Главные вкладки

    Урок 4 класса "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"
    план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

    Шарыгина Альбина Александровна

    урок освоенния новых знаний. первый урок раздела "День полный событий программы "Музыка" Критской. 

    при музицировании на уроке использовалась программа виртуального пианино. скачать можно с яндекс диска https://yadi.sk/d/YaqqR95w693RvA

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа: авторы - Е.Г. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 

    Раздел:  «День, полный событий».

    Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

    Класс: 4

    Тип урока:  урок  открытия нового знания.

    Форма проведения:  интегрированный урок с ИКТ.

    ЦЕЛЬ урока: Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

    Планируемые результаты:

    понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений;

    знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке, названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

    уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

    сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

    уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

    формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов.

    Материально-техническое оснащение: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, ноутбуки для каждого ученика.

    Образовательные ресурсы:

    учебник «Музыка. 4 класс», авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

    нотная хрестоматия,  4 класс;

    фонохрестоматия,  4 класс;

    презентация

    Раздаточный материал:

    карточки для заполнения таблицы

    цветная бумага для создания палитры

    трёхцветные нотки для рефлексии

    словарь Ражникова

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Заход в класс под музыку «Осень» Свиридова

    Музыкальное приветствие

    У.: Сегодня у нас очень интересный и необычный урок. А необычный он потому, что у нас сегодня гости. Повернитесь и улыбкой поприветствуйте их.

    Чтобы настроится на урок, давайте  исполним песню «о России».

    С какой интонацией вы исполняли эту песню?

    Здравствуйте!

    Исполняют знакомую песню.

    С воодушевлением, любуясь красотами Родины

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

    Коммуникативные: Участвовать в коллективном  исполнении музыкального материала.

    Мотивация учебной деятельности

    Давайте вспомним (блиц - опрос): Что такое вокализ, сопрано, интонация, лирика? Как может звучать лирика?

    Как мы это узнаем? Что нам понадобиться?

    Откройте учебник на с. 40. Что на ней изображено? Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника: «День, полный событий».

    Отвечают на вопросы и задаются вопросом, что такое пастораль и интонация

    Прочтём в учебнике, посмотрим в словаре.

    Осень золотая, парк, лавочка.

    Коммуникативные

    формирование умения отвечать на поставленный вопрос

    Познавательные

    поиск и выделение необходимой информации

    Постановка цели и задач урока

    5

    А проводником будет…

    Скажите, пожалуйста, как зовут этого человека? (внимание на слайд с Пушкиным)

     Какое время года у него самое любимое?

    Как вы думаете с какой интонацией могут звучат произведения об осени?

    Лирические стихи могут быть об осени?

    Что нужно человеку для творчества?

    Можно назвать это приютом?

    Откройте 42 стр. и прочитайте тему урока.

    Посмотрите на разворот учебника и скажите, что мы будем делать на уроке?

    Что нового узнаем?

    А. С. Пушкин

    Осень

    Да

    Уединение

    Да потому, что приют – это когда тепло, уютно и за тобой ухаживают.

    Читают из учебника

    Слушать музыку читать стихотворения Пушкина и смотреть картину.

    Узнаем, что такое лирика и интонация произведений искусства.

    Планирование учебного сотрудничества и с учителями и сверстниками.

    Актуализация знаний

    8

    Приютом Пушкин называл свое имение Михайловское. Хотите посмотреть на него? Тогда внимание на слайд. (переход по виртуальной ссылке в Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" pushkin.ellink.ru/)

    (звучит: «Пастораль»  Георгия Свиридова) Приветствую тебя, пустынный уголок,

    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

    Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. 

    Я твой: люблю сей тёмный сад

    С его прохладой и цветами,
    Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

    Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
    Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда,

    За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты,

    На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда…

     Мы с вами в Михайловском…

    Когда у поэта спросили, каков его кабинет, он ответил: «Деревня – вот мой кабинет», подразумевая под словом «деревня» и свой деревянный дом, и избушку няни, и всю природу вокруг.

    Стихи, которые я вам прочитала, наполнены какой интонацией? Можно сказать, что они передают чувства поэта?

    Музыку, которая помогла нам наслаждаться красотами Михайловского, написал русский композитор Георгий Свиридов. Это из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель», а называется   произведение-

     Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

    С какой интонацией звучит «Пастораль» Свиридова? Какую картину можно представить? Можно назвать её лирической? Передаёт она чувства композитора?

