Технологическая карта урока
методическая разработка по музыке на тему

Агаркова Татьяна Анатольевна

Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_dlya_publikatsii.doc122 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Составление технологической карты урока

В ходе введения ФГОС каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений, навыков, а виде формируемых способов деятельности.

Наш интерес к конструированию технологических карт урока обусловлен, в первую очередь, не только возможностью планировать и строить урок, но и фиксировать виды вышеназванных предполагаемых образовательных результатов.

Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. 

Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  • в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
  • должны быть указаны операции, их составные части.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

 

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
  • цель освоения учебного содержания
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
  • основные понятия темы
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт:

 

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. 
Предмет: 
Класс:
Тип урока:

Тема

 

Цель

 

Задачи

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

УУД

  • ЛичностныеУУД:
  •  Регулятивные УУД:
  •  Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать
  • Уметь

Личностные:
Метапредметные:

Основные понятия

 

Межпредметные связи

 

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:
Основные этапы:

 

 

 

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД).

Проверка домашнего задания
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

Закрепление  нового материала
 Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль
Время:
Этапы:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия 
Время:
Этапы:

.

 

 

.

 

 

Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая
структура  урока

Методическая структура урока

Признаки
решения
дидактических задач

Методы
обучения

Форма
деятельности

Методические
приемы и их
содержание

Средства
обучения

Способы
организации
деятельности

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.

  1. Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
  • Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
  • Результативность решения дидактической задачи
  1. Содержание урока
  • Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
  1. Методы и средства обучения
  • Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
  • Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
  1. Формы обучения
  • Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
  • Целесообразность использования предложенных заданий
  1. Результативность урока
  • Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
  1. Практическая направленность урока
  • Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
  • Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
  1. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
  • Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
  • Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
  • Взаимопомощь
  • Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
  1. Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
  • Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
  1. Формирование ИКТ-компетентности
  • Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

10.Структура урока

  • Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
  1. Контрольно-оценочная деятельность
  • Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
  • Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
  • Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
  1. Педагогический стиль
  • Соблюдение норм педагогической этики
  1. Гигиенические требования
  • Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
  • Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
  • Соответствие требованиям к организации образовательного  процесса с использованием ИКТ

 

Таким образом, мы видим, что технологическая карта позволит учителю:

- Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

- Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

- Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

- Освободить время для творчества;

- Определить возможности реализации межпредметных знаний;

- На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

- Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

        

Приложение 1

В основе разработанной технологической карты урока музыки по теме «Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» (приложение 1) легла структура технологической карты, разработанной И.М. Логвиновой, Г.Л. Капонеевой, которая позволяет: 

  • тщательно планировать каждый этап деятельности как учителя, так и ученика;
  • максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности.

        В разработанной технологической карте урока представлено описание деятельности учителя и обучающихся на каждом этапе урока, что позволяет планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

        Разработанная  технологическая карта урока, реализующая цели формирования у обучающихся УУД, апробирована на практике и доказала целесообразность её использования. 

Данная разработка технологической карты адресована учителям музыки общеобразовательных школ, работающих по ФГОС НОО.

Тема урока: «Проблема малой Родины в музыкальном произведении

Э. Грига Сюита «Пер Гюнт»»

Раздел: В концертном зале. 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 

Организационный момент

Приветствие

«Здравствуйте» в игровой форме по методике К. Орфа установление рабочей обстановки.

Вместе с учителем приветствуют друг друга

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Введение в тему урока

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого совместно с учащимися формулируют проблему урока.

 Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

 

Этап подготовки к усвоению нового материала

Знакомятся с новым музыкальным жанром – сюита

Отгадывают ребус, придя к единому решению

Регулятивные УУД

Выполняют действия в устной форме

Этап усвоения новых знаний

Происходит знакомство с творчеством Э. Григом с музыкантом народной музыки родной страны…

 

Вместе с ребятами отправляются в путешествие по Норвегии, просматривая фотографии.

 

Происходит беседа с классом, выслушивание мнений учеников

Слушают учителя о Норвежской природе и композиторе

 

Слушают 1 фрагмент сюиты «Пер Гюнт» «Утро»

 

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

 

Слушают стихотворение С.Есенина: «Загорелась зорька красная» выступление одноклассника, определяют взаимосвязь музыки и стихотворения

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения

Физминутка

Учащимся предлагается музыкальная игра, «Если весело живётся, делай так» игровой прием здоровьесбережения учащихся.

 Ребята вместе с учителем играют в музыкальную игру с элементами пластических движений.

Личностные УУД

Выражение в музыкальном исполнительстве своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Этап усвоения новых знаний,

продолжение работы по теме урока

Продолжается путешествие по Норвегии:

«Верил я, сходя впервые

В недра мрачные земные:

Духи тьмы там, в глубине, тайну тайн откроют мне»

Нашёл ли Пер Гюнт то, о чём мечтал?

 

направление хода обсуждения, коррекция ответов учащихся.

 

«вдоль скал мы дружно все идём.

На пещеру набредём

Кто же там? Ответьте!

Прислушайтесь все дети» показ видео «В пещере горного короля»

Куда же мы попали?

 

После такой встречи, какое решение примет наш герой?

 

Звучит 3 фрагмент сюиты «Песня Сольвейг», во время слушания учитель читает стихотворение.

Слушают 2 сюиту:

«В пещере горного короля»

Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Называют средства музыкальной выразительности.

 

Просматривают видео после чего

Описывают сказочный образ увиденного, отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности.

Ответы детей: «Вернуться домой»

Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

 

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

 

 

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

 

Этап вокально-хоровой работы

Предлагает спеть современную детскую песню

Исполняют знакомую песню «Моя Россия»

Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Этап подведения итогов учебной деятельности

Правы ли те люди, которые покидают родные места в поисках лучшей доли?

Принимают участие в итоговой беседе, делают вывод.

Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Этап информации о домашнем задании

Нарисовать рисунки к музыке Э.Грига.

Запоминают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге.

Познавательные УУД

Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Итоговый этап рефлексии учебной деятельности

Благодарит учащихся за активную плодотворную работу, предлагает оформить солнышко с лучиками, смайликами настроения.

На солнечные лучики приклеивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению

Личностные УУД

Интерес к различным видам творческой деятельности.

 

Литература

  1. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Программа начального общего образования «Музыка. Начальная школа». М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
  2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., «Музыка»: учебник 3 класс // М.: Просвещение, 2012. 
  3. Новый образовательный стандарт в действии // Управление начальной школой. – 2011. – № 12. – С. 12-18.
  4. Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 3класс: (CD mp3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...