«Педагогические технологии в дополнительном образовании детей»
материал по музыке (3 класс) на тему

Тихомирова Марина Юрьевна

Мой опыт реализациипедагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_2017.doc113 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Педагогические технологии

в дополнительном образовании детей»

Тема:

«Мой опыт реализации педагогических технологий в развитии вокальных навыков школьников в условиях вокального кружка»

Реферат подготовила:                 Тихомирова Марина Юрьевна

Должность:

педагог дополнительного образования

Место работы:

                  »Александринская гимназия№628 Красногвардейского района

г.  Санкт-Петербург

Российская Федерация

Оглавление……………………………………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………………………….......5

Глава1 Особенности социально - адаптационного периода детей  младшего  школьного возраста …………………………………………………………………………………………..5

Глава2 Педагогические технологии в оказании социальной помощи младшим школьникам по повышению качества адаптации средствами музыкального творчества…………………7

Выводы………………………………………………………………………………………….13

Приложения………………………………………………………………………………..……17

Список литературы……………………………………………………………………………..20

Введение

Переходный период в общественной и экономической жизни общества сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. По данным статистики, численность учащихся, которые не справляются с требованиями школьной программы, уже в начальной школе, за последние два десятилетия выросла в два раза. В российской' действительности при нарастающей динамике появился «феномен социального сиротства» (О.А. Дорожкина, А.А. Реан). Дети из социально незащищенных семей являются основной категорией детей, которые, попадая в систему государственной заботы, где школу можно рассматривать как социальный институт интеграции ребёнка в общество, испытывают проблемы и  нуждаются в социально - педагогической помощи, особенно в период  перехода в младшую школу [40].

Исследования отечественных психологов, педагогов:   М.Р. Битянова, Т.П. Гаврилова, Е.И. Казакова, В.В. Столина,  показали, что правильно подобранные методы психолого-педагогической помощи с учетом индивидуально-психологических особенностей младших школьников оказывают положительное влияние на динамику их личностного развития. Социально-педагогическую помощь можно рассматривать как способ педагогического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирования адекватных межличностных отношений [40].

Теоретический анализ литературы и изучение опыта работы  социальных педагогов и психологов с младшими школьниками позволили выявить противоречие в использовании разнообразных  форм работы с детьми. На этапе перехода  вне учебных занятиях  и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ   применения квалифицированной социально - педагогической помощи средствами хорового пения и развития у детей интереса к познавательной  деятельности через  творчество.

Выявление и научное обоснование условий эффективной социально -педагогической помощи средствами  хорового пения представляет актуальную проблему исследования. Решение этой проблемы определяет цель исследования.

Цель в работе предусматривает   обобщение опыта и разработка основных направлений совершенствования психолого-социальной помощи младшим школьникам средствами хорового пения.

Объект исследования - учащиеся младших 1- 3 -х. классов (60 учащихся).

Предметом исследования была определена деятельность хорового коллектива младших школьников «Гамма» в условиях  перехода   и адаптации к учебе в гимназии.

Задачи:

- определить сущность и трудности адаптации младших школьников к школе;

- обобщить опыт  музыкального творчества детей в хоровом пении;

- осуществить экспериментальную проверку эффективности и влияния хорового пения на  адаптацию младших школьников к  учёбе;

- обосновать основные направления совершенствования психолого-педагогической помощи и повышения качества учебной адаптации и мотивации детей;

Методы исследования:

- наблюдение;

- частичный педагогический эксперимент;

- математическая обработка результатов исследования;

- анкетирование; обработка полученных результатов.

Опыт  психолого-педагогической  помощи  младшим школьникам в период адаптации к школе будет эффективен  при реализации следующих условий:

- комплексной  социальной диагностики трудностей личностного развития младших школьников, позволяющих найти оптимальные формы творческих  занятий с дезаптивными детьми;

- определение условия и особенностей использования музыкальной деятельности , а именно вокальной работы как средства адаптации первоклассников к школе;

         - обеспечение в адаптационный период  индивидуально-дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических особенностей каждого школьника и их интереса к хоровому пению.

         Ученые доказали  целесообразность применения хорового пения в качестве средства, способствующего созданию оптимальных условий для выполнения разнообразной деятельности:  учебной, развивающей, трудовой, лечебной, игровой. Поэтому методологическим основанием исследования проблемы были определены работы: В.А. Гринера, Д.С. Озерецковского, Н.С. Самойленко [11].

