Рабочая программа по музыке для 1 класса
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Рабочая учебная программа по музыке для  1  класса   разработана и составлена в соответствии со стандартами второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программой начального общего образования по музыке на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, Москва, «Просвещение», 2011.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1 классе  33 часа в неделю.
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_1_klass.doc231 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                Г.    Донецк

                        Муниципальное       бюджетное        общеобразовательное       учреждение

                                              Средняя    общеобразовательная    школа       №   13

                                                                                                        «Утверждаю»

                                                                                          Директор МБОУ  СОШ №  13_________

                                                                                          Приказ    от_________№_______________

                                                                                          Подпись рук_____________________ФИО

                            РАБОЧАЯ            ПРОГРАММА

            По                                  музыке                  

           Уровень   общего  образования     1а, 1б 

          Количество  часов  -   33

          Учитель  музыки   Кузнецова  Юлия  Александровна

Программа    разработана    на    основе     УМК     Д.Б. Кабалевского,   Г.П.Сергеевой,   Е. Д Критской


Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по музыке для  1  класса   разработана и составлена в соответствии со стандартами второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программой начального общего образования по музыке на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, Москва, «Просвещение», 2011.
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1 классе  33 часа в неделю.
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов - музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально – ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие образно – ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
• накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценке и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Современная практика преподавания музыки характеризуется тенденциями обновления музыкального образования, изменения педагогической технологии с переориентацией ее на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Решать эту задачу помогает адаптация к уроку музыки разнообразных образовательных технологий: развития критического мышления (С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская), методы интенсивного обучения (В.Ф.Шаталов), личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская, Е.В. Бондаревская). Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Большое внимание в программе уделено использованию здоровьесберегающих технологий (В.А.Вишневский), которые находят выражение в развитии дыхательных навыков при пении, в высокой двигательной активности в танцевальных, пластических движениях, релаксации при восприятии музыки, частой смене видов деятельности. В этой связи особое внимание отводится созданию на уроке ситуации успеха (А.С.Белкин). С первых уроков обучающимся даётся установка на уверенность в своих силах, на право ошибаться, поощряется поддержка со стороны одноклассников. Для эффективного преподавания музыки широко используются информационные технологии – аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные, в том числе авторские медиауроки; медианаглядности, демонстрация творческих работ, осуществление итогового контроля (тестирование); организуется самостоятельная работа по созданию домашней фонотеки.
Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Использование ИКТ на уроках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве какой-либо исторической эпохи. Поэтому я считаю, что при использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Одним словом, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.
o Метод драматургии урока музыки как урока искусства:
o Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);
o Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;
o Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;
o Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);
o Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;
o Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;
o Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве.
, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей

Формами организации учебного процесса на уроке являются:
- групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.


В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе достигаются  определенные результаты.

Личностные результаты
 отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается   в I классе 1 час в неделю (33 недели).



Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «О чём говорит музыка?»
Музыка в жизни человека.  Композитор – исполнитель- слушатель. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности.  Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата. Музыкальные инструменты.   Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа,  скороговорки, загадки, игры – драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов .  
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства.  Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.  Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» , «ОЧём говорит музыка?»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей.  Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.  
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 2. «Три кита в музыке». Песня, танец , марш –простые жанры, опера, балет, симфония- сложные жанры. Музыкальный театр: премьера,афиша музыкального театра,  сцена,актёры, хор, ария, симфонический оркестр,  костюмы, декорации, грим и т. д.   Опера, балет, симфония.    Сказки  в опере, балете. музыке.  Музыкальные инструменты:скрипка, флейта, арфа, клавесин, фортепиано, гитара.    Выразительное исполнение.  Выполнение творческих заданий,
Темы разделов:

Тема I полугодия: «
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»,   «О ЧЁМ ГОВОРИТ МУЗЫКА?»

Тема II полугодия «
Три кита в музыке».

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, её истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы – отечественное и зарубежное классическое наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Основные виды учебной деятельности школьников 
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости; выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия.  
Обучающие получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.). В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе достигаются  определенные результаты.

