Рабочая программа по музыке 2 класс УМК Школа России
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему

Метелёва Ирина Геннадьевна

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka_2_klass.docx67.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»

 

Согласована                                                                

с  заместителем директора по УВР

_____________ Л.Ю.Зятькова

 

    Утверждена

    Директор  школы

    __________ С.М.Боченова

   Приказ от  ________ 20__ г. № ___

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКА»

2 КЛАСС

      Составитель: Метелева Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов

                                                                                 Рассмотрена                                                                    

на  ШМО учителей

начальных классов

Протокол  

от  _________20__ г. № __

Ынырга 2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с нормативно правовой базой:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об  образовании в  Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт  начального  общего  образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 (с изменениями от 26 ноября 2010г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060);
  • Устав  МОУ «Ыныргинская СОШ»;
  • Положение о рабочей  программе  по  учебному предмету, курсу  МОУ «Ыныргинская СОШ»;
  • Учебный план  МОУ «Ыныргинская СОШ»  на 2017 – 2018 учебный год.

Данная программа разработана на основе:

  • Примерной программы начального общего образования по музыке;
  • Авторской программе Музыка. 1-4 классы. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение. – 2011.

Цели и задачи

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

      Авторская программа взята без изменений и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

1. Критская, Е. Д. Музыка. 2 класс  : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015. - 64 с.

2. Критская, Е.  Д.  Музыка.  2  класс  :  рабочая  тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций  /  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015. – 30 с.

Описание места предмета «Музыка» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во 2 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Формы организации учебного процесса:

 -  групповые, коллективные, классные и внеклассные.

  Виды организации учебной деятельности:

 - экскурсия, путешествие

2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Виды контроля:

 - вводный, текущий, итоговый

 - фронтальный, комбинированный,  устный

  Формы (приемы) контроля:

 - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Система оценки достижений учащихся

       Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.  

Критерии оценки.

 1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

       Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

 

                                    Слушание музыки.

     На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

 Нормы оценок:

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

                                     Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны -учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

                               

                                    Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке.             

      Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, соответствующие знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

 укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

 наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

 формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

 приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

 развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

 наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

 ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

 овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

 применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);

 планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

 участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

 умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

 развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

 развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

 общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

 представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

 использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

 готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

 участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

4) использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  •  воспринимать музыку различных жанров;
  •  эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  •  определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  •  общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  •  воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  •  продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  •  узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  •  исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Россия – Родина моя (3 часа).

Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.

День, полный событий (6 часов).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

О России петь – что стремиться в храм (5 часов).

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.

В музыкальном театре (5 часов).

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

В концертном зале (5 часов).

Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов).

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский.С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?


5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема,
тип
урока

Кол-во часов

Предметные результаты

обучающихся

Дата

1

2

3

4

5

Россия – Родина моя

1

Мелодия

(У., с. 8–9)

(вводный урок; урок-экскурсия)

1

Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку. Научатся: размышлять о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором)

2

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. (У., с. 10–13)

(изучение и закрепление новых знаний; Урок-путешествие
в концертный зал)

1

Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.

Научатся: петь хором и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений

3

Гимн России.

(У., с. 14–15)

(расширение и углубление знаний; урок- историческое путешествие)

1

Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры. Научатся: слушать и исполнять гимн, исполнять музыкальное произведение  в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки

День, полный событий

4

Музыкальные инструменты (фортепиано) (У., с. 18–19)

(расширение и углубление знаний; урок-путешествие

в концертный зал)

1

Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации. Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева)

5

Природа и музыка.

Прогулка. (У., с. 20–23)

(изучение нового материала; урок-путешествие)

1

Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского и С. Прокофьева. Узнают: понятия песенности, танцевальности и  маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке

6

Танцы, танцы, танцы…

(У., с. 24–25)

(расширение и углубление знаний; урок-танцкласс)

1

Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры. Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку

7

Эти разные марши.

Звучащие картины. (У., с. 26–29)

(закрепление нового материала; урок-путешествие
в картинную галерею)

1

Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. Научатся: определять на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков и мальчика, кузнечиков и месяца на примере пьес П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева

8

Расскажи сказку.  (У., с. 30–31)

(решение частных задач; урок-сказка)

1

Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке. Научатся: находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского и «Сказочка» С. С. Прокофьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку

9

Колыбельные. Мама.

(У., с. 32–35)

(обобщение и систематизация знаний, урок-игра)

1

Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма. Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Островского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев)

«О России петь – что стремиться в храм»

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

(У., с. 38–41)

(вводный урок; урок-путешествие в художественную галерею)

1

Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.

Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать в пластике движений и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи

11-12

Святые земли русской. Александр Невский. (У., с. 42–43)

Святые земли русской.

Сергий Радонежский. (У., с. 44–45)

(изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в историю)

2

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие. Научатся: называть имена святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев

13-14

Молитва (У., с. 46–47)

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

(У., с. 48–51)

(Закрепление нового материала, обобщение и систематизация. Урок-концерт)

2

Узнают: значение понятий: молитва, икона. Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва»,

«В церкви». Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки.

Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

15

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. (У., с. 54–59)

(повторение и закрепление изученного материала. Урок-игра)

1

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог. Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты, импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно

исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши

16

Музыка в народном стиле. Сочини песенку. (У., с. 62–65)

(изучение и закрепление изученного; урок-путешествие)

1

Узнают: значение понятий: авторская музыка в народном стиле. Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструментах, понимать и слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»)

17-18

Русские народные праздники: Проводы зимы.  (У., с. 66–67)

Встреча весны. (У., с. 68–69)

(повторение и закрепление изученного материала; урок-игра)

2

Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразительность, историю и содержание народных праздников.  Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия

В музыкальном театре

19-20

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет.

(У., с. 72–77) (изучение
и закрепление нового материала; урок-путешествие
в мир музыкального театра)

2

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина. Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера

М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев

оперы, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра.

(У., с. 78–81) (изучение нового материала; урок-путешествие в концертный зал)

1

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.

Научатся: представлять себя в роли дирижёра и дирижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля

22-23

Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. (У., с. 82–87)

(изучение и обобщение полученных знаний; урок-путешествие
в музыкальный театр)

2

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку

В концертном зале

24-25

Симфоническая сказка.

(С. С. Прокофьев «Петя и волк»)

(У., с. 90–93)

(изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку)

2

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра. Научатся: различать на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке

26

Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление.

 (У., с. 94 –97)

(изучение и закрепление нового материала; урок-экскурсия на выставку художника)

1

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей. Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять вырази-тельность и изобразительность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского

27-28

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

(У., с. 98–103) (закрепление и обобщение знаний; урок- путешествие в концертный зал)

2

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра,о жизни и творчестве В. А. Моцарта.

Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

29

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган).  «И всё это – И. С. Бах».

(У., с. 106-111) (изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие)

1

Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка, менуэт, аккомпанемент. Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»)

30

Всё в движении. Попутная песня.

(У., с. 112-115)

(повторение изученного материала, урок-путешествие)

1

Узнают: значение понятий: изобразительность
и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторами. Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки

31

«Музыка учит людей понимать друг друга». (У., с. 116-117)

(повторение изученного материала, урок-путешествие)

1

Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель. Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений

32

Два лада. Легенда. Природа и музыка. (У., с. 118-121) (изучение и закрепление полученных знаний; урок-путешествие в картинную галерею)

1

Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия. Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнительный анализ музыки,  слушать музыку, исполнять хором песни

33

Печаль моя светла.

(У., с. 122–125)

(повторение и обобщение полученных знаний, урок-путешествие)

1

Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музыкальных произведений и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении. Научатся: понимать основные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях

34

Первый. Мир композитора
(П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев).  Могут ли иссякнуть мелодии?

(У., с. 126-128)

(обобщение изученного материала. Заключительный урок-концерт)

1

Узнают:  могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы о предпочтительных музыкальных направлениях и любимых музыкальных произведениях своих одноклассников, послушают эти произведения.

Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишуи программу заключительного урока-концерта

6. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

Основная литература

  1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011. – 82 с.
  2. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс /  сост.  Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  3.  Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014. – 164 с.

 Дополнительная литература.

1. Алексеева, Л. Н. Музыка родной природы [Текст] : музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. – М. : Просвещение, 2001. – 112 с.

2. Критская, Е. Д. Уроки музыки : поурочные разработки : 1–4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2015. – 82 с.

 Информационно-коммуникативные средства.

1. Критская, Е. Д. Музыка. 1–4 классы [Электронный ресурс] : методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm

2. Критская, Е. Д. Музыка. Начальные классы. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

       Интернет – ресурсы:

1.Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

3.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

5. Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.

6. Соната. Не только классика. Образовательная мультимедиа программа.

7. Музыка в цифровом пространстве. Образовательная мультимедиа программа.

МОУ «Ыныргинсккая СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г.Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....

Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."

Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...

Рабочие программы для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование по математике, обучению грамоте, ИЗО, окружаещему миру, технологии, музыке,...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...