Главные вкладки

    "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."
    методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

    Михтеева Елена Юрьевна

    Урок музыки в 4 классе, по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. учащиеся знакомятся с лирикой в поэзии, музыки и живописи. Анализируют и сопоставляют музыкальные и живописные образы, придумывают вопросы по теме урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priyut_spokoystviya_trudov_i_vdohnovenya.docx30.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок музыки, 4 класс

    Раздел «День, полный событий»

                                            

    Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 

    Цель: познакомить обучающихся  с понятиями: лирика в поэзии и музыке, пастораль.

    Задачи:

    - вспомнить названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

    - развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки;

    Музыкальный материал: «В деревне» М. Мусоргский; «Осенняя песня» П. Чайковский; «Пастораль» Г. Свиридов ;«Осень» Г. Свиридов.

    Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент (музыкальное приветствие)

    Сегодня мы начинаем изучение нового раздела: «День, полный событий».

    СЛАЙД 1  «День, полный событий»

          Сегодня урок весьма необычен – это урок-путешествие, путешествие во времени.  Скажите, а когда путешествовать интереснее - когда маршрут уже давно проложен и хорошо известен, или заманчивее отправиться в ещё неизвестные для себя места?

    (Наверное, когда в неизвестное место, ведь открывать что-то новое всегда интересно!)

    -  Вот и сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Маршрут, которого вроде бы и известен, но для вас, я думаю, он станет во многом открытием. И сможем мы это сделать, не выходя из класса, пусть наши уроки на ближайшее время станут страничками альбома, поэтического и музыкального. И перелистывая его страницы, мы отправимся в те места, которые связаны с именем А. С. Пушкина.

    Слайд 2  Портрет А.С. Пушкина.

         Побываем там, где любил бывать сам поэт, о которых много и с любовью писал и в стихах, и в прозе, раскрывая лирические и драматические образы. Узнаем о том, какие русские композиторы нашли для себя в поэзии А.С. Пушкина источник вдохновения...

        Итак, путешествие во времени начинается - и мы переносимся на 180 лет назад... но так, как мы в том времени будем чужими, нам понадобится проводник и путеводитель...

          Пусть нашим проводником станет музыка, а путеводителем станут воспоминания современников поэта, отзывы о его творчестве известных писателей и поэтов.

    Слайд 3   Тема нашего урока «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

    2 . Повторение пройденного материала.

          Но перед началом нашего музыкального путешествия предлагаю вам викторину. Она поможет нам вспомнить творения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

    ЗАДАНИЕ: из набора слов нужно собрать названия сказок А. С. Пушкина

    3 . Изучение нового материала.

    СЛАЙД 4  Звучит пьеса М. Мусоргского «В деревне»

    «Приветствую тебя, пустынный уголок,

    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

    Где льётся дней моих невидимый поток

    На лоне счастья и забвенья»

    - Скажите, ребята, знаете ли вы, о каком родном для себя месте так проникновенно отозвался поэт?

    (Эти стихи написаны о Михайловском)

    Мы с вами в Михайловском. Музыка и стихи, которые сейчас прозвучали, перенесли нас в эти удивительные места.

    Природа здесь неяркая, неброская.

    СЛАЙД 5-7 Природа с. Михайловское

    Но именно она когда-то очаровала А. Пушкина, а он очаровал ею нас в своих стихах.

         Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом и всю природу вокруг.

    СЛАЙД 8  Домик А. С. Пушкина в Михайловском (вспомнить о няне А. Пушкина)

    Слайды  9-11 (читать текст на слайдах)

        Ну а теперь вы услышите строки поэта, которые вам, безусловно, хорошо знакомы. Вслушайтесь в них, подумайте, какие интонации звучат в словах А.С. Пушкина.

     О каком времени года поэт сочинил эти строчки?

    Слайд 12   (читаю  строки "Унылая пора!  Очей очарованье!")

    Какое время года любил поэт?

    (Больше всех времён года любил поэт осень)

    - Как вы думаете, одинаковое ли настроение в этих строчках?  

     - Можно ли эти настроения передать в музыке?

    - Какие средства музыкальной выразительности (лады, темп, тембры инструментов и др.) могут в этом помочь?

          Послушайте, как в одной строке меняется настроение: первая фраза настраивает на минорный лад, печально и тихо на душе… И вдруг – «очей очарованье!..»

         Я не случайно предложила вам прослушать стихи, а не прочитать их – каждая строчка у Александра Пушкина звучит какой-то своей, особой удивительно прекрасной мелодией.

