Методы познания художественного образа произведения
статья по музыке (2 класс) на тему

Панина Светлана Владимировна

О методах  познания  художественного образа музыкального произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon panina_statya.doc37.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы  познания  художественного образа произведения

Итак, одно произведение на занятии… Учитель всегда руководствуется принципом: пусть меньше произведений, но чтобы они волновали, не оставляли никого равнодушными.

Попытаемся заострить внимание на методах познания художественного образа музыкального произведения, его содержание в целом, являющихся средством воспитания слушателей.

Назовем их так:

1. Метод осознания интонируемого смысла;

2. Метод осознания личностного смысла музыкального сочинения.

Специфическими особенностями применения обоих методов являются эмоциональность,  атмосфера доверия и доброжелательности, повторное прослушивание сочинения, точные точки «отсчета» живого интонирования.

Применение названных методов во многом определяется возрастными особенностями учащихся: дети 7-8  лет ограничиваются лишь констатацией осознанных переживаний; 9-11 лет пытаются ответить на вопрос « Почему переживание такое, а не иное?», 12   -15 летние выясняют логическую последовательность воспринятых чувств и т.д.

Сущность методов основывается на коммуникативном фундаменте: слушатель ведет диалог с воображаемыми героями разных исторических эпох и регионов; беседует с композитором как режиссер, ожидающий его «совета» для очередной мизансцены действующих лиц; берет интервью у исполнителя как режиссера по поводу его «инсценизации»  конкретного произведения; дискутирует  об осознанном  личностном смысле сочинения  с другими слушателями  и т.д. Таким  образом  повсюду возникает взаимодействие субъектов, взаимопонимание личностей. Собеседником может быть и мое  (т.е. слушательское) второе «я», когда процесс  восприятия напоминает своеобразную дуэль между достигнутыми и желаемыми идеалами.

Словом, общение  является функцией новых  методов, необходимым условием их применения, характерным свойством их существования и естественным результатом их использования. Главное, что оно ведется не по поводу музыки, а благодаря ей, по поводу самого существенного - человечности. Цель такого общения – гуманизация, гармонизация их духовности.

Метод осознания личностного  смысла выступает так же и как способ познания нравственности учащихся и раскрывает при этом познавательную функцию музыки… В высказываниях учащихся естественно проявляются некоторые аспекты их личностной позиции: общение и «диагностика» нравственности нравственности непосредственно связаны между собой.

Использование метода осознания личностного смысла также направлено на практическое проявление воспитательной функции музыки, которая в нынешних условиях по отношению к академической музыке чаще всего декларируется. Эффективность новых методов объясняется и подтверждается большим количеством эмоциогенных  ситуаций в основном духовно – нравственного содержания, возникающих при моделировании художественного образа и его обсуждении. В результате – бескомпромиссные взгляды на самого себя, так и на окружающих людей. Актуальные, спонтанно возникающие ситуации заставляют слушателя определить свою позицию по отношению к действующим лицам  эмоциогенного сюжета (оценка их идеалов, принципов, мировоззрения и т.д.). Все это доказывает, что указанные методы являются импульсами для духовно – нравственного резонанса. К тому же импульс (интонирование) исчезает, а резонанс может еще некоторое время продолжаться. Вербализованный  (выраженный в словесной форме) личностный смысл постепенно и неизбежно становится самовыражением сознания.

Разумеется, вербализуются не все нюансы и оттенки переживаний, а лишь их контуры, основной рельеф. Это означает, что слушатель всегда чувствует гораздо больше, разнообразнее и сложнее, нежели ему удается выразить в словах. И все же такое педагогическое средство должно активизировать слушателя, подспудно развивать потребность в серьезном жанре. Поэтому представляется весьма обоснованным такое мнение музыковеда  А. Сохора «Там, где кончаются слова, начинается  музыка. Но  где она кончается – снова начинаются слова…»Вербализация в художественном познании – это лишь педагогическое средство, позволяющее высказать вслух эмоции, возникшие под воздействием музыкального интонирования. Это сложный и трудоемкий процесс. Но он имеет и свою привлекательную сторону, поскольку является творческим процессом, открывает простор для проявления воображения  воспринимающего, его способности обобщать, делать выводы и т.д.

Желательно, чтобы высказывания излагались в устной форме. Уже сама интонация говорящего, его мимика создают иллюзию близости словесного образа только что прозвучавшей музыке. Педагог при устном высказывании учащегося может дополнительными вопросами  уточнить его позицию, содержание воспринятого художественного образа, довести это высказывание до уровня, на котором обобщающий вывод легко доделает сам ученик. Конечно, здесь необходима осторожность, чтобы избежать назойливой морализации  и сухой декларативности.

С другой стороны,  письменные  высказывание часто бывают более  проблемны, откровенны, искренни.

Кстати, это одно из условий, при которых могут применяться названные методы. Ведь выражение художественных переживаний  - это своего рода духовная исповедь, нередко вызывающая, особенно на начальном этапе, состояние  волнения. Перешагнуть этот барьер можно лишь в атмосфере доверия  и  доброжелательности. Соблюдение этого условия – в основном в руках учителя: он должен так же стремиться раскрыть свой духовный мир, определяя художественный образ и личностный смысл произведения. Такая тактика необходима  как минимум  по  двум причинам: педагог показывает  пример прямодушия, а учащиеся видят один из возможных  образцов художественного познания.

Педагог, никогда  не показывающий  собственных результатов художественного познания, совершает серьезную ошибку. Он требует, чтобы учащиеся раскрыли свой внутренний мир, а сам в это время остается одетым в непроницаемую броню…

Важно отметить тот факт, что предлагаемые методы не только требуют атмосферы доброжелательности и доверия, но и сами рождают среду, трудно переоценимую с точки зрения воспитания.

Применение названных методов, как правило, требует повторного слушания одного и того же произведения, а следовательно ,дополнительного времени. Позволим себе сослаться на известный  принцип обычно  рекомендуемый для любой деятельности: « Лучше  меньше, да лучше». На практике это означает следующую тактику: пусть будет прослушано одно произведение, но главное, чтобы оно волновало, заставляло задуматься, резонировало в самых глубинных уголках  психики человека. От этого выигрывают все – и художественная  культура общества в целом, и слушатель в отдельности. И сама музыка!

С другой стороны, заинтересованные  процессом художественного познания, учащиеся уже сами стремятся к повторному прослушиванию, уточнению результатов воспринятого художественного образа, и  благодаря этому создаются предпосылки для активного  обогащения их « интонационного словаря» - основы  слушательской  культуры.

Таким образом, методы познания  музыки выступают как способы постижения сути музыкального произведения с одновременным раскрытием духовного мира учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (2 класс) "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё"

Конспект урока по литературному чтению по теме "Художественный образ в произведениях японских поэтов Басё, Тиё" с мультимедийной презентацией, 2 класс. Система Л.В. Занкова.Учебник Свиридова В.Ю. "Лит...

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Интегрированный урок на тему "Образ ветра в поэтических, художественных и музыкальных произведениях"

Урок проведен по программе Занкова. Можно использовать на уроке чтения и уроке развития речи. Мы учим детей читать картину....

Система работы над образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения

Несколько лет темой моего исследования была "Система работы на образом-пейзажем в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения". К результатам данной работы можно отнес...

Урок литературного чтения во 2 классе Образ апреля в произведении Н. Сладкова "Апрельские шутки"

Тема: Образ апреля в произведении Н. Сладкова « Апрельские шутки»Тип урока – усвоение новых знаний; Технология – проектная. Продукт проекта - синквейн...

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...