Интегрированный урок музыки и ОРКСЭ. Тема "ПОДВИГ".
учебно-методический материал по музыке на тему

Ушакова Иоланта Вячеславовна

Интегрированный урок музыки и ОРКСЗ "ПОДВИГ"

Музыка, как духовное наследие, неразрывно связанно с развитием религии в России. Данный материал поможет нашим коллегам интересно и плодотворно провести урок .

Урок построен  в соответствии с ФГОС .

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Класс: 4

Тема урока: Подвиг

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, раздаточный материал.

Учитель ОПК- Черепкова З.П.

Учитель музыки – Ушакова И.В.

Ход урока

1.Организационный момент (1мин.)

Доброе утро, ребята!
Доброе утро, гости!

Давайте, улыбнёмся, друг другу и скажем доброе утро!

Настроение у нас отличное, 
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.

2.Проверка домашнего задания (2мин.)

- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке (Как христианство пришло на Русь?).

- Назовите имя князя, с именем которого связано распространение христианства на Руси? (Князь Владимир)

- Когда это произошло? (в 988 году)

- Как в народе называли князя Владимира? (Владимир Красно Солнышко)

- Ну, а позднее князя Владимира стали считать святым.

3.Выявление восприятия, мотивации(3мин.)

Чтобы узнать тему  урока, вас необходимо разгадать кроссворд

(На фоне музыки дети разгадывают кроссворд)

                           пасха

                       икона

                          душа

                      совесть

                   молитва

                  религия  

1) главный подарок этого праздника – крашеное яйцо;

2) картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории;

3) тело ходит, бегает, ест; … думает, верит, любит;

4) Внутреннее ощущение человеком добра и зла, внутренний советчик и судья;

5) обращение к Богу;

6) Вера в сверхъестественное, в Бога, мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок.

- Постарайтесь по вертикали найти ключевое слово (подвиг)

4.Постановка темы и целей урока(2 мин.)

Откройте содержание учебника, найдите нужный урок. Из раздела «Вы узнаете» давайте определим задачи урока.

Слайд №2

   Сегодня на уроке мы узнаем:  

  • о том, что такое подвиг;
  • о человеческой жертвенности.

5.Выявление места и причины затруднения(3мин.)

- Посмотрите на тему урока.

Слайд №3

- Попробуйте растолковать значение этого слова.  (Ответы детей)

- Я согласна с вами, сколько людей, столько и высказываний по этой проблеме.

- Мне кажется, что понятие “подвиг” – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширять. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон.

- Как вы считаете, эта проблема заслуживают нашего внимания?

- Можем ли мы самостоятельно найти ответ?

- Конечно, мы можем дать свой вариант ответа, но есть ли у нас уверенность в том, что он верный? Как проверить его истинность?

6. Изучение нового материала (23 мин.)

Исследование (работа в парах)

 Давайте, найдём нужную нам информацию в  наших раздаточных материалах и выведем определение понятий «Подвиг».

(Дети ищут информацию самостоятельно)

Слайд №4

Давайте сравним наше мнение с точкой зрения автора учебника.

  Чтение текста учебника (стр. 62 – 63)

Выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг».(Дети отвечают)

Слайд №5

Героизм, жертва, подарок, благородство.

Слайд №6

Подвиг – это движение в сторону чего?(Дети отвечают)

Добро, корысть, гордость, победа.

Слайд №7

Что лежит в основе подвига?(Дети отвечают)

Смелость, эгоизм, любовь, совесть

Слайд №8

Ради кого могут совершаться подвиги?(Дети отвечают)

Ради самого себя.

Ради другого человека.

Ради Бога.

Слайд №9

 Вот и Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, — Он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13)

Слайд №10

Подвиг любви.

Шла война.  В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.

Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так,  чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.

(Митрополит Антоний Сурожский «О подвиге любви»).

Можем ли мы сказать, что эта молодая женщина совершила подвиг? Конечно, да. Почему? (Мнение детей).

 Она принесла себя в жертву ради других людей.

