Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (2 класс)

Рабочая программа по музыке 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_muzyke.docx189.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе                                                                                 по музыке  на 2018- 2019 учебный год

Класс- 2

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   авторской программы Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной  

 

        Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.  

Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования на основе целевой установки:

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение и импровизации)                                                                                                                                                             .                                                                                                                                                     ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                                                                                        Целенаправленная организация и планомерное формирование учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся    

 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во  2 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

  • Слушание музыки
  •  Пение
  • Драматизация музыкальных произведений 
  • Музыкально-пластическое движение                                                                    

.                                                                                                                                 Содержание программы  

                                                                                                                                 Программа состоит из 7 разделов.                                                                        

                                                                                       Раздел 1. Россия - Родина моя (5 ч).                                                                                           Раздел 2. День, полный событий (5 ч).                                                                                 Раздел 3. О России петь - что стремиться в храм (4 ч).                                               Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч).                                                        Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)                                                                                    Раздел 6. В концертном зале ( 6 ч)                                                                                           Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (4 ч).

 

Программа содержит развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков, с помощью которых формируются универсальные учебные действия.

Составитель: учитель начальных классов Булатова В.А.

 

  

 

 


 C:\Users\User\Pictures\Сканы\2 класс\музыка.tif


Содержание

1. Пояснительная записка                                                                              4               2.Общая характеристика   предмета                                                             5                      3. Описание  места учебного предмета в учебном плане                           5    4.Личностные,  метапредметные,  предметные результаты                      6 -10 5.Содержание учебного предмета (курса)                                                  10 - 12                                   6. Тематическое планирование                                                                    12  7.Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение                 образовательной   деятельности                                                                    13                        8. Планируемые результаты изучения учебного предмета                       13 - 15                                                                                                             9.Календарно - тематическое планирование                                              16 - 23

МУЗЫКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по музыке   для 2 класса  разработана  на основе       федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( утверждён приказом Минобрнауки России 17 декабря  2010 года "1897, с  последующими  изменениями от 31 декабря2015 №1577)   с   учетом требований:

  •  Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 " Об образовании в Российской  Федерации";
  •  Приказа Министерства образования и науки России от 31 марта 2014 года  № 253 " Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, среднего общего образования (с изменениями от 26 января 2016 года № 38);
  •   СанПиН 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены  постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189, с последующими изменениями от 24.11.2015);
  • авторской программы по музыке Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной . Музыка .Рабочие программы.1-4  -классы" М.: Просвещение,2014;                                                                                                                                                                   для образовательных организаций    . Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций.   – М. : Просвещение, 2014.
  • письма Департамента государственной политики в сфере общего образования "О рабочих   программах учебных предметов" от 28.10.2015 № 08 - 1786;
  • учебного плана МОКУ Практичанская ООШ на 2018 - 2019 учебный год.

 учебника . Музыка 1 класс :  для общеобразоват. организаций     Критская, Е. Д.  : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2014.                                                             

 

    Цели:

– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;

– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной  памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-об-разного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

 

                 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки во 2 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные , предметные результаты

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Учащиеся научатся:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
  • решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
  1. проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).                                                                                                              Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:                                                                                            - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;                                                - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;                                  - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструменталь- ное музицирование, импровизация и др.).

Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:

  • устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
  • освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Учащиеся научатся:

  • понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности, музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;  творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;
  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

Метапредметными результатами изучения музыки являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
  • работа с разными источниками информации; стремление к самостоя -тельному общению с искусством и художественному самообразованию;
  • умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать образный строй художественных произведений; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • передавать свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно- эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Россия – Родина моя (3 часа).

Мелодия. «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Гимн России.

День, полный событий (6 часов).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

О России петь – что стремиться в храм (5 часов).

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.

В музыкальном театре (5 часов).

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

В концертном зале (5 часов).

Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов).

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?

  музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

 День, полный событий (6 часов).

Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

О России петь – что стремиться в храм (5 часов).

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли рус-ской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 часа).

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Русские народные праздники: Проводы зимы. Встреча весны.

В музыкальном театре (5 часов).

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.

В концертном зале (5 часов).

Симфоническая сказка (С. С. Прокофьев «Петя и Волк»). Картинки с выставки (М. П. Мусоргский). Музыкальное впечатление. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов).