Личностные результаты
 отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Учебно – методическое обеспечение общеобразовательных учреждений.
Пособия для учителей
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс»,
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 1 класс (MP3),
«Уроки музыки. 1 – 4 классы».

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально – ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально – творческой деятельности.

   Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.

   Обучение музыки во 1 классе обеспечивает возможность учащимся:

знать/понимать

-роль музыки в жизни человека;

-особенности простых(песня, танец, марш) и сложных(опера, балет, симфония) жанров музыки.

Уметь

-эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

-выявлять жанровое   начало(песня, марш, танец);

-различать характер музыки;

-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

-различать звучание знакомых музыкальных произведений,

Основными методическими требованиями являются:

-развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям,

-побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

--развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;

-формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове     (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

- развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом,          выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
- развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и   пластического интонирования, драматизация пьес программного характера,

- формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;

 - освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

Музыкально  - техническое оснащение:  музыкальный  центр, пианино,  DVD плеер, микрофоны,  мп3 диски  с фонохрестоматией, нотные хрестоматии,  портреты  композиторов

Календарно- тематический план:  

ТЕМА   УРОКА

кол

Тип урока

Содержание   урока

Требования к  освоению знаний по предмету

1 А КЛАСС  1четверть .Музыка  в жизни человека.

1

Музыка  в  жизни человека

4.09

Вводный

Актуальность   и место      музыки   как  вида  искусства в  жизни человека

Формирование первых впечатлений  от знакомства  с музыкой

2

Сказка «Как мальчик  познакомился с нотками»

11.09

Углубление в тему

Знакомство с   нотами,  

загадки ,ребусы, игры

разучивание песен

Знать  ноты ,  пение одновременно, придумать   слова со  слогами из  нот

3

Путешествие в  страну  звуков

18.09

Углубление  в  тему

Закрепление  полученных раннее знаний  о  нотах,  разучивание песен, игра  «Божья коровка»

Уметь  пересказывать, знать ноты , пение  одновременно,

4

Как нотки  научились петь

25.09

Углубление  в тему

Закрепление полученных  раннее знаний о нотах, разучивание  песен, ритмическая  считалочка

Уметь   пересказывать, отгадывать  загадки,

5

В стране  музыкальных инструментов

2.10

Углубление  в тему

Знакомство  с  музыкальными  инструментами, загадки  о инструментах , исполнение  песен

Уметь пересказывать, отгадывать загадки

6 7

Маленькая  волшебница

9.10

16.10

Углубление  в тему

Уметь  пересказывать, отгадывать  загадки , петь одновременно и кантеленным  исполнением

8

Игра  «Угадай  мелодию»

23.10

Углубление в  тему

Проведение  игры : узнать знакомые   мелодии детских  песен, песен из  мультф-в, детских  фильмов,и  их исполнение

Узнавать  знакомые  мелодии ,  назвать  героев,   закрепление раннее исполняемых  песен

9

Путешествие по волшебному музыкальному  Царству- государству

6.11

Урок    обобщение

Повторить ноты,  названия музыкальных  инструментов, исполнение  песен

Знать  муз  термины,  названия  нот,  знать муз . инструменты ,  кантеленное  исполнение песен

2 четверть   О  чем  говорит   музыка?

1

Композитор, исполнитель,  слушатель

13.11

Вводный  урок

Объяснить  значимость  музыкальных  понятий  

Уметь объяснять первые понятия:  композитор, исполнитель , слушатель

2

Какие  настроения  передает  музыка?

20.11

Урок  углубление

Акцентировать внимание на том, что музыка сопровождает  человека  всю  его  жизнь, поэтому передает  самые  разные настроения

Уметь  определять  образ  и настроение   произведения

3

Что  выражает  музыка?

27.11

Углубление  в  тему

Акцентировать  внимание  на  том,  что  музыка  может  выражать  разные  мысли, эмоции, чувства.

Уметь определять  гл, образ,  настроение,   переживания.

4

Как музыка  передает характер человека?  