Анализ научно-практических средств и методов социально-педагогической деятельности по повышению качества адаптации первоклассников к школе позволил частично апробировать идеи исследования – совершенствования социально-педагогической помощи детям средствами хорового пения.

Базой исследования является «Александринская гимназия» №628 Красногвардейского района города   Санкт-Петербурга. Структура работы: оглавление, введение, основная часть, выводы, приложения, список литературы

         1 Глава Особенности социально - адаптационного периода детей  младшего  школьного возраста  

Прежде чем говорить об опыте социально - педагогической помощи младшим школьникам в период адаптации к школе, нужно дать характеристику  психолого-социальным особенностям  развития младших школьников.  

Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школы. Для этого возраста, как показывает теоретическое и практическое исследование, для ребенка в этом возрасте  ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний [3].

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка – начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

         Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольно регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников

Проявление  кризиса  в 6-7  летнем  возрасте  требует не только   интеллектуальной, но   и социальной  готовности ребенка     к  обучению  в  школе [3].

Большинство детей обладает относительно высоким уровнем общего развития, а школьная зрелость, готовность к школе при этом недостаточны; словарный запас довольно богат, но к овладению письмом ребенок не готов, поскольку его произношение часто бывает нечетким и неправильным, а мелкая моторика развита недостаточно. Игровая деятельность по-прежнему привлекательна, приучила детей к относительно демократичным взаимоотношениям с партнерами, но они принимают и даже поддерживают авторитарный стиль взрослого.

Для детей младшего школьного возраста характерно:

- особое  отношениями «к миру  - картина мира и с миром,  чем мир является для человека;  к себе - образ «Я»  и с собой,  чем человек становится для себя »  [3].

Социализация и адаптация  ребенка - процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество в переходный период , прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, усвоил систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, чтобы  жить в этом обществе и  стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей его сфере обитания.

Рассматривая проблему социализации  А.В.Мудрик определяет ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе не только усвоения но и  воспроизводства культуры общества. Основными функциями школы, как воспитательной организации в процессе социализации можно считать по А.В. Мудрику:

-  приобщение человека к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно ценностной ориентации;

-  автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифферентация  воспитуемых в соответствиями с их личными  ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества [12].

Анализируя работы  Гиппенрейтера Н.В. , ещё одним важным фактором социализации можно назвать отношение младшего школьника к себе, которое складывается с помощью учителя,  которое можно назвать уважительным, так как он принят в мир взрослых, занят трудным и вызывающим уважение окружающих делом, соблюдает школьную дисциплину, что тоже нелегко.  В этот период ему свойственны высокие нравственные качества  - честность, доброта, щедрость и пр.: он верный друг не только людей, но и животных, природы в целом, надежный помощник взрослых и т. д. Понятно, что мы имеем дело с идеализацией школьником своего образа, что является основанием для завышенной самооценки ребенка. Но понятно и другое: завышенная самооценка - хорошая база для продуктивного существования и условие полноценного развития ребенка [4].

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте характеризуется:

- учебной деятельностью;

- завершается переходом от наглядно-образному к словесно-логическому мышлению;   социальным смыслом учения;

-  мотивацией достижения, которая становится – доминирующей;

- изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми

2 Глава Педагогические технологии в оказании социальной помощи младшим школьникам по повышению качества адаптации средствами музыкального творчества

2.1. В Российской Федерации работа с детьми строится в соответствии с федеральными законами, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[6]. Государство и правительство России вырабатывает новый взгляд на детей, как особой социально-демографической группы общества, обладающей особыми потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке. Именно в этом возрасте ребенок включается в творчество и дополнительное образование, начинает заниматься в школе искусств, посещать секции и кружки  и т.д.

Особое внимание  в работе было уделено решению воспитательных задач, связанных с формированием  творческой личности школьника,   развивающего обучения, которое способствуют становлению ассоциативно-образного мышления.

