Школьная хоровая студия.
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Гольцева Ольга Андреевна

Рабочая программа. Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_3_5-6_kl_hor_poyasnitelnaya_zapiska.docx47.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Положения «Об учебной рабочей программе (в соответствии ФГОС)
  • ООП ООО МБОУ СШ №88
  •  Авторской программы «Хоровое пение» авторов В.И.Адищева и П.П.Останина.

Хоровое исполнение музыки - исторически сложившаяся форма музицирования русского народа. Пение сопровождало русских людей в течение всей их жизни. Н.В.Гоголь справедливо замечал, что "под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек". Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В ее поддержании и развитии исключительно велика роль общеобразовательной школы. Крылатая фраза "запоет школа - запоет народ" очень точно передает суть вопроса.

Правильно поставленное школьное хоровое пение - одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к музыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлекательности совместного музицирования, хоровое пение способствует воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.

При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голоса, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование создает прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды, красоты.

Особая роль в программе хоровых занятий отводится вопросам патриотического воспитания и развития творческого начала у учащихся. В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.

Актуальность программы - приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.

Цель обучения хоровому пению - воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании. 

Задачи обучения:

  • пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;
  • развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;
  • формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;
  • решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку хорового пения  –  на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке хорового пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива.  Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

              В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

- творческие отчеты.

        Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

       Используемые приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

-  практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

       В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.

       Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Раздел III. Место внеурочной деятельности «Хоровая студия» в учебном плане.

Форма проведения занятий – групповое занятие. Режим занятий: один раз в неделю классный хор.

  • во 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33учебные недели),
  • в 3 классе 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели),
  • в 5-6 классе 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Раздел IV. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы «Хоровая студия»

Результаты

Характеристика в ФГОС

Личностные 

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
  • развитие этических чувств
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.  (Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне  кроется основная идея всего  музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо,  прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ. Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение):
  • научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз. произведений разных жанров
  • осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания средств музыкальной выразительности, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Коммуникативные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;
  • способность вести диалог;
  • способность встать на позицию другого человека;
  • участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • участие в коллективном обсуждении проблем.

Планируемые результаты

Научатся

Получат возможность научиться

Личностные

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

  • размышлять об истоках возникновения   музыкального искусства;                        
  • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
  • расширять   музыкальный  кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
  • участвовать  в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Предметные

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.
  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  • понимать степень значения роли музыки в жизни человека.
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  • узнавать на слух основную часть произведений.

  1. Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края.

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве родного края, сопоставлять  различные  образцы музыки;
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью.

  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к  природе, добрым отношением к ней.
  • реализовывать     творческий    потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности.
  1. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  • накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения..

  • обогащению индивидуального музыкального опыта;
  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
  1. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  • определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.
  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление
  1. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации.

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
  • передавать настроение музыки в пении;
  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  • исполнять, инсценировать песни.
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

  • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
  • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
  • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
  • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
  1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.
  • самостоятельно   выполнять упражнения;
  • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных  явлениях жизни;
  • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Раздел V. Содержание программы «Хоровая студия»

1 класс

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сцендвижение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Соединение музыкального  материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.  

По итогам года обучения воспитанники должны знать:

-соблюдение певческой установки;

-понимание дирижёрского жеста;

-знание основ музыкальной грамоты;

-знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

-умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

-умение петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

-умение точно повторить заданный звук;

-умение в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-умение петь чисто в унисон;

-умение дать критическую оценку своему исполнению;

-умение  работать в сценическом образе;

-умение исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

-принимать участие в творческой жизни кружка;

-участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

-уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

Учебно-тематический план 1 класс

п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

5

4

1

3

Звукообразование. Музыкальные

штрихи

4

3

1

4

Дыхание

2

1

1

5

Дикция и артикуляция

3

3

-

6

Ансамбль. Элементы двухголосья.

5

3

2

7

Музыкально-исполнительская работа

5

5

-

8

Ритм

1

1

-

9

Сценодвижение

1

1

-

10

Работа над репертуаром

3

2

1

11

Концертная деятельность

2

2

-

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

1

-

Итого:

33

26

7

3 класс
Вводное занятие
Содержание: Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
Музыкально - теоретическая подготовка
1. Основы музыкальной грамоты.
Содержание: Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамику и темп как основные средства выразительности. Научить различать высокие и низкие звуки, длительность, динамику звучания. Обучение детей чистоте интонации.
Форма: Беседа, фронтальная, индивидуальная.

 2. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Содержание: Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки). Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием игрового приема.
Форма: Практическая, дидактические игры.
3. Развитие чувства ритма.
Содержание: Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки). Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения.
Форма: Практическая работа, дидактические игры.
 
