Рабочая программа по музыке для 4 класса
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Цели и задачи  обучения:

 формирование основ музыкальной культуры;

- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусства

           Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_4_klass.doc159 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                   Г.    Донецк

         Муниципальное       бюджетное        общеобразовательное       учреждение

                            Средняя    общеобразовательная    школа       №   13

                                                                                                        «Утверждаю»

                                                                                          Директор МБОУ  СОШ №  13_________

                                                                                          Приказ    от_________№_______________

                                                                                          Подпись руководителя_____________ФИО

                  РАБОЧАЯ            ПРОГРАММА

            По                                  музыке            

Уровень   общего  образования  -

Количество  часов  -   34

Учитель  музыки   Кузнецова  Юлия  Александровна

Программа    разработана    на    основе     УМК     Д.Б. Кабалевского,   Г.П.Сергеевой,   Е. Д Критской


Пояснительная записка к  предмету  Музыка  4 класса:

Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального

общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• программы «Музыка» для 1–4 классов; авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина;

Программа адресована учащимся 4-х  классов общеобразовательных школ, рассчитана на 34 часов в учебный год    (1 час в неделю)

.

Цели и задачи  обучения:

 формирование основ музыкальной культуры;

- развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;

- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

- воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусства

           Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

         Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

Методы музыкального образования и воспитания  младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:

       — метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

      — метод интонационно-стилевого постижения музыки;

      — метод эмоциональной драматургии;

      — метод концентричности организации музыкального материала;

      — метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

      — метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

      — метод игры;

      — метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Формами организации учебного процесса на уроке являются:
- групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается   в 4 классе 1 час в неделю (34 недели).



Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка моего народа»,  «Музыка народов Европы,  Азии, Америки».
Истоки возникновения музыки у славянских народов,  народов мира. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.  Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.  Искусство скоморохов  на Руси. .  Искусство колокольных звуков.  Музыкальный и поэтический  фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры – драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства.  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
1 класс
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в 1 носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Раздел 1. «Музыка  моего народа»

Образы  родного края.
Музыка и ее роль в повседневной жизни  русского человека. .  Музыкально – поэтический фольклор- песни, танцы , обрядовые , свадебные, колыбельные, трудовые, солдатскае, патриотическае, героическае музыка — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений русского народ а.  Тема  Отечества  в  творчестве русских композиторов. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли.  Искусство скоморохов на Руси. Искусство колокольных звонов на Руси. Музыкальные традиции родного каря.
Выполнение творческих заданий.
Раздел 2. «Музыка  народов Европы, Азии, Америки».  Музыка и её роль в жизни разных народов, их особенности,  сходства и различия. Песни, танцы- полька, галоп, полонез, мазурка, вальс, казачок  Музыкальные инструменты: бандура,  клавесин, фортепиано, гитара, кастаньеты.  Музыкальный язык, традиции разных стран. Выполнение творческих заданий,
Темы разделов:

Тема1полугодия:«МУЗЫКА     МОЕГО     НАРОДА»

Тема2полугодия:«
Музыка  народов   Европы»                                  

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, её истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы – отечественное и зарубежное классическое наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.

Основные виды учебной деятельности школьников 
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке . В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.   Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных  инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости; выразительные и изобразительные особенности музыки;  музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Обучающие получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.). В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе достигаются  определенные результаты.

Личностные результаты
 отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразит природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально – творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально – эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально – творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления и музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

   Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические  движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Для реализации программного содержания курса  используются следующие учебники и учебные пособия:

     1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся  4 класса. – М.: Просвещение, 2009.

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

В результате изучения музыки ученик должен

знать/понимать

-слова и мелодию Гимна России;

-смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

-названия изученных жанров и форм музыки;

-народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

-названия изученных произведений и их авторов;

-наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

-определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

-исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

-исполнения знакомых песен;участия в коллективном пении;

-музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

-передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается   в 4 классе 1 час в неделю (34 недели).

Материально - техническое  оснащение :  музыкальный центр,   пианино,   DVD плеер, мп3 диски  с  фонохрестоматией,  нотные  хрестоматии , микрофоны, кассеты.