   Сущность предлагаемой  технологии  можно выразить словами К.А.Свасьяна: «…все пути  культуры  ведут к универсальности, … универсальность характеризуется не количеством приобретённых знаний, а текучей целостностью этих знаний, поставленных на службу единственной цели: самосовершенствованию человеческого бытия.» В отношении воспитания  певческой   культуры, для нас самое главное – не лишить  учащихся  «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир  учащихся , на их эстетические воззрения, на  формирование  их высокого эстетического вкуса» /Д.Б. Кабалевский/.  Технология  направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребёнок не мог бы не петь и смог ответить на вопрос: «Я запел. – Что это значит?». Отправным положением  технологии  является следующее: «… весь многонаправленный «веер» … задач» решается «только ЦЕЛОСТНО – ни одна функция не осуществляется отдельно, а только во взаимосвязи с другими! ... ни одна методическая проблема не может, … и не должна решаться изолированно, а только в комплексе всей проблематики преподавания данного предмета!» / В.А. Школяр/ Тем самым «непоющие»  учащиеся  не только навсегда теряют интерес к высокому  певческому  искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно в рамках предлагаемой педагогической  технологии  предоставить каждому растущему человеку такие условия, где он сможет раскрыться всем существом, сообразно собственной природе. Принцип природосообразности в полной мере соответствует назначению  певческого  искусства в жизни растущего человека и обеспечивает ту «естественность процесса» воспитания  певческой   культуры , «когда педагог проходит путь к музыке вместе с ребенком, сообразно природе ребенка и природе искусства» /А. Дистервег/.

Говоря о  певческой   культуре  младших школьников нельзя не сказать о существовании в повседневной музыкальной педагогической практики, упрощенного, обыденного, часто сугубо прагматического отношения к  певческому  голосу человека.  Певческий  голос рассматривают порой как средство развития(на пример музыкальных способностей школьника), или, что гораздо хуже – как способ достижения каких бы то не было пьедесталов. Далеко не каждый учитель музыки , а  учащийся  тем более задумывается над тем. Что голос человека (речевой и  певческий ) , какой бы не был, - это видимая карточка каждого . « Голосовой аппарат (тоже голос) – есть всего лишь внутренний светильник, озаряющий своим мерцанием , вспышками, движущимися лучами душу и тело человека». /Е.В. Назайкинский /. К тому же голос – единственная в своем роде возможность выражения собственного духовного состояния в звучании, данное человеку изначально.

Арттехнологии и здоровье - сберегающие методики работы с детьми в творчестве, имитационно - игрового моделирования творческой деятельности каждого отдельного ребёнка повышают  их исполнительское мастерство,  формируют  певческую  культуру  через развитие, воображение, волю, фантазии, восприятие,  активизируя общую культуру, интеллект, творческие силы,  разум и энергию  мышления.

В процессе нашего исследования использовались следующие методы:

 - теоретический анализ;

- социально -  педагогический;

- искусствоведческий,

- музыкально-педагогической,

- музыкально-психологической литературы по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение;

- анализ;

- методы психолого-педагогической диагностики;

- тестирование, анкетирование, беседы с учителями, детьми и их родителями.

Экспериментальной базой исследования явились уроки музыки, занятия по другим учебным дисциплинам и внеклассные музыкальные занятия в первых классах ГБОУ - гимназии № 628 г. Санкт-Петербурга. В опытно-поисковой работе приняли участие 215 учащихся первых классов указанного учреждения.

В процессе творчества успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, обогащаются переживания ребенка. Исполняя песню, он активно выражает свои чувства, глубже воспринимает музыку. Развивается музыкальный слух, интонационная точность, память, чувство ритма.      

В результате оказания социально-педагогической помощи младшим школьникам в работе «Александринской гимназии» были использованы методы вокальной работы:

1. Слушание музыки проводиться  с использованием наглядных средств (портреты композиторов, картинки по тематике музыкальных произведений, картины природы, картинки из мультфильмов), что способствует более эффективному восприятию произведений. 

2. При слушании музыки  развивается  умение эмоционально воспринимать музыку, различать ее характер, настроение,  особенность звучания.

3. Формируется  способность к осознанному и эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения;

4. Воплощается  музыкальный образ в пластике, выразительно, отображая в пластике движений придуманный образ. 

После слушания произведения вместе с детьми определяем характер музыки (спокойная, грустная или веселая), динамические оттенки (тихая или громкая), темп музыки (быстрый или медленный, маршеобразный или танцевальный).

С каким настроением ребята  прослушали это произведение. Для определения настроения детей использую пиктограммы и цветопись настроения.

Во время занятия  помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма) применяются  активные приемы, со сменой видов деятельности предупреждающие утомление и восстанавливающие работоспособность детей, поддерживающие эмоциональный настрой каждого ребенка.

