Рабочая программа по музыке 4 класс "Гармония"
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Золотникова Анастасия Александровна

Рабочая программа по музыке 4 класс "Гармония"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по музыке

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева).

Рабочая программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для 1–4 классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребёнка в национальную и мировую культуру.

Задачи музыкального образования по данной программе:

1. Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества.

2. Развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», – в процессе постижения музыкальных

произведений разных жанров, форм, стилей.

3. Формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства: композитора-исполнителя- слушателя.

4. Формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребёнка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.

Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

– в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

– в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

– в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

– в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

– в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:

– адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;

– освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;

– целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребёнка;

– взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребёнком музыкальных произведений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Погружение ребёнка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определённым этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребёнка.

Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижёров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчёт о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются её коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Всё это усиливает эмоционально - художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Музыка» изучается в 1–4 классах в общем объёме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа – во 2–4 классах).

Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – посещением кружка хорового пения. Эта работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребёнка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижёров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Российская музыкальная культура, одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений,  их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания – гордости за непреходящие художественные ценности России.

Основные ценностные ориентиры содержания предмета:

1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.

2. Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.

3. Формирование интонационно-слухового опыта школьников как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.

5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.

6. Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные её виды (дирижирование и режиссура) создаёт условия для целостного охвата музыкального произведения, в единстве его содержания и формы.

7. Воспитание потребности школьников в музыкально творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

8. Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

ПО ПРОГРАММЕ «К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Личностные результаты:

• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;

• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

 • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях при выполнении проектных заданий и проектных работ, в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и

настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Учащиеся научатся:

• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;

• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;

• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;

• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной целью;

 • пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Учащиеся получат возможность:

• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями;

• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;

• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

 Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

• опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Предметные результаты:

У учащихся будут сформированы:

• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно -нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;

• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

 • представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.

Учащиеся научатся:

• активно, творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;

• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, узнавать характерные черты стилей разных композиторов;

• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического творчества народов России ;

• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;

• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;

• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;

• воплощать художественно-образное содержание музыки, выражать своё отношение к ней в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах;

• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;

• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной Приложение к Учебному плану 2013-2014 учебный год/Рабочие программы Страница 12 музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Музыка в жизни человека

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление

человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы,

настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки:

повтор и контраст. Этапы развёртывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор–исполнитель–слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений. Музыкальная картина мира. Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Оценка результатов деятельности .

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Оценка 5 ставится, если:

- дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка 4 ставится, если:

- ответ правильный, но неполный:

- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.

Оценка 3 ставится, если:

- ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка 2 ставится, если:

- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Оценка ( 5 , 4 , 3 ) может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученикуисполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Оценка 5 ставится, если:

- наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

- выразительное исполнение.

Оценка 4 ставится, если:

- наблюдается знание мелодической линии и текста песни;

- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка 3 ставится, если:

- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; - неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть

ритмические неточности;

- пение не выразительное.

Оценка 2 ставится, если:

- исполнение не уверенное, фальшивое.

Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:

Оценка 5 ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;

Оценка 4 ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;

Оценка 3 ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;

Оценка 2 ставится, если верно выполнено менее 40% заданий



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по музыке 4 класс

Кол час

Дата

Тема урока

Содержание и формы работы

Средства обучения, демонстрация

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

План

Факт

9 ч

I четверть

Лирико-эпическая опера Н. Римского-Корсакова

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

1

1

04.09

04/09

Россия-Родина моя.

Мелодия Рахманинов С. «Конец № 3

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Древнерусский эпос (легенды, предания, повествования) как основа либретто оперы.

Завязка лирической линии оперы.

 

Предполагают характер действия в опере-сказании, особенности её музыкального языка. Читают слова диалога Всеволода и Февронии, разбираются в значении незнакомых слов. По ключевым словам определяют обстановку действия.