4.12

Углубление в  тему

 Акцентировать  внимание  на том,  что  герои  муз  произведений   отличительны

Определить героев произведений,   выделить  определенный  характер

5

Что изображает  музыка?

11.12

Углубление в  тему

Акцентировать  внимание  на  том, что   музыка  рисует  картины окружающего мира

Охарактеризовать   картины прослушанной   музыки

6

Народная  и  композиторская  музыка

18.12

Углубление  в  тему

 История  создания  народной песни,   жанры,  композиторской

Знать  понятия:  народная  и  композиторская музыка

7

Обобщение уроков четверти

25.12

повторение

Обобщить  ранее  изученные  темы

Знать  новые  муз.  Термины, понятия  и др.

3 - 4  четверть    Три    кита  в  музыке.

1

Три   кита

15.01

Вводный  урок

Знакомство  со  сказкой  о  трех королевствах,   жанрах  

Уметь  определять  песню,  танец,  марш

2

Марш

22.01

Углубление  в  тему

Разновидности  маршей,  разнохарактерность  маршей

Узнавать  на  слух  марши,

3

Марш.   Танец,

29.01

Углубление в  тему                

Разновидности   танцев,   разнохарактерность  танцев

   Узнавать  на  слух  танцы

4

Танец .   Песня,

5.02

Углубление  в   тему,

Разновидности  песен, разнохарактерность  песен

Узнавать  на   слух  песни,  исполнять  песни

5

Песня

12.02

Углубление  в  тему

Закрепление  основной  темы – песня.      Где  звучит?  Какие бывают  песни? О  чем поется  в песнях?

Уметь одновременно  начинать  и  заканчивать  песню ,  кантеленное  исполнение песен

6

Путешествие  на  трех  китах

26.02

Углубление  в  тему

Закрепление  основных  тем- песня,  танец, марш.

Знать:  жанр,  уметь: определять  жанры,  исполнительские  навыки.

7

Встреча   китов

5.03

Расширение главной   темы

Привести  музыкальные  примеры  встречи  2,3жанров  одновременно  в  одном  произведении

Уметь на  слух  выявлять(определять  жанры)

8

Музыкальный  театр.

12.03

Расширение  главной  темы

Знакомятся  с  музыкой  разных   жанров

Знать: спектакль, афиша, театр, премьера, зрители, декорации, хор, костюмы и т. д.

9

Опера « Волк  и  семеро  козлят»

19.03

Расширение главной  темы

Знакомство   с  содержанием, главными  героями,  идеей.  Анализ   музыки , закрепление  новых муз  понятий

Знать :  опера, костюмы, актеры хор, солисты и т.д.

10

Оперный  спектакль

2.04

Расширение  главной  темы

Опера –жанр  в   музыке, подробное изучение

Знать: опера,  увертюры,   хор,  ария, солисты  и  т, д,

11

Дирижер   в  оркестре

9.04

Расширение  главной   темы

Акцентировать  внимание   на  том, что музыку  на сцене  в  театре  исполняет  оркестр, управляет дирижер

Знать: сцена, оркестр, музыканты, инструменты, дирижер  и  т,д.

12

Кукольный  театр

16.04

Расширение  главной  темы

Кукольный театр- как  разновидность   театрального   исполнения

Знать: актеры- кукловоды,  костюмер, гример, ширма  и  т,д.  повышать  исполнительские  качества

13

Балет  «Лебединое  озеро»

23.04

Расширение  главной  темы

Знакомство с произведением, главными  героями, идеей.   Балет- жанр  в  музыке

Анализировать  прослушанную  музыку, повышать исполнительские  качества

14

Балет  «Щелкунчик»

30.04

Расширение  главной темы

Знакомство  с  произведением,  главными  героями,  идеей,

Анализировать   прослушанную музыку, повышать исполнительские  качества

15

Балет    «Золушка»

7.05

Расширение  главной  темы

Знакомство  с  произведение, главными   героями,  идеей

Анализировать  прослушанную  музыку, повышать  исполнительские  качества

16    

Симфония

14.05

Расширение  главной  темы

Симфония- жанр  в  музыке, подробное  изучение

Анализировать   прослушанную  музыку, повышать  исполнительские  качества

17

Обобщение  тем  года

25.05

Повторение

Обобщить  раннее изученные  темы

Знать: музыкальные  термины,  понятия  и  т.д.