Так в песне «Во поле береза стояла»  шелковые платочки зеленого цвета благотворно и успокаивающе влияют на эмоциональное состояние детей. В «Музыкальной зарядке» яркие разноцветные флажки: красные, зеленые, оранжевые, желтые - способствовали созданию хорошего настроения и заряд положительной энергии.

Музыкально - дидактическтие игры, песня - игра на музыкальных инструментах,  импровизация на свои мини-пьесы, танцы и элементы арттерапии, игротерапии  способствовали развитию координации движений, общей и мелкой моторики, формированию у детей внутреннего контроля над своими действиями,  использование контактных так и объединяющих игр, так и познавательные игры, развивающие основные  психические функции.

Например, живой интерес у детей всегда вызывают музыкально-дидактические игры - «Самое веселое (грустное, злое лицо)»,  «Морская фигура замри», «Злые - добрые кошки», «Станцуем настроение».     «Музыкальная зарядка»,   «Веселые мартышки» и др.  На  проведение игр отводится 7-10 минут.  Игровые формы  способствовали роли мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развитию эмоциональной  и познавательной сфер каждого ребенка (см. приложение №3).

Метод вокалотерапии, где дети исполняют песни, воспитывающие доброту, отзывчивость,  чувства товарищества, сопереживания.

Это песни:   «Вот какие  чудеса» сл.  муз. «Песенка львенка и черепахи» сл.С. Козлова, муз. Г.Гладкова; «Мама» сл.С.Виноградова, муз. Л. Бакалова, «Если добрый ты…» муз В. Шаинского,  «Улыбка» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского, «Антошка» и другие произведения, исполнение которых направлено  на выполнение поставленных задач.

Музыка располагает к  тесному взаимодействию - контакту между взрослым и детьми, создает атмосферу уюта, тепла, добра.  любви и обеспечивает психологическое благополучие.

У всех учащихся наблюдается эмоционально -  положительное отношение к урокам музыки. У детей накоплен определенный запас музыкальных представлений. Было выявлено, что музыка поднимает у детей настроение, повышает общий жизненный тонус, что способствует снижению тревожности, напряженности. Не менее важной особенностью деятельности  педагога дополнительного образования при освоении технологий развития певческой культуры школьников является  рефлексия: оценка (и самооценка) качества исполнения песенного репертуара, степени развития вокально-хоровых навыков и умений учащихся.

Таким образом, по результатам заключительного обследования  отмечается положительная динамика в снятии напряженности и тревожности у детей, общее эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста стало более благоприятным, повысился эмоциональный статус у 78 % детей.

Основным видом деятельности в осуществлении общего музыкального  образования  является программа, которая  относится к художественной направленности.  

Для примера приведем программу  вокального объединения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Хоровое пение является воспитания и образования детей. В системе дополнительного образования хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства.

Предлагаемая программа дополнительного образования направлена на создание условий для духовного развития детей, мотивации к познанию и творчеству, развитию эмоциональной сферы, укреплению здоровья.

Значимым  на сегодняшний день является создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграции в систему мировой и отечественной культуры. Занятия хоровым пением являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного развития младших школьников.

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, тесно связана с работой школы и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетического чутья, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению  музыкального наследия и народной музыкальной  культуры.

Концертная деятельность является очень важной частью жизни хорового коллектива. Они активизируют, стимулируют работу школьников в коллективе, позволяют все более полно проявлять полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств.

Понимание и выполнение требований руководителя, его дирижёрского жеста, умение правильно оценивать исполняемое произведение.

В репертуар входят произведения, предназначенные для исполнения хором, хором с солистами. Возможность сольного пения важна для развития творческой активности, индивидуальности, эмоциональности, формировании и развитие  певческой культуры.          

Программа предполагает участие детей от 7 до 11 лет.

В ансамбле могут заниматься все желающие, без строгого отбора при приёме.

Программа рассчитана на реализацию в течение трёх лет.

Проведение занятий может проходить в форме: комплексного занятия (беседа, показ, пение учебно - тренировочного материала); индивидуальной работы; участие в праздниках, концертах. Время занятий включает дополнительные репетиции перед выступлениями.

Репертуар подбирается согласно возрастным особенностям младших школьников.

Подбор репертуара:

-репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания;

- распев  гласных звуков, звукообразования;

- дикции, тренировать вокальный аппарат.