Музыкальное сопровождение, портрет, иллюстрации

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Понимать душевное состояние героя и сопереживать

ему. (Л.) Составлять целое из частей. (П.) Устанавливать причин-но-следственные связи. (П.) Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Предвосхищать развитие му-зыкальной истории. (П.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Выявлять повторяющиеся попевки и сравнивать вари-анты их звучания. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.) Обсуждать с одноклассниками смысл переданных в музыке событий. (К.) Аргументировать собственную точку зрения в процессе обсуждения музыкального произведения. (К.) Овладевать средствами вер-бального и невербального общения. (К.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам оте-чественной музыки. (Л.) Развитие патриотических чувств. (Л.) Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Составлять целое из частей. (П.) Самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.) Выявлять известное и неизвестное при решении твор-ческой задачи. (П.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Объяснять поведение героев в конфликтной ситуации. (П.) Анализировать разные точки зрения на одно явление. (П.) Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. (П.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Ставить исполнительскую задачу и добиваться её решения. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в многочастном музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.) Взаимодействовать с учи-

телем и одноклассниками в учебной деятельности. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вер-бального и невербального общения. (К.)

Понятие «Опера»

2

1

11.09

11.09

Действие 1. Пустыня (три разворота)

Вокализ  Прослуш С Рахманинов «Вокализ»

Выразитель-ность и изобразительность музыкальной характеристики

места и времени действия. Экспозиция образов Февронии и Всеволода: отношение к миру, нравственные ценности. Характерные интонации

музыкальной речи героев

Слушают диалог Всеволода и  Февронии, характеризуют их музыкальные образы. Определяют певческие голоса героев и характерные интонации музыкальной речи. Слушают вступление к опере, напевают и пластически интонируют его темы.  Слушают и разучивают ариозо Февронии.

Музыкальное сопровождение, портрет, иллюстрации

Разучить ариозо Февронии

3

1

18.09

Римский- Корсаков Сказание о невид граде Китяже..

Малый Китеж Действие 2.

4(пять разворотов)

Ж5анровая палитра сцены народного гуляния

(медвежья потеха, былина

Гусляряа, корительная, свадебная). Музыка9льный

портрет Гришки Кутерьмы, жанровые истоки и основные интонации его музы-

кальной характеристики. Столкновение нравственных позиций Февронии и

Кутерьмы, интонационно-жанровый контраст их музыкального языка.

Завязка героико-патрио-тической линии оперы, музыкально-образные

характеристики русских и  татар. Русская историческая песня «Про татарский

полон» – одна из характеристик образа татар. Драматические события финала второго действия.

Предвосхищают построение оперной сцены массового гуляния. Слушают и разучивают песню Медведчика, подыскивают «движения» для сценического образа медведя, передают в пантомиме впечатления людей, разыгрывают сцену потехи. Слушают песню гусляра, характеризуют склад его музыкальной речи, размышляют над смыслом предсказаний, разучивают былину гусляра с комментариями народа. Слушают и разучивают реплики Гришки Кутерьмы, выявляют характерные интонации и жанровые основы его музыкальной речи, импровизируют его сценический образ, размышляют о его отношении к жизни, себе и другим людям.

Музыкальное сопровождение, портрет, иллюстрации

 Песня Медведчика

4

1

25.09

Действие 3. Картина 1. Большой Китеж (три разворота)

Рассказ Поярка о событиях в Малом Китеже. Реакции китежан на трагическую весть, интонационно-жан-

ровые истоки их музыкальной речи (молитва китежан, плач отрока, моно-

лог-размышление Юрия, походная дружинников).

Чудесное преображение Большого Китежа. Симфоническая картина «Сеча

при Керженце» – музыкальные характеристики противоборствующих сил, этапы развёртывания «действия», исход битвы.

Слушают сцену Поярка с китежанами, разучивают реплику народа, расспрашивающего Поярка о случившемся, разучивают мелодию рассказа Поярка. Импровизируют послание китежанам татар на основе их лейттем,слушают этот эпизод в опере, определяют его построение. Моделируют реакции разных групп китежан на страшное известие. Разучивают фрагменты монолога князя Юрия, определяют круг интонаций, характерных для его музыкальной речи. Разучивают молитву китежан.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Разучить фрагмент монолога князя Юрия

5

1

2.10

Действие 3. Картина 2.

Берег озера Светлый Яр

Развитие образов Февронии и Гришки Плач Февронии и его интонационно-жанровая характеристика. Реакция

татар на чудесное преображение Большого Китежа..