Слайд №11

Жертва

Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва».(Дети отвечают)

Помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность.

Слайд №12

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

  Вывод. «Подвиг – это движение в сторону от эгоизма..»

«… это движение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва»

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме подвига во имя защиты Родины.

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Слайд№13 портрет Глинки

М. Глинка – великий русский композитор является основателем русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским.

Слайды №14 -18 Минин и Пожарский

Собирая народное ополчение, эти народные герои свято верили в победу. Перед ответственным сражением они обращались с молитвой к Богу и с иконой Божией матери в руках  просили благословения на защиту Родины и великие победы.

Видеоролик сражения

Слайды 20-21

Иван Сусанин

 Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Слайд с портретом Сусанина

Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина.В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан  в знаменитой опере  М. И. Глинки «Жизнь за царя» Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира. В ней композитор представляет главного героя спокойным, мужественным. Сусанин сильно переживает порабощение Руси польской шляхтой

Поляки искали проводника, и пришли в дом к Ивану Сусанин.

Поляки решают подкупить  Сусанина. Тот  делает вид, что согласен на подкуп.

А сам Сусанин уже решился на подвиг и сообщает своему приемному сыну Ване:

        Туда я заведу их, где глушь и топь.

        Пусть я умру, но их сгублю!

        А ты скорей седлай коня,

        Во весь опор лети в посад.

        Ударь в набат. Буди народ.

Давайте послушаем арию Ивана  Сусанина,  о чем он думает

Видеоролик «Ария Сусанина»

 Музыка строга, сдержанна, в ней мы не слышим ноток раскаяния. Сусанин твердо уверен, что поступает правильно.

В арии Сусанина звучит молитва к Богу. Именно вера в Бога придаёт несокрушимую уверенность герою, осознанно идущему на смерть во имя Родины.

         Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным. Как вы думаете, почему?

       Эпилог оперы: народ празднует на Красной площади в Москве победу русского войска и славит победным хором Русскую землю.

- Ребята, а забыли мы с вами, ответить на такой вопрос: что делает весь народ, когда ликует о победе?

- Как вы думаете, какие чувства испытывает русский народ, когда ликует о победе?

- Что происходит в душе каждого русского человека, когда они исполняют этот хор?

- Молодцы, ребята!

Москва. Народ гуляет в праздничных одеяниях. Звучит «Славься, славься, святая Русь». Иван Сусанин и есть тот спаситель, благодаря которому народ ликует и объединяется, и снова хор еще больше ославляет победу, ведь благодаря Ивану Сусанину она свершилась!

- Послушайте, этот замечательный хор под названием «Славься»

Слайд №19

 Каких людей мы называем героями? Приведите примеры. Совершенно верно.

Видеоролик «От героев былых времён» из к/ф «Офицеры»

 Герои – люди, совершающие подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

7. Включение в систему знаний и повторение(5 мин.)

Слово «подвиг» связано только с военным временем?(Дети отвечают)

Как вы считаете, ваши сверстники могут совершить подвиг?  (Мнения детей)

Я хочу вам рассказать о нашем ученике Александре Быватове.

Александр обучался в нашей школе с 5 по 9 класс, где я была классным руководителем. Александр закончил 9 классов и, как и некоторые его одноклассники, поступил в Балаковский автомобильно-электромеханический техникум. В 17 лет Саша спас мальчика, который на нашем городском пляже упал с катамарана и начал тонуть. По словам Саши, он сначала не заметил ни паники, ни резких движений Данилы, который находился в воде, но его друзья на катамаране просили о помощи и кричали о том, что Данила не умеет плавать.

Когда парень стал уходить под воду, Саша прыгнул за ним вслед, схватил за руку и вытащил на поверхность. Затем Александр и его друзья начали проводить мероприятия по оказанию первой помощи, вспомнив уроки ОБЖ.

Мгновенное  решение и чёткие действия Александра спасли жизнь ребёнку. Они показали, что Александр - настоящий герой с отзывчивым сердцем. Об Александре написаны статьи в газетах и он стал первым героем нового цикла передач «Герои России» на радиостанции Екатеринбургской епархии «Воскресение».