- для вокальной работы необходимо брать не одно произведение , а несколько контрастных между собой произведений, разнохарактерные песни (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике;

- использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни;

- песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж”детей, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, иных средств музыкальной выразительности;

- использовать народные песни, прибаутки,  произведения  русского фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей;

- обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора: произведения  П. И. Чайковского, Й. Брамса,  В.А.Моцарта,  Ф.Шуберта, Э.Грига, Ж Бизе, И.С.Баха, С. В.Рахманинова, Г. Иващенко  и. т. д.

- по возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения  мирового музыкального искусства;

- выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы;

- все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова, проговорить их.  

Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.

Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят, воспринимают школьную деятельность через игру,  подбирать  упражнения таким образом, чтобы каждое  из них имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти  музыкальные попевки, вокальные упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы хорового пения – legato, staccato, non legato.

Например, у каждого своя, неповторимая мелодия   - упражнение на придумывание мелодии  (приложение№7).

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь от души и выразительно. Кроме того, без эмоциональной окраски музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор”, которое можно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением  музыкального упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня бодрая, жизнерадостная, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть и печаль.

Репертуар хора подбирается согласно возрастным особенностям, возможностям и интересам детей. Среди исполняемых произведений - русские народные песни, классические произведения, современные песни, песни Великой Отечественной войны, песни о любимом городе -  Санкт-Петербурге.

Выводы:

Хоровые занятия помогают развитию чувства ритма
ритмичности движений,  музыкальной речи. Ритм музыкального произведения, с одной стороны, оказывает влияние на эмоциональную сферу детей, а с другой стороны,  его восприятие сопровождается своеобразной двигательной активностью.

На занятиях хора  у  детей стало развиваться музыкально-ритмическое чувство, которое,    влияет  на двигательную, эмоциональную и познавательную сферы:

- заражает  эмоцией, которую несет музыка,  малоактивные дети, наблюдали за окружающими детьми.

- музыка стимулировала возникновение у детей двигательных реакций, побуждала детей двигаться, что особенно важно в работе с детьми, испытывающими выраженные нарушения моторного развития:

1.  Исследуя специальные упражнения для развития всех трёх компонентов музыкальности по Б.М. Теплову.

- упражнения на развитие ладового чувства;

- упражнения на развитие музыкально слуховых представлений;

- упражнения на развитие чувства ритма;

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

- упражнения для развития музыкальных способностей с использованием изобразительного искусства, рисование под музыку;

- музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;

- художественное слово;

Занятия пением принесли не только радость и положительные эмоции, но и внесли  психопрофилактический характер, создавая  возможность для самовыражения

Постепенно дети младшего школьного возраста  приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

Слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых  занятиях   не достаточно вокально и технически  готовые отработанные музыкальные произведения. В процессе работы, получали другой, более качественный характер понимания и исполнения музыкального произведения:

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, подражания взрослым, которые потом будет трудно исправлять.

         Cовременная диагностика особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе, позволила адаптировать программу вокального объединения «Гамма», что позволило улучшить отношения детей не только друг с другом, но и заинтересовать их музыкальным творчеством  – коллективным хоровым пением.

Анализ социально-педагогической литературы позволил  сделать вывод, что полноценному личностному развитию  детей младшей школы и более успешной его адаптации к  школе способствует обобщение опыта и разработка основных направлений совершенствования психолого-социальной помощи младшим школьникам средствами хорового пения:

- оптимальная включенность в деятельность, успешность в самореализации;

- позитивные межличностные отношения в образовательном процессе, то есть то, что в педагогике трактуется как психологический, интеллектуальный и физический комфорт школьников.  

На этом основании суть понятия   повышение  качества адаптации средствами музыкального  творчества   младших школьников как   социальная адаптация  состоит в рассмотрении процесса психологии развития младшего школьника, его адаптация к школе,  как сотрудничества педагога и ребёнка в определённом пространстве и времени средствами хорового пения.

Таким образом, теоретическая значимость применения технологий  заключается в  раскрытие  теоретических  представлений  о проблеме социально-психологической адаптации к школе, выявлены  причины и факторы, способствующие социально-педагогической  адаптации младших школьников к обучению в школе. Выявлены социально-психологические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе.

Практическая  значимость  использования технологий позволили разработать программу социально-психологической помощи младшим школьникам  адаптации к обучению к школе.

В настоящее время проблема адаптации первоклассника к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом  его жизни.