Слушают сцену волшебного преображения Китежа, характеризуют выразительные и изобразительные средства музыки, определяют смысл включения интонаций из оперы «Князь Игорь» А. Бородина в сцену преображения Китежа. Моделируют драматургию симфонической картины боя, напевают темы для музыкальных характеристик русских и татар. Слушают, воссоздают события боя по музыке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Моделируют драматургию симфонической картины боя

6

1

9.10

Действие 4. Картина 1. Лесная чаща

(два разворота)

Вступление – музыкальная

характеристика обстановки

действия. Развитие образов Февронии и Гришки (продолжение). Молитва и

«свистопляска» Гришки. Трансформация

интонаций Кутерьмы в сцене безумия. Этапы чудесного преображения при-

роды. Восхождение Февронии и призрака Всеволода.

Моделируют музыкальную картину лесной чащи. Слушают и сравнивают начало четвёртого действия со вступлением к опере. Слушают диалог Февронии и Гришки, размышляют о влиянии на них свершившегося чуда, анализируют изменения их музыкальной речи. Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Напевают мелодию пляски

7

1

16.10

Действие 4. Картина 2. Невидимый град Китеж

Музыкальная характеристика волшебного Китежа. Завершение

лирической линии оперы – свадебный обряд. Завершение нравственно-этической линии оперы – письмо Февронии к Гришке. Нравственно-философская идея оперы.

Читают слова молитвы, моделируют её интонационное содержание и сочетание голосов. Слушают сцену молитвы, размышляют о влиянии молитвы на Гришку. Инсценируют фрагмент сцены молитвы. Напевают мелодию пляски, анализируют конструктивное родство темы пляски и темы похвалы пустыне. Слушают и поют колыбельную Февронии, выявляют её жанровые признаки.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Колыбельная Февронии

8

1

23.10

Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Обобщение (два разворота)

Эпическая опера. Многоплановость драматургии: столкновение китежского

и татарского «миров»,

лирическая линия Февронии и Всеволода, нравственный «поединок»

Февронии и Кутерьмы. Лейттемы и лейтинтонации в опере. Разнообразие народно-жанровых истоков музыкального языка оперы. Компози-

ция оперы.

Напевают лейттемы, слушают их варианты и определяют, в какой момент действия звучат эти темы. Характеризуют три сюжетные линии оперы, дают им обобщённое название, выявляют ключевые моменты в развитии каждой линии. Приводят примеры пересечения разных сюжетных линий в судьбах героев оперы. Смотрят две интерпретации одного фрагмента оперы и обсуждают особенности сценического воплощения в каждой версии.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Характеризуют три сюжетные линии оперы

9

1

ЗАЩИТА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Темы музыкальных проектов: «История создания оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова»; «Легенды и предания о святых Петре и Февронии Муромских»; «Эскизное исполнение фрагмента оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Н. А. Римского-Корсакова»; «Музыкальные характеристики героев оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова» и др.

II четверть (7 ч)

Эпическая симфония. Симфония № 2 («Богатырская») А. Бородина

10

1

13/11

А. П. Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»)

Симфонический цикл, его строение, характер частей (на примере

пройденных симфоний).

Предполагаемый круг

образов «Богатырской»

симфонии А. П. Бородина.  .

Вспоминают построение симфонического цикла, характер каждой его части. Напевают основные темы частей . Предполагают круг образов и характер частей Богатырской симфонии Бородина. Вспоминают музыку пройденных произведений Бородина и напевают темы для частей «Богатырской» симфонии.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам оте-чественной музыки. (Л.) Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.) Расширение представлений о возможностях отражения жизни в инструментальной музыке. (П.) Углублять представление о связях отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (П.) Выявлять круг образов, характерных для творчества композитора А. П. Бородина. (П.) Моделировать образы про-изведения в вербальной и звуковой формах. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории до её прослушивания. (П.) Охватывать явление в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.) Переводить художественный образ с языка одного искусства на другой. (П.) Соотносить звуковую, пластическую и графическую модели музыки и оперировать ими в ходе выполнения творческих заданий. (П.) Сопоставлять контрастные образы одного произведения. (П.) Ставить исполнительские задачи и добиваться их воплощения. (Р.) Сочетать индивидуальную и коллективную деятельность. (Р.) Обсуждать с одноклассниками развитие музыкальной истории и аргументировать своё мнение музыкальными примерами. (К.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (К.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)

Слушают, характеризуют и разучивают главную тему симфонии.

11

1

20/11

Часть 1. Главная тема

Главная тема в экспозиции, репризе, коде – этапы становления героя симфонии. Увеличение.