А вы, ребята, смогли бы совершить подвиг?

 Как вы думаете, легко это сделать или все-таки трудно? (Дети отвечают)

8)Подведение итогов урока(2 мин.)

Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - это добро. Человек с недобрым сердцем не способен жертвовать собой во имя других.

9)Домашнее задание(1мин.)

Подумайте и напишите пожелания и добрые дела, которые вы бы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей.

Желательно, чтобы эти дела можно было считать как подвиг.

Постарайтесь найти информацию, кто ещё из русских композиторов отражал в своих музыкальных произведениях героизм русского народа.

Слайд №22

10)Рефлексия (3мин.) Слушаем и  поём песню «Дорогою добра»



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока ОПК и музыки.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Класс: 4

Тема урока: Подвиг

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, раздаточный материал.

Учитель ОПК- Черепкова З.П.

Учитель музыки – Ушакова И.В.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1.Оргмомент

1 мин.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

3 мин.

Учителя приветствует детей и настраивает на успешную работу

Учитель

предлагает  детям разгадать кроссворд

Учитель просит детей сформулировать тему урока

.

Дети на фоне музыки разгадывают кроссворд.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Коммуникативные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий

 Познавательные УУД: уметь извлечь главную информацию

3. Постановка темы и

целей

2 мин.

Что бы вы хотели узнать о подвиге?

Корректирует вопросы, предложенные учениками.

Ответы детей.

.

Коммуникативные

УУД: внимательно слушать речь учителя,  выражать свои мысли

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу.
Коммуникативные УУД: внимательно слушать одноклассников, понимать их высказывания;

выражать свои мысли

4. Выявление восприятия, мотивации

3 мин.

  Учитель просит  дать толкование значения слову «подвиг» с помощью иллюстраций на слайдах.

Понятие “подвиг” – как только героического поступка это очень узкое определение. Давайте попробуем его расширить. Я предлагаю поработать вам в группах и провести исследование этого слова с разных сторон

Учащиеся дают определения слову «подвиг».

Ответы детей

Познавательные УУД: поиски способов решения проблемы


Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.

5. Изучение нового материала

23 мин.

6. Включение в систему знаний и повторение

5 мин.

7. Подведение итогов

4 мин.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

1мин.

9. Рефлексия

3 мин.

Объясняет новый материал.

Организует беседу по содержанию нового материала.

Давайте, найдём нужную нам информацию в  наших раздаточных материалах и выведем определение понятий «Подвиг».

Предлагает найти информацию в учебнике на с.62-63

 Предлагает поработать со слайдами: выберите наиболее подходящее определение понятию «подвиг»;

подвиг – это движение в сторону чего?;

что лежит в основе подвига?;

ради кого могут совершаться подвиги?

Рассказывает о жертве Христа.

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Рассказывает историю о подвиге любви; организует беседу по прослушанному:

можем ли мы сказать, что эта молодая женщина совершила подвиг? Конечно, да. Почему? Она принесла себя в жертву ради других людей.

Выберите наиболее подходящее определение понятию «жертва».

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Учитель рассказывает о М. Глинка, о борьбе против поляков, организованной русскими ополченцами Мининым и Пожарским.

Учитель предлагает посмотреть видеоролик сражения.

Всем в России известен подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. В честь него стоит памятник в Костроме. Подвиг Ивана Сусанина был описан  в знаменитой опере  М. И. Глинки «Жизнь за царя» Сейчас эта опера ставится в лучших театрах мира.

Предлагает прослушать арию Сусанина

Поляки убивают Ивана Сусанина, но он умирает непобежденным. Как вы думаете, почему?

Ребята, а что делает весь народ, когда ликует о победе?

 Как вы думаете, какие чувства испытывает русский народ, когда ликует о победе?

Что происходит в душе каждого русского человека, когда они исполняют этот хор?

Послушайте, замечательный хор под названием «Славься»

Каких людей мы называем героями? Приведите примеры.

Работа со слайдом №21.