По результатам исследований выявлено, что у 10% испытуемых проявляется дезадаптация, как в начале учебного года, так и в конце. У 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, 40% - предпочитают игровую деятельность. Большинство детей испытывают негативные эмоции, связанные с обучением в школе.

Но, благодаря программе социально-педагогической помощи младшим школьникам в адаптации к обучению  в школе, средствами музыкально-эстетической культуры и хорового пения были соблюдены:

- дифференцированный  подход с учетом психолого-педагогических особенностей каждого школьника;

- комплексная диагностика личностного развития, позволяющих сделать выбор оптимальных форм социально - педагогической помощи дезаптивным детям;

- выявить  условия   и особенности   использования музыкальной деятельности как средства адаптации первоклассников к школе;

В ходе выполнения выпускной квалификационной  работы были решены задачи, поставленные в начале исследования:

- рассмотрена проблема социальной  адаптации к школе в социально-педагогической литературе;

- изучены особенности социально-педагогической  адаптации младших школьников в школе;

- разработана программа социальной  помощи первоклассникам в адаптации к школе  на примере вокального объединения  «Гамма».         .

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                             Приложение№1    

Опросный лист

Число опрошенных родителей – 20 человек, детей – 20 человек.

1. Нравится ли вам заниматься проектной деятельностью?

2. Какие трудности возникают у вас в процессе работы?

3. Кто (что) помогает справиться с трудностями?

4. Какие чувства у вас появляются, когда проект уже защищён?

5. Есть ли у вас желание и дальше применять метод проектов в учебно-воспитательном процессе? Почему?

Приложение№3

 Если ты согласен с утверждением, то рядом с номером вопроса пиши       «да», если не согласен, то пиши «нет».

1.Фортепиано – это клавишный инструмент.

2.Форте – это тихо

3.Прокофьева зовут Пётр Ильич.

4.Коллектив исполнителей, играющий на разных музыкальных инструментах – это оркестр.

5.Антракт – перерыв между  актами театрального представления или отделениями концерта.

6.Балет – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют.

7.Темп – это сила звука.

8.Балалайка – струнный музыкальный инструмент

9.Композитор, человек сочиняющий стихи к песням.

10.Литавры – духовой музыкальный инструмент.

11.Ноты – знаки, которыми записывают музыку.

12.Оркестр – самый маленький инструмент.

13.Пиано – тихо

14.Аккомпанемент – сопровождение.

15.Скрипка – духовой инструмент

16.«Золушка» - балет.

17.Динамика – это скорость в музыке.

18.Хор – коллектив людей, поющих вместе одно произведение.

19.На нотном стане 6 строк.

20.Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов Б.А., Максимова Е.В., Семенова Н.Е. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка.

// «Психотерапия», 2010. – №5 (89), – 24–33с.

2. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. Педагогика и психология . – 2008г. №10. 36–38с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 2008г.–398с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6–ти Т.4 Детская психология Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004г.–378с.

5.Закон РФ «Об образовании в Российской федерации 2013г» от 28 декабря 2013г.

6. Конвенция о правах ребенка (The Convention on the Rights of the Child); от 20.декабря 1989г.

10. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014). Закон  «Об  основных гарантиях прав ребенка в РФ». Редакции   Федеральных законов 17.12.2009 N 326–ФЗ  с изменениями,  внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252–ФЗ.

11. hpp://eli,rary.ru//[электронный ресурс] – статья по психологическим особенностям  детей младшего школьного возраста.  Электронная библиотека МГППУ  – (дата обращения 11.02.2016г.)

12 hpp://psych.ru/ [электронный ресурс] // статья по организации детского досуга младших школьников в общеобразовательных заведениях  – (дата обращения  – 26.09.2017г.)

13. hpp: bibliotekar.ru./ [электронный ресурс]//  статья - музыкальные особенности хорового пения детей младшего школьного возраста Библиофонд. Библиотека национальной и студенческой информации/режим доступа:  –  (дата обращения 04.09.2017г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности

Программа разработана на основе  авторской программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др.  Данная программа рекомендована Министерством о...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...

«Использование современных педагогических технологии в образовании детей с ОВЗ»

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).Определение  «педагогическая технология» - множество, но мы о...

Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»

Сертификат за участие в образовательной акции «Педагогический диктант»: «Дополнительное образование детей в России - историческое наследие и современные тенденции развития»...