рабочая программа музыка ПНШ
рабочая программа по музыке на тему

Моргунова Евгения Юрьевна

Рабочая программа по музыке по программе «Перспективная начальная школа» в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx76.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасовская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

От «___»_________201__г.

Протокол № ____

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 по УВР

___________ Еремеева С.А

«____»__________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Тарасовская СОШ»

_________ Якубовский Ю.Н.

«____»________201__г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    _____музыке__________________

                        (указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) ___начальное общее, 3 класс_______________      

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __34 (1 час в неделю)___              

Учитель    __Моргунова Евгения Юрьевна_____________________________

Программа разработана на основе _ авторской   программы «Музыка»,  авторы: Т.В.Челышева, В.В. Кузнецова Издательство  М.:«Академкнига/Учебник»  2011 год _________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2017

Содержание

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» .....

  1. Содержание учебного предмета «Музыка» ………….………………….

  1. Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Музыка»  ......................................…………………………………...

Данная рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы», авторы  Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные УУД

-  реализация творческого потенциала, готовности открыто выражать свое отношение к искусству;

- формирование ценностно-смысловой ориентации и духовно-нравственного основания;

-  становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

   Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социльное развитие учащегося.

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД

- формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

ПознавательныеУУД 

-общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование  познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль  и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование).

-логические универсальные действия (анализ объектов выделения  признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).

-постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.).

Предметные результаты:

   В результате изучения музыки в начальной школе у выпускников будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно - смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.

   Выпускники начальной школы научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности.

   Дети будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно - практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в повседневной жизни.   В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Содержание учебного предмета

        Содержание  программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

        Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке,музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

        Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

        Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных), музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин событиях района, города и др.

        В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

1 класса (33часа)

Программа 1-го класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно - педагогический замысел – мир музыки в мире детства, что и является темой данного года музыкального образования. Эта тема пронизывает все занятия и конкретизируется в темах триместров, которые делятся на под темы.

Часть 1. « Звуки вокруг нас »

Звуки в доме Маши и Миши

Рождение песни. Колыбельная

Поющие часы

« Кошкины песни»

О чем поет природа?

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Музыкальный материал:

«Колыбельная». Е. Тиличеева.

«Колыбельная самим себе».

Музыка В. Семёнова, стихи Г. Лебедевой.

«Часы». Н. Метлов.

«Тик-так». Музыка А. Островского,

стихи 3. Петровой.

«В гостях у королевы». Музыка Г. Брука,

стихи С. Маршака.

«Киска». Музыка Г. Курина, стихи В. Стоянова.

«Ученый кот». Музыка И. Кирилиной,

стихи В. Орлова.

«Кукушка». Швейцарская народная песня.

«Сарафан надела осень». Музыка Т. Попатенко,

стихи И. Чернецкой.

Часть 2. Музыкальные встречи Маши и Миши

Музыка про разное

Звучащий образ Родины

Здравствуй, гостья – зима

Музыкальный материал:

 «Баба-яга» (из фортепианного цикла «Детскийальбом»). П.И. Чайковский.

«Марш Черномора» (фрагмент из оперы «Руслани Людмила»). М.И. Глинка.

Ростовские колокольные звоны.

«Богатырские ворота» (из фортепианного цикла

«Картинки с выставки»). М.П. Мусоргский.

«Звуки музыки». Р. Роджерс.

«Вечерний звон». Русская народная песня.

«Родина-отчизна». А. Киселёв.

«Здравствуй, гостья-зима!». Музыка народная,

стихи И. Никина.

«Зимушка-Зима». Музыка Е. Ботярова,

стихи М. Пляцковского.

«Новогодний хоровод». Музыка Г. Струве,

стихи Н. Соловьевой.

Часть 3. Так и льются сами звуки из души!

Зимние забавы

Музыкальные картинки

Мелодии жизни

Весенние напевы

Поговорим на музыкальном языке

Музыкальный материал:

 «Снег    танцует»    (из    фортепианного    цикла «Детский уголок»). К. Дебюсси.

«Пятнашки» (из фортепианного цикла «Детская музыка»). С.С. Прокофьев.

«Куры   и   петухи»,   «Персонажи   с   длинными ушами»  (из  фортепианного  цикла  «Карнавал животных»).