     Смотрят видеоряд

    Повествовательной, создается образ деревни

    Да

    повествовательной

    деревни, сельской жизни

    да

    да

    Познавательные:

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    Регулятивные:

    фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные:

    Планирование учебного сотрудничества и с учителями и сверстниками.

    Первичное усвоение новых знаний

    9

    10

    11

    Найдите на с. 43 нотную строчку «Пасторали». Прохлопаем ритмический рисунок, пропевая «про себя».  

    Хотите её проиграть на музыкальном  инструменте?

    На рабочем столе найдите значок с клавиатурой – нажмите на него.

    У вас откроется клавиатура. На клавиатурах ноутбука есть буквы К по Х (русские буквы внизу кнопок) спрятались ноты.  До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Нажимайте на них и у вас получится музыка. Все мы знаем нотную гамму. Сколько нот в музыке?

    1 и 3 ряд играют 1 фразу внимательнее, постарайтесь поставить на каждую нужную кнопку палец и перебирать ими в нужном порядке. 2 ряд – 2 фразу.

    Играем медленно смотрим и на клавиатуру и слайд, чтобы знать какую кнопку нажимать далее.

    (проигрываю сама)

    Найдите в  учебнике на  с. 43, отрывок из стихотворения А. С. – созвучна ли «пастораль» с этой строчкой?

    Какая в ней интонация? Давайте разберём.

    УНЫЛАЯ ПОРА

    С каким настроением я произнесла?

    Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу «унылая пора»?

    А почему вы будете рисовать такими красками?

    А как же в музыке можно изображать это настроение? Какие нужны музыкальные средства?

    ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ Ребята, а здесь какое настроение? Изменилось?

    Если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали эту фразу? (Из предложенных цветов выбрать и прикрепить на доске)

    Почему вы будете рисовать такими красками?

    А как же в музыке будем изображать эту фразу? Какие нужны музыкальные средства?

    Прохлопывают ритмический рисунок

    Дети пробуют нажимать на клавиши пианино.

    7 нот. До Ре Ми Фа Соль Ля Си

    Нажимают клавиши ноутбука по рядам 1-3 ряд: кук   Ц  н  Е      Ц  

    2 ряд: цнец   К   цнец   У

    нет

    С интонацией тоски, печали, задумчивости.

    Создают палитру: Серые, чёрные, коричневые.

    Потому что грустно на душе мрачно, тоскливо.

    Будем играть тихо(пиано), медленно, протяжно, в минорном ладу.

    Да, изменилось, стало радостным, светлым, он восклицает.

    Жёлтыми, красными, оранжевыми, зелёными, голубыми.

    с радостью, с улыбкой громко, быстро, в мажорном ладу.

    Физ. минутка

    Динамическая пауза под музыку «Осенняя песня» Чайковского

    А  сейчас мы немного отдохнём и представим себя в лесу и  выполним упражнение «листопад ». Все встали и подняли руки вверх и под музыку изобразили дуновение ветра. А теперь под музыку мысленно ,взглядом ,ловим летящие листья, которые падают на ваши плечи, плечи соседа, а теперь посмотрели в небо и увидели как они там кружат.

    Выполняют движение под музыку.

    Первичная проверка понимания

    14

    Послушайте стихотворение, которое подготовила для вас Оля Пономаренко, и определите какое настроение, оно вызывает и созвучна ли музыка П. И. Чайковского с ним.  Как бы вы назвали эту музыку?

    Оля читает под «Осеннюю песню» : Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса…  Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

    Какая интонация у стихотворения и музыкального произведения?

    Как бы вы назвали эту музыку?

    Чайковский создал цикл ф-ных пьес «Времена года» и каждому месяцу посвятил отдельную пьесу. Как, по вашему, какой месяц мы услышали,  и  какое название вы ему бы  добавили?

    Какую картину можно нарисовать слушая стихотворение и музыку. Расскажите. Какие цвета будете использовать.

    Мечтательной задумчивости

    Осень

    Октябрь

    песня

    устное рисование: парк, осенняя листва, солнце и дождь.

    Регулятивные

    осмысленность и обобщенность учебных действий

    Познавательные

    поиск и выделение необходимой информации;

    овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений.

    Коммуникативные

    формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

    16

    17

    А как же художники изображали пушкинскую осень? Рассмотрите картину художника ВИКТОРА ПОПКОВА в учебнике на странице 42.