Предлагает посмотреть видеоролик из к/ф «Офицеры».

Резюмирует: люди, совершающие подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности

Слово «подвиг» связано только с военным временем?

Как вы считаете, ваши сверстники могут совершить подвиг?  

Рассказ учителя о подвиге бывшего ученика школы Александра Быватова, о спасении жизни мальчика на городском пляже.

А вы, ребята, смогли бы совершить подвиг?

 Как вы думаете, легко это сделать или все-таки трудно?

Ребята, сегодня на протяжении всего урока мы с вами говорили о самопожертвовании, о подвиге во имя чего-либо. При жертвенности творится вечное - это добро.

Подумайте и напишите пожелания и добрые дела, которые вы бы хотели пожелать и сделать кому-нибудь из близких вам людей.

Желательно, чтобы эти дела можно было считать как подвиг.

Постарайтесь найти информацию, кто ещё из русских композиторов отражал в своих музыкальных произведениях героизм русского народа

Слушаем и  поём песню «Дорогою добра»

Дети ищут и читают информацию в раздаточных материалах

Выводят понятие «подвиг»

Подвиг – героический поступок

Дети читают материал учебника

Участвуют в беседе

Участвуют в беседе

Слушают

Участвуют в беседе, высказывая своё мнение

Дети отвечают

Слушают, смотрят слайды презентации №13-19

Смотрят видеоролик

(сражение Минин и Пожарский)

Смотрят и слушают арию Сусанина

Дети отвечают на вопрос  и высказывают своё мнение

Ответы детей

Слушают хоровое пение и отвечают на вопросы учителя о звучащих инструментах

Ответы детей

Смотрят видеоролик

(отрывок к/ф «Офицеры)

Дети отвечают

Мнения детей

Дети отвечают

Записывают домашнее задание

Исполняют песню

Познавательные УУД: умение выделять существенную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы.


Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы

Познавательные  УУД: понимать учебную информацию

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Познавательные УУД: уметь узнать    предметы по существенным признакам. 


Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания
Коммуникативные УУД: внимательно слушать одноклассников и понимать их высказывания.

Познавательные УУД: уметь обобщить полученную информацию.
Регулятивные УУД :оценить достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока.
Коммуникативные УУД: быть внимательным к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 г. Балаково Подвиг

Слайд 2

Сегодня мы узнаем о том, что такое подвиг; о человеческой жертвенности.

Слайд 3

Подвиг?

Слайд 4

Подвиг Героический самоотверженный поступок; важное по своему значению деяние; п реодоление эгоизма и корысти; жертва человека во имя добра и справедливости

Слайд 5

Подвиг -это Героизм Жертва Подарок Благородство

Слайд 6

Подвиг это движение к Добру Корысти Гордости П обеде

Слайд 7

Любовь Смелость Совесть Эгоизм Что лежит в основе подвига?

Слайд 8

Ради кого совершаются подвиги? Ради самого себя Ради другого человека Ради Бога

Слайд 9

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12-13)

Слайд 10

Подвиг любви

Слайд 11

Жертва Помощь, милостыня, самоотречение, благотворительность

Слайд 12

Жертва – это Дар Ценное для тебя Без понуждения Без сожаления

Слайд 13

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Слайд 14

Кузьма Минин (конец XVI века – 1616 год). Род его происходил из небольшого волжского города Балахны и владел соляным промыслом. Сам Кузьма был нижегородским купцом. В Смутное время возглавил формирование народного ополчения

Слайд 15

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642г.г.) Князь, военный и политический деятель, глава Второго Народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов

Слайд 16

К.Минин обращается с воззванием к жителям Новгорода

Слайд 19

Иван Сусанин Русский крестьянин из села Домнино

Слайд 21

Герои Люди , совершающие подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"

План - конспект  урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не т...

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Интегрированный урок Музыки и ОРКСЭ.

Интегрированный урок Музыка + ОРКСЭТема урока: ПодвигЦель урока: познакомить с православным пониманием подвига, его бескорыстной и жертвенной стороной.Задачи, ориентированные на достижение:личнос...