К. Сен-Санс.

«Ёжик», «Хромой козлик», «Клоуны». Д.Б. Кабалевский.

«Болезнь   куклы»   (из   фортепианного   цикла «Детский альбом»). П.И. Чайковский.

Фрагмент финала Симфонии №2. П.И. Чайковский.

«Весной». Э. Григ.

«Сладкая   греза»   (из   фортепианного   цикла «Детский альбом»). П.И. Чайковский.

«Вальс снежных хлопьев» (фрагмент из балета «Щелкунчик»). П.И. Чайковский.

«Котёнок». Музыка В. Семёнова, стихи В. Бараускаса.

«Хоккеисты». Музыка И. Красильникова, стихи Е. Авдиенко.

«Как на тоненький ледок».

Русская народная песня. «До чего же грустно!». Музыка С. Соснина,

стихи П. Синявского.

«Журавель». Украинская народная песня.

«Бравые   солдаты».   Музыка   А.   Филиппенко, стихи И. Михайлова.

«Азбука». Музыка А. Зарубы, стихи Б. Заходера.

«Рыжий пес». Музыка Г. Струве, стихи В. Степанова.

«Перед   весной».   Русская   народная   песня   вобработке П.И. Чайковского.

«Самая, самая». Музыка Г. Л. Евдокимова,стихи В. Степанова.

«Последний   снег».   Музыка   3.Компанейца,стихи А. Толстого.

«Капельки». Музыка В. Павленко,стихи Э. Богдановой.

Опера-игра «Муха-Цокотуха» по мотивам сказкиК. Чуковского. Музыка М. Красева.

Часть 4. Волшебная сила музыки

Композитор – исполнитель- слушатель

Музыка в стране « Мульти-Пульти»

Всюду музыка живет

Закрепление .Обобщение.

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Музыкальный материал:

«Полька»  (из  фортепианного  цикла  «Детскийальбом»). П.И. Чайковский.

«Дождь   и   радуга»   (из  фортепианного   цикла

«Детская музыка»). С.С. Прокофьев.

«Дюймовочка». С. Слонимский.

«Игра воды». М. Равель.

«Соловейка». Музыка А. Филиппенко,стихи Г. Бойко.

«Дирижер». Музыка Д. Запольского, стихи Е. Руженцева.

«Колыбельная медведицы». Музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Яковлева.

«Песенка Львенка и Черепахи». Музыка Г. Гладкова, стихи С. Козлова.

«На лесной тропинке».  Музыка А. Абрамова,стихи Л. Дымовой.

«Наш край». Музыка Д. Кабалевского,стихи А. Пришельца.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классапо курсу «Музыка» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

-смысл понятия «Родина» и соответствие ему гимна как главной песни страны;

-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель», «солист», «дирижер», «музыкальная тема»,  «музыкальная  характеристика»,  «музыкальная пьеса», «былинный напев», «былина», «певец-сказитель», «богатырь», «правое дело»,«созвучие», «зримая  музыка», «ноты», «нотная запись»;

-народные песни, отдельные музыкальные традиции родного края;

-название   и   значение   изученных   элементов музыкального языка       «ритмический рисунок, «мелодия»», «пауза», «темп», «фраза»,
«динамика», «характер», «настроение»;

-наиболее понравившиеся детские песни(не  менее пяти),  классические  музыкальные произведения (не менее трех),  музыкальные инструменты (гусли, скрипка, фортепиано).

Уметь:

-находить    музыкальные    звуки    вокруг себя - дома, на улице, в школе;

-слушать и слышать музыку, сопереживать ей и понимать ее смысл;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-определять настроение и характер музыкальных   произведений   и   передавать   их   в разных формах исполнения музыки (пении, пластическом интонировании, игре на простейших музыкальных инструментах, музыкальной игре);

-исполнять песни и вокально-хоровые произведения сопровождением и без сопровождения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления   духовного   созвучия    между собственной жизнью и содержанием народной и классической музыки;
  • выражения     собственного     душевного состояния, важной мысли, впечатлений путем музыкальной    импровизации,    коллективного и  индивидуального  исполнения   музыкальных произведений.

2 класса (34часа)

Раздел 1. «Россия — Родина моя»

     Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал

  «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргский.
  «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.
  «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»

      Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано.