ТЕМА   УРОКА

дата

Тип урока

Содержание   урока

Требования  к освоению знаний

  КЛАСС   1четверть. Музыка в жизни человека.

1

Музыка  в  жизни человека

2.09

Вводный

Актуальность   и место      музыки   как  вида  искусства в  жизни человека

Формирование первых впечатлений  от знакомства  с музыкой

2

Сказка «Как мальчик  познакомился с нотками»

9.09

Углубление в тему

Знакомство с   нотами,  

загадки ,ребусы, игры

разучивание песен

Знать  ноты ,  пение одновременно,придумать   слова со  слогами из  нот

3

Путешествие в  страну  звуков

16.09

Углубление  в  тему

Закрепление  полученных раннее знаний  о  нотах,  разучивание песен, игра  «Божья коровка»

Уметь  пересказывать, знать ноты , пение  одновременно,

4

Как нотки  научились петь

23.09

Углубление  в тему

Закрепление полученных  раннее знаний о нотах,разучивание  песен, ритмическая  считалочка

Уметь   пересказывать, отгадывать  загадки,

5

В стране  музыкальных инструментов

30.09

Углубление  в тему

Знакомство  с  музыкальными  инструментами, загадки  о инструментах , исполнение  песен

Уметь пересказывать, отгадывать загадки

6 7

Маленькая  волшебница

7.10

14.10

Углубление  в тему

Уметь  пересказывать, отгадывать  загадки , петь одновременно и кантеленным  исполнением

8

Игра  «Угадай  мелодию»

21.10

Углубление в  тему

Проведение  игры : узнать знакомые   мелодии детских  песен, песен из  мультф-в, детских  фильмов,и  их исполнение

Узнавать  знакомые  мелодии ,  назвать  героев,   закрепление раннее исполняемых  песен

9

Путешествие по волшебному музыкальному  Царству- государству

4.11

Урок    обобщение

Повторить ноты,  названия музыкальных  инструментов, исполнение  песен

Знать  муз  термины,  названия  нот,  знать муз . инструменты ,  кантеленное  исполнение песен

2 четверть   О  чем  говорит   музыка?

1

Композитор, исполнитель,  слушатель

11.11

Вводный  урок

Объяснить  значимость  музыкальных  понятий  

Уметь объяснять первые понятия:  композитор, исполнитель , слушатель

2

Какие  настроения  передает  музыка?

18.11

Урок  углубление

Акцентировать внимание на том, что музыка сопровождает  человека  всю  его  жизнь, поэтому передает  самые  разные настроения

Уметь  определять  образ  и настроение   произведения

3

Что  выражает  музыка?

25.11

Углубление  в  тему

Акцентировать  внимание  на  том,  что  музыка  может  выражать  разные  мысли, эмоции, чувства.

Уметь определять  гл, образ,  настроение,   переживания.

4

Как музыка  передает характер человека?  

2.12

Углубление в  тему

 Акцентировать  внимание  на том,  что  герои  муз  произведений   отличительны

Определить героев произведений,   выделить  определенный  характер

5

Что изображает  музыка?

9.12

Углубление в  тему

Акцентировать  внимание  на  том, что   музыка  рисует  картины окружающего мира

Охарактеризовывать   картины прослушанной   музыки

6

Народная  и  композиторская  музыка

16.12

Углубление  в  тему

 История  создания  народной песни,   жанры,  композиторской

Знать  понятия:  народная  и  композиторская музыка

7

Обобщение уроков четверти

23.12

повторение

Обобщить  раннее  изученные  темы

Знать новые  муз.  Термины, понятия  и др.

3 - 4  четверть

Три    кита  в  музыке.