Календарно – тематическое   планирование:

4  класс

Кол

1  четверть

дата

Тип урока

Содержание урока

 Требования к освоению предмета учащимися

МУЗЫКА  МОЕГО  НАРОДА

1

Символы  страны.  Герб. Флаг.  Гимн.

4.09

Вводный  урок

Познакомить  с  символами  страны, охарактеризовать   их.

Знать   символы,  значимость,  

2

Музыка  Древней  Руси

11.09

Углубление  в  тему

Изучение  истоков  русской   муз. культуры.  Жизнь   и   быт  славян.

Уметь  рассказать  о  истории и  жизни  др. славян

3

Искусство   скоморохов  на  Руси

18.09

Углубление  в  тему

Показать   ценность  и  важность  искусства   скоморохов   для развития  рус. Музыки  и   культуры

Уметь  рассказать  о  творчестве  скоморохов, делать  сравнительный  анализ

4

Обрядовые  песни.   Календарные

25.09

Углубление  в  тему

Музыка  древних  славян, ее  связь  с  повседневной  жизнью,   бытом,  культом  одушевления   природы

Делать   сравнительный   анализ

5

Обрядовые  семейно-  бытовые   песни

2.10

Продолжение  и  расширение темы

В  народе  создавалась  музыка,  сопровождающая  события  из   жизни  и  быта   древних  славян      ( свадьба, рождение, крещение)

6

Трудовые   песни

9.10

Углубление  в тему

Центр   урока-  изучение  особенностей  жанра  трудовых   песен. История   появления  жанра.  Тема  труда  у  художников, поэтов,  писателей,

Уметь  делать  сравнительный анализ

7

Хороводные  песни

16.10

Углубление  в  тему

Центр   урока- хороводные  песни,   их  разновидность,   разнохарактерность

Уметь  делать  сравнительный   анализ

8

Частушка

23.10

Углубление  в  тему

Центр  урока- жанр   частушки, значение  слова,  особенность  склада  и  исполнения

Уметь   делать  сравнительный  анализ

9

Обобщение  темы   четверти

6.11

Повторение

Закрепление  полученных  знаний

Знать   жанры,  их  особенности

2 четверть

Тема  Отечества   в   народной  и  композиторской   музыке

1

Колокольные  звоны

13.11

Углубление  в  тему

Центр   урока-  колокольные  звоны,  значение ,  история  появления  колоколов  на  Руси, Духовная музыка. С.Рахманинов

Знать разновидности   звонов,  примеры звонов   в  разных   искусствах

2

Былины

20.11

Углубление  в  тему

Центр  урока-  изучение  жанра  былины.  Особенности.

Знать:  былина, особенность

3

Исторические  песни

27.11

Углубление  в  тему

Историческая   песня связана  с  жизнью  людей,  сходства  и  различия  былинной  и  исторической  песен

Уметь  делать  сравнительный  анализ

4

Патриотические   песни

4.12

Углубление  в тему

Патриотическая  песня  связана   с  жизнью  русских   людей,сходства  и   различия  жанров

Знать  кантата, делать  сравнительный  анализ

5

Казачьи   народные  песни

11.12

Углубление  в  тему

Обратить  внимание  на   яркий  национальный колорит  казачьей   культуры, жанры  песен.

Знать  жанры  казачьих  песен

6

Тема  Отечества  в  народной и  композиторской  музыке

18.12

Углубление в  тему

Выделить  образы  Отечества  в  творчестве  М.И.  Глинки,  С.  Прокофьева,  А.П.  Бородина,   Знакомятся  с   жанрами :кантата, опера, симфония, фольклор

Знать:   опера, симфония, кантата,  фольктор

7

Обобщение  темы  четверти

25.12

повторение

Закрепление  новых  знаний

Уметь  делать  сравнительный  анализ,   термины, понятия.