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это – Бах. Всё в движении. Попутная песня. «Музыка учит людей понимать друг друга». Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора (П. И. Чайковский. С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?

                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                                               

                 п/п

                 Наименование разделов  

Всего часов  

1

Россия – Родина моя  

3

2

День, полный событий  

6

3

О России петь – что стремиться в храм  

5

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  

4

5

 В музыкальном театре  

5

6

В концертном зале  

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…  

6

                                     Итого  

 34    часа  

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

 Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ-ОБЕСПЕЧЕНИЕ                                                                                               1. Сборники песен и хоров.

2. Книги о  музыке и  музыкантах.  Научно-популярная  литература по искусству.

3. Портреты композиторов.

4. Альбомы с демонстрационным материалом.

5. Музыкальные инструменты.

6. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

7. Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей.

8. Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.

  Технические средства обучения:

Экспозиционный экран.

Персональный ноутбук.

Образовательные ресурсы (диски).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учащиеся научатся:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);
  • решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных событиях школы;
  1. проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).                                                                                                              Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Музыка», включающей в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:                                                                                            - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;                                                - сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;                                  - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструменталь- ное музицирование, импровизация и др.).

 

 


                                 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ "МУЗЫКА",  2 КЛАСС (34 часа)

                                                                                   

п/п

Дата

Раздел

Тема урока

Основные  виды учебной деятельности

Домашнее задание

1 четверть (8 ч)

Раздел 1. Россия - Родина моя (3 ч)

1

04.09

Мелодия. Образы родной природы в музыке русских  композиторов

Узнают что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку.

Научатся  размышлять о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором)

Нарисуйте рисунок на тему "Родная природа"

2

11.09

Здравствуй,  Родина моя! Моя Россия

 Узнают  смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.

Научатся  петь хором
и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»
 и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений

Раскрасьте рисунок  

3

18.09

Гимн России

 Узнают  символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры.

Научатся  слушать и исполнять гимн, исполнять музыкальное произведение  в хоре, выполнять интонационно - образный анализ музыки

Выучите  текст  Гимна  России

Раздел 2.  День полный событий (5 ч)

4

25.09

Музыкальные инструменты - фортепиано

Узнают  понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный альбом, интонации.

Научатся  называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты, определять, как они связаны между собой (на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки»  С. С. Прокофьева)

Подберите стихи или рассказы к музыкальным произведениям

5

02.10

Природа и музыка. Прогулка

 Научатся  определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргского  и С. Прокофьева. маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке

Узнают  понятия песенности, танцевальности и маршевости,  мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке

Подберите стихи о природе

6

09.10

Танцы, танцы, танцы…

 Узнают  названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры.

Научатся  различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку

Выучите текст песни

7

16.10

Эти разные марши. Звучащие картины

 Узнают  отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага. 

Научатся определять   на слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатиков  и мальчика, кузнечиков

и месяца на примере пьес П. И. Чайковского   и
  С. С. Прокофьева

Выполните  задания  по карточке

8

23.10

Расскажи сказку 

Узнают  значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.

Научатся  находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковского и «Сказочка» С. С. Прокофьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку

Нарисуйте рисунок  и сочините  к нему сказку

2 четверть

Раздел 2.  День полный событий (1 ч)

9

06.11

Колыбельные.Мама

Узнают  значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма.

Научатся  слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова,           А. Островского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев)                                                   

Спойте  колыбельные  песни

Раздел 3. О России петь,  что стремиться в храм (5 ч)

10

13.11

Великий колокольный звон. Звучащие картины

Узнают названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.

Научатся  определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передавать  в пластике движений  и в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи

Выучите  тексты  песен

  11

20.11

Звучащие картины

Познакомятся   с разнообразием колокольных звонов, с композиторами, включавшими звоны колоколов в свои произведения; помочь учащимся определить, какая музыка звучит на картинах художников 

Подберите стихи по теме

  12

27.11

Святые земли Русской: Александр Невский,

Сергий Радонежский

Узнают значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие.

Научатся  называть имена святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев

Выучите  текст песни

13

04.12

  Жанры молитвы                                                           

Узнают  значение понятий: молитва, икона.

Научатся  проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Разучите  и спойте  рождественскую песню

14

11.12

С Рождеством Христовым!  Музыка на новогоднем празднике

 Узнают  значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки.

