Конспекты уроков
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Конспекты уроков для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _moskva_o_skolko_v_etom_zvuke.docx18.09 КБ
Microsoft Office document icon simfonicheskiy_orkestr.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             План –конспект по музыке Алеева 4 класс.

          Разработала: Матычева Е.В., пос. Биракан, школа №15.

Тема: « Москва, о сколько в этом звуке»

Цели: 1.  Знакомство с Москвой, как с культурным центром;

2. Способствовать развитию: а) музыкального вкуса на произведениях великого композитора П. И. Чайковского; б) умение сравнивать. Анализировать прослушанный материал; в) творческая деятельность учащихся.

Вход: под музыку: «Москва Майская»

Учитель: Как прозвучала песня?

 Кто её исполнял?

 О чём говорилось в этой песне?

1 чтец:

 Я люблю подмосковные рощи

И мосты над твоею рекой,

Я люблю твою Красную площадь

И кремлёвских курантов бой.

В городах и далёких станицах

О тебе не смолкает молва,

Дорогая моя столица, золотая моя Москва!
2 чтец:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

 Москва, я думал о тебе, Москва, как много в этом звуке…

Учитель: Итак,  какая тема урока? (О Москве)

Учитель: Что вы знаете о Москве?

Ученик: Москва стала известной жителям Древней Руси с 1147 года.

Именно тогда Князь Игорь Долгорукий обратился с приглашением к своему брату – князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов». Минули века. К 70 годам выделяется Московское княжество. Родоначальником династии московских князей стал Даниил – младший сын Александра Невского. Для Москвы пробил её звёздный час». Москве удалось стать во главе земли русской.

Учитель: Название нашей столицы произошло от названия реки. Корень «Моск» - обозначает болото, сырость, влага. В 1922 году Москва становится столицей СССР.

Ученик: Москва всегда являлась культурным и музыкальным центром России, сосредоточенным художественной и музыкальной элиты.  Именно в Москве провёл всю свою жизнь великий русский композитор  XIX века, один из представителей московской композиторской школы П. И. Чайковский. С самых первых дней пребывания (с 1866 г.)  он стремился поближе познакомиться с жизнью города, посещая театры, концерты. В Москве он вёл активную деятельность, сформировался, как дирижёр, а главное – создал шедевры русской и  мировой культуры. (Доклад сопровождается презентацией).

Учитель: Чайковский – великий русский композитор, музыка которого отличается красочностью, романтичностью .Родился композитор 25 апреля, 1840 года, а умер в 1893 году.

Ученик. (Биография композитора)

Творческое наследие поражает своей многогранностью. Среди огромного количества произведений Чайковского есть только одно, написанное в стиле русского былинного характера – КАНТАТА  «МОСКВА».

Учитель: Что такое кантата? (ответы учеников)

Кантата П. И. Чайковского создавалась в 1883 году. Воспевание Москвы, как символ русского  государства, были всегда близки Чайковскому. Она состоит из 6 эпизодов, взаимосвязанных друг с другом – 3х сольных и 3х хоровых. Наиболее популярные эпизоды – 3 и 5.

8 марта Чайковский получил заказ написать кантату для торжественной коронации императора Александра III (текст Майкова). 25 марта композитор её закончил, а 15 мая исполнил. (звучит кантата)

Учитель:  Начало кантаты – величественное, спокойное оркестровое вступление, переходит в неторопливое повествование былинного характера. Постепенно усиливается динамика. Разрастаясь вширь. Самым известным является эпизод №. «Мне ли ,Господи и  №3. «Час ударил», приносящий живость, яркость и молодецкую удаль.  Чайковский написал своему другу Танееву, что кантату написал очень быстро, т. Как. Поэт Майков сочинил чудесные слова!

Учитель: Москва является историческим центром, с 1965 года носит звание   «Город – Герой». Зимой, 1941 года произошла битва под Москвой, в которой советские войска впервые одержали победу. Немецкие войска вплотную подступили к Москве, прекратилась промышленная торговля, в Москве было введено осадное положение. Наступление немецкой армии было остановлено. В результате успешного контрнаступления советских войск немцы были отброшены от Москвы. (исполнение песни «Битва под Москвой»)

Учитель: В Москве  много театров, кинотеатров, драматических театров, а так же - Большой театр оперы и балета. (показ слайдов, фото театров)

В кинотеатрах до сих пор показывают различные фильмы.

-Какие вы фильмы знаете о Москве? ( «Московская сага», «Москва слезам не верит»).

Сегодня на уроке мы просмотрим фрагмент фильма «А я иду, шагаю по Москве».

.  (показ фрагмента, где есть песня «А я иду, шагаю по Москве».