Музыкальный материал

 Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.   

Пьесы из «Детской музыки».

С. Прокофьев.
«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский. «Начинаем перепляс».

С. Соснин, слова П. Синявского. «Сонная песенка».

Р. Паулс, слова И. Ласманиса. «Спят усталые игрушки».

А. Островский, слова З. Петровой  «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

  «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

М. Мусоргский. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».

С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви».

П. Чайковский. «Вечерняя песня».

А. Тома, слова К. Ушинского. Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал

 Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш».А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», «Ходит месяц над лугами».

С. Прокофьев.«Камаринская».

П. Чайковский.Прибаутки.

В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал

 «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки.

 М. Коваль. «Золушка», фрагменты из балета.

С. Прокофьев «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев «Марш» из балета «Щелкунчик».

П. Чайковский «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»

   Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

   Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.
«Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Песня жаворонка». П. Чайковский.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.
«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.
«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.
«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.
«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу второго года обучения

• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также  элементарного музицирования на детских инструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.

3 класса (34часа)

 «Музыка – искусство интонируемого смысла»

Раздел 1 «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»

Темы: Маша и Миша открывают для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно- танцевальной и песенно-маршевой музыкой.

Музыкальный материал

«Всюду музыка звучит». Музыка Я. Дубравина, слова В. Суслова.

«Часы» (попевка с сопровождением на треугольнике). Музыка Н. Метлова.

«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конек- Горбунок». Р. Щедрин.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (разучивание главной мелодии и слушание фрагмента). Э. Григ.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)» (разучивание главной мелодии). М. Глинка.

«Осень». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Арагонская хота» (главная мелодия). М. Глинка.

«Девичий хоровод» из балета «Конек-горбунок». Р. Щедрин.

«Пляска рыбок» из шестой картины оперы «Садко». Н.А. Р имский-Корсаков.

«Мелодия из 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Экспозиция 3-й части Пятой симфонии». Л. ван Бетховен.

«Марш памяти А.В. Суворова» (фрагмент). А. Аренский.

«Уроки-чудеса». Музыка Р. Бойко, слова М. Садовского.

«Увертюра к опере «Кармен». Ж. Бизе.

Шуточная «Я с комариком плясала» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Прелюдия № 7. Ф. Шопен.

Прелюдия № 20. Ф. Шопен.

«Спой нам, ветер», песня из кинофильма «Дети капитана Гранта». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

Раздел 2– «Интонация»

Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерноинтонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?

Музыкальный материал

 «Болтунья». С.С. Прокофьев.

«Расскажи, мотылек». Музыка А. Аренского, слова А. Майкова.

«Снеженика». Музыка Я. Дубравина, слова М. Пляцковского.

Интонации для импровизации: Колыбельная песня. Осенний вальс. Дождик.

«Дождик». В. Косенко.

«Шаги на снегу». Прелюдия № 6. К. Дебюсси.

«Дремота и зевота». Музыка Т. Островской, слова С. Маршака.

«Стрекоза и муравей», музыкальная сказка по мотивам басни И. Крылова. Музыка С. Соснина, либретто Е. Косцовой.

«Девушка с волосами цвета льна». Прелюдия № 8. К. Дебюсси.

«Море и звезды», вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н.А. Римский-Корсаков.

«Зима в лесу». Музыка С. Бодренкова, слова Е. Авдиенко.

«Щедровка». Детская новогодняя игровая песня.

«Коляда-маледа» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

Раздел 3– «Развитие музыки»

Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».

Музыкальный материал

«В пещере горного короля». Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Пьеса (Аллегретто)». Ф. Шуберт.

«Береза». Музыка В. Веселова, слова С. Есенина.

«Вечер» из цикла «Детская музыка». С. Прокофьев.

«Мишка». Музыка Вас. Калинникова, слова А. Барто.

«За рекою старый дом». И.С. Бах.

«Веселые нотки – веселые дни». Музыка С. Соснина, слова М. С адовского.

«Со вьюном я хожу». Русская народная песня.

«Ах вы, сени мои, сени». Русская народная песня (с сопровождением на бубне).

«Про Армию-защитницу». Музыка С. Соснина, слова В. Семернина.

«Старая лестница». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Ласточка». Музыка Е. Крылатова, слова И. Шаферана.

«Игра в слова» (попевка).