    Итак, перед нами картина Попкова «Осенние дожди». Что мы видим на ней?

    -Какое время года изображено?

    -Какими красками изображена эта осень?

    -Можно ли эту осень назвать «золотой»?

    -А в каком ладу звучит эта картина?

    -что делает  Пушкин?

    Если присмотреться, то она как будто оживает. Я предлагаю вам озвучить картину, добавить звук, поможет нам в этом программа пианино. Нажмите  на окошечко и выберите необходимый тембр, работаем по рядам. 1 ряд – шум дождя (Seashore) как он будет звучать высоко или низко?, 2 ряд – шум капель по крыше (Agogo) как он будет звучать высоко или низко?, 3 ряд – шум ветра (Whistle) вам понадобиться один или несколько звуков? Внимательно смотрим на меня, как только я делаю паузу – мы слушаем вас по очереди, опускаю руку – вы перестаете играть.

    Пушкина на крыльце

    Осень

    Серыми с золотой листвой

    Несовсем

    Минор с вкраплением минора

    Озвучивают картину

    Регулятивные

    планирование собственных действий в процессе восприятия музыки;

    - осмысленность и обобщенность учебных действий

    Первичное закрепление

    19

    20

    Озвучить картину с помощью программы pianino. Вот деревья гнутся под порывами дождя, теряя последнюю листву(Seashore). Вот Пушкин стоит, обхватив себя рукою за плечо. Сразу на ум приходит шум дождевых капель по земле и крыше(Agogo), мы как будто слышим шум сурового осеннего ветра(Whistle), его порывы раздувают полы чёрного сюртука. Но поэт и не думает уходить с холодной улицы, плохая погода – не помеха ему.

    Озвучивание картины помогло нам прочувствовать её интонацию? Можем ли мы назвать её лирической?

    Картина Виктора Попкова – это не просто дивная осенняя природа.

    Какую музыку можно включить при просмотре картины Чайковского или Свиридова?

    Давайте объединим всё, что мы делали на уроке и заполним таблицу (Приложение 1). Работаем в парах.

    (На столах заготовленные карточки с именами композиторов, названиями произведений и эпитетами. В столбиках написано имя.)

    Вам необходимо в пустые клеточки вставить соответствующую карточку.     1 ряд заполняет столбик Чайковский.      2 ряд – Попков. 3 ряд – Пушкин.

    Проверяем правильность заполнения сверяя со слайдом. У всех правильно получилось, в чём ваша ошибка?

    Можем мы сказать, что такое лирика? Какой мы можем сделать вывод?

    Искусство А. Пушкина, В. Попкова, П. Чайковского – это родственный взгляд на мир. Взгляд людей, влюблённых в красоту родной природы.

    Давайте подведем итог урока и будем использовать компьютер. Откройте тест. Правильно ответив на вопросы по теме сегодняшнего урока вы получите оценку за работу на уроке.

    да

    Задумчивости

    Чайковского

    Работа в парах вспоминают услышанные произведения

    чувства человека, выраженные искусством

    Выполняют тест

    Информация о дом. задании

    22

     Домашнее задание у вас будет нарисовать ваше впечатление от услышанной музыки на уроке, вспомните, какую палитру вы будете использовать.

    Наш земляк Георгий Струве на стихи Пушкина сочинил такую песню, послушайте и определите какая интонация у этого произведения.

    Пою «Уж небо осенью дышало…»

    Давайте разучим 1 куплет.

    Слова на слайде, приём «Эхо»

    Задумчивость, тоска, печаль.

    Разучивают песню.

    Рефлексия

    25

    26

    27

    Какая у нас была цель?

    Что объединило музыку, поэзию и живопись?

    Что нового узнали на уроке?

    Все ли понравилось?

    Хорошо ли вы работали на уроке? Выберите из предложенных ноток, которые  лежат у вас на столе, и оцените себя

    Красная -  работал на уроке много и с увлечением;
    жёлтая - Мне было интересно, но я был не очень активен;
    Зелёная - Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен.

    Спасибо за урок!

    До свидания

    Лирика в произведениях искусства

    Лирическая интонация.

    Новые музыкальные произведения, программу «Пианино»

    Да

    До свидания

    Личностные:

    способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

    Слайд 2

    Георгий Свиридов Пастораль – это жанр в литературе, живописи, рисующий простую сельскую ж изнь Унылая пора! Очей очарованье!