Научатся  выразительно исполнять рождественские песнопения

Разучите  песни - колядки к празднику Рождества Христова

  Раздел 4.  Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

15

18.12

 Русские народные инструменты

Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.

Научатся  называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты, импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»  выразительно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши

Нарисуйте рисунок по теме

16

25.12

Плясовые наигрыши. Разыграй песню

 Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.

Научатся  называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты, импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»  выразительно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши

Расскажите  о русских народных инструментах

3 четверть ( 10 ч)

17

15.01

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

Узнают  значение понятий: авторская музыка
в народном стиле.

Научатся  сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструментах, понимать и слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер»)

Сочините песенку

18

22.01

Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны

Узнают  значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразительность, историю и содержание народных праздников.

Научатся  выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия

Разыграйте с друзьями песню

Раздел 5. В музыкальном театре (5 ч)

19

29.01

Сказка будет впереди. Детский  музыкальный театр: опера, балет

Узнают значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.

Научатся  называть имена композиторов, названия произведений (опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев оперы, сопоставлять
и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла

Нарисуйте рисунок по теме

20

05.02

Сказка будет впереди. Детский  музыкальный театр: опера, балет

 Узнают значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.

Научатся  называть имена композиторов, названия произведений (опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева «Золушка»), выразительно исполнять темы героев оперы, сопоставлять
и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла

Разучите  и спойте  песню - диалог

21

12.02

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра

 Узнают значение понятий и музыкальных терминов: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.

Научатся  представлять себя в роли дирижёра и дирижи-  ровать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля

Выучите  текст песни

22

19.02

Опера " Руслан и Людмила". Какое чудное мгновенье!" Сцены из оперы. Увертюра. Финал

Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.

Научатся  проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку

 

Выполните  задания по карточке  

23

26.02

Опера " Руслан и Людмила". Какое чудное мгновенье!" Сцены из оперы. Увертюра. Финал

Вспомните   поэму А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Раздел 6. В концертном зале (5 ч)

24

05.03

Симфоническая сказка " Петя и волк" С. Прокофьева

Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра

Научатся  различать  на слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следить  по партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке

Выполните  задания в рабочей тетради  

25

12.03

 Симфоническая сказка " Петя и волк" С. Прокофьева

Нарисуйте  рисунок  

26

19.03

Картинки с выставки Музыкальное впечатление

Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей.

Научатся  проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобразительность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусорг-ского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского

Подберите стихи к музыке

4 четверть ( 8 ч)

27

02.04

Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40

Увертюра    

 Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, кон траст, увертюра, о жизни и творчестве В. А. Моцарта.

Научатся  анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки

Напойте мелодии главных тем

28

09.04

Звучит нестареющий Моцарт  Симфония № 40

Увертюра  

Представьте себя дирижёром оркестра и продирижируйте  этой музыкой

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)

29

16.04

Волшебный цветик -семицветик. Музыкальные инструменты - орган. И всё это Бах!

Узнают  значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка,

менуэт, аккомпанемент.

Научатся  слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства  на примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»)

Слушайте музыку, вспоминайте  волшебный цветок. Разучите песню " За рекою старый дом"

30

23.04

Всё в движении. Попутная песня

 Узнают  значение понятий: изобразительность
и выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторами  

Научатся  анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях
на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки

Выучите текст песни

31

30.04

Музыка учит людей понимать друг друга

Узнают  значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.

Научатся  понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений

Разучите  и спойте  песни             Д. Кабалевского

32

07.05

Два лада. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла

Узнают  значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия.

Научатся  на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущие

вишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; выполнять интонационно-образный сравнительный анализ музыки, слушать музыку, исполнять хором песни  

Выполните  задания в рабочей тетради

33

14.05

Первый Международный конкурс имени П.И.Чайковского

 Узнают  значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музыкальных произведений и отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении.

Научатся  понимать основные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о вырази тельных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях

Подберите стихи, иллюстрации  

34

21.05

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

  Узнают,  могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывы  о предпочтительных музыкальных направлениях  и любимых музыкальных произведениях своих одноклассников, послушают эти произведения.

Научатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу  и программу заключительного урока-концерта

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...

Рабочая программа по Музыке 3 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...