Учитель: О чём  говорится в этом отрывке? В нём говорится о молодом парне. Который проездом был в Москве. Поэт Геннадий Шпаликов написал на ходу слова к этой песни, пока шли съёмки этого фильма .Были изначально другие слова, но потом их переделали. В главной роли этого фильма – Никита Михалков.  Ещё будучи молодым актёром. Он получил известность

Учитель: Давайте мы с вами исполним песню из этого кинофильма. (исполнение песни « А я иду, шагаю по Москве».)

Учитель:  Как прозвучала песня? (ответы детей: спокойно, одночастная.)

Учитель:  Москву ещё называли «Златоглавой». (показ слайдов)

Издавна  народ сочинял разные песни о Москве златоглавой. Споём песню «Москва златоглавая».(исполнение песни)

Учитель: В наше время продолжают сочинять песни о Москве молодые поэты и  композиторы. Очень известная песня о Москве, которую поёт Олег Газманов. «Москва, звонят колокола!»

Исполняет весь класс песню: «Москва, звонят колокола!»

Итог урока,  рефлексия;  оценки; дом. задание.

Составление синквейна.

                                                  Москва

        

красивая                                                                                 большая

                                                         

бурлит        живёт                                 процветает

                        Пословица о Москве

                             Красавица наша!



Предварительный просмотр:

4 класс. 3 четверть. Программа В.В.Алеев.

Тема: Симфонический оркестр.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: беседа, исполнение, исследование, игра, показ, игра на музыкальных инструментах

Цель:  Познакомить ребят с инструментами  симфонического оркестра,

             через произведение Бенджамина Бриттена « Вариации и фуга на тему Перселла»

Задачи:  

Обучающие:

- обогатить  знания  инструментов симфонического оркестра (внешний вид, сколько групп, тембровая окраска),

- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;

- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Развивающие:

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальное произведение, слышать музыкальные инструменты,

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму , слышать ритм при игре на музыкальных инструментах.

 Воспитательные: 

-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

- способствовать формированию потребности  в общении с музыкой.

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать характер музыкально  произведения,

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмм

                                                    Ход урока.

1.Вход под музыку в исполнении симфонического оркестра  М.И. Глинка Полонез из оперы « Жизнь за царя» - фрагмент.

2.Организационный момент. Приветствие.

3. Погружение в тему:

 -Знакомо ли вам произведение?

-как оно прозвучало нежно, ласково или нет?

- В каком исполнении прозвучал полонез?, ( в оркестровом)

- Кто автор этого произведения? М. Глинка – основоположник классической музыки (Показ слайда Глинка художника Брюллова)

- Какие музыкальные инструменты вы слышали?

Стихотворение

Вдруг гаснет свет и в зале тишина,

Плывущий занавес нам сцену открывает.

И льется музыка со всех сторон, она

Нас волшебством небесным окрыляет.

Вот скрипки звук и ласковый и нежный,

Виолончели глас таинственный безбрежный.

 И флейты голосок тихонько льется.

Наперекор всему тромбон смеется.

Вдруг нежный голос струнных прерывается .

И громкий голос тубы в зал врывается

Как  барабаны гулко застучали

В ответ им духовые зазвучали.

И палочки волшебной взмах чудесный

Дает продолжить звук этот прелестный

Звучит оркестр, симфонический оркестр.

Умело управляет им маэстро

Учитель: Как вы думаете, какая тема урока будет сегодня у нас?( 1 слайд) Картинка Симфонический оркестр.)

Тема урока:  «Симфонический оркестр»

Учитель: А какие мы поставим задачи?

Дети:

Учитель: Что вы знаете о симфоническом  оркестре? ( большой, называется симфонический)

Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн слайд 5–великий австрийский композитор, венский классик. Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений,  он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который  мало изменился и по сей день.

Знаете ли вы что такое оркестр?

Оркестр - Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

Схема симфонического оркестра слайд 6

 - С какими инструментами симфонического оркестра вы знакомы?

 Учитель: В симфоническом оркестре существует 4 группы муз инструментов, мы сегодня с вами расширим свои знания и поговорим с каждой из них.

 (2 слайд) 1 – ая группа инструментов. ( струнные , смычковые)

 - Какие инструменты входят в эту группу?

 - Чем они похожи?( у всех есть смычок, одна и та же форма, все струнные, деревянные, способ извлечения  звука одинаковый, с помощью смычка и щипка.

видео

учитель - В чем отличие этих инструментов? ( тембр каждого инструмента особый, своеобразный; скрипку и альт держат на плече,  а  у виолончели  музыкант извлекает звуки сидя, а у контрабаса стоя)

 ( 3 слайд) Группа деревянных духовых инструментов.

 учитель- Знакомы ли вам эти инструменты? Назовите их.