3 четверть

МУЗЫКА  НАРОДОВ  ЕВРОПЫ

1

Музыка  Украины  и  Белоруссии

15.01

Вводный  урок

Познакомить с  муз. культурой, жанрами, инструментами. Сходства  и различия,

Знать  названия  муз  инструментов, жаров,  проводить  анализ

2

Музыка  Чехии  и  Польши

22.01

Углубление  в  тему

Познакомить с муз, культурой , жанрами, муз, инструментами,  

Знать  названия муз. инструментов, терминов, жанров, проводить   сравнительный  анализ

3

Музыка  Венгрии  и  Молдавии

29.01

Углубление  в  тему

Изучение  муз. культуры .   Ф. Лист

Знать  названия  муз. инструментов, жанров , проводить  сравнительный   анализ

4

Музыка  народов  Балтии

5.02

Углубление  в  тему

Изучение  краткое  муз. культуры  народов,  характерные  черты  муз, языка., муз. инструменты

Проводить сравнительный  анализ

5

Музыка  Греции

12.02

Углубление  в  тему

Изучение  музыкального  и  исторического  наследия  Греции, мифы, легенды

Проводить  сравнительный  анализ

6

Музыка  Италии, Испании

19.02

Углубление  в  тему

Танцевальность,  песенность-основные жанры  в музыке  этих  народов

7

Музыка   Норвегии

26.02

Углубление  в  тему

Изучение  норвежской  муз. культуры,  Э.  Григ, особенность  норвежской  музыки

8

Музыка  Австрии

5.03

Углубление  в  тему

Венская  классическая  школа-  В.А, Моцарт, Й. Гайдн, Л. Бетховен

Знать  имена  классиков

9

Музыка  Германии

12.03

Углубление  в  тему

Изучение  немецких  классиков- И,С. Бах,  Л. ван  Бетховен

Знать  имена  немецких  классиков

10

Музыкальное  путешествие  по  Европе

19.03

повторение

Обобщение   тем  четверти

Исполнять, слушать, делать  сравнительный  анализ

4  четверть

Музыка  народов  Азии,  Африки,  Америки

1

Музыка  Закавказья

2.04

Углубление  в  тему

Изучение  муз. культуры  народов Закавказья ,  национальный  колорит,  особенности  

Уметь  проводить  сравительный  анализ

2

Музыка    Средней  Азии

9.04

Углубление  в   тему

Изучение  устной традиции народных  сказителей,  особенности  мелодики  народов

Уметь  проводить  сравнительный  анализ

3

Музыка  Индии

16.04

Углубление  в тему

Изучение   традиций  индийской  музыки,  тесная  связь  с  жестом,  движением, танцем

Знать  муз. инструменты,  проводить  сравнительный  анализ

4

Музыка   Японии

23.04

Углубление  в  тему

Изучение  японской  музыки.  Инструменты,  разбор  сказки

Знать  интересные факты  о  народе,  уметь делать  анализ

5

Музыка  Африки

30.04

Углубление  в  тему

Знакомство  с африканской   культурой,  музыкальность  африканцев,  джаз

Знать  термин- джаз, полиритмия

6

Музыка  Америки

7.05

Углубление  в тему

Творчество  американского  композитора   Дж.  Гершвина,  джазовая  музыка

Уметь   проводить  сравнительный  анализ

7

Музыкальный   круиз

14.05

Повторение

Обобщение   всех  музыкальных  культур  и народов

Знать   термины, инструменты,  характерные  черты,  особенности

8

Урок- концерт

21.05

повторение

Исполнение  всех  изученных   песен

Список научно-методической литературы.

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  4. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  5. Детская энциклопедия «Я познаю мир»
  6. Кейт Спенс  Популярная энциклопедия «Все  о музыке»  Белфакс
  7. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  8. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  9.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  10. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  11. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  12. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  13. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  14. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  15. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  16. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  17. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  18. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  2. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  3. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  4. «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  6. Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.
  7. Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
  8. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  9. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  12. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 200
  13. Песенные сборники.

Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»

Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Требования : 1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных  оценках,

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

   Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

 Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального  музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

     Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

     Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание  исполнительского плана

     Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение  результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

   Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение  использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение  целесообразности их  использования.

«3» (удовлетворительно)        

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует распознавание  и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

    Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)        

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

     К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

     Согласовано                                                              Согласовано

Протокол  заседания                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                      _________________ФИО

МБОУ СОШ  №  13                                             __   ___________2014года

От_______2014года №____

________    ___________

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...