Предполагаемые варианты преобразования главной темы в разработке.

Предполагают возможные варианты дальнейших преобразований темы. Слушают, характеризуют, пластически интонируют тему второго героя симфонии. Анализируют интонационные связи музыки первого и второго героев.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Слушают и разучивают заключительную тему, выявляют в ней сближение интонаций главной и побочной тем в опоре на графическую запись.

12

1

27/11

Часть 1. Экспозиция

(два разворота)

Композиционные функции основных тем экспозиции. Музыкальные образы экспозиции и

 их взаимодействие. Народно-жанровые основы тематизма, ритмические, тембровые, динамические особенности. Акцент.

Тенденции развития основных тем-образов.

Слушают разработку, определяют этапы в её развитии, характеризуют преобразования и взаимодействие тем, напевают примеры. Составляют исполнительский план разработки, подбирают жесты для разных проведений тем. Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме, их преобразование и взаимодействие. Обобщают первую часть симфонии в разных видах музыкальной деятельности, ориентируясь по графическому конспекту

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Слушают коду, выявляют этапы развития, сравнивают музыку в начале и завершении первой части.

13

1

04/12

Часть 1. Разработка

Композиционные функции разработки. Этапы развития музыкального действия в разработке.

Изменение характера тем, способы их преобразования. Мотивно-тема-

тическое развитие. Остинато, маркато, стретта.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

14

1

11/12

Часть 1. Реприза и кода

Композиционные функции репризы и коды.

Изменения тематизма по сравнению с экспозицией, разработкой.

Увеличение, уменьшение,

секвенции

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Осмысливают характер звучания интонаций главной и побочной в заключительной теме.

15

1

18/12

Часть 1.

Графический конспект

Соотнесение музыкальной истории первой части симфонии А. П. Бо-

родина с её графическим

конспектом. Темы-образы и их взаи-

модействие. Этапы развития музыкальной истории

первой части.

Пластически интонируют первую часть симфонии.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

16

1

25/12

Часть 2. Скерцо

Картина «богатырских игрищ». Основные темы части, сопоставление

«русских» и «восточных»

интонаций. Средства выразительности. Остинато.

Синкопа. Построение скерцо (трёхчастная форма). Интонационно-образные связи с первой

частью.

Вспоминают скерцо симфоний Л.Бетховена, П. Чайковского, напевают их темы, предполагают, какую картину из жизни богатырей «нарисует» в скерцо композитор. Моделируют темы для скерцо. Слушают вторую часть целиком, характеризуют выразительные и изобразительные особенности её музыки.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Поют и пластически интонируют основные темы скерцо.

III четверь (10часов)

17

1

Часть 3. Анданте

Содержание медленной

части симфонии и особенности её построения. Образ сказителя Баяна:

музыкальное воплощение традиций былинного распева, звукоподражание переборам гуслей. Интонационные связи тематизма с музыкой предшествующих частей.

Слушают начало третьей части, по музыке определяют образ, созданный композитором. Разучивают основную тему. Слушают третью часть симфонии, разучивают основные темы, дают им название.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном наследии композитора. Развивать навыки учебного сотрудничества, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. Корректировать результаты своей исполнительской деятельности.  Составлять план и выступать с презентацией проекта перед одноклассниками.

Характеризуют былинный склад музыкальной речи Баяна

18

1

Часть 4. Финал

Картина народного праздника. Основные темы финала. Обобщение

образных сфер симфонии.

Интонационные связи

частей симфонии.

Предполагают характер образов финала симфонии А. П. Бородина . Слушают финал симфонии Бородина, разучивают и исполняют основные темы. Выявляют интонационные связи тем финала с музыкой предшествующих частей.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Выбирают фрагмент финала симфонии, составляют его исполнительский план

19

1

А. П. Бородин. Симфония № 2. Обобщение

Своеобразие музыкальных образов и их развёртывания в «Богатырской» симфонии А. П. Бородина. Характер частей и их

последовательность в

эпической симфонии.

Интонационно-тематические связи между частями симфонии.

Интонационно-образные связи «Богатырской» симфонии с оперой

«Князь Игорь». Сравнение двух интерпретаций фрагмента симфонии (по выбору).

Особенности стиля  А. П. Бородина.

«Конкурс дирижеров».