учитель - А как можно назвать  все эти инструменты одним словом? ( Деревянные, духовые)

- Все ли инструменты этой группы одинаковые?(нет, они разные по форме и по звучанию, т.е. разные по тембру)

- Какой способ игры на этих  инструментах? ( При помощи вдувания в них воздуха)

 ( 4 слайд) Группа медных духовых)

 - А узнаете ли вы  группу следующих  инструментов? ( медные духовые)

- Как вы думаете, какой способ исполнения   у этой группы инструментов? ( такой же,  как у деревянных духовых)

Учитель: О каких инструментах мы ещё не сказали?

 Ударные. Не имеют высоты звучания.

 - Какие  инструменты можно добавить  к этим инструментам? ( треугольник, ксилофон, кастаньеты, металлофон,

 - Как звучат эти инструменты? ( Эти инструменты не имеют определенной высоты звучания)

 -  Какую роль они играют в оркестре? Можно ли без них обойтись?  Нет. Они придают музыке окраску, подчеркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра, дополнять и украшать ее различными звуковыми эффектами

Вывод учителя.

 Ребята! Мы послушали все группы  оркестра, увидели, как они выглядят, выяснили, чем они похожи и какова  их разница.

Все эти группы образовывают один большой,   дружный   коллектив, который называется симфонический оркестр.

Кто пишет музыку? Композиор. Он пишет её на нотоносце. Партитура. СЛАЙД 11  Работа с учебниками.См. стр. 33

Почему не записаны ноты для ударных инструментов? Их не существует.

Работа с карточками в парах. Найти лишний музыкальный инструмент, который не входит в состав симфонич. оркестра. Показ работы.

Учитель: Зарядка

А сейчас мы с вами будем учить песенку. Слова на доске. Игра на музыкальных инструментах.  (12слайд) Похож наш оркестр на симфонический? Нет, это народный. А какие ещё бывают оркестры? духовые

Рубрика «Это интересно».

В 1946 году английский композитор Бенджамин Бриттен написал (слайд 13) произведение «Вариации и фуга на тему Пёрселла»- английский композитор ( Путеводитель по оркестру для молодежи), которое посвятил детям «в образовательных целях и для развлечения» Саму тему композитор почерпнул из музыки английского композитора XVII века Генри Пёрселла, в творчестве которого Бриттен черпал вдохновение на протяжении всей своей жизни.

 ( 14 слайд) Фуга -  бег. Вариации -  различные изменения главной темы.

( 7 слайд) Портрет  композитора.

 - Композитор написал это произведение  специально для того, чтобы познакомить вас, ребята с инструментами симфонического оркестра.

Прослушаем   фрагмент этого произведения,  которое называется Путеводитель по оркестру для молодежи.

Прослушивание  фрагмента.

 - Звучание  каких инструментов вы услышали и узнали? ( ответы детей)

- Кто такой  композитор?

 - Кто читает партитуру?   ( дирижёр)

( 20 слайд) Картинка дирижер.

Верно ребята, дирижёр симфонического оркестра должен читать партитуру , следя за движением каждой партии и всех партий одновременно.

- - Ребята! Давайте сделаем вывод, какова роль симфонического оркестра  в исполнении музыкального произведения? (большая, важная, главная)

 Вывод делает учитель.

 - Да, вы правы. Симфонический оркестр, главное действующее лицо во время исполнения крупных музыкальных форм:  симфоний, ораторий, кантат, в оперных и балетных спектаклях.

Итог урока.  Ребята, вам понравилось звучание симфонического оркестра?

Каким вы сегодня его увидели, что нового узнали? Давайте попробуем составить кластер. 

 Кластер — это графическая форма организации информации.

Как вы себя оцените? Смайлик. Дом задание.

Наш сосед поют все вместе Работа над  песней. 

  1. Работа  над выразительным исполнением.

Выход из класса  под музыку симфонич оркестра вальс Свиридова  «Метель»и ДОМи мДДАНИЕ. на всех инструментах.

Проигрыш. 
ИПришла  я к вам сегодня в этот класс, чтоб рассказать  о музыке красивой,

И вижу, яркий блеск из ваших глаз, я в жизни не была такой счастливой!

Она звучала, как должна была звучать, и на вопросы вы умели отвечать.

И слажено и грамотно вы пели. Мы с вами за урок сегодня всё успели!

И я довольна вами в этот час.  Я правда,  очень полюбила вас!

Я вам хочу сердечно пожелать, чтобы учились только вы на «5»

Любили  музыу, без музыки не жить, с хорошей музыкой  всегда должны дружить,

Неважно в ней какой оркестр играет, пусть в вашем сердце она не умирает!

Про

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...