    СЛАЙД 7 Звучат музыкальные сочинения: «Осенняя песнь» П. Чайковского; «Осень» Г. Свиридова; «Пастораль» Г. Свиридова

    - Вам знакомы эти  произведения? (ответы обучающихся)

    - Вспомните и назовите композиторов этих сочинений и их названия?

    (ответы обучающихся)

    Слайд 13 ПАСТОРАЛЬ – это жанр в литературе, живописи, музыке, рисующий простую сельскую жизнь.

    - Какое из произведений созвучно стихотворению А. С. Пушкина, его настроению в Михайловском? (ответы обучающихся)

         Характер музыки «Осенней песни» П. Чайковского наиболее близок настроению стихотворения А. Пушкина (в мелодии звучит и грусть, и восторженная радость)

          «Замечательная «Осенняя песнь», -  писал Б. Астафьев, - как образ октября, безусловно, русским пейзажем настроения, отвечающим подобного же содержания русским осеням в живописи».

    Откройте учебник на стр. 42 и рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА.

    СЛАЙД 14  «Осенние дожди» В. Попкова (картина)

     Перед нами картина Попкова «Осенние дожди».

    - Что мы видим на ней?

    - Как вы думаете, это просто изображение поэта на фоне природы? Или же

    художник нам хотел рассказать о внутреннем мире поэта, его чувствах?

    ( подвести к мысли, что это не просто изображение осенней природы, но и

    некое ощущение тревожности, царившей в душе поэта и переданное художником...)

         Художник изобразил Александра Сергеевича Пушкина, задумчиво глядящего вдаль. На картине осень, известный поэт стоит, опершись на колонну. Какие мысли бродят в его голове, какие гениальные замыслы навевает на него этот унылый и мрачный пейзаж? Об этом можно только догадываться.

        Но картина Попкова «Осенние дожди» очень живо рассказывает о том, что происходит в этот момент, запечатлённый художником. Если присмотреться, то картина  как будто оживает:

    Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву. Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше, мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра, его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему.

    На картине и, правда, какое - то грустное настроение, краски говорят об этом.  Они в основном серые, темно-коричневые... Может быть, и у А.С. Пушкина такое же грустное, и даже тоскливое настроение... Может быть, ему очень плохо здесь, в Михайловском, одному, без родных и друзей…

      - А кто-нибудь из вас обратил внимание на другие краски и оттенки цвета, присутствующие на картине? Так ли уж всё безрадостно здесь?

    ( Нет, здесь есть и светлое настроение в красках желтый, оранжевый цвет…)

    - Может быть, поэт думает о чем – то хорошем, ведь это его любимые места?..

    Картина Виктора Попкова – это не просто дивная осенняя природа. Элегичность всего строя картины несёт в себе в то же время тревожное предчувствие.

    - Созвучна ли картина «Осенние дожди» и «Осенняя песня» П. Чайковского?

    Вспомните песни об осени.

    Исполнение песен.

    4. Подведение итогов урока.

    Слайд 15

    Придумайте 5 вопросов к нашему уроку (работа группами)

    Что нового вы узнали из урока?

    - Назовите населённый пункт, в котором мы заочно побывали? (село Михайловское)

    - С чьим именем навсегда связано это село? (Александр Сергеевич Пушкин)

         Вот и подошел к концу наш урок, посвященный осенней поэзии А.С. Пушкина и осенним музыкальным пейзажам, написанным русскими композиторами Г. Свиридовым и П.Чайковским. Надеюсь, что столь необычное путешествие вместе с поэтом по его любимым местам оказалось интересным для вас, и значит,  мы будем путешествовать дальше...

     Мы не прощаемся с этими удивительными местами.

    5.Домашнее задание:

    Нарисуйте осенние пейзажи с. Михайловское и подберите музыкальное произведение созвучное вашему пейзажу.

    Слайд 16

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы адаптации детей в приюте.

    В статье говорится о проблемах адаптации , с которыми сталкиваются дети находящиеся в приюте, а также о том, как их надо решать....

    Взаимодействие с детьми в условиях повседневной жизни в приюте.

    В статье говорится о психолого-педагогических приёмах,которые помогут личностному развитию ребёнка в приюте....

    Долгосрочный проект «Путешествие в страну Спокойствия»

    Проект предназначен для родителей и педагогов, работающих и воспитывающих детей с высоким уровнем агрессивности...

    Сценарий праздника "С юбилеем, дорогой приют!"

    Сценарий открытого мероприятия, посвященного празднованию юбилея  приюта...

    Как сохранить душевное спокойствие

    Практические рекомендации психолога для родителей ...

    Урок 4 класса "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"

    урок освоенния новых знаний. первый урок раздела "День полный событий программы "Музыка" Критской. при музицировании на уроке использовалась программа виртуального пианино. скачать...