Напевают, пластически интонируют основные этапы развёртывания музыкальной истории Второй симфонии А. П. Бородина. Вспоминают и напевают сходные темы из Второй симфонии и романса «Спящая княжна» А. П. Бородина. Определяют характерные черты музыки А. П. Бородина.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Напевают и характеризуют сходные темы из Второй симфонии и оперы «Князь Игорь» А. П. Бо-родина.

Лирико-драматическая опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»

20

1

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама»

Литературная основа оперы. Интродукция: сопоставление трёх интонационных сфер (повество-

вательная, драматическая,

лирическая). Моделирование идеи оперы по характеру тем интродукции и их

последовательности.

Слушают интродукцию к опере «Пиковая дама», напевают её основные темы. Соотносят образы интродукции с похожими образами пройденных произведений П.

Чайковского и характеризуют их. Предполагают основные сюжетные линии и идею оперы, ориентируясь по названию оперы, характерам тем и их последовательности. Составляют композицию сцены и разыгрывают её по ролям. Слушают диалог Сурина и Чекалинского и составляют первоначальное представление об образе Германа.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного произведения. (Л.) Понимание жизненных обстоятельств, чувств других людей и сопереживание им. (Л.) Моделировать содержание художественного произведения. (П.) Расширять представление обобразном содержании диалогов и полилогов в музыке. (П.) Распознавать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Ориентироваться в графической записи музыкальных тем. (П.) Сопоставлять контрастные образы одного произведения. (П.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Ставить исполнительские задачи и решать их. (Р.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.)

Определяют и напевают характерные интонации разных групп гуляющих, разучивают хор мальчиков.

21

1

Картина 1. В Летнем

саду (четыре разворота)

Музыкальные характеристики места и времени действия, разных групп гуляющих. Музыкальные

образы главных героев оперы, разнообразие форм и жанров в характеристике героев (ариозо,

дуэт, квинтет, баллада и др.). Завязка лирической (ариозо Германа) и драматической (баллада Томского) линий развития оперы

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Разучивают  балладу Томского, выявляют ключевые интонации баллады, вспоминают фрагменты оперы, где эти интонации звучали.

22

1

Картина 2. В комнате Лизы (два разворота)

Музыкальная характеристика атмосферы жизни Лизы и её подруг. Вокальные жанры: романс и песня.

Сцена Лизы и Германа.

Прорастание интонаций

темы любви в музыкальной речи Лизы и Германа. Ария Лизы и ариозо Германа: интонационные

и жанровые особенности,

построение. Драматургическая роль оркестра в опере.

Как соотносятся темы оперы?

Лейттемы и лейтинтонации оперы. Конструктивное родство контрастных тем.

Слушают и разучивают дуэт Лизы и Полины, романс Полины и песню девушек в опоре наьграфическую запись, выявляют интонационно-образные и жанровые особенности романса и песни. По музыке характеризуют атмосферу девичника, соотносят её с внутренним миром героини. Составляют музыкальную композицию сцены и разыгрывают её в классе. Слушают арию Лизы, напевают её мелодии в опоре на графическую запись, выявляют этапы в развитии состояния героини.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Подбирают тему для неожиданного появления Графини и напевают её.

23

1

Картина 3. Бал в доме

знатного вельможи (два разворота)

Сцена великосветского бала: музыкальная характеристика, жанровые атрибуты. Музыкальный

портрет Елецкого, его отношение к Лизе. Записка Лизы. Мелодекламация. Пастораль

«Искренность пастушки».

Соотношение музыкального языка в пасторали и основном действии

оперы. Выбор Лизы. Разлад в

душе Германа. Характеризовать по музыке обстановку бала,

настроение гостей, выявлять жанровые признаки полонеза.

Узнавать на слух и напевать мелодию арии Елецкого, сопоставлять тему арии с другими

лирическими темами оперы.

Узнавать на слух и импровизировать чтение

Германом записки Лизы, характеризовать приём мелодекламации.

Объяснять причины

повторения офицерами

фразы Шутка офицеров. Лейт-

темы оперы и смысл их

появления в картине.