    Слайд 3

    Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

    Слайд 4

    Петр Ильич Чайковский «Осенняя песня » «Осенние дожди» Виктор Попков

    Слайд 5

    Заполните таблицу А. Пушкин П. Чайковский В. Попков профессия профессия профессия Название произведения Название произведения Название произведения Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения А. Пушкин П. Чайковский В. Попков Поэт композитор художник «Унылая пора! Очей очарованье!» «Осенняя песнь» («Октябрь») «Осенние дожди» Лирика- это чувства человека, выраженное искусством

    Слайд 6

    Что объединило музыку, поэзию и живопись? Что нового узнали на уроке? Все ли понравилось? Красная - работал на уроке много и с увлечением; Жёлтая - Мне было интересно, но я был не очень активен; Зелёная - Я сегодня работал не очень хорошо, но на следующем уроке буду более активен. Рефлексия Спасибо за урок! Домашнее задание Нарисовать ваше впечатление от услышанной музыки на уроке.



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    А. Пушкин

    П. Чайковский

    В. Попков

    Поэт

    Композитор

    Художник

    «Унылая пора! Очей очарованье!»

    «Осенняя песнь» («Октябрь»)

    «Осенние дожди»

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    А. Пушкин

    П. Чайковский

    В. Попков

    Поэт

    Композитор

    Художник

    «Унылая пора! Очей очарованье!»

    «Осенняя песнь» («Октябрь»)

    «Осенние дожди»

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    А. Пушкин

    П. Чайковский

    В. Попков

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    А. Пушкин

    П. Чайковский

    В. Попков

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения

    Синонимы из словаря эмоций, передающие настроение произведения


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    5 5 Всего заданий Время тестирования мин. Введите фамилию и имя Тест по теме «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» 1.2 True True False True Начать тестирование 5 True

    Слайд 2

    1 04:51 Задание Зима Пастораль Пушкин Далее ► 1 0 2 1 3 0 Как называется произведение из музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель» ?

    Слайд 3

    2 Задание П.И.Чайковский Н.А.Римский-Корсаков И.С.Бах Далее ► 1 1 2 0 3 0 Вспомните имя композитора, автора «Осенней песни»?

    Слайд 4

    3 Задание Осенние дожди Весна Дума Далее ► 1 1 2 0 3 0 Как называется картина В. Попкова, на которой изображён А.С. Пушкин?

    Слайд 5

    4 Задание «Листья пожелтели, птицы улетели» «Скучная картина! Тучи без конца…» «Унылая пора! Очей очарованье!» Далее ► 1 0 2 0 3 1 Чьи строки принадлежат А.С. Пушкину?

    Слайд 6

    5 Задание Музыкальный инструмент Чувства человека Композитор Итоги ► 1 0 2 1 3 0 Лирика это…

    Слайд 7

    Всего заданий Затрачено времени Снова Выход Правильных ответов в процентах Оценка Результаты тестирования Подождите! Идет обработка данных Ошибки в выборе ответов на задания:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по занимательному труду.Лепка дымковской игрушки.Барыня.

    Урок по занимательному труду.Тема урока "Барыня."Лепка дымковских игрушек.Урок для 4 классов в коррекционых школах 8 вида.Тема:Лепка дымковской игрушки.Барыня. Цель: познакомить детей с последователь...

    Интегрированный урок математики и труда 4 класс Тема. «Виды треугольников. Закрепление. Игрушка – оригами «Мышка»

    Цели урока.Формировать представление о видах треугольников; работать над вычислительными навыками; закреплять умение решать задачи на движение; развивать логическое мышление; изготовить игрушку ...

    презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена"

    презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена". УМК  "Начальная школа XXI века", 3 класс...

    ГБОУ СОШ №6 г.о.Жигулёвск . комбинированный урок изо-музыка-труд

    Комбинированный урок : изо-труд-музыка. Этот урок проводился в 1 классе....

    Урок окружающего мира "Труд человека", 1 класс

    Урок окружающего мира по теме "Труд человека" , 1 класс, система Л.В.Занкова. Разработка урока с презентацией и набором пословиц для работы в группах....

    "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья..."

    Урок музыки в 4 классе, по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. учащиеся знакомятся с лирикой в поэзии, музыки и живописи. Анализируют и сопоставляют музыкальные и живописные образы, придумывают в...

    Урок музыки В краю великих вдохновений"

    урок музыки в 4 классе. Опера " Сказка о царе салтане" Римский- Корсаков....