникативные: Исполнять различные  по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

23

В современных ритмах (мюзиклы).

(с.90-91)

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Что такое мюзикл? Цель: Знакомство с жанром мюзикл.

Современные интонации и ритмы. Мюзикл.

Научатся: определять названия изученных жанров и форм музыки, названия изученных произведений и их авторов; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; демонстрировать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Знать: понятие мюзикл.

Коммуникативные: Слушание музыки. Хоровое пение.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов.

« В концертном зале» 6ч.

24

Музыкальное состязание (концерт).

(с.94-95)

Комбинированный урок.

Традиционный.

Что такое концерт? Цель: Особенности построения инструментального концерта.

Композитор. Исполнитель. Слушатель. Концерт. Вариационное развитие.

Научатся: понимать смысл понятий: композитор – исполнитель – слушатель вариационное развитие; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Познавательные: Знать понятия: концерт, вариационное развитие.

Коммуникативные: выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

25

Музыкальные инструменты

(флейта).  Звучащие картины.

(с.96-99)

Расширение и углубление знаний.

Комбинированный урок.

Урок-лекция.

Какие возможности имеют музыкальные инструменты? Цель: Расширить представления детей о музыкальных инструментах (флейта, лютня).

Деревянные духовые инструменты.

Флейта.

Старинная и современная музыка.

Научатся: различать  изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; демонстрировать знания о музыкальных инструментах (флейта); понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: Знать тембры флейты.

Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

26

Обобщающий урок.

Урок изучения и закрепления новых знаний. Урок-концерт.

О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти.

Научатся: определять изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки.

Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий.

27

Музыкальные инструменты (скрипка).

(с.100-101)

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Какие возможности имеют музыкальные инструменты? Цель: Возможности скрипки.

Струнные инструменты. Старинная и современная музыка. Скрипач. Виртуоз.

Научатся: определять изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; смысл понятий: скрипач, виртуоз; демонстрировать знания о музыкальных инструментах (скрипка); эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать тембры скрипки.

Коммуникативные: Хоровое пение, слушание музыки.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

28

Сюита «Пер Гюнт».

(с.102-105)

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Традиционный.

Можем ли мы понять язык симфонической сюиты? Цель: Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.

Сюита. Тема. Вариационное развитие. Песенность. Танцевальность. Маршевость.

Научатся: понимать смысл понятий: вариационное развитие, сюита, тема, контрастные образы;

передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Познавательные: Знать понятие: сюита, песенность, танцевальность, маршевость.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог.

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.

29

«Героическая». Призыв к мужеству. Мир Бетховена.

(с.106-113)

Комбинированный урок.

Традиционный.

Как мы можем понять язык симфонии? Цель: Симфония №3 Л. Бетховена.

Симфония, дирижёр, тема, лад, аккомпанемент, мелодия.

Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию.

Познавательные: Знать понятия: симфония, дирижер, тема, партия.

Коммуникативные: Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5ч.

30

Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки.

(с.116-119)

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Урок-беседа.

Что такое джаз и можно ли его понять? Цель: Знакомство с джазовой музыкой.

Импровизация. Ритм. Джаз-оркестр.

Научатся: понимать творчество отечественных и зарубежных композиторов, знакомство с джазовой музыкой, ее специфические особенности, известных джазовых исполнителей; детские музыкальные коллективы и театры;

узнавать изученные произведения, называть имена авторов, использовать приобретенные знания и умения для передачи музыкальных впечатлений.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать понятия: импровизация, ритм.

Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы культур, народов и религий.

31

« Люблю я грусть твоих просторов»  Мир Прокофьева.

(с.120-123)

Расширение и углубление знаний. Урок - беседа.

Как мы можем понять язык музыки? Цель: Образы природы в музыке Свиридова и Прокофьева.

Партитура, динамическое развитие, гимнический характер мелодии.

Научатся:  понимать смысл понятий: «композитор» -  «исполнитель» - «слушатель»;

названия изученных произведений и их авторов и  исполнителей;

проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;  называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать понятия: партитура, динамическое развитие.

Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

32

Певцы родной природы: Э.Григ, П.И.Чайковский.

(с.124-125)

Комбинированный урок.

Традиционный.

Чем схожа музыка П.Чайковского и Э. Грига? Цель: Особенности музыки П.И. Чайковского и Э. Грига.

Музыкальная речь.

Лирические чувства.

Научатся: понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать понятия: кантата, хор.

Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.

33

Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.

(с.126-128)

Урок - беседа.

О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки.

Ода. Кант. Гимн. Симфония. Опера.

Научатся: определять изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: Знать понятия: опера, симфония. Знать составные части симфонии.

Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

34

Исполнение и слушание музыки по желанию ребят. Обобщающий урок-концерт.

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Урок – концерт

О чем поведала нам музыка? Цель: Закрепить знания и навыки.

Научатся: различать названия изученных произведений и их авторов.

Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и не школы.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: Слушание музыки, хоровое пение.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...