Вокально-хоровая работа
 1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Выявление и коррекция голосового диапазона воспитанника.
Форма. Индивидуальная работа.
 2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Развитие и коррекция правильного певческого дыхания.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.

3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительного звучания хорового произведения.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
 5. Работа с солистами.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму. Уделить внимание драматизации песни и музыкально- пластическому движению солиста.
Форма. Индивидуальная.
6. Сводные репетиции.
Содержание. Работа со всем составом кружка над единой музыкальной композицией.
Форма. Коллективно - фронтальная.
Концертно-исполнительская деятельность: это результат, по которому оценивают работу вокального кружка. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления, участие в фестивалях, смотрах художественной самодеятельности, конкурсах и школьных речевых конференциях. Это результат, по которому оценивают работу хора. Участие в официальных мероприятиях активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями лицея. Качества, необходимые для исполнения в процессе концертной деятельности - заинтересовать, увлеченность  детей со слуховой депривацией коллективным творчеством.
Итоговое занятие.
 Отчетный концерт, поощрение активных кружковцев.

По итогам  года обучения воспитанники должны знать:
  - музыку разного эмоционального содержания;
  - музыкальные жанры (песня, танец, марш);
  - одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
  - средства музыкальной выразительности: темп, динамику,  
 регистр, мелодию, ритм;
  - музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
 балалайку, баян;
  -  знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,  
 уметь различать их по звучанию;
  -  знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
  -  знать и применять правила сценической культуры.
 
Уметь:
  - верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
  - быть внимательными при пении к указаниям учителя;  
 понимать дирижерские жесты;
  - петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
  -  соблюдать при пении певческую установку:  
  -  использовать в пении приобретенные певческие навыки;
  - слитно произносить песенный текст;
  - исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
 в диапазоне 
ре (до) первой октавы – до второй октавы

Учебно-тематический план 3 класс

п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Певческая установка. Певческое дыхание.

1

-

1

2

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

10

9

1

3

Работа над дикцией и артикуляцией

6

4

2

4

Формирование чувства ансамбля.

10

5

5

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

7

5

2

Итого:

34

24

10

5-6 класс

1. Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. 

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4. Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6. Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7. Музыкально - исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8. Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии –игра «Матрешки».

9. Сценическое движение.

Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10. Репертуар.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11. Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

По итогам  года обучения воспитанники должны знать:

-основы вокально –хоровых навыков;

-правила пения;

-виды дыхания;

-муз. штрихи;

-средства муз. выразительности.

научатся

-применять правилапения на практике;

-петь чисто ансамблем в унисон;

-применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

-сценически оформлять концертный номер.

Учебно-тематический план 5-6 класс

п/п

Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Мониторинг

2

-

2

2

Развитие вокальной техники, теоретические знания.

6

-

6

3

Репетиционная работа.

23

23

-

4

Выступления на мероприятиях

3

3

-

Итого:

34

26

8

Раздел VI.  Описание «Учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса»

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975.
  3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287.
  4. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
  5. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с.
  6. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.
  7. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
  8. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. – Екатеринбург, 2001.
  9. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
  10. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.
  11. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.
  12. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;
  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
  14. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.

Список полезных интернет – ресурсов для педагога

1.    http://www.mp3sort.com/

2.    http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3.    http://forums.minus-fanera.com/index.php

4.    http://alekseev.numi.ru/

5.    http://talismanst.narod.ru/

6.    http://www.rodniki-studio.ru/

7.    http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8.    http://www.lastbell.ru/pesni.html

9.    http://www.fonogramm.net/songs/14818

10.  http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11.  http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12.  http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14.  http://notes.tarakanov.net/

Список литературы для учащихся

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
  3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
  9. Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962;
  10. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999;
  11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998

Технические средства обучения

1.Фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

2.Компьютер;

3.Музыкальные колонки.

Оборудование кабинета

  1. Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
  2. Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
  3. Стол учительский.  
  4. Фортепиано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД младших школьников на занятиях в хоровой студии в рамках внеурочной деятельности

Особую роль в формировании личностных УУД играют различные внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность.  В рамках внеурочной деятельности культурно-эстетического направления в нашей гимнази...

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)

В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....

Педагогические аспекты работы с мальчиками в хоровой студии мальчиков и юношей

Статья предназначена для педагогов дополнительного образования и раскрывает особенности работы с мальчиками в начальный период обучения....

Сольфеджио в хоровой студии мальчиков и юношей. Первый год обучения.

Методическая разработка предназначена для успешного обучения музыкальной грамоте детей, не занимающихся на музыкальных инструменьтах....

Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"

laquo;Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования....