Встреча весны.Традиции наших предков
занимательные факты по музыке (3, 4 класс) на тему

Кузнецова Надежда Алексеевна

Веснянки. Как традиционно встречали весну на Руси и в Коми крае. материал для внеклассной работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Весна. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси  раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

По Православному же календарю – это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".

В весенних закличках - веснянках - обращались к самой весне и верным ее спутникам – перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать».

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег тает, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день. 

Заклички 22 марта

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков (Слайд4)

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", (которых называли детьми или братьями перелетных птиц) их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

  Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. А кто постарше  и гадали: запекали в птичку: кольцо, монету, щепку, уголек. Кольцо – свадьба, монеты – богатство, щепка – гроб, и т. д. (причём, чтоб хорошее сбылось, обязательно должны были присутствовать  и плохие приметы)

(Слайд5)Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички. 

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… 

Слайд6 -Детям делали свистульки, и ребята, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и пошло название “Весновка-свистунья”.

 Слайд7 Свистульки могли быть деревянные, глиняные, а в нашем детстве были уже пластмассовые.

. На  первом уроке  мои ребята готовили свистульки из подручного материала( ручки и их колпачки, фломастеры)  на другой урок несли уже  домашние заготовки. Давайте и мы попробуем  посвистеть

 Слайд 8  ритмическая работа

( слайд 9) Обряд отпускания птиц на волю

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!


Как  же встречали Весну  в Коми крае ? Многие  коми традиции совпадают с русскими. Но всё же я нашла кое-что интересное.

(Слайд 10) Посмотрите, кто знает, как называется эта птица?

В народном календаре коми-язьвинцев наступление весны связывается с прилетом птицы трясогузки, которая на коми-язьвинском языке зовется сарчиком. Истоки обряда встречи сарчика - в глубинной истории народа. Сохраняется убеждение, что птицу, как символ весны и лета, необходимо встретить и задобрить, чтобы она помогла вырастить хороший урожай, избавиться от несчастий.

     Цитирую фрагмент радиопередачи «Пермская Этнология»из сайта «Коми язьвинцы» :       Сарчик - это название у них трясогузки, птичка очень красивая. Они издавна ждали весной прилета этой птички, потому что по прилету этой птички они определяли, какое будет лето: хорошее, плохое. Если хорошее, то урожайное будет. Определяли так. Как только птичка прилетает, должны были обязательно заприметить, как она летает – или высоко над землей или она на земле. И если летит  высоко, это значит, она обещает лето очень урожайное. А если низко, то тогда плохое лето. По традиции, как только птичка прилетала, шли на окраину деревни, разводили костер приходили с пивом обязательно, это ритуальное было пиво, с хлебом, с печеньем, своими пряниками. Шла в основном молодежь на окраину, сидели долго у костра, пили по кругу пиво, развлекались, пели песни, прыгали через  костер, играли обязательно на гармошке. Это должен был быть очень веселый праздник. Почему веселый? Потому что надо было показать сарчику, что здесь веселый народ живет, и он хочет жить дальше вот с этим весельем, без грусти.  И в этот день нужно обязательно, развести костер,  чтобы огонь придал силу земле, усилил ее плодородие. Вот этим костром, огнем человек усиливал плодородные силы земли. Поэтому нужен костер был обязательно. 

Каждый год во второй половине марта коми-язьвинцы (одна из этнических фино-угорских сообществ) совершают древний обряд встречи весны

             Ну вот мы добрались до веснянок. Коротенькие, максимально простые и удобные, Веснянки предоставляют учителю музыки бесценный интонационный материал. Их можно петь в полуречевой манере, благо сам жанр это предполагает. Более того, весеннюю закличку не грех и прокричать. Особенно если выйти на улицу, и не переживать по поводу временного выпадения из академической манеры пения.

Но многие веснянки хорошо звучат и в классической манере и прекрасно «работают» на вокальное развитие классного хора. Компактный диапазон, повторяющиеся мотивы делают их очень наглядными и для целей освоения нотной грамоты. Единственное ограничение, о котором нельзя забывать касается времени исполнения – веснянки должны звучать все-таки  весной. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Встреча весны На Руси весну кликали несколько раз

Слайд 2

22 марта – «Жаворонки» 22 марта по народному календарю день Жаворонки . По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну . На деревьях развешивали печенье – «жаворонков».

Слайд 8

7апреля - Б лаговещенье. Обряд выпускания птиц на волю

Слайд 9

Кузь б ö жа сырчик , плиска сырчикл ö н в ö сни кокыс , да йи чегъял ö — у трясогузки тонкие ноги, но лёд ломает (о весеннем прилёте трясогузки и о совпадении с её прилётом поломки льда на реках)

Слайд 10

« Сарчик приносит весну». Ежегодно во второй половине мая коми-язьвинцы проводят традиционный этно-культурный праздник

Слайд 11

Праздник действительно воссоздан таким, каким его отмечали далекие предки во глубине веков.

Слайд 12

. . Вес - на красна -я теп - ло ле - теч - ко Вот при шла вес на, вес на красна - я При-нес - ла вес - на зо-ло - ты клю - чи

Слайд 13

1.Весна красная, тепло летечко , Вот пришла весна, весна красная! Принесла весна золоты ключи ( 2раза) 2 . Ты замкни, весна,зиму лютую, Отомкни , весна , тепло летечко , Зароди весна, жито густое, Жито густое, колосистое . 3.Чтобы было с чего пиво варити , Чтобы было с чего пирогов напечь З ароди весна, жито густое, Жито густое, колосистое.

Слайд 14

Чувиль-виль- виль , жавороно чек , принеси вес ну на своём хво сту , На сохе, боро не , на ржаной коп не , На сохе, боро не на овсяном сно пе . Уж ты, пта шечка , ты залёт ная ! ты слетай на си … сине море , Ты возьми ключи да весенн ие , замкни зи мушку , открой ле тецо !

Слайд 15

проигрыш солнышко-вёдрышко! выгляни , высвети. где твои детки? сидят на запечке . сидят на запечке, лепёшки валяют, лепёшки валяют , тебя поджидают!

Слайд 16

Проигрыш Все музыкальные инструменты р mf Свистульки, хор: Весна красная , тепло летечко , Вот пришла весна, весна красная! Принесла весна золоты ключи (2раза ) Все: Ты замкни, весна,зиму лютую, Отомкни , весна,тепло летечко ! тихо

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Куда и как селились наши предки

Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими ...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.

Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча весны. Игры наших предков.Цель: формирование познавательного интереса младших школьников....