Слушают начало сцены бала, характеризуют настроение гостей, определяют по музыке танец, который открывает бал, и выявляют его интонационно-жанровые признаки. Передают характер музыки в движении. Слушают арию Елецкого, разучивают её мелодию с ориентацией на нотную запись, сравнивают и напевают характерные интонации музыкальной речи князя, Германа и Лизы.Слушают фрагмент подшучивания офицеров над Германом, выявляют связь шутки с балладой Томского. Анализируют отношение Германа к их словам. Выявляют звучание лейттем оперы и определяют их смысл. Слушают фрагменты интермедии, анализируют её сюжет. Размышляют о сходстве жизненных ситуаций героев интермедии и оперы. Слушают завершение картины,по музыке предугадывают намерения Германа. Размышляют над жизненным содержанием сценического действия.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Характеризуют отличия музыки интермедии от музыки основного действия оперы.

24

1

Картина 4. В покоях графини

(два разворота).

Музыкальная характеристика места и времени действия, состояния Германа.

Выразительность и изобразительность музыки. Ости-

нато струнных инструментов. Монолог Германа.

Музыкальный портрет Графини, её окружение (хор приживалок). Монолог и песенка Графини.

Диалог-поединок Графини

и Германа – трагическая

кульминация оперы. Интеграция и переинтонирование лейтинтонаций оперы. Роль оркестра в передаче состояний Графини. Причины отчаяния Герма-

на и Лизы.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Разучивают и разыгрывают дуэт Прилепы и Миловзора.

25

1

Картина 5. В казарме.

Комната Германа

Многоплановость музыкальной характеристики действия: жанровые атрибуты военного быта (сигнал трубы и дробь барабана), воспоминания (хорал) и страдания Германа (диалог в оркестре).

Речитатив и мелодекламация. Преобразования лейттем в сцене призрака Графини и Германа.

Слушают, напевают, пластически интонируют и характеризуют оркестровое вступление к пятой

картине, выявляют разнообразие

его жанровых истоков. Слушают, напевают, пластически

интонируют и характеризуют

оркестровое вступление к пятой

картине, выявляют разнообразие

его жанровых истоков. Определяют по музыке обстановку действия, состояние героя.

Подбирают интонации для музыкальной речи призрака Графини.

26

1

Картина 6. На набережной

Завершение развития образа Лизы. Вступление к картине: жанровая основа (траурный марш), инто-

национные связи с музыкой второй картины. Содержание и построение арии Лизы, интонационные истоки её мелодии. Этапы развития дуэта

Лизы и Германа. Крушение мечты Лизы о счастье.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Импровизируют чтение послания Герману от Лизы по аналогии со сходным фрагментом из третьей картины

IV четверь (8 уроков)

27

1

Картина 7.

В игорном доме

Хор гостей игорного дома, их отношение к жизни. Заключительная сцена, её построение. Ариозо ослеплённого

удачей Германа: синтез

и преобразование контрастных лейт-интонаций оперы.

Просветление сознания Германа: прощание с Лизой и Елецким. Тема

любви как нравственный итог оперы.

Слушают картину до конца, характеризуют необычные испол-

нительские приёмы в вокальных партиях героев, объясняют их

связь со сценическим действием.

Размышляют о выборе, который

предстоит сделать Герману.  

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыкальной культуры.  Ориентация в нравственном содержании поступков героев оперы.  Составлять целое из частей. Устанавливать причинно-следственные связи.  Анализировать сквозное развитие художественных образов, приводить музыкальные примеры.  Сопоставлять и выявлять существенные связи фрагментов художественного произведения.

Слушают и разучивают арию Лизы, характеризуют её состояние, выявляют интонационные истоки мелодии, анализируют построение арии.

28

1

П. И. Чайковский.

Опера «Пиковая дама».

Обобщение (два разворота)

Сюжетные линии, этапы развития конфликта, композиция оперы. Лейт-темы и лейтинтонации

оперы, развитие основных тем-образов. Баллада Томского и её

роль в музыкальной драматургии оперы. Сравнение конфликтов в операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М. Глинки.

Вспоминают героев оперы и

происходящие с ними события.

Характеризуют завязку, кульминацию и развязку действия.

Анализируют построение оперы,

её экспозицию, разработку, ре-

призу. Раскрывают содержание основ-

ных сюжетных линий оперы, выявляют отличие конфликта в

операх «Пиковая дама» П. Чайковского и «Иван Сусанин» М.

Глинки.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Напевают балладу Томского, анализируют её интонационное содержание.