1

Три   кита

13.01

Вводный  урок

Знакомство  со  сказкой  о  трех королевствах,   жанрах  

Уметь  определять  песню,  танец,  марш

2

Марш

20.01

Углубление  в  тему

Разновидности  маршей,  разнохарактерность  маршей

Узнавать  на  слух  марши,

3

Марш.   Танец,

27.01

Углубление в  тему                

Разновидности   танцев,   разнохарактерность  танцев

   Узнавать  на  слух  танцы

4

Танец .   Песня,

3.01

Углубление  в   тему,

Разновидности  песен, разнохарактерность  песен

Узнавать  на   слух  песни,  исполнять  песни

5

Песня

10.02

Углубление  в  тему

Закрепление  основной  темы – песня.      Где  звучит?  Какие бывают  песни? О  чем поется  в песнях?

Уметь одновременно  начинать  и  заканчивать  песню ,  кантеленное  исполнение песен

6

Путешествие  на  трех  китах

24.02

Углубление  в  тему

Закрепление  основных  тем- песня,  танец, марш.

Знать:  жанр,  уметь: определять  жанры,  исполнительские  навыки.

7

Встреча   китов

3.03

Расширение главной   темы

Привести  музыкальные  примеры  встречи  2,3жанров  одновременно  в  одном  произведении

Уметь на  слух  выявлять(определять  жанры)

8

Музыкальный  театр.

10.03

Расширение  главной  темы

Знакомятся  с  музыкой  разных   жанров

Знать: спектакль, афиша, театр, премьера, зрители, декорации, хор, костюмы и т. д.

9

Опера « Волк  и  семеро  козлят»

17.03

Расширение главной  темы

Знакомство   с  содержанием, главными  героями,  идеей.  Анализ   музыки , закрепление  новых муз  понятий

Знать :  опера, костюмы, актеры хор, солисты и т.д.

10

Оперный  спектакль

31.03

Расширение  главной  темы

Опера –жанр  в   музыке, подробное изучение

Знать:опера,  увертюры,   хор,  ария, солисты  и  т, д,

11

Дирижер   в  оркестре

7.04

Расширение  главной   темы

Акцентировать  внимание   на  том, что музыку  на сцене  в  театре  исполняет  оркестр, управляет-дирижер

Знать: сцена, оркестр, музыканты, инструменты, диружер  и  т,д.

12

Кукольный  театр

14.04

Расширение  главной  темы

Кукольный театр- как  разновидность   театрального   исполнения

Знать: актеры- кукловоды,  костюмер, гример, ширма  и  т,д.  повышать  исполнительские  качества

13

Балет  «Лебединое  озеро»

21.04

Расширение  главной  темы

Знакомство с произведением, главными  героями, идеей.   Балет- жанр  в  музыке

Анализировать  прослушанную  музыку, повышать исполнительские  качества

14

Балет  «Щелкунчик»

28.04

Расширение  главной темы

Знакомство  с  произведением,  главными  героями,  идеей,

Анализировать   прослушанную музыку, повышать исполнительские  качества

15

Балет    «Золушка»

5.05

Расширение  главной  темы

Знакомство  с  произведение, главными   героями,  идеей

Анализировать  прослушанную  музыку, повышать  исполнительские  качества

16    

Симфония

12.05

Расширение  главной  темы

Симфония- жанр  в  музыке, подробное  изучение

Анализировать   прослушанную  музыку, повышать  исполнительские  качества

17

Обобщение  тем  года

19.05

Повторение

Обобщить  раннее изученные  темы

Знать: музыкальные  термины,  понятия  и  т.д.

Система  оценивания: без отметок.

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
  6. Кейт Спенс  Популярная энциклопедия «Все  о музыке»  Белфакс
  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  9.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  12. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  13. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  14. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  15. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  2. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  3. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  4. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  6. Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.
  7. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
  8. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  9. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 200
  13. Песенные сборники.

     Согласовано                                                              Согласовано

Протокол  заседания                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                      _________________ФИО

МБОУ СОШ  №  13                                             __   ___________2013года

От_______2013года №____

________    ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...