«Тихо-громко» (попевка). И. Арсеев.

«Купание в котлах» сцена из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

«Ой, кулики, жаворонушки». Русская народная песня. Обработка М. Иорданского.

«Медведь проснулся». Музыка М. Калининой, слова Г. Ладонщикова.

«Былина о птицах» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.

«Петя и волк». Симфоническая сказка: «Тема Пети», «Петя- герой» (заключительное шествие), «Тема птички», «Петя с птичкой разговаривают», «Петя с птичкой ловят волка», «Петя с птичкой поймали волка», «Тема утки», «Утка и птичка спорят», «Утка бросилась вон из лужи», «Тема кошки», «Кошка быстро полезла на дерево», «Тема волка», «Птичка и кошка на дереве, волк ходит вокруг», «Волк в бешенстве», «Тема дедушки», «Тема охотников». С. Прокофьев.

«Петя и волк» (слушание симфонической сказки целиком). С. Прокофьев.

Раздел 4– «Построение (формы) музыки»

Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда сочинения имеют две или три части? Рондо интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.

Музыкальный материал

«Главная тема 3-й части Шестой симфонии» (маршевый эпизод). П. Чайковский.

«Пастушья песня». Французская народная песня.

«Телега». Музыка М. Минкова, слова М. Пляцковского.

«Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Колокола» из телефильма «Приключения Электроника». Музыка Е. Крылова, слова Ю. Энтина.

«Песенка о капитане». Музыка И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача.

«Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.

«Скрипка». Музыка М. Славкина, слова И. Пивоваровой.

«Зачем нам выстроили дом?». Музыка Д. Кабалевского, слова В. Викторова.

«Спящая княжна». Музыка и слова А. Бородина.

«Вариации на тему французской народной песни». В.А. Моцарт.

«Белка». Хор из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыка Н. Римского-Корсакова, стихи А. Пушкина.

Увертюра из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

«Мир». Из спектакля «Земля детей». Музыка С. Баневича, слова Т. Калининой.

«Музыка в лесу». Музыка Я. Дубравина, слова Е. Руженцева.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу третьего года обучения
• обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
• накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
• выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с
более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения)
миром музыкальных образов;
• совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
• развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного) пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
• совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
• освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;
• развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
• развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

4 класса (34часа)

Раздел 1.«Россия — Родина моя»

   Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Музыкальный материал

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.
«Вокализ».С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.
«Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
 «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
 «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2.«День, полный событий»

«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Музыкальный материал

«В деревне». М. Мусоргский.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
 Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
 «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хор из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3.«О России петь — что стремиться в храм»

   Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Музыкальный материал

«Земле Русская», стихира.
«Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев.

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

 «Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов «Не шум шумит», русская народная песня.

 «Светлый праздник», финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4.«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

   Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальный материал

Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
«Солнышко вставало», литовская; «Сiяв мужик просо», украинская;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская

 «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
 Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.

 «Светит месяц», русская народная песня-пляска.
 «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Н. Римский-Корсаков.Троицкие песни.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

   Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальный материал

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М. Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенька») из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
«Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
 Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
 «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6.«В концертном зале»

   Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Музыкальный материал

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

 «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.
 «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота». М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Раздел 7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

   Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Музыкальный материал

Прелюдия (до-диез минор) для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдии №7 и № 20 для фортепиано. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный») для фортепиано. Ф. Шопен.

Соната № 8 («Патетическая»), финал. Л. Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
«Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
 «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.  «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
 «Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу четвертого года обучения

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и  композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой  музыкально-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Музыка. 1 класс.

Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"...

рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская 3 класс

Рабочая  учебная программа по  музыке для  3 -го  класса разработана   в соответствии с федеральным   государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа. Музыка 3 класс

Рабочая программа по музыке в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа "Музыка" Е.Д. Критская.3класс. УМК "Перспектива"

Рабочая программа "Музыка" содержит пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....

УМК "ШКОЛА 2100 "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.МУЗЫКА. 3 КЛАСС.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.3 КЛАСС.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....

Рабочая программа. Музыка 2 класс ФГОС

Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы Г.С. Ригиной, система Л.В. Занкова....

Рабочие программы Музыка ФГОС 1-4 классы

Программы содержат развернутое календарно-тематическое планирование по музыке для 1-4 классов...