Традиции музыкальной культуры моего народа

29

1

Народная музыка в произведениях русских

композиторов

(три разворота)

Разнообразие жанров

народной музыки (гимн,

колыбельная, хороводная, былина, историческая, солдатская, кори-

тельная, свадебная, лирическая, шуточная, частушка, плясовая, плач).

Музыкальный

материал:

Г. Свиридов. Кантата«Курские песни».Р. Щедрин «Озорные частушки».

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной

школе.

Размышляют

над жанровой основой мелодий,

дают характеристику каждому жанру народной музыки в соответствии с жизненным пред-

назначением и особенностями

музыкального языка.

Дополняют перечень музыкальных примеров жанров

Слушают первую часть кантаты Г. Свиридова, анализируют

композиторскую интерпретацию

песни, отмечают особенности

звучания симфонического оркестра.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Формирование эмоционально-ценностного отношения к народной музыке как основе отечественной музыкальной культуры.  Расширение представления детей о собственных познавательных возможностях. Расширять представление о связи музыки и жизни.  Выявлять жизненные основы музыкального образа. Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию по видовым признакам. Выявлять интонационно-образные связи народной и композиторской музыки. Распознавать информацию, представленную в неявном виде. Сравнивать разные варианты решения одной творческой задачи.  Ориентироваться в графической и нотной записи музы-кальной темы. Расширять шаг ориентировки в отечественной музыкальной культуре. Формулировать собственное мнение, подтверждать егопримерами.  Совершенствовать выразительность исполнения музыки.  Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах.  Переводить музыкальный образ с языка одного вида искусства на язык другого.

Читают слова курской народной песни «Зелёный дубок», сочиняют зерно-интонацию и «выращивают» из неё мелодию песни, характеризуют приёмы мелодического развития.

30

1

Образы природы в произведениях русских композиторов

(три разворота)

Разнообразие образов природы, выразительность и изобразитель-

ность их характеристик. Связь образов природы с жизнью героев произведений разных музыкаль-

ных жанров.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Романс «Здесь хорошо», Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной

школе.

Характеризуют выразительные

и изобразительные особенности

музыки, выявляют связь образов

природы с жизнью героев этих

произведений.

Слушают, разучивают и характеризуют романс С. Рахманинова «Сирень», наблюдают за развёртыванием в

мелодии начальной интонации.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Сопоставляют музыку медленной части Второго концерта С. Рахманинова с музыкой медленных частей симфоний Л. Бетховена, П. Чайковского, В. А. Моцарта, выявляют сходство и различие их образов.

31

1

Образы защитников Родины в творчестве русских композиторов (два разворота)

Многоплановость образов защитников Отечества, интонационное родство их музыкальных характеристик с образами народа. Образы врагов и

столкновение противоборствующих сил. Музыкальный материал

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе

Напевают музыкаль-

ные характеристики защитников

и врагов народа.

Приводят примеры воплощения

в музыке столкновения проти-

воборствующих сил, напевают темы, которыми эти силы представлены.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Исполняют один из фрагментов произведения (по желанию учащихся).

32

1

Государственный гимн России.

Музыка А. В. Александрова

Слова С. В. Михалкова

Гимн – символ государства России

Слушают и разучивают Государ-

ственный гимн России, приводят

примеры звучания гимна России

у нас в стране и за рубежом.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Разучивают гимн РФ

33

1

По страницам произведений русской музыкальной классики

Эпический, драматический, лирический характеры отражения жизни в музыке.

Включение композитором в свою музыку известных интонаций и

тем, написанных другим

композитором. Смысл

реминисценций в музыке.

Музыкальный

материал

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Смотрят видеофрагменты хора «Ой, беда идёт, люди» и рассказа

Поярка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев-

ронии». Сравнивают отражение одного события в разных сценах оперы.

Вспоминают и исполняют начало

сцены затмения в опере А. П.

Бородина «Князь Игорь».  

Музыкальное сопровождение, иллюстрации

Приводят примеры лирических сцен из этой оперы.

34

1

Мир музыки моего народа

Палитра образов, жанров,

стилей музыки русских

композиторов.

Музыкальный

материал

Музыкальные произведения разных жанров, пройденные в начальной школе.

Сравнивают музыку начала сцены преображения Большого

Китежа из оперы «Сказание о

невидимом граде Китеже и деве

Февронии» и эпизода появления княгини Ярославны из интро-

дукции оперы «Князь Игорь».

Проводят в классе игру знатоков

русской классической музыки.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...